Этом рассказывает миф: «Отец богов и людей Зевс, спасая незаконного

Сына Диониса от своей ревнивой супруги, которая уже успела погубить

Мать еще не родившего ребенка, «доносил» его у себя в бедре. Таким

Образом, Дионис появился на свет вторично, и потому-то ему дали

Прозвище Дифирамба — дважды рожденного».

236

Спектакль, театральное представление, — ведь тоже «дважды

рожденный»: сперва была пьеса, а во второй раз родился спектакль!

Каждый момент работы театра коллективен, все цеха и деятели

Театра в прямом и переносном смысле зависят друг от друга, все вместе

Представляют собой многоликий коллектив, руководимый режиссером.

Без режиссера — не существует современного театра.

Не присутствуя на сцене физически, рядом с актером все время

Находится художник-декоратор, который окружил его иллюзией жизни

Или, наоборот, условной театральной конструкцией, которая помогает

Актеру творить свое искусство. На актере — костюм, сшитый искусным

Театральным портным, обувь, сработанная сапожником по эскизам

Художника. На актере — парик, результат работы парикмахера и

Художника, в руках — меч, который «выковали» в недрах бутафорского

Цеха, этого целого своеобразного мира, населенного любопытными

Людьми, способными сделать все, что угодно, и снабжающими спектакли

Всеми необходимыми аксессуарами. Актер освещен искусством

Электрика. Все без исключения работники театра являются сотворцами

Спектакля. Будто бы Аполлон, собравший все свои девять муз, режиссер

Заставил их дружно работать, в нужную минуту приходить друг другу на

Помощь, соединять отдельные усилия во имя создания цельного

Художественного произведения. Искусство по своей природе есть

Выражение человеческой надежды.

Вспомним глиняные фигурки животных, пронзаемые танцующими

Первобытными охотниками для того, чтобы зверь смилостивился и

Разрешил им убить себя. Так и весь театральный коллектив: соединяя

Свои искусства, «лепит» один спектакль, в котором старается выразить

Свою надежду на лучшее будущее. Театральное искусство определяют

Как синтетическое, т.к. отдельные компоненты, соединяясь, как бы в

«спектре», в единое целое, создают совершенно новое произведение

Искусства — спектакль. Спектакль есть результат органичного

Соединения творческой работы ряда авторов, и это возможно только при

Условии, если каждый из авторов, участвующих в создании спектакля,

Выполняет свою часть работы в соответствии с единым для всех

Замыслом спектакля. Таким образом, произведения театрального

Искусства, спектакли, являются продуктом целого коллектива авторов-

Художников. «Эта большая, сплоченная и хорошо вооруженная армия

Воздействует одновременно общим дружным натиском на целую толпу

Зрителей театра, заставляя биться сразу в унисон тысячи человеческих

Сердец» (К.С.Станиславский).

Этот специфический признак искусства театра абсолютно чужд всем

Остальным искусствам: скульптор лепит свою фигуру в своей

Мастерской, поэт — сидя один за столом, композитор — за своим

Инструментом. Только оркестровые репетиции музыкантов иногда чем-

То напоминают коллективизм театра, да еще те искусства, которые по

Своей природе примыкают к нему, — опера и балет.

Ес т ь и с к ус с т в а, к ото р ы е от р а ж а ют о к р у ж а ю щ и й м и р

Непосредственно, создают художественный образ без помощи другого

Искусства. Это стихотворение, возникшее по поводу какого-либо

Конкретного события, пейзаж, натюрморт, портрет, песня, мелодия. Но

Есть искусства, которые пользуются уже ранее созданным. Это

Искусство пианиста, исполняющего музыку композитора, это искусство

Композитора, создающего свою оперу или балет на основе лите-

Ратурного произведения. Это театр, где ставят спектакль по пьесе

Драматурга. Но и драматург часто пользуется ранее созданными

Произведениями. К примеру, возьмем опять трагедию Шекспира «Ромео

И Джульетта», которая написана по известной итальянской новелле

Маттео Банделло. Или вспомним живописца, который создает свою

Картину или фреску на сюжет библейского сказания, т.е. отталкиваясь от

Ранее созданного произведения искусства.

237

Отсюда можно сделать вывод, что существуют искусства (название

Условное) одноступенчатые и двухступенчатые, или оригинальные и

Производные. Театральное искусство обязательно двухступенчато. Это

Специфический признак этого искусства.

Значит, искусство театра отличается от других тем, что:

1. материалом этого искусства является человек;

2. это искусство существует во времени и пространстве;

3. оно очень конкретно;

4. это искусство сиюсекундно и создается только на глаза у зрителя;

Театральное искусство — искусство коллектива, а не одного

человека;

6. оно — синтез многих компонентов, а не собрание их;

Оно есть обязательное производное от другого искусства.

Что еще? Еще раз то, с чего начали.

Основной специфической особенностью театрального искусства

Является человек, который — одновременно — является материалом,

Орудием и творцом своего искусства. Вот что пишет по этому поводу

Великий французский актер Коклен-старший: «Когда живописцу нужно

Нарисовать портрет, он сажает перед собой модель, закрепляет с

Помощью кисти все черты, которые может подметить его опытный

Взгляд, переносит их на холст волшебной силой искусства — и творение

Его окончено (...) Когда актер создает портрет — другими словами, свою

Роль, — он, прежде всего, путем внимательного и многократного чтения

Должен проникнуть в намерения автора, выяснить значение

Действующего лица, его верность истине, воспроизвести его по

Собственному замыслу и, наконец, увидеть его таким, каким он должен

Быть. С этого мгновения его модель готова. И только теперь, подобно

Живописцу, он схватывает каждый штрих и переносит его, но не на холст,

А на самого себя (...) Орудие актера он сам. Материал для его искусства,

То вещество, которое он обрабатывает и изменяет, чтобы создать что-

Нибудь, — это его собственное лицо, его тело, его жизнь. Из этого

Следует, что в актере два человека: один — творящий, другой —

Служащий ему материалом. Первый из них задумывает лицо, которое


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: