Программно-целевое планирование Франции

Реформа бюджетного процесса во Франции началась в 1999 году. С принятием в 2001 году Конституционного закона о государственных финансах во Франции реформирование бюджетного процесса проходило в рамках общей реформы государственного управления. Система бюджетного контроля во Франции была значительно изменена: повысилась бюджетная прозрачность, модернизирована система органов бюджетного контроля, возросла роль парламента в бюджетном процессе и его информированность. Важнейшим нововведением закона о государственных финансах стало изменение структуры представления бюджета. Государственные расходы стали группироваться по миссиям, программам и акциям. Цель такого изменения — переход от логики расходования к логике результата. Отныне смысл исполнения бюджета заключается не в расходовании средств, а в достижении поставленной цели. Структура органов государственного аудита во Франции во многом отлична от российской: она сложнее, более многоступенчата. В последнее время функции аудита во Франции все больше расширяются в сторону оценки эффективности использования бюджетных средств и оценки действий управляющих структур с точки зрения эффективности их работы. Интересна структура современного французского закона о бюджете. В его рамках формулируются так называемые миссии — глобальные задачи соответствующего бюджета.

Так, на 2010 год было определено более 40 миссий. Они распределяются на подзадачи — программы, а те в свою очередь на действия — подразделения программ. На 2010 год в бюджете заложено 685 действий. Парламент, рассматривая бюджет, не может полностью отменить ту или иную миссию. Аннулировать можно лишь программы с последующим перераспределением средств между другими программами данной миссии. Миссии могут относиться к сфере ответственности сразу нескольких министерств, то есть их реализация потребует создания не только ведомственных, но и межведомственных программ.

Закон о бюджете Франции содержит конкретные показатели, которые характеризуют достигнутые результаты (обычно их около 1500). Ответственность за отдельную программу возлагается не более чем на одно министерство, даже если это межведомственная программа. Для управления каждой программой назначается ответственное лицо. В пределах, соответствующих министерским программам расходов ответственное лицо получает почти полную свободу перераспределять средства, переносить ассигнования на следующий бюджетный год. В обмен на повышение гибкости руководитель программы должен следовать ее целям и отчитываться за управление расходами на программу. Для этого используются три критерия: социальная и экономическая результативность, качество услуг и эффективность. В начале 1990-х годов научным советом по оцениванию были введены стандарты для оценки качества практики оценивания. Осенью 2003 года генеральным собранием Французского общества оценивания был утвержден документ под названием «Хартия оценивания государственных политик и программ».

 

Программно-целевое планирование Канады

В Канаде применяется более широкое толкование программных расходов. Под программой понимается вид (категория) бюджетных расходов, которые имеют общую цель и которые выделяются в бюджете как объекты голосования в Парламенте. В такой трактовке программными расходами являются текущие, капитальные расходы департаментов, гранты и трансферты физическим лицам, организациям, органам других уровней власти, кредиты. Программные расходы сгруппированы в рамках функциональной и ведомственной структуры. Первый уровень образуют виды услуг, сгруппированные по алфавиту. В бюджете на 2010-2011 гг. выделяются 25 категорий услуг (функций), включая сельское хозяйство и продовольствие; канадское наследие; гражданство и иммиграция; окружающая среда; финансы; рыболовство и океаны; международные дела и торговля; здравоохранение; человеческие ресурсы и профессиональная подготовка; по делам индейцев и развитию северных территорий; промышленность, статистика; правосудие; национальная оборона; природные ресурсы. Второй уровень образуют ведомства, третий – программы ведомства, по которым осуществляется голосование в Парламенте.

В Канаде годовое бюджетное планирование осуществляется в рамках установленного пятилетнего плана, т.е. министерства ежегодно готовят стратегические и оперативные планы. В стратегических планах излагаются цели министерства, альтернативные стратегические действия для их осуществления, предлагаемые изменения в существующих программах и даются оценки программ.

В оперативных планах содержатся сведения об операциях министерства, а именно: способы достижения целей министерства; оценки прибыли и расходов по каждой программе и видам деятельности на каждый год; методы, используемые для оценки прибыльности и эффективности операций и прогнозируемые тенденции изменения уровня расходов и доходов от программ. Большое значение придается показателям результативности, которые должны быть адекватными, значимыми и измеримыми, ориентированными на конечный результат деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: