Постулат, что коррупция это одна из угроз национальной безопасности каждой страны, не требует каких-либо особых доказательств, поскольку разрушительное воздействие этого явления на все аспекты общественной жизни очевидно. В контексте модернизации коррупция означает уравновешивание институциональных изменений, направленных на улучшение условий жизни населения, развитие экономики и внутренних демократических институтов. Следовательно, чем выше уровень коррупции, тем беднее общество, чем более нестабильны политические и экономические системы страны, тем выше уровень криминализации общества.
Ряд социологических показателей показывают, насколько важна эта проблема для России. По некоторым данным, более половины россиян имеют личный опыт передачи взяток чиновникам, и среди наиболее коррумпированных учреждений в нашей стране традиционно выделяются местные органы власти и правоохранительные органы (особенно полиция).
Нельзя не согласиться с тем, что: «… снижение коррумпированности государства производит эффект равный возрастанию сбора налогов на 20%; увеличивает стоимость товаров и услуг почти на 5-15%; гарантирует большее количество рабочих мест примерно на 10%; повышает средний доход россиянина примерно на 10%; прибавляет 5% к среднему ежегодному росту валового внутреннего продукта Российской Федерации. А потери от коррупции в сфере государственных заказов и закупок составляют около 30% всех бюджетных затрат по этим статьям».
|
|
В этом контексте представляется необходимым не только обосновать утверждение о том, что борьба с коррупцией является одним из способов усиления позиций национальной безопасности, но и найти некоторые институциональные корреляции антикоррупционной системы и системы национальной безопасности Российской Федерации.
Терминологически «безопасность» определяется как состояние отсутствия опасности благодаря соответствующим средствам: «Состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности». Стремление обеспечить состояние безопасности стало одной из главных причин объединения людей в общество и является одним из основных мотивов их деятельности.
Борьба с коррупцией требует взаимосвязанного комплекса антикоррупционных норм в административном, гражданском, предпринимательском, трудовом, жилищном, финансовом, налоговом, таможенном и других отраслях законодательства Российской Федерации. Правовые проблемы борьбы с коррупцией должны решаться системно, пронизывая все блоки права.
Исходя из этого, самой актуальной теоретической задачей всех правовых отраслей является разработка научно-методических основ правового противодействия коррупции. Они должны охватывать не только систему научных концепций, категорий и принципов, но также и категориальные методы для усиления стимулирования правоприменительной практики в предотвращении возникновения и борьбы с уже существующими коррупционными схемами, расширении сферы применения антикоррупционных положений как на федеральном, так и на региональном уровне регулирования. «Если навести порядок в нормативно-правовой базе – тогда и законодательное поле будет реально способствовать повышению эффективности антикоррупционной деятельности».
|
|
Борьба с коррупцией в Российской Федерации основана на таких базовых принципах:
1) признание, предоставление и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
5) комплексное использование политических, организационных, пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
6) приоритетная реализация антикоррупционных мер;
7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и частными лицами.
В рассматриваемом контексте борьба с коррупцией – это функционирование государственных структур, местных органов власти, муниципалитетов и институтов гражданского общества. Необходимо ориентировать все связи государственного механизма и уровней управления на измеримый, прозрачный и понятный для общества результат. Главное, на чем нужно сконцентрироваться, – это работать в системе, эффективность которой может быть достигнута посредством комбинации трех областей:
1. Изменения в законодательной и нормативной базе, то есть в государственных правилах, так что бы элементы коррупции стали еще более трудно реализуемыми или вообще невозможными.
2. Общественная нетерпимость к коррупции.
3. Внедрение антикоррупционных мер, особенно в сфере государственного управления, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Многое еще предстоит сделать, чтобы закрыть на уровне определения принципов и механизмов государственного управления все источники, которые сегодня создают возможности для коррупции. В этом случае примеры государственных расходов, изменений в системе государственных закупок будут так же уместны. Оправданной видится критика Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Это огромное поле для распространения коррупции, но в то же время нет конкретных действий по совершенствованию механизма реализации этого закона.
Концепция административной реформы в Российской Федерации на 2006-2010 годы требует, чтобы все антикоррупционные меры были систематическими как по горизонтали, так и по вертикали. Бесспорно, актуальность этого очевидна и сегодня.
Так, под системой антикоррупционных мер следует понимать деятельность органов государственной власти в пределах их полномочий, а именно:
а) предотвращение коррупции, выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих коррупции;
б) выявление, предупреждение, пресечение, выявление и расследование коррупционных преступлений;
в) минимизация и (или) устранение последствий коррупционных правонарушений.
Особой областью законодательной работы в субъектах Российской Федерации должен стать последовательный аудит действующего законодательства с учетом его коррупционного потенциала. Это может выявляться в следующих направлениях:
|
|
а) преодоление коллизионных вопросов в региональном законодательстве по отношению к федеральному;
б) минимизация бланкетно-отсылочных норм;
в) пересмотр суммы чрезмерных штрафов и т. д.
В субъектах РФ они постепенно обретают практически действенную форму, и наиболее эффективные из уже внедренных антикоррупционных механизмов должны скоро заработать. В частности, в некоторых регионах уже реализуются соответствующие антикоррупционные программы, опыт которых можно извлечь из последующего применения передовых методов борьбы с коррупцией в работе органов субъектов РФ. Позитивно зарекомендовала себя и оценка коррупции в деятельности некоторых региональных и местных органов власти, направленная на повышение эффективности их деятельности за счет снижения рисков коррупции. А существующая современная практика местами планомерно внедряет соответствующие инновационные технологии для борьбы с коррупцией (например, общественная антикоррупционная экспертиза, мобильные юридические консультации, кампании по информированию общественности и др.). Все эти методологические разработки для проведения антикоррупционных правовых проверок-экспертиз (федеральные и региональные, законодательные и подзаконные, общие и ведомственные) должны получить универсальность и быть обязательными на всей территории России. Кроме того, положения административной реформы в органах государственного управления должны отражаться и в национальной антикоррупционной стратегии.
Нынешняя административная реформа в Российской Федерации направлена на обновление многих аспектов организации и функционирования государственных учреждений. Таким образом, важной предпосылкой для достижения этих целей является и разработка антикоррупционных механизмов, в том числе:
- подготовка типовых антикоррупционных программ для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также разработка ведомственных антикоррупционных программ;
|
|
- внедрение практики антикоррупционной проверки законопроектов и других нормативных правовых актов;
- пробная реализация антикоррупционных механизмов в сферах деятельности исполнительных органов и постепенная реализация антикоррупционных программ в органах исполнительной власти;
- постепенное внедрение системы мониторинга уровня коррупции и проводимых антикоррупционных мер.
Повсеместно, на федеральном и региональном уровнях Российской Федерации предпринимаются шаги по созданию антикоррупционной юридической экспертизы. Ее суть: ввод обязательной проверки законов и их проектов по тематике «борьбы с коррупцией». Вопрос об организации межведомственного пересмотра нормативных актов даст дополнительную возможность своевременно выявить в них положения, способствующие созданию условий для коррупции в будущем.
Важность такой антикоррупционной экспертизы состоит и в том, что в реализуемых мерах по выявлении коррупционных факторов (имеется ввиду: дефектов в смысловой наполняемости правил, так называемых правовых формулировках), которые могут способствовать проявлению коррупции. Естественно, что факторы, порождающие коррупцию, могут стать неоспоримой основой коррупционной практики или создать условия для легитимности таких действий. В их число могут входить, например, множественные варианты устранения диспозиций правовых норм, их коллизий, определение полномочий властей по формуле «правильно», широта дискреционных полномочий, отсутствие административных и тендерных процедур, пробелы в нормативном регулировании и др. Такие нормы потенциально опасны, поскольку они создают «легитимные» условия и предпосылки для коррупционных действий со стороны государственных должностных лиц. Антикоррупционный мониторинг в правоохранительной сфере должен стать важной областью борьбы с коррупцией. Прежде всего, по выявлению коррупционных фактов о коррупционном поведении самих государственных чиновников.
Наиболее не желательными из них видятся в:
- формулировках положений нормативно-правовых актов, которые устанавливают для правоохранителя необоснованно широкую свободу действий или возможность неоправданного применения исключений к общим правилам, а также положения, содержащие неясные, сложные для исполнения и (или) обременительные требования для граждан и организаций и тем самым создающие условия для возникновения коррупции;
- отсутствие единого федерального закона, отражающий правовой статус и виды исполнительных органов, их классификацию и правила распределения законотворческих полномочий (исчерпывающий перечень);
- отсутствие единых правил деятельности органов исполнительной и местной власти;
- отсутствие единых правил рассмотрения жалоб граждан и юридических лиц;
- нарушение иерархии нормативных правовых актов, в том числе устанавливающих правовой статус;
- отсутствие информационного взаимодействия между органами исполнительной власти между собой, с другими органами, с гражданами и т.д.
Беря в основу вышеизложенное, можно обратить внимание на потребность незамедлительного совершенствования ныне действующей нормативно-правовой базы коррупционной направленности, а так же внедрения эффективных «действенных» законов которые бы реально способствовали борьбе с коррупционной деятельностью. Прежде всего, проработку нужно начать с Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» № 172-ФЗ и Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» № 8-ФЗ – усилить эффективность информационного взаимодействия участников отношений; ведь их реализация призвана обеспечивать доступ к информации о прозрачной деятельности всего государственного аппарата.
Для государства достаточно важно регламентировать основные принципы противодействия коррупции, которые отвечают требованиям действительности, а так же эффективные правовые и организационные основы по предупреждению коррупции и борьбы с ней, включающие допустимую минимизацию и правомерную ликвидационную процедуру последствий коррупционных правонарушений.
Правильным будет формировать такую систему обеспечения национальной безопасности, в которой основную роль играли бы именно правовые средства, начинается с официального принятия соответствующей концепции или доктрины безопасности. В России на современном этапе уже принята Стратегия национальной безопасности, которая концептуализировала систему жизненно важных интересов личности, общества и государства, включая принципы их защиты и всеобщие меры безопасности граждан.
Стратегия в целом ориентирована на те разрушительные процессы и явления, которые происходят в нашей стране и в мире, которые представляют наибольшую угрозу защите «российских» интересов. Кроме того, выявление проблем противодействия и предотвращения коррупции в контексте обеспечения защиты интересов личности, общества и государства представляется вполне логичным в соответствии с логикой решения проблемы национальной безопасности. Основной задачей представленного акта является формирование и поддержание силами национальной безопасности внутренних и внешних условий, способствующих выполнению стратегических приоритетов. Правильным видится о, что борьба с коррупцией у нас входит в систему приоритетов национальной безопасности и связана с защитой государственной и общественной безопасности, экономическим ростом и затрагивает проблему повышения качества жизни граждан России.
Как видно из выше изложенного, институциональная взаимосвязь системы национальной безопасности и борьбы с коррупцией должна быть достигнута путем создания антикоррупционной правовой системы, в которой правовые нормы и институты сформировались бы в соответствии с установленными приоритетами деятельности органов национальной безопасности (имеется ввиду: по обеспечению общественной и государственной безопасности, экономического роста и повышения качества жизни людей). Законодательное разделение форм коррупции, по-видимому, играет важную роль в этом процессе, в результате чего и устанавливаются эти институциональные отношения.
Очевидно, что формы коррупции концентрируются именно в истоках зарождения коррупции. Таким образом, законодателю следует формулировать правовые нормы по борьбе с коррупцией и ее предупреждению, делая акцент на содержании коррупционных отношений, выделяя их с помощью соответствующих законодательных определений и создавая средства для предотвращения и борьбы с коррупцией. В этом смысле эффективность правовых антикоррупционных мер во многом определяется полнотой законодательства, охватывающего весь спектр коррупции как историко-социального явления, то есть возникающие коррупционные отношения должны быть отражены в законодательстве, избегая пробелов в правовом регулировании антикоррупционной деятельности. Однако, современные формы коррупции, включенные в доктринальные рамки системы национальной безопасности, которые оценивает это явление с точки зрения национальных интересов и приоритетов как посягающие на общественное благо, гарантированное властью.
Подводя итоги по исследованной тематике, можно подытожить, что:
во-первых, институциональная взаимосвязь системы национальной безопасности и борьбы с коррупцией в России определяется, прежде всего, политикой самого государства в этой области, ее первичными целью и задачами, устанавливая тем самым центральное место защиты национальных интересов в антикоррупционной деятельности;
во-вторых, в контексте правовой легитимности антикоррупционных отношений в системе национальной безопасности государственная антикоррупционная политика должна рассматриваться как совместная деятельность государственных органов, общественного самоуправления и граждан по регулированию антикоррупционной деятельности с целью защиты государственной и общественной безопасности, социально-экономического развития и повышения качества жизни граждан России, но только в соответствии с интересами и приоритетами национальной безопасности, основанными на правах и свободах человека и гражданина;
в-третьих, коррупция, а особенно в исполнительной власти, может считаться одним из самых опасных и распространенных социальных негативных явлений, которое характеризуют российское государство с коррумпированной (или нет) стороны;
в-четвертых, состоянием на сегодня России стратегически важно обеспечить координацию и прозрачность антикоррупционной деятельности, тем самым улучшить кадровую политику и ответственность за совершение коррупционных преступлений;
в-пятых, в целом же действующее законодательство, несомненно, является сдерживающим фактором, который располагает практически всеми правовыми средствами для противодействия угрозе национальной безопасности России.