double arrow

Упражнение 25 «Рисование черепа».


1 этап: Правильная гармоничная компоновка в листе.

2 этап: сперва нужно правильно выбрать точку зрения. Затем необходимо обратить внимание на линию горизонта. Она должна быть примерно на уровне глаз. Перед тем как начать компоновку, следует тщательно рассмотреть изображаемый череп, изучить его со всех сторон. Затем, правильно закомпоновать изображения черепа на листе. Размер изображения по отношению к размеру листа должен быть гармоничным. Следует учитывать, что с лицевой стороны изображения, как правило, должно оставаться чуть больше свободного места, чем со стороны затылка.

3 этап: Форму черепа и самой головы можно определить как объёмный предмет, который имеет объёмно-пространственные характеристики: длину, ширину, высоту. Любая изображаемая форма в своей основе может рассматриваться как геометрический объём, тем самым подчиняясь основным закономерностям перспективы и светотени. Грамотное рисование черепа поможет правильно изображать голову человека. Все детали, образующие конструктивную основу черепа, нужно рассматривать в соответствии с его реальной формой, отбирая для начала то, что поможет понять большую обобщённую конструктивную форму с последующим её уточнением по мере усвоения закономерностей строения черепа. При построении изображения черепа следует ориентироваться по средней профильной линии, проходящей вдоль всей формы черепа и условно разделяющей череп симметрично на две половины: правую и левую. Разделительная осевая линия черепа помогает легко производить построение формы в любом положении. Строя обобщённую конструктивную форму черепа, следует ориентироваться по опорным точкам, которыми могут являться характерные костные выступы и углубления. При внимательном изучении закономерностей строения костных образований довольно отчётливо проявляются их характерные точки. Главное, научиться определять характерные точки на костных образованиях, ориентироваться по ним, представляя общую форму плоскостями, сферами и выражать её графическим языком. Надо иметь ввиду, что кроме основных образующих поверхностей черепа, имеются ещё три плоскости, замыкающие общий объём формы черепа в его основании. Если рассмотреть форму строения черепа снизу, то обнаружим ещё одну поверхность, образующую низшее основание черепной коробки, которая проходит от уровня нижней затылочной кости через сосцевидные отростки к тыльным краям верха нижней челюсти. К этой части примыкает дополнительная плоскость, образующая тыльную поверхность нижней челюсти. Таким образом, на этом этапе построения, ориентируясь по разграничительным линиям, можно чётко представить обобщённую конструктивную форму черепа, без детальных подробностей.






4 этап: при построении деталей черепа не следует заострять внимание на чём-то одном: необходимо уточнять и анализировать детали, не забывая общее. Такой последовательный подход даёт возможность вести рисунок цельно, без ошибок и искажений. Когда эта задача будет решена, необходимо приступать к рисованию мелких форм, переходя к анализу и уточнению деталей на лицевой поверхности как одной из самых сложных в системе образующих форму черепа плоскостей. На этом этапе построения можно приступить к разметке уровней местоположения надбровных дуг, основания носа и его костей, и нижних краёв глазничных впадин. При этом важно не забыть проверить и уточнить среднюю линию. Приступая к уточнению деталей на лицевой поверхности, надо помнить, что вся эта поверхность имеет выпуклую форму. Поэтому при уточнении изображений деталей на её поверхности следует строго придерживаться этой формы, которая хорошо наблюдается при рисовании черепа в положении «в профиль». Причины такой выпуклости обусловлены анатомическим строением костей черепа. Обобщённая профильная линия лицевой поверхности черепа помогает выразить выпуклую форму этой поверхности. У разных людей, независимо от индивидуальных особенностей, имеется общая для всех единая структура строения. Следует помнить о парности строения формы: рисуя видимую часть, нужно помнить о части, находящейся на невидимой стороне, или, изображая дальнюю половину, не забывать о ближней. Следуя принципу парности строения форм, необходимо строго придерживаться средней профильной линии с учётом пропорций и перспективного сокращения. Этого принципа следует придерживаться на всём протяжении работы над рисунком черепа.



5 этап: Приближая рисунок к завершающему этапу, необходимо его проверить. Это следует делать не с места рисования, а обязательно вставая и отходя на расстояние не менее 3-4 метров от рисунка. Только на таком расстоянии можно лучше увидеть ошибки, допущенные в процессе построения рисунка, а также проследить за его цельностью. Заметив ошибки, сразу нужно их исправить. Итак, проверив и исправив допущенные ошибки, уточнив дополнительно недостающие элементы в построении изображения, можно переходить к следующему этапу.

6 этап: В учебном академическом рисунке ценятся не только конструктивная часть, но и выразительность. Ориентируясь по намеченным линиям, приступайте к уточнению характера форм как всего черепа, так и его деталей, добиваясь убедительного объёмно-конструктивного построения изображения. Выразительность рисунка во многом зависит от правильного решения тональных задач. Приступая к тональной моделировке формы черепа, следует определить положение источника света относительно модели. Это необходимо для того, чтобы точно определить угол направления светового луча к поверхности модели, на которую этот луч падает, а также для дальнейшей светотональной корректировки. Исходя из закона света и тени, наиболее ярко освещены участки поверхности, расположенные перпендикулярно источнику света, особенно поверхности, находящиеся ближе к нему. А поверхности, которых луч касается вскользь, будут менее светлыми и т. д. При этом следует отметить, что законы и правила изображения рисунка с применением светотени имеют единую для всех форм закономерность.                           

Рекомендации: не увлекаться изображением падающих теней, так как они могут разрушить форму изображения объекта. Следует делать упор на моделировку формы самого объекта.     







Сейчас читают про: