Надлежит воспроизвести, второй же осуществляет замысел

Двойственность эта служит характерной чертой актера».

Действительно, если судить о театральном искусстве, то роль актера

В театре исключительна, потому что у театра можно отнять все — и

Прекрасное здание, и пьесу, и художника с его прекрасными

Декорациями, и оркестр, и даже самую сцену, — но нельзя обойтись без

Актера, так же, как музыке нельзя обойтись без звука, поэзии — без

Слова, а скульптору — без гранита. «А вот на площадь придут три актера,

Положат на землю коврик и начнут играть — и театр уже есть. Это и есть

Самая сущность театрального представления» (Вл.И.Немирович-

Данченко).

И драматург, и художник, и композитор, и осветитель, и гример — все

Отдают свои силы центральной фигуре театра, актеру. Только актерское

Искусство может совершать чудеса. Как бы хорошо ни изобразил

Художник море, если актер на фоне этого пейзажа будет вести себя, как в

Комнате, иллюзия разрушится, и все старания художника окажутся

Тщетными. Зритель не поверит, что перед ним море, стихия. И, наоборот,

Если актер будет действовать правильно, т.е. найдет своему герою

Поведение, которое характерно для человека, находящегося возле моря,

Зритель поверит ему, даже если на заднике ничего не будет изображено.

Какими качествами должен обладать человек, чтобы иметь право

Быть актером?

238

Если даже самый интересный замысел писать высохшими красками

По незаг-рунтованному холсту и плохими кистями, выйдет пустая затея.

Рука живописца должна быть эластичной и чуткой, краски — тонко терты,

А холст — хорошо про-грунтован, кисти должны быть чистыми и

Сочными. Так и материал актера, его тело, голос, психика, должен быть

Готов к творчеству. Тело, руки, пальцы, ноги — весь организм его должен

Быть здоровым, гибким, пластичным, ловким, способным выполнить

Любой внешний рисунок, заказанный «верховным повелителем» актера

— его сознанием, этим «центром управления полетами». Он должен

Обладать здоровым психическим аппаратом — это основное в искусстве

Актера, — где создается, формируется, накапливается образ, который

Потом, постепенно проявляется через тело, лицо, руки, глаза, пальцы —

Во внешности.

Актер должен суметь логически мыслить, быть очень образованным

Человеком. Он должен обладать способностью чутко воспринимать

Любые события, происходящие в окружающем его мире; он должен

Обладать природным даром остро воспринимать переживания других

Людей, встреченных ли в жизни, вычитанных ли из книг, знакомых ему по

Рассказам других людей, увиденных на картине, на фотографии, на

Киноэкране. Актер должен быть темпераментным. Эмоциональные

Вспышки в момент реакции на то или иное явление в жизни — обяза-

Тельный признак одаренного актера. Актер должен обладать

Необычайно развитой творческой фантазией. Он должен уметь

Моментально сочинить в своем воображении подробнейший мир,

Окружающий его героя, его поступки, поведенческую канву жизни

Человека, которого он пытается изобразить. Он должен быть способен

Увидеть и услышать истинно прекрасное в мире, где он живет, — звук,

Движение, линию, слова, состояние природы. Должен уметь увидеть в

Неживом предмете живое существо. Обладать чувством гармонии и

Темпо-ритма. Он должен быть наблюдательным, внимание его должно

Быть сосредоточенным, устойчивым, волевым. Ко всему этому нужно

Добавить, что актер должен быть терпеливым, настойчивым. Должен

Уметь владеть собой, быть хладнокровным, иметь железные нервы,

Выдержку... и еще много-много чего должен уметь актер. Слишком много

Для одного человека.

В равной мере необходимо, чтобы актер владел и обладал приятным

Звучным голосом, имел прекрасно натренированный артикуляционный

Аппарат, речь его должна быть безупречна. Он должен быть

Наблюдательным и иметь хорошо тренированную память. Актер должен

Быть красив, хорошо сложен, не иметь никакого физического изъяна,

Должен чем-то выделяться из толпы, привлекать взгляд. На него должно

Быть любопытно и приятно смотреть. Такими качествами обладали

Лучшие представители актерского мира во все времена.

239

Глава V

ПЕРВИЧНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ АКТЕРСКОГО ИСКУССТВА

Человек есть, конечно, система (грубо

Говоря - машина), как и всякая другая в

Природе, подчиняющаяся неизбежным и

Единым для всей природы законам: но

Система в горизонте нашего современного

Научного видения единственная по

Высочайшему саморегулированию.

И.П.Павлов

Великие произведения искусства восхищают людей и в тоже время

Заставляют ломать голову над тайной их создания: как они рождались,

Случайно, стихийно или по каким-то законам? как начинался творческий

Процесс? как он развивался?

Что заставило, например, Родена лепить своего «Мыслителя»?

Может быть, его поразил где-то случайно увиденный человек, который

Сидел, задумавшись, на скамье в парке? Может быть, это было желание

Скульптора — передать свое собственное душевное состояние? Может

Быть, толчком к созданию фигуры стала мысль художника о

Неустроенности этого мира? А может быть, желание воспеть

Человеческий разум и мысль?

Сколько глины, бумаги, труда, времени обычно затрачивается, чтобы

Возник хотя бы один подобный шедевр. Сколько фантазии, таланта,

Эмоций, размышлений, точных знаний необходимо, чтобы глина стала

Податливой, подчинилась скульптору абсолютно и приняла форму

«мыслящего», выразила его идею. Как долго созревшая мысль у

Скульптора не высекается из куска мрамора, у писателя — не

Выстраивается в череду точных слов, у актера — не проявляется в

Эмоциональной, правдоподобной игре. Как трудно актеру подчинить

Свою психику, тело, свое настроение и эмоции, наконец, свои мысли

Тому, чтобы создать сценический образ «по образу и подобию» жизни.

Родену, отсекавшему от мрамора «все лишнее», вероятно, было легче...

А каково актеру, который, пытаясь создать убедительную картину

Человеческой жизни, ощущает, что ему мешает абсолютно все: не

Подчиняющиеся ему руки, ноги, тело и психика.

Его глаза, его речь и голос, весь он, вместе взятый, восстает против

Насилия, которое хотят над ним совершить. Вся его органическая


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: