Пояснительная записка

Министерство образования Республики Башкортостан

ГАПОУ Салавтский колледж оброзования и

Профессиональных технологий  

Отчет 

По производственной практике

Студентки 1 курса группы Д

Специальность Дошкольное образование

Студентки Бурангуловой Александры Рамилевны

Руководитель практике от ГАПОУ СКО и ПТ

________/__________/

________/_________/

Руковадитель практики от организации

_____________________________________________

________/________________/

М.П. 

                                         Салават-2020г.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Технологическая карта по лепке,

Направленной на развитие творческой активности детей

Старшего дошкольного возраста

                                                                

 

 

Пояснительная записка

 

В развитии творческой активности дошкольников огромную роль играет образовательная деятельность по лепке. Лепка предоставляет широкие возможности для развития творческой активности детей. Это объясняется тем, что специфика занятий лепкой требует, с одной стороны, творческой активности, постоянной работы мысли, воображения, самостоятельности, инициативы; с другой стороны, для занятий лепкой характерна ярко выраженная эстетическая направленность (как по форме, так и по содержанию).

Занятия лепкой комплексно воздействует на развитие ребёнка:

-повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики;

-развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

- синхронизируют работу обеих рук;

-формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и создавать по законам красоты.

Почему все дети любят лепить? Зачем современному ребёнку лепка? Из каких материалов, что и как лепят дети? На одни вопросы можно легко найти ответ, на другие – очень сложно потому, что каждый ребёнок воспринимает мир и лепит его по-своему.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает руками и по мере необходимости изменяет. Основным инструментам в лепки является рука (вернее обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

Актуальность данной работы подтверждается тем, что в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитию «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.

Специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим миром, с обучением родному языку, с ознакомлением с художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Цель создания сборника: создание методических условий для развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством образовательной деятельности по лепке.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать знакомить детей со способами и приемами лепки из пластилина;

- формировать умение детей создавать выразительные и разнообразные художественные образы;

- совершенствовать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;

Развивающие:

- развивать эстетическое восприятие и художественно-образное мышление;

- развивать воображение, эстетическое отношение к окружающему миру, творческую активность;

- развивать чувство цвета.

Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;

- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость;

- воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.

Виды лепки:

Конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка лепки.

Пластический – изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.

Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Так выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.

Методы обучения лепке:

• Словесный:

 - беседа, рассказ;

 - объяснение, пояснение;

 - вопросы;

 - словесная инструкция;

• Наглядный:

- рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия);

- показ выполнения работы (частичный, полностью);

- работа по технологическим картам.

3. Игровой:

- игровые ситуации,

- сюрпризные моменты,

- отгадывание загадок,

- игра-путешествие;

4. Частично-поисковый и исследовательский:

- экспериментирование,

- моделирование,

- конструирование.

Основные технические приемы лепки:

Приемы лепки Описание
Отщипывание Отделение от большого куска пластилина небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек, а затем отрывают его.
Сплющивание Сжимание куска с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющивается двумя пальцами- большим и указательным. Средний кусочек – придавливают с помощью ладошки и плоской поверхности.
Скатывание Формирование больших или маленьких шариков при помощи круговых движений между прямыми ладонями или ладонью и столом.
Вдавливание Путем нажатия большого или указательного пальца на комочек делается небольшое углубление
Заострение Одним или двумя-тремя пальцами прижимают кусочек, со всех сторон, до получения острого конца.
Раскатывание Формирование из куска «колбасок» (фигур цилиндрической формы разных размеров) путем скатывания его движениями вперед-назад между прямыми ладонями или ладонью и столом.
Соединение Прижимание деталей поделки одна к другой, затем несильное придавливание их друг к другу и тщательное заглаживание места соединения.
Прищипывание Большим и указательным пальцами оттягивается небольшой край и заостряется.

 

Интеграция лепки с другими образовательными областями:

- социально-коммуникативное развитие,

- речевое развитие,

- познавательное развитие

В основу сборника положены принципы:

• принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

• принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания сборника с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;

• принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;

• принцип развивающего характера художественного образования;

• принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей возрастных особенностей и индивидуальных способностей;

• принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом;

• принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;

• принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

• принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

• принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);

• принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

• принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;

• принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

Формы работы с детьми:

• Игры и упражнения с пластилином, способствующие развитию мелкой моторики детей:

- «Змейка»

- «Самолет»

- «Черепаха»

- «Жучок»

- «Машина»

• Игры и упражнения на развитие изобразительных способностей и творческой активности:

- «Симметричные предметы»

- «Подбери узор»

- «Кора дерева»

- «Фантастическое животное»

- «Веселые ладошки»

- «Угадай, на что похоже»

- «Составь натюрморт»

- «Перспектива»

- «Волшебная палитра»

• Вопросы для беседы с детьми:

- Какие виды деятельности в детском саду тебе нравятся больше всего?

- Нравится ли тебе придумывать разные истории, сказки?

- Любишь ли ты сочинять занимательные задачки, загадки?

- Хочется ли тебе изобрести что-нибудь?

- Любишь ли ты рисовать?

- Нравится ли тебе конструировать?

- Ты сам справляешься со всеми заданиями или тебе необходима помощь взрослого?

• Технологические карты.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: