Методика обучения играм определяется целями и задачами, которые решают с их помощью. Всестороннее воспитание и гармоническое развитие занимающихся может быть достигнуто только в процессе многолетнего, систематического и правильно организованного обучения подвижным играм.
Ведущая роль в этом принадлежит преподавателю. Организуя обучение, преподаватель должен стремиться:
· воспитывать у занимающихся высокие морально- волевые качества;
· укреплять их здоровье и способствовать правильному физическому развитию;
· содействовать формированию жизненно важных двигательных качеств, навыков и умений.
Подбирать нужно так, чтобы они воспитывали необходимые качества и правильное понимание жизни. Унижение человеческого достоинства, грубость в играх недопустимы.
Важное условие успешной игровой деятельности — ясность понимания содержания и правил игры. И здесь, прежде всего, важны четкость и наглядность объяснения. Краткое, образное объяснение сюжета игры при необходимости дополняют показом отдельных приемов и правил. Объяснив главное, преподаватель начинает игру. Первая попытка позволяет ему проверить, как поняли дети игру. Если необходимо, то ее вскоре останавливают для дополнительных разъяснений. В других случаях остановка делается лишь для введения мелких правил и разъяснения ошибок играющих.
|
|
Содержание сложной игры объяснять сразу целиком неправильно. Дети, и особенно младшие, понять и запомнить его не смогут, поэтому лучше проводить объяснение в несколько этапов:
1-й этап — ознакомление с игрой (название, сюжет, основные правила);
2-й этап — дальнейшее изучение содержания и правил;
3-й этап — внесение дополнений и изменений в содержание и правила игры.
Если первые два этапа могут следовать непосредственно друг за другом, то последний может быть отнесен на конец игры или следующие ее повторения.
Объяснение полезно проводить на исходном месте, расстанавливая играющих и распределяя роли.
Обучать детей целесообразно с самых простых некомандных игр имитационного характера, постепенно усложняя их и по сюжету, и по удержанию двигательной деятельности. В дальнейшем изучают игры с элементами коллективной деятельности — переходные. Завершающий этап — командные игры, когда от сравнительно простых игр с поочередным участием переходят к играм с активным противодействием и командным соревнованиям. Логическое завершение этого этапа составляют элементарно-спортивные подводящие игры. Их освоение позволяет приступить к систематическому изучению спортивных игр.
Переходить от простых к более сложным играм нужно не дожидаясь, когда у занимающихся упадет интерес к уже изученным, Здесь нужно опираться на имеющийся опыт: каждая новая игра должна как бы вырастать из уже освоенной. Это облегчит усвоение и поможет более прочно закреплять навыки и умения.
|
|
Необходимо также последовательно усложнять известные игры, вводя в них все новые правила и варианты. Если при этом преподаватель будет учитывать подготовленность группы и отдельных участников и соответственно определять содержание игры и отводимые роли, то это позволит долго сохранять интерес и поможет каждому раскрыть свои индивидуальные возможности.
Прочность усвоенного, как и богатство игрового опыта, является особенно важным элементом двигательной подготовки и может оказать неоценимую пользу при изучении спортивных игр. Это позволит занимающимся приобрести настоящую «школу игры», значение которой в жизни ребенка и взрослого человека трудно переоценить.
Сам процесс овладения отдельно взятой игрой складывается из двух взаимосвязанных этапов: создание предпосылок (для понимания сущности игры и необходимых действий) и непосредственное овладей игрой (многократное участие в игре с выполнением всех ролей).
Руководитель должен выбрать игру и определить ее место в уроке, подготовить инвентарь и площадки, организовать играющих, объяснить игру, руководить ею, подвести итоги игры.
Выбор игры. Подготовка к проведению игры начинается с выбора. При этом необходимо четко знать задачи, которые могут быть решены, а также состав группы, форму предстоящего занятия и место проведения. Далеко не всякая игра подходит для любого количества играющих; для каждой существует оптимальное число участников. Форма занятий во многом играет определяющую роль. То, что пригодно для урока, не подходит для перемены и т. д.
На выбор игры влияет и место проведения. В малом зале опасно проводить игры, которые требуют большой площадки. Точно также нельзя провести игру, для которой нет необходимого инвентаря. Поэтому руководитель должен иметь в своем арсенале большой запас: игр, а главное, уметь их творчески видоизменять и приспосабливать к конкретным условиям.
Подготовка места и инвентаря. Хорошая подготовка повышает эмоциональное состояние занимающихся, вызывает желание быстрее начать игру. Сюда входит уборка помещения, расстановка снарядов разметка площадки, подбор инвентаря, отличительных знаков и т.п.
Подготовка должна проводиться заблаговременно и тщательно. К ней полезно привлекать детей.
Организация играющих. От нее во многом зависит ход игры. Сюда входит расстановка при объяснении, выбор водящих, капитанов помощников, распределение по командам.
Водящих и капитанов определяют по назначению руководителя, по выбору играющих, по результатам предыдущих игр, по жребию или в порядке очередности. Выбор того или иного способа диктуется конкретной обстановкой. Важно правильно распределить силы играющих по командам. Неравенство сил делает игру неинтересной. Распределять по командам может сам руководитель или с помощью расчета и т.д.
Большую помощь в проведении игры оказывают помощники и судьи. Выделенные для этой роли ребята могут быть счетчиками очков или времени, судьями, наблюдателями за порядком и состоянием мест для игры. Помощниками могут быть ребята, освобожденные от занятий (или с ослабленным здоровьем), но лучше, если это будут авторитетные среди ребят ученики. Важна специальная подготовка организаторов игр; ее следует начинать с первых лет обучения в школе.
Объяснение. Изучение игры начинается с ее объяснения. Его лучше делать в том построении, из которого она будет начинаться.
Не следует затягивать объяснение. Дети с нетерпением ждут начала игры и с трудом выслушивают преподавателя. Рассказывать нужно живо, образно. Это особенно важно в имитационных играх с детьми младшего возраста. Дополняемый в необходимых случаях показом рассказ должен не только создать полное представление об игре, но и заинтересовать, вызвать желание к активному действию.
|
|
Объясняя игру, преподаватель должен стремиться занять место, с которого все бы могли его видеть и слышать. Если игра проходит в кругах, то он встает в 1—2 м от середины круга; при построении в шеренги он занимает место перед строем и т. д.
После объяснения выясняют то, что оказалось непонятным. Ответив на вопросы, преподаватель дает команду для начала пробной попытки.
Руководство игрой, бесспорно, самый трудный и вместе с тем ответственный момент работы преподавателя. Только правильное управление ходом игры обеспечивает достижение планируемого педагогического результата.
Руководство игрой включает несколько обязательных элементов: наблюдение за действиями учеников и коллективов; выявление и исправление ошибок; указание правильного способа индивидуальных и коллективных действий; пресечение проявлений индивидуализма, грубости, прочего неправильного отношения к товарищам; регулирование нагрузки и т. п.
Именно в руководстве игрой проявляется мастерство педагога. Оно целиком основывается на его умении видеть и понимать ход игры.
Руководитель должен выбрать такое место, откуда ему видна вся площадка. В сложных играх с большим количеством участников следует обязательно привлекать судей-помощников. В таких случаях преподавателю лучше оставлять за собой возможность наблюдать за ходом игры.
Направляя игру, руководитель помогает выбрать способ решения игровой задачи, добиваясь активности, самостоятельности и творческой инициативы играющих. В необходимых случаях он может включаться в игру сам, демонстрируя, как лучше действовать в том или ином случае. Ошибки следует обязательно и своевременно исправлять, не давая им закрепиться. В большинстве случаев для этого достаточно вмешательства руководителя. Исправления могут быть сделаны непосредственно по ходу игры и во время специальных остановок. В момент остановки все играющие должны оставаться на местах, где их застал сигнал руководителя. Объяснять ошибку нужно кратко, демонстрируя правильное действие. Когда же этих приемов оказывается недостаточно, используют специальные упражнения, отдельно разбирают ситуации и объясняют нужные действия.
|
|
Под влиянием высокой эмоциональности во время игры в поведении играющих довольно часто появляется чрезмерная возбужденность, влекущая за собой поспешность действий, нарушения дисциплины и этики поведения. Преподаватель обязан предупреждать их появление, систематически воспитывать у занимающихся умение контролировать свои поступки, подчинять их интересам коллектива, учить с уважением относиться к товарищам по команде и сопернику, играть честно, соблюдая правила игры.
В решении этих задач большую роль играет судейство. Своим
вмешательством в игру, оценкой действий и требовательностью к соблюдению правил судья удерживает ход игры в определенных рамках. Авторитет судьи очень высок, если его решения быстры, уверены понятны ребятам.
Результат игры должен определяться просто и понятно, но вместе с тем и достаточно полно. Во многих играх не следует ограничиваться только подсчетом очков или секунд; обязательно нужно учитывал правильность действий играющих. Это стимулирует закрепление технически правильных движений, которые довольно часто приносят в жертву эмоциям и духу соревнования. Ошибки в выполнении приема обычно приравнивают к метрам или секундам — как штрафные очке, которые суммируют с общим результатом.
Подсчет очков и определение победителя должны быть наглядными. Для этого важно систематически информировать об изменениях в счете. Сигнализация в судействе вообще очень важна. Можно давать ее голосом, хлопком, флажком, но чаще всего свистком. Выбор способа определяется характером игры и составом играющих.
Энергичное вмешательство свистком необходимо лишь в играх с большим соревновательным накалом. Вообще же излишне громкие, частые свистки нежелательны.
Руководитель не может только наказывать, он должен пользоваться и мерами поощрения. К ним можно отнести назначение премиальных очков за правильное выполнение задания, предоставление лучшим командам некоторых преимуществ, выдвижение лучших на роль капитанов, судьи-помощника и пр.
Одна из важных задач руководителя — правильное дозирование нагрузки в игре. Из-за высокой эмоциональности дети не могут контролировать свое состояние. В результате легко может возникнуть перевозбуждение и утомление. При появлении выраженных симптомов усталости (пассивность, потеря точности и контролируемости действий, срывы в поведении, потребление и т. д.) необходимо снизить нагрузку. Регулировать ее можно различными способами: сокращать длительность игры, вводить остановки и перерывы, изменять число играющих, сокращать размеры площадки, изменять правила и роли играющих.
Заканчивать игру нужно своевременно. Затягивание ее может привести к потере интереса и чрезмерному утомлению играющих. Внезапное и нелогичное ее окончание вызывает неудовлетворенность. Нужно стремиться, чтобы к этому моменту были достигнуты цели, поставленные перед игрой, — тогда она доставит удовольствие и вызовет желание повторить ее.
Заканчивать игру обязательно организованно. Остановив играющих, руководитель подсчитывает результаты и объявляет победителей. После этого он проводит разбор игры. Оценивая результаты, он должен разобрать ошибки играющих, отметить положительные и отрицательные моменты в их игре и объяснить наиболее целесообразные способы игровых действий. При этом полезно отметить лучших водящих, капитанов, судей, обратить внимание на нарушения дисциплины и порядка.
При записи подвижных игр в конспекте учебно-тренировочного занятия сохраняются все известные положения. Название игры и ее описание заносят в раздел «Содержание». В разделе «Дозировка» отмечают предполагаемую длительность игры. В соответствующую графу конспекта вносят организационно-методические указания.