Методические рекомендации

    При определение темы в начале беседы необходимо пробудить интерес учащихся к восприятию и усвоению материала. Для этого можно использовать следующие приемы:

а) задать ученикам вопросы, связанные с выяснением сущности понятия, которое является темой беседы (например, что такое? вежливость? и т.п.);

б) прежде чем объявить тему беседы, нужно рассказать о каком-нибудь знаменательном событии или факте, имеющем отношение к намеченной теме;

в) прежде чем объявить тему, следует вспомнить о каком-то случае из жизни учащихся, который позволит обосновать необходимость углубленного раскрытия и осмысления соответствующей темы;

г) объявив тему, необходимо попытаться придать ей особую важность и подчеркнуть ее значение с помощью содержательного высказывания или афоризма.

    Методика изложения материала может сочетать в себе вопросно-ответную форму, рассказ и объяснение педагога, краткие сообщения учащихся по отдельным вопросам, чтение отрывков из книг, газет, использование художественных картин, видеоматериалов и т.д. При этом главная роль остается за педагогом, так как только он может глубоко и квалифицированно раскрыть суть морали.

    При анализе поведения учащихся лучше всего акцентировать внимание на положительных примерах фактах, а о недочетах говорить в благожелательном тоне, всячески подчеркивая свою уверенность в том, что учащиеся их ликвидируют.

    При проведении итогов беседы следует использовать яркие высказывания, меткие четверостишия, афоризмы с тем, чтобы беседа глубже проникла в сознание и чувства школьников. Необходимо четко выделить те категории, которые составляли цель беседы, и наметить программу деятельности по их закреплению.

Условия повышения действенности беседы

1. Эффективность данной формы просвещения школьников находится в обратно пропорциональной зависимости от их возраста.

2. Эмоциональность беседы. К методическим приемам, способствующим повышению эмоциональности, относятся: подготовка учащихся к беседе, интересное начало беседы, яркость, убедительность фактического материала, включение фрагментов других форм воспитательной работы (страничка устного журнала или живой газеты, фрагменты из видео и др.).

3. Авторитет и моральный облик педагога, так как положительные идеи до детей может донести только уважаемый и любимый ими наставник.

    Таким образом, подготовить и содержательно провести содержательную беседу – дело очень сложное и требующее больших усилий.

 

Методика подготовки и организации коллективных творческих дел

    Коллективные творческие дела (КТД) – вид познавательно–увлекательного мероприятия, направленного на развитие творческих, интеллектуальных и физических способностей ребенка. КТД мероприятие, которое преследует не только развивающие цели, но и воспитательные, практические. Педагогические цели всегда вторичны.

Представляет собой способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом жизни. КТД – основное воспитательное средство.

Методика КТД родилась в Ленинграде в 1956 году. Её автор – известный педагог И.П. Иванов. В основе методики коллективного творческого воспитания лежат идеи Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко: целеустремленность, товарищество воспитателей и воспитанников, гуманизм.

Суть КТД состоит в следующем: дети сами ищут дела по душе, сами делают выбор и отбор этих дел, сами их планируют (придумывают, разрабатывают, режиссируют) при активном участии вожатого. Вожатый лишь подводит их к пониманию задач, к ответам на вопросы: что будем делать, как, для чего, когда, где. Кто будет участвовать, с кем вместе, передает им свой опыт по ходу дела. Дети могут на разных этапах подготовки, проведения, и анализа быть в разных микрогруппах. И это очень важно. В разных группах ребенок вступает в новые отношения, занимает новые положения. Любое дело становится коллективным и творческим, если его придумали, подготовили и провели сами дети, а не предложили со стороны в готовом виде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: