Классификация подвижных игр

Различают три основных класса игр: некомандные, переходные к командным и командные.

В простейших некомандных играх отсутствует необходимость добиваться цели общими усилиями. Каждый играющий действует независимо от других, подчиняясь только правилам игры.

В переходных к командным играх появляются элементы согласования действий внутри отдельных групп играющих. Вначале участники действуют самостоятельно, но по мере развития сюжета игры образуются группы, в которых при решении отдельных частных задач приходится действовать согласованно.

В командных играх соревнование проходит между игровыми коллективами (командами). Действия отдельных участников здесь подчинены интересам всего коллектива. Поставленная цель достигается главным образом согласованными действиями играющих. Для определения результата игры необходимо судейство.

    Возрастание степени согласованности действий требует от участников не только психологической перестройки, но и владения навыками более сложных движений, необходимых в коллективной деятельности. Следовательно, содержание игровой деятельности усложняется по мере перехода от некомандных к командным играм.

Наибольшей сложностью отличаются командные игры, где наряду с отличным владением двигательными навыками необходима высоко организованная тактика всего коллектива. В этом отношении командные игры близки к спортивным, представляющим высший этап развития игровой деятельности. Поэтому командные подвижные игры иногда называют элементарно-спортивными.

Внутри некомандных игр принято выделять две группы: игры с водящими и без водящих.

На две группы подразделяются и командные игры: игры с одновременным участием всех играющих и с поочередным участием — эстафеты.

В свою очередь, эти группы могут подразделяться на более мел­кие — по такому, например, признаку, как форма организации.

Так эстафеты классифицируют по различным признакам, позволяющим систематизировать их и облегчить подбор игровых заданий. Эстафеты подразделяются:

§ по количеству включаемых заданий на простые и сложные. Если на всех одно задание (бег на опре­деленное расстояние, ведение мяча, переноска груза и пр.), это простые эстафеты, если два и более — сложные. В качестве последних можно использовать полосу препятствий;

§ по требованиям к выполняемым заданиям — на строго регламентированные и произвольные. Первые требуют выполнения задания заранее оговоренным способом, вторые — любым наиболее рациональным или удобным для игрока;

§ по характеру перемещений — на линейные, кру­говые, встречные. В линейных эстафетах участники передвигаются прямолинейно или выполняют зада­ние по цепочке, выстроившись в колонну или шерен­гу; в круговых — игроки перемещаются по кругу или построены в круг и, стоя на месте, передают эстафету по цепочке в одну сторону; во встреч­ных — половина участников каждой команды (де­вочки или мальчики) располагается на противопо­ложной стороне площадки и передвижение игроков или передача эстафеты (например, переброска мяча) идет навстречу друг другу;

§ по способу действий участников — на индивидуальные и коллективные. В индивидуальных эстафе­тах все участники по очереди выполняют обусловленные действия: на месте; с передвижением раз­личными способами; с передвижением и дополни­тельными заданиями. В коллективных совместных эстафетах участники передвигаются группами и успех обеспечивает согласованность действий всей команды.

Командные игры различают и по характеру единоборства играющих. Существуют игры без борьбы и непосредственного соприкосновения с соперником и игры со вступлением с ним в борьбу.

Еще более детальная классификация игр основывается на их делении по содержанию двигательных действий. Различают игры имитаци­онные (с подражательными движениями), с перебежками, преодолением препятствий, сопротивлением, ориентировкой (по слуховым и зри­тельным сигналам), с предметами (палками, лентами, мячами и др.).

Особую группу составляют музыкальные игры, использующие действия под музыку (танцы, пение).

Очень специфичны игры на местности, требующие специальной подготовки. Они довольно сложны для проведения.

В последнее время все большую популярность приобретают разнообразные подготовительные (подводящие) игры, упрощенное «держание которых позволяет довольно рано знакомить детей с такими спортивными играми, как футбол, баскетбол, хоккей, теннис и др.

Каждая игра обязательно должна обеспечить решение максимально возможного числа образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: