Программно-целевое планирование США

Содержание

Введение

Основная Часть

Программно-целевое планирование США

Программно-целевое планирование Франции

Программно-целевое планирование Канады

Программно-целевое планирование Великобритании

Программно-целевое планирование Австралии

Заключение

Список литературы

Введение

Программно-целевой метод планирования (program-objective methods in planning) - метод, при котором цели плана увязываются с ресурсами с помощью программ.

Он основан на применение системного подхода и предполагает формулирование целей экономического развития, их разделение на подцели, выявление ресурсов, необходимых для их согласованной реализации и определения результатов.

Сущность программно-целевого метода планирования заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, в разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования.

Программно-целевое планирование построено по логической схеме “цели - пути - способы - средства - результат”

1. Особенностью данного метода планирования является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов. Программно-целевой метод планирования “активен”, он позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства других методов

2. Программно-целевой метод планирования является одним из основных инструментов формирования бюджета, ориентированного на результат, и наиболее ярко выражает его основные принципы. Этот метод заключается в установлении или отборе приоритетных целей и задач использования бюджетных средств и в разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в заданные сроки.

Программно-целевой метод планирования расходов способствует соблюдению единого подхода к рациональному использованию средств для решения наиболее острых проблем государства, региона, муниципального образования и является инструментом выравнивания экономического развития отдельных территорий. В основу программно-целевого подхода положена система программ, которые реализуются государственными органами разного уровня, государственными органами разного уровня с участием частных компаний или частными компаниями при государственной поддержке.

Программно-целевой метод является одним из наиболее распространенных и эффективных методов государственного регулирования экономики, применяемых в большинстве развитых стран. Впервые программно-целевой метод был введен в частном секторе.

 

 

В настоящее время одним из основных факторов экономического роста является повышение эффективности государственных расходов, и прежде всего, путем внедрения программно-целевого управления бюджетными средствами за счет увязки ресурсов и достигаемых результатов и отхода, таким образом, от затратных принципов распределения государственных средств. При этом, с помощью программ возникает возможность решения органами власти проблем, носящих межотраслевой, межтерриториальный характер, за счет консолидации ресурсов бюджетов разных уровней и привлечения внебюджетных источников. С 2013 года расходы бюджетов всех уровней должны быть запланированы и исполняться на основе утвержденных государственных и муниципальных программ.

Программно-целевые подходы в организации бюджетного процесса подразумевают не только разработку и реализацию соответствующих программ в долгосрочной перспективе, но и организацию эффективного контроля за достижением прогнозируемых результатов.

Следует отметить, что долгосрочные и ведомственные целевые программы в последние годы активно используются при формировании и исполнении бюджетов всех уровней, однако существующий механизм далек от совершенства и не позволяет полностью использовать преимущества программ в качестве инструмента управления государственными расходами

Вместе с тем, мировой опыт стран с развитой бюджетной системой (США, Канада, Великобритания, Австралия, Франция, Швеция) показал, что масштабное применение программно-целевого бюджетирования является полезным инструментом для повышения эффективности и прозрачности использования государственных средств, усиления ответственности при их расходовании. Рассмотрим программно-целевое планирование бюджета на примере стран большой семерки (США, Канада, Франция, Великобритания) и страны переселенческого капитализма(Австралия).

 

 

Программно-целевое планирование США

Соединенные Штаты Америки имеют наиболее богатый опыт программно-целевого бюджетирования. Впервые идея о законодательном закреплении понятий программного бюджетирования принадлежала американскому предпринимателю, собственнику автомобилестроительной компании “Форд” Линдону Джонсону, который в то время был президентом США. В середине 1960-х гг. министр обороны США Роберт Макнамара перехватил эту идею и решил применить ее в министерстве, которое он возглавлял. Со временем было принято решение об использовании данного метода во всех министерствах США.

 

Бюджет США формируется по 19 функциям, в рамках каждой функции выделяются направления расходов, которые в свою очередь распределяются по программам. Особенность программного бюджетирования в США на современном этапе заключается в том, что программный бюджет не утверждается законом о бюджете (законами об ассигнованиях).

В ежегодно принимаемых Конгрессом 13 актах об ассигнованиях в развивающихся странах утверждаются объемы бюджетных обязательств, которые ведомства могут брать на себя в течение периода, установленного соответствующим актом об ассигнованиях (эти периоды могут выходить за пределы бюджетного года). Программный бюджет США планируется на десятилетний период. Каждое агентство составляет бюджет, ориентированный на результат, в котором стратегические, долгосрочные и краткосрочные цели увязаны с ожидаемыми расходами на их достижение.

 

Закон о достижении результатов от 1993 года требует, чтобы федеральные министерства и ведомства ежегодно представляли стратегические планы, годовые планы деятельности и ежегодные отчеты об исполнении программ. В отчетах о результатах деятельности осуществляется сравнение достигнутых показателей социальной эффективности с запланированными. В случае несовпадения органы исполнительной власти обязаны объяснить причины этого и определить мероприятия, которые позволят достигнуть ранее запланированных показателей. Кроме того, органы исполнительной власти могут обосновать недостижимость ранее установленных целей и предложить новые. На сегодняшний день в США создана структурированная система оценки бюджетных программ. Ключевую роль в подготовке программного бюджета играет созданное для этих целей при Президенте США Административно-бюджетное управление (Office of Management and Budget — OMB). OMB ежегодно уточняет подробную инструкцию о подготовке, представлении и исполнении бюджета, в том числе о составлении стратегического плана. OMB в 2001 году впервые разработало систему рейтинговой оценки программ — инструмент PART (Program Assessment Rating Tool) с целью повышения эффективности и результативности государственных программ. Инструмент PART применялся в 2001–2009 годах и состоял примерно из 30 вопросов (их количество могло варьироваться в зависимости от типа программ).

 Все вопросы были разделены по четырем областям оценивания.

Первый блок вопросов относился к структуре и целям программы — учитывались прозрачность целей и задач, степень конкретизации конечных результатов.

Второй блок включал в себя вопросы стратегического характера — обоснованность направленности программы, необходимость ее проведения в перспективе, приоритетность этого направления относительно долгосрочного периода.

Третий блок вопросов соответствовал категории финансирования программы, то есть были даны пояснения о необходимости обеспечения программы бюджетными и внебюджетными средствами, об эффективности использования бюджетных средств в ходе ее реализации.

Четвертый блок отвечал за конечный эффект программы — оценивалась степень проработанности показателей конечного эффекта, их взаимосвязанность с показателями конечного результата.

 

Кроме непосредственно оценки программы PART также оценивал факторы, на которые не могут повлиять государственные ведомства, но которые ограничивают эффективность реализуемых ими программ. Например, если существовали какие-то законодательные ограничения, то могли быть предложены рекомендации по их устранению. Формализация процесса оценки эффективности с помощью PART была направлена на получение обоснованных и объективных рейтингов бюджетных программ. Низкий рейтинг программы вовсе не означал автоматического снижения в финансировании из бюджетных средств, а высокий рейтинг не гарантировал первоочередности в обеспечении бюджетными средствами. После присвоения оценки давались рекомендации по улучшению программы, о выполнении которых ведомство обязано доложить в годовом отчете о своей деятельности. Также с 2004 года Бюджетное управление при Президенте проводит систематические процедуры оценки реализации программ по пятибалльной шкале: эффективная, умеренно эффективная, адекватная, неэффективная, невозможность оценки результатов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: