Упражнение 29 «Рисование слепка античной головы Апоксиомена»

1 Стадия: компоновка.

Для рисунка головы целесообразно брать формат не более ½ и не менее стандартного листа. Предварительно надо осмотреть натуру со всех сторон, чтобы определить, как выгоднее разместить рисунок на изобразительной плоскости, определить с какой точки зрения лучше будут выражены особенности формы. Выбор точки зрения, с которой изображаемый объект выглядит наиболее выразительно, помогает успешнее решить композиционную задачу. Необходимо выбирать наиболее удачную точку зрения, а не садиться на первое попавшееся место. Более того, необходимо ясно представить, как будет выглядеть в конечном итоге рисунок. Только после этого можно браться за карандаш. Процесс рисования гипсовой головы начинается с компоновки изображения на листе бумаги. Размер изображения должен согласоваться с размером бумаги, то есть изображение не должно быть втиснуто в лист, но не следует оставлять и слишком больших полей. Как правило, рисунок головы располагается немного выше центра листа. Думая над композицией, надо увидеть характерные особенности головы и ее движение. Для этого необходимо определить общие габариты головы и разметить их при помощи коротких засечек.

Если голова расположена ан фас – то расстояние от абриса головы до края листа должны быть приблизительно равными. Если голова находится в ракурсе три четверти, то с той стороны, куда направлен взгляд, расстояние от головы до края листа должно быть несколько больше, чем с противоположной. Расстояние сверху до изображения должно быть несколько меньше, чем снизу, чтобы не возникало ощущение, что изображение провалилось в листе. Определив общие габариты головы, можно легкими линиями наметить абрис - контур головы, нанести на него осевую профильную линию, определить движение и поворот головы. Решая композиционное расположение, рекомендуется сделать несколько предварительных набросков на маленьких листах и когда соотношение рисунка с форматом бумаги будет найдено, можно приступать к длительному рисунку.

При работе над длительным рисунком положение рисующего должно оставаться неизменным на протяжении всего процесса рисования. Чтобы после перерыва в работе найти прежнюю точку зрения, можно рекомендовать следующий прием: пусть рисовальщик обратит внимание на переносицу и слезник дальнего от него глаза (если голова находится в трехчетвертном повороте). При трехчетвертном повороте головы горбинка носа частично закроет собой дальний глаз, надо заметить, насколько глаз заслонен.

2 Стадия: построение.

Основные правила, закономерности и схемы строения формы являются отправной точкой в процессе обучения художника, они дают ключ к познанию реальной действительности, помогают разобраться в сложной форме головы и брать от натуры в первую очередь самое основное. Таким образом, подводя итог, можно суммировать, что в рисовании головы человека большую помощь оказывают знание закономерностей основного конструктивного строения и умение выражать в рисунке эту линейно-конструктивную основу формы.

1 этап: Определение пропорций общей формы головы и её основных частей.

Начиная работу над построением рисунка, необходимо прежде всего отметить самые характерные особенности, положение головы в пространстве, а затем уже пропорциональные отношения частей и целого. Такое внимательное умозрительное ознакомление с натурой служит основой для перехода к дальнейшему анализу объекта. При этом следует учитывать общий характер формы головы, её пропорции и положение в пространстве.

На первых этапах работы над рисунком линии проводятся очень легко, еле-еле касаясь карандашом или углем листа бумаги. Такое набросочное изображение необходимо для того, чтобы в процессе дальнейшей работы иметь возможность вносить исправления и уточнения. Важно постоянно помнить, что линейно-конструктивное построение является лишь начальным этапом работы над рисунком, оно не гарантирует абсолютно точного выражения формы. Точность и правильность достигается длительным анализом модели на протяжении всех часов рисования. 

На каждом новом этапе построения изображения должны вноситься коррективы и уточнения. Следует отметить ряд характерных ошибок. Целесообразно все время в процессе рисования следить за достоверностью пропорционального соотношения частей и целого, за правильностью выражения конструктивной основы формы, как всей головы в целом, так и ее отдельных частей.

Определяя характер формы головы в ее обобщенном виде, можно воспользоваться методом сравнения с другими предметами. Чтобы легче было уловить общий характер формы головы, можно рекомендовать воспользоваться следующим приёмом: достаточно сильно прищурить глаза и все второстепенные детали формы пропадут, а общая характеристика объема ярче проявится в поле зрения. Мы увидим, что голова Апоксиомена по форме приближается к кубу.

Затем следует определить наклон головы. Чтобы правильно найти наклон головы, надо мысленно соединить прямой линией переносицу и середину подбородка, и представить себе, какой угол образуется между этой линией и вертикалью. Определив правильно угол наклона профильной линии по отношению к вертикали, рисующий правильно определит и наклон головы.

Уточняя положение головы в пространстве, надо проверить согласованность движений головы и шеи. Если голова органически не будет связана с плечевым поясом, то в рисунке не будет убедительно передано и положение головы в пространстве. Отталкиваясь от простейших геометрических форм: голова - шар, шея — цилиндр, важно найти их точное соотношение. От правильной передачи этого соотношения зависит и убедительность изображения головы в пространстве.

Выявляя линейно-конструктивную основу формы головы и ее основных частей, необходимо опираться на конструктивную схему построения. Вначале нужно наметить профильную линию, которая должна разделить лицевую часть головы на две симметричные части. Поскольку, как правило голова находится в трехчетвертном ракурсе и лицевая часть воспринимается нами в перспективе, то и профильная линия должна делить лицевую часть таким образом, чтобы были учтены законы перспективы — дальняя часть в сокращении -меньше, ближняя — больше. Однако в этой части построения важно быть очень внимательным, и не допускать искажений. Так как профильная линия для построения рисунка является главным ориентиром.

Наметив профильную линию, нужно разделить ее по горизонтали на три равные части, опираясь на классический канон. От линии покрова волос до надбровных дуг, от надбровных дуг до основания носа и от основания носа до основания подбородка. Отрезок от надбровных дуг до основания носа в свою очередь делится на три равные части: между первой (от надбровных дуг) и второй частью проходит условно горизонтальная линия разреза глаз, которая пересекает уголки глаз и слезники. Отрезок между основанием носа и основанием подбородка тоже делится на три равные части: между первой и второй частью проходит средняя линия рта, которую принято называть линией разреза губ. Расстояние между глазами, как правило, равно величине глаза. Важно внимательно следить за тем, как будет располагаться линия разреза глаз по отношению к переносице, надо точно зафиксировать на рисунке, в каком месте носа она пройдет. Выявляя конструктивную основу формы носа, необходимо уточнить, как расположится кончик носа по отношению к выступам скуловых костей и носогубной складке. В процессе рисования постоянно уточняются пропорции и отношения всего объема головы, изгиб серединной- профильной и расположение поперечных линий, взаимоположение и величина деталей в отношении к целому и друг к другу.

Далее объем головы намечается основными, большими поверхностями, которые слегка выявляются тоном и помогут уточнить основные массы в рисунке. На этой стадии рисующий должен определить основные пропорции лицевой части. Для этого нужно очередной раз уточнить профильную линию и проверить лежащие на ней главные точки условно горизонтального членения: точку верха лба, точку центра переносицы, центра основания носа и центр перелома подбородка. Затем следует проверить горизонтальные линии, учитывая их схождение в соответствии с правилами построения перспективы, и отметить на них условно горизонтальные размеры: ширину лба, ширину основания носа и ширину подбородка.

Далее в процессе построения рисунка головы, важно особенно внимательно следить за правильностью расположения на рисунке парных симметричных форм. Для этого рекомендуется: во-первых, парные формы рисовать одновременно, во-вторых, проводить условно параллельные линии от краёв одной из парных форм к другой. Например, верхний край глазного яблока справа и слева должен находиться на одной линии, намечая ширину и толщину века одного глаза, сразу же переходить к рисованию века другого глаза. Выявляя шаровидные формы глаз, веки следует вначале намечать только на их ширину и толщину, определить направление каждого века по отношению к горизонтали. У глаза, который ближе к нам, взлет верхнего века будет ближе к слезнику, а у дальнего — к дальнему уголку глаза. Строя призму носа, нужно следить, чтобы профильная линия находилась посредине переносицы и основания носа. То же и в отношении всей лицевой части головы. Но поскольку все эти элементы изображаются в перспективе, середину необходимо определить зрительно. Не смотря на перспективные сокращения, все части головы зрительно должны восприниматься соразмерными и симметричными.

Правильное построение профильной линии в лицевой части должно начинаться не на передней плоскости призмы носа, а на задней, и только оттуда выстраиваться по передней части, доходя до кончика носа. Симметрично от профильной линии будут располагаться крылья носа. Намечая кончик носа, надо уточнить, насколько он выше линии основания носа. При построении губ важно угадать их перспективные сокращения. Профильная линия проходит посередине носогубной складки, но расстояние от профильной линии до уголков губ с одной стороны будет меньше, чем с другой, в зависимости от ракурса. Определяя характер и величину формы губ, необходимо внимательно проверять их расположение. Для этого можно соотнести расположение уголков губ с крыльями носа, и серединой носогубной складки. Затем надо легко наметить основные группы прядей волос, и в процессе работы всё время уточнять их местоположение по отношению к остальным объёмам.

Напомним ещё раз, что на стадии построения работу следует выполнять легкими линиями, не нажимая на карандаш, чтобы замеченную ошибку можно было бы легко исправить. Важно помнить, что не следует какую-либо деталь прорисовывать тщательнее, чем другие. Рисунок на любой стадии должен быть одинаково проработан во всех частях. Если у всей головы намечены лишь основные поверхности, образующие форму, то глаза, губы и нос на этом этапе должен быть уточнен лишь в отношении общих размеров и главных поверхностей; пусть их форма будет пока несколько геометрична, но она уже должна точно располагаться на нужном месте и быть правильных пропорций.

2 этап: Деталировка головы и её частей.

Строя объем модели, целесообразно мысленно разделить его поверхность по основным планам, близким к плоскостям: передние, боковые, верхние, нижние и задние. Это поможет лучше понять особенности строения формы головы. Разграничивая переходы плоскостей, важно помнить, что линии, отграничивающие форму в пространстве, в то же время будут границами тоновых отношений — света, полутени и тени, границы, отделяющие одну плоскость от другой, будут не только границами между светом и тенью, но и границами более тонких отношений объёма. Понимание этого в дальнейшем будет необходимо и при прокладке светотени и позволит не бездумно копировать светлые и тёмные пятна, наблюдаемые в натуре, а осознанно сообразовываться с направлением поверхности каждого участка объема, отбирая только то, что наилучшим образом выявляет форму. Обсуждая в этом разделе аспекты светотени, мы несколько забежали вперед, чтобы заострить внимание рисующего на важности изучения деталей головы.

На этом этапе работы над рисунком происходит постепенное прорисовывание деталей внутри большей формы. В процессе этой работы формируется понимание закономерностей и конструктивной логики построения деталировки натуры, это позволяет проследить за переходом одной формы в другую и передать в рисунке тончайшие колебания всей поверхности модели.

Теперь можно от анализа большой формы перейти к разработке малых форм, для этого нужно точно определить их местоположение и величину. Увязать положение одной детали с положением другой, и постоянно соизмерять их с общей массой головы. Например, рисуя нос, надо следить, как он располагается по отношению к слезникам глаз и выступам скуловых костей, уху, уголкам губ и т. д. Необходимо строгого придерживаться следующего правила - рисуя детали, все время проверять, как они согласуются друг с другом и общим объёмом головы. Например, вместо геометризованной призмы носа, теперь надо изобразить реальную форму носа, какую мы видим в натуре. Теперь можно определить высоту и ширину горбинки, ширину носа у основания и кончика, величину крыльев. Уточнить более внимательно характер формы, глубину боковых плоскостей от переносицы до слезников, от кончика носа до конца крыльев носа, конкретизировать нижнюю плоскость, определить, где располагаются ноздри. Переходя к уточнению рисунка формы глаз, нужно следить, чтобы веки облегали шаровидную форму глазного яблока, одновременно следить и за толщиной век, внимательно наблюдать за перспективным изменением толщины века. На практике это целесообразно делать следующим образом: прорисовывая глаз, необходимо внимательно следить за нижними краями век, непосредственно обрисовывающим глазное яблоко. Линия внутреннего края века должна отражать округлую форму глазного яблока и слезника; затем нужно наметить слезник и толщину века, внимательно следить за тем, чтобы глаз в трехчетвертном повороте не был изображен фронтально, то есть, были соблюдены все необходимые перспективные сокращения. Прорисовывая форму губ, важно внимательно проследить прохождение профильной линии через верхнюю и нижнюю губы, определить характер и форму носогубной складки, расстояние от кромки верхней губы до основания носа.

Переходя к уточнению характера формы отдельных локонов на голове, прежде всего, нужно внимательно определить их местоположение. Чтобы легче было справиться с этой задачей, можно объединить локоны в группы. Уточняя характер локонов на одной стороне головы, надо сразу же перейти на противоположную сторону и проследить, как соотносятся локоны между собой, а уже затем переходить к уточнению каждого. Например, свисающий на лоб локон над переносицей имеет переднюю выступающую плоскость — освещенную, боковую — уходящую в полутень, нижнюю — находящуюся в тени и еще падающую тень на лоб от этого локона. Напомним, что на этом этапе работы следует делать только лёгкие уточняющие прокладки тона, которые в дальнейшем будет легко исправить.

3 Стадия: пластическая характеристика формы с помощью светотени - моделировка:

На этой стадии следует учесть, что в световой зоне анатомические подробности головы прорисовываются более конкретно. Графически выразить, как по мере удаления деталей модели от источника света контрастность светотеневых отношений будет ослабевать, четкость рисунка будет снижаться и размываться, а на переднем плане наоборот, детали будут хорошо видны, объем будет чётко лепиться светотенью, штрих будет более жёстким.

Уточним что, моделируя форму тоном, не следует оставлять чистым лист бумаги в местах рефлексов на теневых пятнах. Вначале следует передать объем простыми графическими средствами: светом, полутоном, тенью; а затем уже выявлять рефлексы, ослаблением его собственного тона и усилением тона окружающих его поверхностей. Важно постоянно помнить, что не следует торопиться набирать тон в полную силу, а усиливать нажим карандашом на бумагу постепенно.

1этап: Определение основных тоновых планов, образующих форму головы и её основных частей.

Наметив линейно-конструктивную основу формы головы, можно переходить к выявлению ее объема посредством светотеневых отношений. Здесь очень важно выдержать взаимосвязь линии и тона. Границы поверхностей, образующих объем, выражаются в рисунке линейно. Линии условно расчерчивают форму головы на планы и являются границами света, тени и полутонов. Особо внимательно надо следить за градациями тона, другими словами, в каких местах контрасты света и тени будут резче, а в каких более мягкими.

Вначале целесообразно легко проложить только тени, это позволит увидеть общий характер формы как всей головы, так и ее составных частей, что отчасти уже было сделано на предыдущих стадиях рисования, а при обнаружении неточностей, внести необходимые исправления. В линейно-конструктивном рисунке пластическая характеристика не так ясно читается, а при прокладке тона, даже легкой штриховкой, объем формы становится гораздо более ясным.

Прорабатывая моделировку формы головы, необходимо учитывать, что лицевая часть головы (нос, лоб, локоны) по тону должна быть светлее боковой (щеки, уши, свисающие по бокам пряди волос). При распределении светотени на форме рисующий должен накладывать штрих таким образом, чтобы плоскости, расположенные в пространстве под различными углами к лучам света, не были покрыты тоном одной силы. Для этого вначале должны быть проложены тени, затем перейти к полутонам, и, наконец, к светам.

Объем головы в этой стадии вначале намечается основными, большими поверхностями, которые слегка выявляются тоном. Мелкие детали временно можно опустить. Затем намечаются линии падающих и собственных теней, все тени прокрываются ровным мягким штрихом. Продолжая работу в тенях, можно усилить очертания собственных теней, создать рефлексы. Но важно помнить, что не следует увлекаться падающими тенями в ущерб общей моделировке формы. Эти тени зависят от освещения и носят, в общем, случайный характер, особенно, если в аудитории несколько источников света. Часть из них следует игнорировать, оставив только те, которые лучше выявляют общею форму головы и её детали. Поработав в тенях, можно перейти к выявлению тоном общей массы головы. Следует заметить, что на любой стадии работы рисунок не должен представлять набор отдельных изображений. Рисовать необходимо общую форму, которую все время надо чувствовать и передавать. Весь рисунок головы следует вести парными частями (правая-левая), только тогда он будет объемным.

Тем, кто решил сделать рисунок с фоном, нужно помнить, что вводить фон целесообразно постепенно, чтобы голова была правильно изображена в пространстве. По законам светотени со стороны освещенной части гипсового слепка головы фон (плоскость степы) выглядит темнее, а с теневой стороны той же модели она выглядит светлее, в целом же фон должен уходить в глубину. Начинать процесс рисования фона надо одновременно с линейно-конструктивным построением. Очень важно правильно определить тоновую насыщенность фона, в зависимости от его собственного цвета и условий освещения. Такой подход к работе будет способствовать развитию тонкости восприятия тона и более осмысленному выражению формы в рисунке.

2 этап: Детальная моделировка головы средствами светотени.

Продолжая детальную моделировку формы, важно внимательно следить за правильностью формообразования каждой детали, не отвлекаться на случайные детали, не имеющие отношения к форме модели — сколы гипсов, щербинки, загрязнения и т. п. Надо внимательно следить за пластической характеристикой формы, за переходом одной формы в другую. При этом тонкие светотеневые градации помогают рисовальщику видеть и правильно передавать изображаемую структуру формы. Разрабатывая детальную моделировку изображения, штрих на бумагу важно класть по направлению движения формы (штрих по форме). Лепить форму штрихом, как скульптор, обозначая направлением штриха вогнутые и выпуклые поверхности. Необходимо, работая кончиком карандаша, как бы огибать поверхность, а на острых выходах формы штрих необходимо нарочито усиливать, что позволит разделить планы, создать воздушную перспективу. Работу тоном следует вести осмысленно и планомерно, не делать бессмысленной хаотичной тушёвки.

3 этап: Заключительная моделировка рисунка головы средствами светотени.

Это самый ответственный этап работы в процессе завершения работы над рисунком. На этом этапе происходит подчинение деталей целому, уточнение рисунка в тоне, согласование рефлексов и полутонов по отношению к свету и тени, уточняются графические средства воздушной перспективы. Продолжается углубленная проработка всей формы и ее деталей. Тени усиливаются, прокладываются полутени, намечаются рефлексы. Начинается активная работа над выявлением формы мелких поверхностей.   

Приступая к детальной проработке формы светотенью, важно внимательно сверить свой рисунок с натурой и только после этого начинать вырисовывать подробности формы. Нажим карандаша на бумагу нужно усиливать постепенно. На этом этапе идет дальнейшая углубленная проработка всей формы, и её детализация. Например, уточняется форма ушей, у носа строятся остальные мелкие поверхности, — детально лепится форма крыльев носа, намечаются ноздри, уточняется толщина носа, детально моделируются веки и зрачки глаз. На последнем этапе рисования следует добиваться возможно более полного сходства с моделью. Желая передать материальность гипсовой голове, внимательно следите за рефлексами на деталях головы и за плавными переходами от света к полутону и от полутона к теням.

Света, собственные и падающие тени, рефлексы и блики на модели по мере удаления её от света ослабевают в тоне, приближаясь же к источнику света, в соответствии с особенностями нашего восприятия и законами светотени. Света и тени усиливаются - увеличивается контраст изображения. В процессе моделирования формы по частям, важно выдерживать соразмерность деталей и не нарушить степень их тоновой насыщенности. Вся эта работа требует многократной проверки общего состояния рисунка, сравнения его с моделью в целом. Кроме того, нужно позаботиться и о тональном единстве рисунка, уточнить относительную силу теней, полутеней, бликов, рефлексов, правильное соотношение всех этих тоновых отношений с фоном. Выполняя в правильной методической последовательности рисунок, рисунок ведётся с самого начала от общего к частному, от целого к деталям, а на завершающей стадии, уже обогащенный деталями рисунок, приводите опять к целому.

4 Стадия: подведение итогов работы над рисунком.

Аккуратность, чистота отделки всегда высоко ценилась в искусстве. Передача материальности требует ювелирной обработки рисунка. Эмоциональными росчерками здесь ничего не добьешься. Необходимо обладать внушительными знаниями и прочными навыками.

На последнем этапе работы над рисунком надо прежде всего проверить общее состояние рисунка — подчинить детали целому, уточнить рисунок в тоне, сравнить блик со светом, рефлекс с полутоном и т. д., так как отдельные детали не должны выпадать из общего ансамбля. Затем еще раз нужно уточнить все пропорции, графический строй рисунка, проверить создана ли линейная и воздушная перспектива. Во время детальной проработки формы рисующий мог несколько сбить рисунок, в работу могли вкрасться неточности. Чтобы легче было увидеть ошибки, можно отставить рисунок на расстояние и посмотрите на него издали.

Необходимо еще раз выявить самое темное и самое светлое место постановки, и от них, сопоставляя всю градацию полутонов и теней, привести весь рисунок к целостному решению. При проверке правильности рисунка детали дальнего плана должны быть проработаны менее чётко и контрастно чем переднего. Завершается работа обобщением рисунка, приведением его к гармоничному целому. Это необходимо потому, что, увлёкшись детальной проработкой, можно упустить из виду, как некоторые части рисунка могли получиться мало связанными с общим, оказались слишком дробными или контрастными, излишне выпуклыми, а некоторые важные части оказались зализанными, плоскими, стали маловыразительными. Только после всех этих проверок и уточнений рисунок можно считать полностью законченным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: