Министерство образования Республики Башкортостан
ГАПОУ Салавтский колледж оброзования и
Профессиональных технологий
Отчет
По производственной практике
Студентки 1 курса группы Д
Специальность Дошкольное образование
Студентки Бурангуловой Александры Рамилевны
Руководитель практике от ГАПОУ СКО и ПТ
________/__________/
________/_________/
Руковадитель практики от организации
_____________________________________________
________/________________/
М.П.
Салават-2020г.
Технологическая карта по лепке,
Направленной на развитие творческой активности детей
Старшего дошкольного возраста
|
|
Пояснительная записка
В развитии творческой активности дошкольников огромную роль играет образовательная деятельность по лепке. Лепка предоставляет широкие возможности для развития творческой активности детей. Это объясняется тем, что специфика занятий лепкой требует, с одной стороны, творческой активности, постоянной работы мысли, воображения, самостоятельности, инициативы; с другой стороны, для занятий лепкой характерна ярко выраженная эстетическая направленность (как по форме, так и по содержанию).
Занятия лепкой комплексно воздействует на развитие ребёнка:
-повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики;
-развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
- синхронизируют работу обеих рук;
-формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и создавать по законам красоты.
Почему все дети любят лепить? Зачем современному ребёнку лепка? Из каких материалов, что и как лепят дети? На одни вопросы можно легко найти ответ, на другие – очень сложно потому, что каждый ребёнок воспринимает мир и лепит его по-своему.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает руками и по мере необходимости изменяет. Основным инструментам в лепки является рука (вернее обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.
|
|
Актуальность данной работы подтверждается тем, что в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитию «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.
Специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим миром, с обучением родному языку, с ознакомлением с художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Цель создания сборника: создание методических условий для развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством образовательной деятельности по лепке.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить детей со способами и приемами лепки из пластилина;
- формировать умение детей создавать выразительные и разнообразные художественные образы;
- совершенствовать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
Развивающие:
- развивать эстетическое восприятие и художественно-образное мышление;
- развивать воображение, эстетическое отношение к окружающему миру, творческую активность;
- развивать чувство цвета.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость;
- воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.
Виды лепки:
Конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка лепки.
Пластический – изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.
Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Так выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.
Методы обучения лепке:
• Словесный:
- беседа, рассказ;
- объяснение, пояснение;
- вопросы;
- словесная инструкция;
• Наглядный:
- рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия);
- показ выполнения работы (частичный, полностью);
- работа по технологическим картам.
3. Игровой:
- игровые ситуации,
- сюрпризные моменты,
- отгадывание загадок,
- игра-путешествие;
4. Частично-поисковый и исследовательский:
- экспериментирование,
- моделирование,
- конструирование.
Основные технические приемы лепки:
Приемы лепки | Описание |
Отщипывание | Отделение от большого куска пластилина небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек, а затем отрывают его. |
Сплющивание | Сжимание куска с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющивается двумя пальцами- большим и указательным. Средний кусочек – придавливают с помощью ладошки и плоской поверхности. |
Скатывание | Формирование больших или маленьких шариков при помощи круговых движений между прямыми ладонями или ладонью и столом. |
Вдавливание | Путем нажатия большого или указательного пальца на комочек делается небольшое углубление |
Заострение | Одним или двумя-тремя пальцами прижимают кусочек, со всех сторон, до получения острого конца. |
Раскатывание | Формирование из куска «колбасок» (фигур цилиндрической формы разных размеров) путем скатывания его движениями вперед-назад между прямыми ладонями или ладонью и столом. |
Соединение | Прижимание деталей поделки одна к другой, затем несильное придавливание их друг к другу и тщательное заглаживание места соединения. |
Прищипывание | Большим и указательным пальцами оттягивается небольшой край и заостряется. |
|
|
Интеграция лепки с другими образовательными областями:
- социально-коммуникативное развитие,
- речевое развитие,
- познавательное развитие
В основу сборника положены принципы:
• принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
• принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания сборника с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
• принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
• принцип развивающего характера художественного образования;
• принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
• принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом;
• принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
|
|
• принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
• принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
• принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
• принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
• принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
• принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
Формы работы с детьми:
• Игры и упражнения с пластилином, способствующие развитию мелкой моторики детей:
- «Змейка»
- «Самолет»
- «Черепаха»
- «Жучок»
- «Машина»
• Игры и упражнения на развитие изобразительных способностей и творческой активности:
- «Симметричные предметы»
- «Подбери узор»
- «Кора дерева»
- «Фантастическое животное»
- «Веселые ладошки»
- «Угадай, на что похоже»
- «Составь натюрморт»
- «Перспектива»
- «Волшебная палитра»
• Вопросы для беседы с детьми:
- Какие виды деятельности в детском саду тебе нравятся больше всего?
- Нравится ли тебе придумывать разные истории, сказки?
- Любишь ли ты сочинять занимательные задачки, загадки?
- Хочется ли тебе изобрести что-нибудь?
- Любишь ли ты рисовать?
- Нравится ли тебе конструировать?
- Ты сам справляешься со всеми заданиями или тебе необходима помощь взрослого?
• Технологические карты.