double arrow

Мельник Геннадий Александрович,

студент 2  курса магистратуры,

группы СУП-м-з-182,

направления подготовки «Юриспруденция».

Научный руководитель – Рябцева Е.Е.,

д.п.н., профессор, заведующий кафедрой правоведения

Севастопольского экономико-гуманитарного

института (филиала) ФГАОУ ВО

«КФУ им. В.И. Вернадского»,

г. Севастополь, Российская Федерация

 

Аннотация. В статье исследованы проблемы развития государственной политики России по противодействию коррупции. Приведены аргументы по актуализации ее основных направлений. Предложены конкретные пути преодоления коррупции.

Ключевые слова: коррупция, коррупционное преступление, противодействие коррупции, антикоррупционные меры, взяточничество.

Актуальность исследования. Коррупция была и остается одной из важнейших внутренних проблем России. За прошедший пятилетний период в СМИ появлялись сообщения о задержании должностных лиц различного уровня, обвиняемых во взяточничестве, незаконном присвоении государственной собственности и злоупотреблении властью. Как правило, подобные сообщения вызывают бурный общественный протест, в том числе из-за количества взяток. Можно с уверенностью думать, что в России начался принципиально новый этап борьбы с коррупцией. Его масштабы действительно вдохновляют, так как в истории постсоветской России такие прецеденты вряд ли можно отыскать.

Новизна исследования. На основании исследованного научного и статистического материала в настоящей статье представлен комплекс мер по противодействию коррупционным явлениями, основными направлениями которого являются модернизация действующего законодательства и преодоление правового нигилизма граждан.

Теоретический аспект исследования. Значительное внимание в научных исследованиях уделяется общим вопросам реализации государственной политики России по противодействию коррупции. Но, несмотря на то, что проблема противодействия коррупции давно является предметом пристального внимания российских ученых и практиков (М. П. Гуторова, А. И. Долговой, В. М. Егоршина, В. С. Комиссарова, В. В. Лунеева, С. В. Максимова, А. В. Оболонского, Е. Е. Румянцевой и др.), состоянием на сегодня просматривается дефицит исследований указанных правоотношений.

Цель исследования – изучить проблемы развития государственной политики России по противодействию коррупции; сформулировать конкретные пути ее преодоления.

Предмет исследования – нормативно-правовые акты и правовая доктрина, характеризующие российский правовой порядок в сфере противодействия коррупции.

Задачи исследования: изучить антикоррупционную политику России на современном этапе; установить процент нетерпимости в обществе к этому явлению; проработать пути повышения уровня ответственности за коррупционные правонарушения; предложить варианты преодоления коррупции.

Изложение основного материала. Правовой основой борьбы с коррупцией в Российской Федерации являются Конституция РФ, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Федеральный антикоррупционный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, а также нормативные правовые акты Правительства РФ, нормативные правовые акты других федеральных государственных органов, нормативные правовые акты субъектов РФ и муниципальные правовые акты [1].

В целях устранения причин и условий коррупции в Российской Федерации с 2008 года проводится масштабная антикоррупционная политика, направленная на формирование нетерпимости в обществе к этому явлению, повышение уровня ответственности за коррупционные правонарушения, совершенствование практики правоприменения на всех уровнях управления.

Однако текущая ситуация показывает, что меры, принятые для предотвращения коррупции, недостаточны и антикоррупционная политика требует серьезной модернизации.

По данным, ежегодно публикуемым международной организацией «Transparency International», в 2019 году Российская Федерация заняла 138 место и соответственно была отнесена к странам с высоким индексом восприятия коррупции [2].

Показательно, что в Стратегии национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683, коррупция признана одной из серьезнейших угроз национальной безопасности и стоит в одном ряду с экстремизмом и терроризмом.

Масштабы коррупции в России с каждым годом растут. В условиях экономического кризиса потери государственного бюджета исчисляются миллиардами рублей.

По официальным данным Министерства внутренних дел РФ, число преступлений экономической направленности, выявленных правоохранительными органами в 2018 году по сравнению с январем-сентябрем 2017 года увеличилось на 3,5%. Всего было выявлено 93,0 тыс. преступлений данной категории, удельный вес которых, в общем числе зарегистрированных составил 6,2%. Материальный ущерб от указанных преступлений (по оконченным и приостановленным уголовным делам) составил 317,6 млрд. руб. [3]. Для сравнения, это почти половина годовых доходов бюджета субъекта РФ, например, г. Севастополя.

Конечно же, антикоррупционная политика государства должна быть ориентирована, в первую очередь, на информационные отношения среди населения, формирование нетерпимого отношения к коррупции и совершенствование правовой культуры граждан. Например, можно провести широкий спектр мероприятий в этой области, такие как конкурсы журналистских работ на антикоррупционные темы, кинопроизводство, видео семинары и форумы, публичные лекции и образовательные мероприятия, и многое другое. Кроме того, целесообразно будет использовать возможности социальной антикоррупционной рекламы, направленной на привлечение внимания населения к проблеме коррупции, формирование в обществе антикоррупционной перспективы и т.п.

Принятие соответствующих мер продиктовано тем, что в настоящий момент у граждан существует такой стереотип, что невозможно реализовать свои законные интересы и права без подкупа или незаконного предоставления чиновникам материальных выгод. Это делает коррупционные преступления скрытыми и социально опасными. Обратите внимание, что коррупция является одним из редко обнаруживаемых незаконных действий. Только несколько процентов от фактически совершенных преступлений регистрируются по коррупционной направленности.

Безразличное отношение общества, а часто даже принуждение должностных лиц к совершению незаконных действий является мощной основой для коррупции. Такое социальное одобрение коррупционных явлений объясняется непониманием гражданами понятий «коррупция» и «коррупционное преступление». Отметим, что в российском уголовном праве нет четкого и всестороннего определения этих явлений. Уголовный кодекс РФ не перечисляет коррупционные правонарушения в отдельной главе, что затрудняет применение этих правовых норм. Таким образом, необходимо модернизировать действующее уголовное законодательство с учетом этих предложений.

В целях недопущения трудоустройства в государственные и муниципальные органы власти, а также в государственные учреждения особ, склонных к коррупции, необходимо создать единый общероссийский реестр лиц, осужденных за коррупционные правонарушения. Эта база позволит лучше отбирать кандидатов на эти должности, сразу видеть совершали ли претенденты коррупционные правонарушения или нет. Доступ к базе данных должен быть доступен только ограниченному числу министерств и ведомств, поскольку публикация такой информации будет нарушать конституционные права граждан. Например, такая мера уже применяется в рамках антикоррупционной политики Японии.

Кроме того, необходимо улучшить работу правоохранительных органов по выявлению и борьбе с коррупцией. Неизбежность наказания за совершение коррупционного деяния, провозглашенное в п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «Противодействие коррупции», должно реализовываться всегда. К сожалению, текущее положение дел желает лучшего на этот счет.

Учитывая тот факт, что из-за коррупционных правонарушений потери из государственного бюджета составляют миллиарды рублей, необходимо ввести в уголовное законодательство Российской Федерации такую меру ответственности, как конфискация имущества субъекта коррупционного преступления. Однако нельзя не отметить тот факт, что соответствующие лица часто передают незаконно приобретенное имущество от имени своих супругов, детей и родственников, поэтому необходимо ввести такое понятие, как «презумпция вины», в действующее антикоррупционное законодательство. В случае, если член семьи или близкий человек лица, совершившего коррупционное преступление, не докажет законность источника происхождения этого имущества, то это имущество так же должно быть конфисковано.

Кроме того, представляется, что пожизненное лишение чиновника права занимать должности в сфере государственной и муниципальной власти за совершение коррупционного правонарушения должно стать эффективной мерой по борьбе с коррупцией.

Так же необходимо разработать алгоритм действий по блокировке финансовых счетов коррумпированных сотрудников и конфискации их имущества еще на первичных стадиях уголовного расследования.

В целях повышения эффективности антикоррупционной деятельности необходимо усилить требования к лицам, претендующим на должности государственных и муниципальных служащих. При подаче заявления на работу заявителю было бы целесообразно провести специальное тестирование, на основании которого можно выявить склонность человека к коррупционному поведению, а также проверить его на полиграфе. Кроме того, в целях предотвращения коррупции можно повысить им уровень заработной платы. Эта мера повысит престиж государственных и муниципальных услуг и снизит риск коррупции.

Значительным вкладом в эффективную борьбу с коррупцией в сфере законотворчества является Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Действие этого закона заключается в анализе действующих нормативных правовых актов и при разработке новых с целью выявления факторов, вызывающих коррупцию, с их последующей ликвидацией.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 этого Закона под факторами коррупции понимаются положения нормативных правовых актов (их проектов), которые устанавливают для правоохранителя необоснованно широкое полномочия или возможность неоправданного применения «исключений из общих правил», а также предъявлять необоснованно жесткие требования к некоторым гражданам (или организациям), создавая тем самым условия для коррупции.

Чтобы повысить эффективность выполнения требований этого нормативного акта, необходимо определить посредством анализа наиболее распространенные факторы, вызывающие коррупцию, так сказать причины, побудившие законодателя включить эти опасные положения в законопроект. Эта мера позволит не обойти «лазейки» в законе, которыми бизнес-сообщество часто пользуется в условиях указанных выше.

Для повышения эффективности антикоррупционной деятельности и применения ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех перед судом и законом, необходимо сократить список лиц, которым требуется особый порядок рассмотрения уголовных дел и ведения уголовного производства в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ, а также значительно упростить процедуру лишения таких лиц иммунитета и т.п.

Необходимым усматривается так же предусмотреть в ст. 24 Уголовно-процессуального кодекса РФ специальных правил, предусматривающие возможность и порядок освобождения лиц от уголовной ответственности в случае добровольного сообщения им о взяточничестве, посредничестве во взяточничестве, подстрекательстве к подкупу или коммерческом подкупе.

Чтобы повысить заинтересованность потенциальных взяткополучаелей сообщать о фактах взяточничества в правоохранительные органы, следует обеспечить таким лицам за донесение о подстрекательстве к коррупции, разрешения дела без негативных последствий для них самих.

Применение всех вышеперечисленных мер, вероятно, будет способствовать совершенствованию антикоррупционного законодательства и эффективности его применения, а также станет ключом к информированности россиян о борьбе с коррупцией.

 

Список использованных источников и литературы:

1. Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ (ред. от 11.10.2018) [Текст] // Российская газета от 22 июля 2009 г. – № 133.

2. Индекс восприятия коррупции 2019 [Электронный ресурс] // Официальный сайт международной организации «Transparency International» [сайт]. – Режим доступа: https://www.transparency.org/cpi2018 (дата обращения 25.03.2020).

3. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-сентябрь 2018 года [Электронный ресурс] // Министерство внутренних дел Российской Федерации [официальный сайт]. – Режим доступа: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/14696015 (дата обращения 25.03.2020).

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: