Упражнение 26 «Рисование экорше головы (Гудона)»

Практика показывает, что рисование гипсов приобщает будущих художников-дизайнеров к великому наследию античной пластики, является для них важным средством усвоения основ мастерства и профессиональной культуры.

Большую часть среди античных слепков занимают головы. Во-первых, их пропорции и формы были сформированы на строгом эстетически обоснованном каноне, во-вторых, пластическая моделировка этих скульптур приближена к реальным пропорциям лица человека, что помогает в процессе обучения лучше усваивать элементы пластической анатомии и перейти в дальнейшем к рисованию живой натуры.

Другая положительная сторона рисования с гипсов в том, что они способствуют восприятию крупных, обобщённых форм, лишённых случайных, ненужных мелочей. Поэтому рисование гипсовой головы является одним из важнейших этапов в процессе обучения академическому рисунку.     

1 этап: Правильная гармоничная компоновка в листе.

2 этап: Постановка гипсовой головы начинается с выбора слепка классического образца, установки его на подставку неподалёку от плоскости стены, и освещения головы сверху под небольшим углом. Искусственный свет для этой цели подходит больше, так как тени остаются неподвижными, хорошо расчленяются полутона, видны рефлексы и общий светораздел по объёму головы.  

3 этап: Весь комплекс работы над длительным рисунком головы должен следовать методическому принципу – от общего к частному и от частного снова к общему, иначе говоря, от общего видения формы, через детальный анализ натуры, к общему образному выражению. Методическая последовательность работы над рисунком головы очень важна, она имеет свои особенности и нюансы, которые должен знать рисующий. Для успешного овладения приёмами рисования головы необходимо чётко представлять, что конкретно нужно сделать на каждом этапе работы, на каких моментах построения изображения необходимо сосредоточить особое внимание.

4 этап: для начала необходимо большую и сложную форму мысленно разложить на сочетание более простых форм – на геометрические примитивы. Цельность видения модели и цельность изображения её - одна из основных задач рисунка и эту задачу надо ставить на всех стадиях работы, начиная с первого наброска. Поэтому сначала необходимо, не обращая внимания на детали, сконцентрироваться на большой форме головы и выяснить её характерные особенности. Следуя закономерностям зрительного восприятия, необходимо в первую очередь передать общий вид головы, показать основные особенности её формообразования. Проекционное изображение формы головы требует знания теории перспективы, умения пользоваться правилами перспективы в процессе построения изображения.     

5 этап: Изображение головы надо начинать с большой формы, с выявления характерных особенностей большого объёма, а затем уже переходить к деталям. Этот метод позволяет сосредоточить внимание учащегося на главных особенностях формы, а не на второстепенных деталях. Овладение методом анализа и выражения большой формы в рисунке развивает у студента навыки зрительно предугадывать результат построения изображения, то есть хорошо представлять себе, как будет выглядеть рисунок в конечном виде. При выявлении основного объёма формы головы, необходимо обратить внимание на то, что форму головы образуют две большие части – шарообразная черепной коробки и вытянутая подковообразная форма нижней части челюстной кости. Передать в рисунке правильно перспективные сокращения формы сложно, а построить перспективный вид упрощений не составит особого труда. Более того, использование такого метода анализа формы и её изображения помогает справляться также с решением задач построения светотени.

6 этап: в начальном периоде рисования головы основное внимание должно быть обращено на линейно-конструктивный рисунок. Научившись выражать в рисунке основную форму, можно легче перейти к более углублённому изучению структуры формы. Для достижения успеха в работе над изображением головы человека надо научиться видеть и понимать закономерности конструктивного строения формы и уметь выражать их в рисунке. При изображении головы человека необходим анализ её конструктивной основы и умение выразить её в линейно-конструктивном рисунке. Анализируя конструктивную основу формы головы, можно выделить ряд закономерностей, которые необходимо учитывать в построениях.

 7 этап: Основная форма головы умозрительно рассекается четырьмя параллельными горизонтальными плоскостями: у начала покрова волос, по выступам надбровных дуг, у основания носа и основания подбородка, образуя три приблизительно равных отрезка. Перпендикулярно этим плоскостям форму головы рассекает вертикальная плоскость. Эта вертикальная плоскость рассекает голову на две равные части, а образуемая ею профильная линия делит лицевую часть головы на две симметричные половины. Таким образом, данная схема определяет пропорции членения формы головы.

8 этап: добиться большей точности построений можно, если предложить увязать построение профильной линии с закономерностями анатомического строения, где каждая линия обуславливается расположением костей черепа. Анализируя форму головы, по линейно-конструктивной схеме, важно обратить внимание на то, что профильная линия проходит через середину волосяного покрова, середину переносицы, основания носа, середину губ и середину челюстной кости. Точки соприкосновения профильной линии с формой головы надо соотнести не только с поверхностью, но и с костями черепа. Правильно наметив местоположение профильной линии, легче будет определить положение головы в пространстве. Для этого надо мысленно соединить прямой линией точку соприкосновения профильной линии с линией переносицы и точку соприкосновения профильной линии с линией основания подбородка и определить, какой угол образуется между этой линией и вертикалью, это и будет определять наклон всей головы.

9 этап: чтобы освоить метод изображения головы с помощью линейно-конструктивной схемы, необходимо запомнить ряд правил перспективного построения этой схемы в зависимости от положения головы в пространстве. Рассмотрим основные положения головы и разберём особенности их изображения.  

1. Голова в фас. Положение головы: на уровне глаз.

Профильная линия при изображении головы в фас – прямая и делит голову на две равные симметричные части. Линии надбровных дуг, основания носа и подбородка, а также линии разреза глаз и рта будут прямыми и горизонтальными. Линия разреза глаз проходит через слезники и уголки глаз, а точнее – по шву, соединяющему скуловую и височную кости. Линия разреза рта проходит по границе верхней и нижней губ.

2. Голова в фас. Положение головы: вид снизу.

При построении изображения головы в ракурсе снизу, конструктивные линии надбровных дуг, основания носа и подбородка должны быть округлыми и своими вершинами обращены вверх. Низ ушной раковины опустился ниже основания носа. Будут видны нижние площадки надбровных дуг, нижние плоскости носа и подбородка. Линия разреза глаз опуститься к горбине носа. Профильная линия по-прежнему остаётся прямой.

3. Голова в фас. Положение головы: вид сверху.

При построении изображения головы в ракурсе вид сверху, конструктивные линии надбровных дуг, основания носа, подбородка, разреза глаз и рта будут округлыми и обращены книзу. Низ ушной раковины будет выше основания носа. Нижние площадки носа, надбровья и подбородка скроются. Профильная линия по-прежнему останется прямой. Пользуясь схемами, надо стараться изображать их лёгкими касаниями карандаша, чтобы в законченном рисунке они как бы растворились.   

4. Голова в трехчетвертном повороте. Положение головы: на уровне глаз.  

При построении изображения головы в трехчетвертном повороте лицевая часть головы должна быть изображена в перспективе (одна половина в большем сокращении, а другая - в меньшем). Однако лицевую часть головы надо изображать одновременно - правую и левую половины - симметрично.

При положении головы в трехчетвертном повороте профильная линия уже будет изображаться немного изогнутой. Конструктивные линии надбровных дуг, разреза глаз, основания носа, разреза рта и основания подбородка будут прямые и горизонтальные.

5. Голова в трехчетвертном повороте. Положение головы: выше уровня глаз.

При таком положении головы конструктивные линии — линии надбровных дуг, разреза глаз основания носа, разреза рта и основания подбородка будут изображаться несколько изогнутыми и направленными вверх.

При данном положении головы глаз, который ближе к нам, всегда будет выше удаленного, а линии надбровных дуг, разреза глаз, основания носа и разреза рта по мере удаления от нас будут опускаться. Профильная линия будет изогнутой. Нижние площадки надбровья, носа и подбородка будут хорошо видны. Кончик носа будет выше линии основания носа.

6. Голова в трехчетвертном повороте. Положение головы: ниже уровня глаз.

При построении изображения головы ниже уровня глаз конструктивные линии надбровных дуг, разреза глаз, основания носа, губ и подбородка будут округлой формы и обращены книзу. Кончик носа при таком положении будет ниже линии основания носа. Линия разреза глаз приблизится к линии надбровных дуг. Лицевая часть головы значительно сократится, а верхняя часть черепной коробки увеличится. Профильная линия остается немного изогнутой.

7. Голова в профиль: на уровне глаз.

При рисовании головы в профиль, намечая лицевую часть головы линиями, необходимо помнить и о той части головы, которая не видна. Таким образом, можно рассматривать голову как объемную реальную форму.

8. Голова в профиль: выше уровня глаз.

Изображение в профиль головы, которая находится выше уровня глаз, довольно простое. При таком положении головы легче уловить конструктивные особенности головы, а также перспективные сокращения.

Следя за линией надбровных дуг, можно легко заметить, что глаз, обращенный к нам, будет выше невидимого. То же оказывается и при изображении ноздрей, уголков губ, челюстной кости. В рисунке надо подчеркнуть нижние площадки надбровья, носа, подбородка.

9. Голова в профиль: голова ниже уровня наших глаз.

В этом положении конструктивные линии надбровных дуг, основания носа, разреза рта будут обращены книзу.

10 этап: Итак, приступая к изображению экорше головы человека, очевидно, что придётся руководствоваться знаниями мышц лица, их главных связей с костями черепа, шеи и плечевого пояса, а также знанием характерных движений, вызываемых их сокращениями, а за основу взять навыки, приобретённые в процессе рисования черепа.

Мышцы головы делятся на жевательные и мимические. Жевательные мышцы делятся на собственно жевательные, височные и крыловидные.

Жевательная мышца прикрепляется к скуловой дуге и к углу нижней челюсти.

Височная мышца прикрепляется к височной впадине на всём её протяжении, и, проходя под скуловой дугой, соединяется с венечным отростком нижней челюсти.

Крыловидная мышца соединяет нижнюю челюсть с основной костью и снаружи не видна.

Мимические мышцы можно подразделить на следующие группы: мышцы свода черепа, мышцы области глаза, мышцы носа и мышцы области рта. К мышцам свода черепа относятся: лобная мышца, затылочная и мышца ушной раковины. Все эти мышцы крепятся к апоневротическому шлему – плотному сухожилию, покрывающему черепную коробку, и составляют вместе с ним надчерепную мышцу.

Лобная мышца прикрепляется внизу к бровям, и при сокращении поднимает их, образуя ряд складок на лбу.

Затылочная мышца при сокращении сдвигает сухожильный шлем и связанную с ним волосистую часть головы назад.

Мышцы ушной раковины (передние, верхние и задние) крепятся к основанию ушной раковины и не имеют пластического значения.

К группе мышц области глаза относятся круговая мышца глаза, сморщиватель бровей, и пирамидальный мускул (мышца гордецов).

Круговая мышца глаза покрывает область глазницы. При ее сокращении опускается бровь и глаз закрывается веками.

Под лобной мышцей располагается маленькая мышца – сморщиватель бровей, она сдвигает брови и вызывает образование двух вертикальных складок между ними.

Мышца гордецов располагается в виде двух плоских пучков на спинке носа и, сокращаясь, образует поперечную складку у корня носа.

Мышца носа делится на две части: поперечный пучок и крыльный. Поперечный пучок при сокращении сжимает хрящи носа, образуя на боковой поверхности носа складки кожи, а также поднимает крылья носа и расширяет ноздри. Крыльный пучок при сокращении опускает крылья носа и суживает ноздри. Мышцы области рта делятся на две группы: первая – круговая мышца рта, смыкающая губы, вторая – мышцы, расположенные радиально по отношению к круговому мускулу и расширяющие ротовую щель.

Круговая мышца рта – плотное мышечное кольцо, имеющее две самостоятельные группы волокон – поверхностную и глубокую. Поверхностный слой сжимает губы, глубокий – выдвигает губы вперед.

Радиальную группу мышц области рта составляют: квадратная мышца верхней губы, большая скуловая мышца, щечная мышца, мышца смеха, мышца, опускающая угол рта (треугольная), мышца, опускающая нижнюю губу (квадратная), подбородочная мышца и клыковая мышца.

Квадратная мышца верхней губы, направляясь вниз от нижнего края глазницы к крылу носа и верхней губе, при сокращении поднимает верхнюю губу, расширяет ноздри и углубляет носогубную складку, придавая лицу недовольное выражение.

Большая скуловая мышца лежит ниже квадратной мышцы верхней губы, она связывает скуловую дугу с углом рта и верхней губой. При сокращении она тянет угол рта назад и кверху, делая носогубную складку глубже.

Щечная мышца, ее еще называют мышцей трубачей, образует толщу щеки и при сокращении прижимает губы и щеки к зубам.

Мышца смеха оттягивает угол рта в сторону. Мышца, опускающая угол рта (треугольная мышца), располагается ниже углов рта. При сокращении она опускает вниз кожу носогубной складки и угол рта, придавая лицу выражение неудовольствия и презрения.

Мышца, опускающая нижнюю губу (квадратная мышца), расположена под треугольной и при сокращении тянет нижнюю губу книзу.

Подбородочная мышца при сокращении тянет кожу подбородка кверху.

Клыковая мышца соединяет верхнюю челюсть с углом рта и верхней губой. Она лежит под квадратной мышцей верхней губы и по функции аналогична скуловой мышце – тянет угол рта кверху и в сторону.  

Рассматривая анатомическое строение шеи, необходимо, прежде всего, указать на ее костную основу – позвоночник, состоящий из семи шейных позвонков, из которых наиболее важны: первый позвонок – атлант (на нем располагается череп) и седьмой шейный позвонок, очень заметно проступающий на внешней поверхности шеи сзади.

При рисовании головы мы чаще всего будем сталкиваться с изображением грудино – ключично - сосцевидной, двубрюшной и трапециевидной мышцами шеи. Грудино –ключично - сосцевидная мышца начинается от сосцевидного отростка височной кости и прикрепляется одним пучком к грудинной кости, а другим – к ключице (отсюда название). Головки ключиц, грудинная кость и пучки прикрепленных здесь грудино – ключично - сосцевидных мышц образуют яремную ямку – очень хороший ориентир при построении шеи.

Двубрюшная мышца находится под нижней челюстью и разделена сухожильной перегородкой. Функции этой мышцы – оттягивание нижней челюсти вниз.

Трапециевидная мышца участвует в организации строения шеи только своей верхней частью. Она прикрепляется двумя мощными стволами к затылочной кости черепа по выйной линии. Сокращение одной трапециевидной мышцы наклоняет голову в свою сторону и поворачивает лицо в противоположную сторону. Если сокращаются обе трапециевидные мышцы, то голова откидывается назад.

Длина шеи спереди отмеряется от яремной ямки до подбородка, сзади от седьмого шейного позвонка до наружного бугра затылочной кости. Для правильного изображения шеи следует учитывать также форму гортани и выступа щитовидного хряща – кадыка.

10 этап: необходимо сделать компоновочный эскиз головы Экорше, проложить в нём лёгкой штриховкой светотень. Затем следует легко наметить пропорциональные соотношения величин, исходя из целого и подчиняя ему детали.

11 этап: для начала следует мысленно разложить сложную форму на образующие плоскости. Это помогает правильно увидеть объём в изображении и передать его в окончательном виде без всяких искажений в трактовке. Отображению лёгкого наклона и поворота Гудона в рисунке поможет профильная и другие вспомогательные линии построения. Эти линии наносятся лёгким нажимом карандаша, затем также легко определяется большая форма.

12 этап: Работая над рисунком экорше головы в тоне, необходимо следовать тем же требованиям, которые предъявляются к любому тоновому рисунку. Важно соблюдать принцип последовательности и выполнения рисунка от общего к частному и от частного к общему. Точно также, как и в предыдущих заданиях, важно придерживаться тонального масштаба: сперва выбрать самый тёмный применительно к натуре тон, чтобы подчинить ему все промежуточные.   


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: