Методика обучения подвижным играм

Методика обучения играм определяется целями и задачами, которые решают с их помощью. Всестороннее воспитание и гармоническое развитие занимающихся может быть достигнуто только в процессе многолетнего, систематического и правильно организованного обучения подвижным играм.

Ведущая роль в этом принадлежит преподавателю. Организуя обучение, преподаватель должен стремиться:

· воспитывать у занимающихся высокие морально- волевые качества;

· укреплять их здоровье и способствовать правильному физическо­му развитию;

· содействовать формированию жизненно важных двигательных качеств, навыков и умений.

Подбирать нужно так, чтобы они воспитывали необходимые качества и правильное понимание жизни. Унижение человеческого достоинства, грубость в играх недопустимы.

Важное условие успешной игровой деятельности — ясность понима­ния содержания и правил игры. И здесь, прежде всего, важны четкость и наглядность объяснения. Краткое, образное объяснение сюжета игры при необходимости дополняют показом отдельных приемов и правил. Объяснив главное, преподаватель начинает игру. Первая попытка позволяет ему проверить, как поняли дети игру. Если необходимо, то ее вскоре останавливают для дополнительных разъяснений. В других случаях остановка делается лишь для введения мелких правил и разъяснения ошибок играющих.

Содержание сложной игры объяснять сразу целиком неправильно. Дети, и особенно младшие, понять и запомнить его не смогут, поэтому лучше проводить объяснение в несколько этапов:

1-й этап — ознакомление с игрой (название, сюжет, основные правила);

2-й этап — дальнейшее изучение содержания и правил;

3-й этап — внесение дополнений и изменений в содержание и правила игры.

Если первые два этапа могут следовать непосредственно друг за другом, то последний может быть отнесен на конец игры или следую­щие ее повторения.

Объяснение полезно проводить на исходном месте, расстанавливая играющих и распределяя роли.

Обучать детей целесообразно с самых простых некомандных игр имитационного характера, постепенно усложняя их и по сюжету, и по удержанию двигательной деятельности. В дальнейшем изучают игры с элементами коллективной деятельности — переходные. Завершающий этап — командные игры, когда от сравнительно простых игр с поочередным участием переходят к играм с активным противодействием и командным соревнованиям. Логическое завершение этого этапа составляют элементарно-спортивные подводящие игры. Их освоение позволяет приступить к систематическому изучению спортивных игр.

Переходить от простых к более сложным играм нужно не дожидаясь, когда у занимающихся упадет интерес к уже изученным, Здесь нужно опираться на имеющийся опыт: каждая новая игра должна как бы вырастать из уже освоенной. Это облегчит усвоение и поможет более прочно закреплять навыки и умения.

Необходимо также последовательно усложнять известные игры, вводя в них все новые правила и варианты. Если при этом преподава­тель будет учитывать подготовленность группы и отдельных участников и соответственно определять содержание игры и отводимые роли, то это позволит долго сохранять интерес и поможет каждому раскрыть свои индивидуальные возможности.

Прочность усвоенного, как и богатство игрового опыта, является особенно важным элементом двигательной подготовки и может оказать неоценимую пользу при изучении спортивных игр. Это позволит занимающимся приобрести настоящую «школу игры», значение которой в жизни ребенка и взрослого человека трудно переоценить.

Сам процесс овладения отдельно взятой игрой складывается из двух взаимосвязанных этапов: создание предпосылок (для понимания сущности игры и необходимых действий) и непосредственное овладей игрой (многократное участие в игре с выполнением всех ролей).

Руководитель должен выбрать игру и определить ее место в уроке, подготовить инвентарь и площадки, организовать играющих, объяс­нить игру, руководить ею, подвести итоги игры.

Выбор игры. Подготовка к проведению игры начинается с выбора. При этом необходимо четко знать задачи, которые могут быть решены, а также состав группы, форму предстоящего занятия и мес­то проведения. Далеко не всякая игра подходит для любого количест­ва играющих; для каждой существует оптимальное число участников. Форма занятий во многом играет определяющую роль. То, что пригодно для урока, не подходит для перемены и т. д.

На выбор игры влияет и место проведения. В малом зале опасно проводить игры, которые требуют большой площадки. Точно также нельзя провести игру, для которой нет необходимого инвентаря. Поэтому руководитель должен иметь в своем арсенале большой запас: игр, а главное, уметь их творчески видоизменять и приспосабливать к конкретным условиям.

Подготовка места и инвентаря. Хорошая подготовка повышает эмоциональное состояние занимающихся, вызывает желание быстрее начать игру. Сюда входит уборка помещения, расстановка снарядов разметка площадки, подбор инвентаря, отличительных знаков и т.п.

Подготовка должна проводиться заблаговременно и тщательно. К ней полезно привлекать детей.

Организация играющих. От нее во многом зависит ход игры. Сюда входит расстановка при объяснении, выбор водящих, капитанов помощников, распределение по командам.

Водящих и капитанов определяют по назначению руководителя, по выбору играющих, по результатам предыдущих игр, по жребию или в порядке очередности. Выбор того или иного способа диктуется конкретной обстановкой. Важно правильно распределить силы играющих по командам. Неравенство сил делает игру неинтересной. Распределять по командам может сам руководитель или с помощью расчета и т.д.

Большую помощь в проведении игры оказывают помощники и судьи. Выделенные для этой роли ребята могут быть счетчиками очков или времени, судьями, наблюдателями за порядком и состоянием мест для игры. Помощниками могут быть ребята, освобожденные от занятий (или с ослабленным здоровьем), но лучше, если это будут авторитетные среди ребят ученики. Важна специальная подготовка организаторов игр; ее следует начинать с первых лет обучения в школе.

Объяснение. Изучение игры начинается с ее объяснения. Его лучше делать в том построении, из которого она будет начинаться.

Не следует затягивать объяснение. Дети с нетерпением ждут начала игры и с трудом выслушивают преподавателя. Рассказывать нужно живо, образно. Это особенно важно в имитационных играх с детьми младшего возраста. Дополняемый в необходимых случаях показом рассказ должен не только создать полное представление об игре, но и заинтересовать, вызвать желание к активному действию.

Объясняя игру, преподаватель должен стремиться занять место, с которого все бы могли его видеть и слышать. Если игра проходит в кру­гах, то он встает в 1—2 м от середины круга; при построении в шеренги он занимает место перед строем и т. д.

После объяснения выясняют то, что оказалось непонятным. Ответив на вопросы, преподаватель дает команду для начала пробной попытки.

Руководство игрой, бесспорно, самый трудный и вместе с тем ответственный момент работы преподавателя. Только правильное управление ходом игры обеспечивает достижение планируемого педагогического результата.

Руководство игрой включает несколько обязательных элементов: наблюдение за действиями учеников и коллективов; выявление и исправление ошибок; указание правильного способа индивидуальных и коллективных действий; пресечение проявлений индивидуализма, грубости, прочего неправильного отношения к товарищам; регу­лирование нагрузки и т. п.

Именно в руководстве игрой проявляется мастерство педагога. Оно целиком основывается на его умении видеть и понимать ход игры.

Руководитель должен выбрать такое место, откуда ему видна вся площадка. В сложных играх с большим количеством участников следует обязательно привлекать судей-помощников. В таких случаях преподавателю лучше оставлять за собой возможность наблюдать за ходом игры.

    Направляя игру, руководитель помогает выбрать способ решения игровой задачи, добиваясь активности, самостоятельности и творче­ской инициативы играющих. В необходимых случаях он может включаться в игру сам, демонстрируя, как лучше действовать в том или ином случае. Ошибки следует обязательно и своевременно исправлять, не давая им закрепиться. В большинстве случаев для этого достаточно вмеша­тельства руководителя. Исправления могут быть сделаны непосред­ственно по ходу игры и во время специальных остановок. В момент ос­тановки все играющие должны оставаться на местах, где их застал сигнал руководителя. Объяснять ошибку нужно кратко, демонстрируя правильное действие. Когда же этих приемов оказывается недоста­точно, используют специальные упражнения, отдельно разбирают ситуации и объясняют нужные действия.

Под влиянием высокой эмоциональности во время игры в поведении играющих довольно часто появляется чрезмерная возбужденность, влекущая за собой поспешность действий, нарушения дисциплины и этики поведения. Преподаватель обязан предупреждать их появление, систематически воспитывать у занимающихся умение контролировать свои поступки, подчинять их интересам коллектива, учить с уважением относиться к товарищам по команде и сопернику, играть честно, соблюдая правила игры.

В решении этих задач большую роль играет судейство. Своим
вмешательством в игру, оценкой действий и требовательностью к соблюдению правил судья удерживает ход игры в определенных рамках. Авторитет судьи очень высок, если его решения быстры, уверены понятны ребятам.

Результат игры должен определяться просто и понятно, но вместе с тем и достаточно полно. Во многих играх не следует ограничиваться только подсчетом очков или секунд; обязательно нужно учитывал правильность действий играющих. Это стимулирует закрепление технически правильных движений, которые довольно часто приносят в жертву эмоциям и духу соревнования. Ошибки в выполнении приема обычно приравнивают к метрам или секундам — как штрафные очке, которые суммируют с общим результатом.

Подсчет очков и определение победителя должны быть наглядны­ми. Для этого важно систематически информировать об изменениях в счете. Сигнализация в судействе вообще очень важна. Можно давать ее голосом, хлопком, флажком, но чаще всего свистком. Выбор способа определяется характером игры и составом играющих.

Энергичное вмешательство свистком необходимо лишь в играх с большим соревновательным накалом. Вообще же излишне громкие, частые свистки нежелательны.

Руководитель не может только наказывать, он должен пользоваться и мерами поощрения. К ним можно отнести назначение премиальных очков за правильное выполнение задания, предоставление лучшим командам некоторых преимуществ, выдвижение лучших на роль капитанов, судьи-помощника и пр.

Одна из важных задач руководителя — правильное дозирование нагрузки в игре. Из-за высокой эмоциональности дети не могут контролировать свое состояние. В результате легко может возникнуть перевозбуждение и утомление. При появлении выраженных симптомов усталости (пассивность, потеря точности и контролируемости дейст­вий, срывы в поведении, потребление и т. д.) необходимо снизить нагрузку. Регулировать ее можно различными способами: сокращать длительность игры, вводить остановки и перерывы, изменять число играющих, сокращать размеры площадки, изменять правила и роли играющих.

Заканчивать игру нужно своевременно. Затягивание ее может привести к потере интереса и чрезмерному утомлению играющих. Внезапное и нелогичное ее окончание вызывает неудовлетворенность. Нужно стремиться, чтобы к этому моменту были достигнуты цели, поставленные перед игрой, — тогда она доставит удовольствие и вызовет желание повторить ее.

Заканчивать игру обязательно организованно. Остановив играю­щих, руководитель подсчитывает результаты и объявляет победителей. После этого он проводит разбор игры. Оценивая результаты, он должен разобрать ошибки играющих, отметить положительные и отрицательные моменты в их игре и объяснить наиболее целесо­образные способы игровых действий. При этом полезно отметить лучших водящих, капитанов, судей, обратить внимание на нарушения дисциплины и порядка.

При записи подвижных игр в конспекте учебно-тренировочного занятия сохраняются все известные положения. Название игры и ее описание заносят в раздел «Содержание». В разделе «Дозировка» отмечают предполагаемую длительность игры. В соответствующую графу конспекта вносят организационно-методические указания.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: