double arrow

Биологические и духовные аспекты родов


Наконец наступает самый ответственный момент, появление малыша на свет: это и огромное испытание для матери и ребенка и огромная радость оттого, что появляется на свет новая жизнь. Матери важно правильно относиться к предстоящим страданиям, ибо сказано в Евангелии: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин. 16, 21).

Это понимание неизбежности страданий, неизбежности принесения жертвы ради будущей жизни может прибавить физических и духовных сил роженице. И действительно, спустя небольшое время после родов, Бог быстро стирает из памяти пережитую боль, мученья, оставляя лишь радость от встречи с малышом.

До и во время родов матери необходима усиленная молитва, призвание помощи Иисуса Христа и Богородицы.

Эти моменты являются важными духовными предпосылками успешных родов.

…Православные супруги ожидают ребенка. Переживания естественны. Понятно, что роды — большой риск, тем более что супруге неоднократно и очень настойчиво врачи предлагали сделать операцию кесарева сечения. Однако выбор сделан в пользу естественных родов. До родов остается немного; молебны заказаны, получено благословение духовного отца, а дальше, как Бог даст. В роддом поехали с ощущением праздника. Все обошлось благополучно: роды прошли за короткий промежуток времени, без осложнений, ребенок появился на свет совершенно здоровый…




* * *

Когда ребенок появляется на свет, особенно важны первые мгновенья после родов. Исследования показали: сразу после родов ребенку очень много дает телесный контакт с матерью. Другими словами, ребенка нужно не пеленать и сразу уносить, а наоборот, оставлять на теле матери, и если малыш, движимый инстинктом сам найдет грудь матери и сделает сосательные движения, это наложит позитивный отпечаток на всю последующую жизнь. У малыша заложится матрица сильного, жизнеспособного характера, который поможет преодолевать всевозможные жизненные трудности. Кроме того, первый телесный контакт ребенка с матерью способствует формированию механизма бондинга (от англ. «bond» — узы, оковы).

Специалисты, изучающие влияние телесного контакта младенца и матери, установили важнейшую закономерность. Прикосновение вызывает у матери оживление целого комплекса психологических качеств материнства, в результате чего быстро формируется привязанность матери к малышу. Также доказано, что матери, желающие отказаться от своего ребенка, пробыв какое-то время в тесном контакте с малышом, впоследствии уже не смогли осуществить задуманное, так как появившиеся материнские чувства помешали это сделать.



Скажем несколько слов и о распространенной сегодня тенденции прибегать к кесареву сечению, когда через оперативный доступ ребенок появляется на свет, минуя родовые пути. К сожалению, в гинекологии гласно и негласно существует установка, согласно которой при малейшем подозрении на неблагополучие со стороны как плода, так и женщины, производится операция кесарева сечения. Таким образом, ребенок лишается уникальной возможности проделать свой первый самостоятельный путь из утробы матери в окружающий мир.

В настоящее время существуют данные исследований, убедительно доказывающих, что дети, родившиеся в результате оперативного вмешательства, впоследствии вырастают менее приспособленными к жизни, имеют сниженный иммунитет, более подвержены различным заболеваниям и инфекциям. Поэтому, без крайней необходимости, конечно, стоит избегать подобного способа родоразрешения.

После своего появления на свет малыш вступает в период новорожденности, который длиться первый месяц и затем переходит в младенчество (первый год жизни).

Младенчество

Если сказать очень кратко о главной особенности этого периода, то малыш в первый год жизни буквально должен пропитаться любовью матери и ее заботой. Это очень ответственное время, так как ребенок на бессознательном уровне запечатлевает все, что идет из окружающего мира. Что же впитает в себя ребенок? Все зависит от матери, семьи, окружающей обстановки. Когда малыш желанный, когда мать любит ребенка безусловно, когда все вокруг пронизано заботой, когда малыш с первых дней своей жизни слышит прекрасные слова молитв, видит лики икон, он получит бесценный дар на всю последующую жизнь-, матрицу позитивной эмоциональной памяти. И, как отмечают Т.В. Склярова и О Л. Янушкявичене, «отражением Божественной любви является любовь человеческая. Ребенок, в глубине подсознания которого есть память об этой любви, впоследствии намного легче воспримет весть о Боге, чем тот, у которого опыта такой любви нет».



При этом любовь родителя к ребенку должна проходить через призму осознания в нем образа Божия. По словам Софьи Куломзиной, «в каком-то смысле последующая жизнь взрослого есть развитие полученного в детстве».

Ребенок является в мир с удивительной способностью познавать его в первую очередь эмоционально. Он очень восприимчив к чувствам матери. Прекрасное зрелище, когда к любящей матери во время кормления прижимается малыш, счастье его очевидно. Но в том случае, если мать не рада малышу, можно увидеть другую, печальную картину: такой ребенок плохо сосет, отказывается от груди, пугается и выглядит несчастным. Другими словами, с молоком матери ребенок вбирает в себя и материнское эмоциональное отношение, и отношение к окружающему миру, который первоначально воспринимается через призму образа матери, и нежность, и безопасность.

По этому поводу святитель Платон говорит следующее: «Многие матери… не почитают важным делом кормить дитя своей грудью, но на самом деле это очень важно. Для чего же Творец естества наполняет молоком сосцы матерние, если не для того, чтобы приготовить в них для младенца питательную пищу? А с этой пищей, то есть с молоком, вливаются в младенца его будущие склонности и нравы».

Святой старец Паисий Святогорец также подчеркивает важность кормления грудью, причем чем дольше, тем лучше. Это полезно и для матери, и для ребенка. Те малыши, которые не имеют грудного вскармливания, растут без утешения: разве может материнскую грудь заменить бутылочка с соской? «Малыши сосут соску, надетую на «ледяную», стеклянную бутылку, и их сердце тоже оледеневает. А потом, придя в возраст, они тоже ищут утешение в бутылке, в кабаках. Чтобы забыть душевную тревогу, они начинают пить и становятся алкоголиками».

Удивительно, насколько взгляды святого старца совпадают с выводами научной психологии, которая также подчеркивает важность грудного вскармливания. Многие авторы отмечают, что при неудачном прохождении периода грудного вскармливания у ребенка может сформироваться так называемая оральная фиксация. Тогда он, уже, будучи взрослым, будет пытаться «добрать» то, что недополучил в детстве: «заедая», «запивая», «закуривая» отрицательные эмоции. Такой механизм лежит в основе практически всех зависимостей (алкоголизма, наркомании, табакокурения), ожирения, булимии, многих психосоматических расстройств. По этому поводу можно привести много примеров. Вспоминается такая ситуация.

…Родители поженились в 25 лет, брак был вынужденный, так как отец изнасиловал мать, и она забеременела. Так родилась Люда. Она была нежеланным ребенком, и мать открыто с самого ее рождения говорила ей об этом, виня дочь в своей несложившейся жизни. Через некоторое время родился еще и сын. Вот его мать по-настоящему любила. Однако она никогда не занималась детьми, на первом плане у нее была личная жизнь: мать активно участвовала в самодеятельности, ежедневно пропадала в клубе. А так как она работала медсестрой и оказывала кое-какие услуги, то получала подарки, в доме всегда были деньги, спирт, и в результате она пристрастилась к алкоголю.

Отец работал на шахте, готовил дома еду, укладывал детей спать, но тоже злоупотреблял спиртным. Дома родители постоянно устраивали скандалы, пьяные дебоши и драки. Дети были предоставлены сами себе, все время пропадали на улице. Несмотря на разгульную жизнь, мать иногда бралась за воспитание дочери, например, требуя помочь в уборке квартиры, поэтому девочка все время находилась под страхом наказания и слушалась ее беспрекословно.

Приблизительно в 12 лет Люда подговорила свою сестру покончить жизнь самоубийством. Девочки выпили много лекарств и легли умирать, но с ними ничего не случилось, так как по незнанию они выпили глюкозу в ампулах. В 17 лет девочка подверглась групповому изнасилованию, причем она ни с кем не могла этим поделиться, мать об этом не узнала. Стремясь покончить с прошлой жизнью, Люда уехала в другой город к сестре, устроилась на работу и стала жить в общежитии.

После внезапной смерти брата Люда стала впадать в депрессию и постепенно пристрастилась к алкоголю. Отношения с мужчинами у нее не складывались, однако ей удалось выйти замуж. Людмила все больше и больше привыкала к алкоголю. Однажды в пьяном угаре она созналась мужу, что детей у них, скорее всего, не будет, и, чтобы заглушить боль, муж тоже начал пить. В результате они пьют вместе, периодически скандалят, муж избивает жену.

В это время родители продали свою квартиру и переехали в город, где жила Людмила. Теперь они пьют все вместе. По инициативе Люды брак расторгается, муж уходит к другой. Люда живет одна, периодически уходит в запой…

* * *

Дефицит материнской любви взрослый человек пытается бессознательно скомпенсировать с помощью суррогатов-заменителей. Возможно ли это? Конечно же, нет. Что же делать человеку, который получил такой негативный детский опыт? Помочь может только христианская любовь. Через воцерковление, приобщение к церковным таинствам, через благодать Божию возможно исцеление детских ран и серьезная компенсация эмоционального вакуума. Отдельно хотелось бы поговорить о крещении.

Крещение

Православная церковь рекомендует совершать это таинство на сороковой день после родов, хотя абсолютных директив по этому поводу не существует. Почему же важно крещение в столь раннем возрасте, когда ребенок, конечно, еще не понимает смысла и впоследствии, будучи взрослым, не вспомнит этого таинства? Православная Церковь по этому поводу высказывается однозначно: ребенок, появившийся на свет, не чистый невинный ангел, а потенциальный носитель глубинного первородного греха, который заложен в каждом из нас изначально.

Игумен Георгий (Шестун) пишет: «Святые отцы говорят: мы должны крестить ребенка не потому, что он грешен, а потому, что он смертен. А смертность человека — это уже есть следствие первородного греха. Крещение дает человеку бессмертие, вечное бытие. Это рождение человека для жизни вечной».

С этой позиции идет вразрез позиция гуманистической психологии, которая рассматривает человека через призму идеализации и считает, что каждый человек изначально добр, прекрасен и обладает врожденным позитивным потенциалом. Нужно только создать условия, и этот потенциал с течением времени раскроется, личность засияет яркими гранями. Все это чрезмерно оптимистично и нереально, жизнь показывает обратное.

Как говорилось выше, ребенок, к сожалению, не «чистый лист», на котором родитель пишет то, что хочет, а потенциальный носитель различных тенденций, причем не только позитивных. Протоиерей Борис Ничипоров говорил о том, что личность каждого из нас представляет собой хаос, и каждый ребенок, рождаясь, уже несет в себе зерно, в котором заложен проект будущего развития. В каком направлении пойдет это развитие, зависит, в первую очередь, от родителей, от их уровня духовности, наличия безусловной любви.

Посредством Таинства Крещения, как отмечает игумен Георгий (Шестун), происходит восстановление органической иерархичности в человеке, крещение делает его существом духовным, выводит духовное начало из-под власти плотского. «У человека некрещеного плотское начало побеждает духовное, он склонен к греху от природы. И преодолеть эту склонность своими силами он не может. А крещеный человек — это исцеленный человек. Его природа исцеляется, духовное начало обретает свободу. И задача родителей и самого ребенка, когда он войдет в разум, — сохранять эту иерархическую, восстановленную природу, чтобы на первом месте всегда было духовное начало».

Ответственность за крещение лежит на родителях. Большую ошибку совершают те из них, которые не спешат совершить таинство, думая, что ребенок вырастет и сам решит, а надо ли ему это. Это заблуждение, так как мы знаем о том, что ежеминутно идет невидимая борьба за каждую душу. Чем закончится эта борьба для некрещеного человека? Предугадать сложно, можно лишь сказать, что один в поле не воин. В нашем контексте имеется в виду один, без помощи Бога…







Сейчас читают про: