Упражнение 28 «Рисование обрубовки слепка античной головы Апоксиомена»

Техника предварительного обрубовочного эскиза предполагает развитие знаний в области формообразования и построения перспективы. Она применялась самыми знаменитыми художниками с начала 15 века и очень удобна для анализа и построения любых постановок.

Обрубовка – это рисунок или скульптура, показывающая основные плоскости, называемые планами изображения или скульптуры. Она чаще всего используется на начальных стадиях обучения рисунку или скульптуре. Умение пользоваться схемой планов и граней поможет в будущем процессе проектирования.

Базируясь на аналитическом подходе к рисунку важно понять, что для начала необходимо большую и сложную форму мысленно разложить на сочетание более простых форм - на геометрические примитивы. Поначалу достаточно трудно в гипсовой голове разглядеть геометрические примитивы. Все же её форма очень сложна, и есть масса деталей, которые не позволяют без определённой подготовки увидеть основной объем. Цельность видения модели и цельность изображения ее — одна из основных задач рисунка и эту задачу надо ставить на всех стадиях работы, начиная с первого наброска.

Поэтому сначала необходимо, не обращая внимания на детали, сконцентрировать внимание на большой форме головы и выяснить ее характерные особенности. Не следует какую-либо деталь прорисовывать тщательнее, чем другие. Рисунок на любой стадии должен быть одинаково проработан во всех частях.

При изучении закономерностей строения формы головы и правил ее изображения на плоскости рисующему необходимо, прежде всего, овладеть методами анализа общей формы головы, на основе которого протекает первоначальный этап построения рисунка. Хотя этот этап работы в академическом рисунке занимает короткое время, необходимо не только понять его суть, но и усвоить на практике.

Результаты исследований психологов дали возможность выделить четыре основных фазы процесса зрительного восприятия:

1) различение положения предмета в пространстве (в поле зрения) и грубая оценка его общих пропорций.

2) различение резких перепадов кривизны.

3) обобщённое восприятие, в котором форма представлена без различения ее деталей.

4) подробное отражение формы в полноте ее деталей.

Следуя закономерностям зрительного восприятия, необходимо в первую очередь передать общий вид головы, показать основные особенности ее формообразования. Но, чтобы правильно изобразить эту форму на плоскости листа бумаги, надо перевести реальный вид объемного трехмерного тела в проекционный, то есть уметь переключить свое восприятие с объемного видения на плоскостное. Проекционное изображение формы головы требует знания теории перспективы, умения пользоваться правилами перспективы в процессе построения изображения.

Практика показала, что построить перспективное изображение простого геометрического тела не так трудно, но изобразить перспективные сокращения такой сложной формы, как голова человека, оказывается весьма сложно. Поэтому, исходя из методического принципа обучения — от простого к сложному, от общего к частному, уже в эпоху возрождения художники, при обучении рисованию головы, предлагали применять простейшие геометрические формы. Следует отметить, все художники самых разных школ и направлений приходили к одному выводу — изображение головы надо начинать с большой формы, с выявления характерных особенностей большого объема, а затем уже переходить к деталям.

При выявлении основного объема формы головы, необходимо обратить внимание на то, что форму головы образуют две большие части — шарообразная форма черепной коробки и вытянутая подковообразная форма нижней части челюстной кости. Продолжая анализировать форму головы и составные ее части, необходимо отметить еще целый ряд закономерностей, связанных с выявлением большой формы. Так, например, в основе формы носа лежит призма. Зная эту закономерность строения формы носа, уже не так трудно справиться с его изображением. Подобный подход целесообразно применять и при построении других элементов гипсовой головы. Передать в рисунке правильно перспективные сокращения формы сложно, а построить перспективный вид упрощений не составит особого труда даже для начинающего рисовальщика. Более того, использование такого метода анализа формы и ее изображения помогает справляться так же и с решением задачами построения светотени.

Пользуясь методом «обрубовки» в начальной стадии построения изображения головы, не следует все утрировать и создавать кубистический рисунок. В длительном рисунке обрубовочная стадия построения формы занимает своё определённое место, лишь помогая в работе. При изображении обобщенной формы головы с помощью метода «обрубовки», у рисующего вырабатывается навык видеть главное, логически осмысливать увиденное и ясно представлять образ данной модели.

Таким образом, эффективность и целесообразность метода «обрубовки» при овладении искусством рисунка базируется не только на практике школы академического рисунка, но и на данных психолого-педагогической науки.

Последовательность рисования слепка античной головы Апоксиомена:

1 этап: Правильная гармоничная компоновка в листе.  

2 этап: изучить конструктивную схему построения античной головы Апоксиомена

3 этап: запомнить соотношения основных масс и узловых точек соединения объёмов античной головы Апоксиомена.

4 этап: разобрать и научиться пользоваться плоскостями, планами в построении рисунка античной головы Апоксиомена.

Светотень подразделяется на: свет, как минимум два полутона, тень и рефлекс. В зависимости от освещения рефлекс может быть светлее или темнее.

Рекомендации: не увлекаться изображением падающих теней, так как они могут разрушить форму изображения объекта. Следует делать упор на моделировку формы самого объекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: