Методика составления игровой карточки

    Карточка-задание представляет собой источник информации о двигательной деятельности, выполняемой в соревновательно-игровой обстановке. Для удобства пользования и нахождения все соревновательно-игровые задания имеют порядковый номер.

    В каждом задании указаны конкретные задачи, способствующие развитию и воспитанию как целого ряда психофизических качеств, так и формированию и совершенствованию отдельных технических элементов (умений и навыков) в условиях, приближенных к реальной соревновательно-игровой обстановке.

    Эти задачи на первых этапах могут быть сокращены до минимума или при успешном освоении дополнены и усложнены более высокими требованиями как к количеству, содержанию, трудности выполнения, так и к сочетанию, комбинированию различных вариантов двигательной деятельности.

    Например, для задания «Эстафета с обручем» (гимнастика) задачи можно сформулировать так: «Формирование ритма вращения обруча, развитие быстроты, ловкости и точности движений при коллективных взаимодействиях».

    Кроме того, в карточках указывается необходимый инвентарь (в нашем случае — гимнастический обручь и место проведения занятий: спортивный зал, площадка, приспособленное помещение, рекреация.

    Все соревновательно-игровые задания построены по одной принципиальной системе. Они состоят из четырех разделов передачи нужной информации, включающих схему построения, содержание двигательных действий, правила их выполнения и организационно-методические указания (ОМУ).

    Раздел 1 - схема построения

    Первый раздел — схема построения. На схеме указывается место преподавателя (наиболее удобное для обозрения и руководства). Условными обозначениями (символами) указываются расположение игроков одной и другой команд, направление движения и последовательность действия. Обычно дается один из возможных вариантов схематического расположения учащихся. Язык символов наиболее прост и доступен для восприятия двигательного действия. При его использовании возрастает эффективность обучения.

    Раздел 2 - содержание действий

    Второй раздел — содержание. Он начинается с описания действия: «Первые номера в шеренгах — с обручами. По сигналу преподавателя правофланговый игрок быстро прокручивает обруч через себя и передает его стоящему рядом партнеру, который проделывает то же. И так до тех пор, пока каждый участник не выполнит задание».

    Этот раздел может быть дополнен вариантами. Например: 1) то же, но движение продолжается с возвращением обруча ведущему; 2) то же, но с перемещением последующего участника вперед шеренги до тех пор, пока ведущий не окажется на своем месте; 3) то же, но передаются сразу несколько обручей, которые лежат у ведущего участника в ногах.

    Количество вариантов может быть гораздо больше, чем предложено в игровых заданиях. Здесь все зависит от изобретательности преподавателя, его умения определить, как можно далее совершенствовать навыки учащихся.

    Раздел 3 - правила

    Третий раздел — правила, которые в конечном счете сводятся к ясным и четким действиям, не допускающим разночтения и свободного их толкования по своему усмотрению, за исключением тех случаев, где разумная и творческая инициатива поощряется, а способ выполнения целиком зависит от самого учащегося. Если в игре или соревновании ведется подсчет очков, то должны быть ясные критерии: за что и сколько начисляется, из каких слагаемых состоит конечный результат, определяющий победителя, за что наказывается участник или команда.

В «Эстафете с обручем» следующие правила: «Игру следует начинать по сигналу преподавателя. Игрок, стоящий последним в шеренге или первым заканчивающий задание, должен поднять обруч кверху, сигнализируя об окончании эстафеты. Побеждает команда, быстрее передавшая обруч».

    Раздел 4 - организационно-методические указания

    И, наконец, последний, четвертый раздел — ОМУ освещает методическую сторону двигательных действий с теми тонкостями, которые помогут лучше организовать и провести игру или соревнование.

    В нашем случае это — «передача обруча должна проводиться в строгой очередности от правофлангового последующему игроку».

    Возможны и другие организационно-методические указания, помогающие преподавателю провести игру.

    ПРИЛОЖЕНИЕ??

 



Психологическое сопровождение учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности  и воспитательная работа в условиях спортивно-оздоровительного лагеря

При прохождении технологической практики учащиеся–практиканты после ознакомления с планом спортивно-массовых мероприятий спортивно-оздоровительного лагеря, должны определить (выбрать) возможных  участников спортивно-массового мероприятия (Спортландии и др.). С целью изучения особенностей мотивации спортсменов учебно-тренировочной группы рекомендуется проведение тестирования  и обработка результатов (с помощью опросника потребности в достижениях Орлова (ПД)). А также проведение беседы в учебно-тренировочной группе с целью активизации мотивов участия в спортивно-массовых мероприятий спортивно-оздоровительного лагеря.

4.3.1.Методика подготовки и проведения беседы

    Беседа – это вопросно-ответная форма проведения воспитательного мероприятия. Изучение опыта использования этой формы на практике подтверждает мысль В.А. Сухомлинского о том, что некоторые педагоги не умеют воспитывать словом.

    «Воспитание словом – самое сложное и самое трудное, что есть в педагогике. Совершенной нелепостью является утверждение о том, что порок воспитательной работы во многих школах – словесное воспитание. Надо говорить о другом: о примитивности словесного воспитания, о неумении отдельных учителей воспитывать словом».

 

Подготовка к беседе

1. Определяется темы беседы (в зависимости от возраста учащихся, уровня развития детского коллектива, типичных для этого коллектива сложностей и нравственных проблем).

2. Цель беседы – усвоение определенных норм и понятий, практических выводов, которые будут сделаны.

3. Подбор фактического материала

4. Продумывание педагогом вопросов беседы.

5. Подготовка учащихся к беседе:

- объявление заранее темы беседы, указание литературы, подготовка ситуаций, вопросов, над которыми следует подумать и подобрать примеры;

- определение при необходимости индивидуальных заданий;

- определение групповых заданий.

Структура беседы

1. Определение темы беседы и пробуждение у школьников интереса к восприятию и усвоению материала.

2. Обоснование актуальности, значимости обсуждаемой темы.

3. Раскрытие темы беседы на примере жизни и деятельности выдающихся людей, а также на материале окружающей действительности.

4. Анализ положения дел в коллективе в связи с обсуждаемой проблемой и определение конкретных задач (советов, рекомендаций) по улучшению работы и поведению учащихся.

5. Обобщение итогов беседы и краткий опрос учащихся по основным положениям изложенного материала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: