Тема № 1-2 Предмет и задачи курса методология
1. Предмет и задачи курса «Методология и методы психолого-педагогического исследования»
2. Методологические уровни науки (характеристика, сущность); функциональная роль методологического знания.
3. Методологическая культура педагога
- Общая характеристика элементов научного исследования.
- Сущность понятий «проблема исследования». Признаки научной проблемы.
- Понятие объекта и предмета исследования,
7. Определение его цели и задач психолого-педагогического исследования
Практическое занятие 1 [YD1]. Самостоятельная работа студентов к теме Письменно ЗАДАНИЕ 1
1. Прочитайте параграф 7 «Характеристика методологических принципов психолого-педагогического исследования» (стр. 39-49) В.И. Загвязинский «Методология и методы психолого-педагогического исследования» Перечислите основные методологические принципы и дайте им краткую характеристику.
2. Выпишите из различных источников определение методологии, определите, в чем их сходство и в чем их различие. СДЕЛАЙТЕ ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ. (Минимум -2, максимум – 5 источников).
|
|
3. Дайте определение, что такое «Методологическая культура педагога». СДЕЛАЙТЕ ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ. (как правильно делать ссылки смотрите ниже в занятиях 3 и 4) Напишите микро-сочинение или эссе на тему: «Всякий ли педагог- исследователь?» или «Почему учителю необходимо обладать методологической культурой».
4. Дайте определение, что такое «развития», «формирование», «обучение». СДЕЛАЙТЕ ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ.
Критерии оценки: Здесь и далее ДЛЯ ЗАОЧНИКОВ БАЛЛЬНАЯ СИСТЕМА БРС НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ. Но качество выполнения заданий оценивается по пятибалльной шкале и учитывается при проведении итоговой аттестации
Все задания оценивается в зависимости от качества выполнения (мах. – 5 баллов).
Задание 1, 2, 3, 4 - в пределах 1 балла.
Соблюдение норм оформления работы – формат, ссылки, список литературы – в пределах 1 балла.
При оценке заданий используется следующая шкала:
1 балл – задание полностью выполнено, нет ошибок;
0,5; баллов – задание раскрыто, но имеются некоторые недостатки и неточности;
0 баллов – задание не сделано или раскрыто удовлетворительно, имеются существенные недостатки;
Практическое занятие 2 Задания 2 на самостоятельную работу
Прочитайте материал лекции и соответствующий раздел, посвященный логической структуре исследования в учебнике (глава 2 учебника «Методология и методы психолого-педагогического исследования» / Загвязинский, Атаханов)
Письменно
Ответьте на вопросы
· Объясните различия понятий: «проблема», «вопрос», «проблемная ситуация».
|
|
· При каких условиях, НА ВАШ ВЗГЛЯД, возможно заимствование для собственного исследования уже сформулированных кем-то идей, подходов, замыслов?
2. Дайте определение понятию «тема исследования». Сделайте ссылки на источники. Чем на Ваш взгляд, должен обусловлен выбор темы исследования и каким требованиям должна соответствовать тематика исследований в области педагогики и образования. Представьте СВОЮ точку зрения.
3. Сформулируйте не менее трех вариантов тем психолого-педагогических [G2] исследований для дошкольного образования
4. По одной из представленной Вами в пункте 3 тем сформулируйте противоречие и проблему исследования:
- в области дошкольного образования (или начального образования- в зависимости от профиля Вашего обучения)
Тема - противоречие – проблема.
Например: Например: Особенности использования информационных технологий на уроках в начальной школе (тема) - «с одной стороны необходимость внедрения современных информационных технологий на уроках в начальной школе, а с другой стороны недостаточная разработанность данного вопроса в методическом плане (противоречие) - каковы возможности информационных технологий в методическом обеспечении урока? (проблема дидактики).
5. Сформулируйте проблему к следующим темам психолого-педагогических исследований:
· Педагогические условия организации экологического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
· Развитие креативного мышления дошкольнико посредством творческих заданий.
ИЛИ ДЛЯ ДОИ
· Развитие познавательного интереса дошкольников в процессе экскурсий
· Педагогические условия раннего обучения иностранному языку
6. Определите, о каких компонентах исследования (база, объект, предмет, цель) идет речь в следующих фрагментах:
А) коллектив воспитателей МБДОУ № 5 «Колокольчик»;
Б) изучить особенности формирования словарного запаса детей и разработать методические рекомендации по преодолению недостатков в развитии речи дошкольников;
В) процесс развития воображения у младших школьников на уроках технологии;
Г) психолого-педагогические условия развития внимания у дошкольников на занятиях по изобразительному искусству.
7. Выделите предположительные предметы изучения в следующих исследовательских темах:
1. Интерактивные технологии как средство развития познавательной активности младших школьников.
2. Педагогические условия формирования каллиграфического навыка письма в начальной школе.
8. Как могут быть сформулированы тема и объект исследования, в котором выделен следующий предмет:
- интерактивные приемы обучения на уроках окружающего в начальной школе;
- виды игровых технологий в обучении лексике английского языка в условиях ДОУ.
Напишите к темам исследования – объект и предмет исследования.
Темы:
1. Использование ИКТ как средство развития познавательного интереса дошкольников.
2. Формирование читательского интереса у дошкольников на занятиях в ДОУ.
3. Игровые технологии как средство развития эмоционального интеллекта дошкольников.
4. Домашнее чтение как средство развития любви к книге.
5. Педагогические условия развития познавательного интереса дошкольников при ознакомлении с окружающим миром.
10. По одной из тем, представленных в задание 10, сформулируйте цель и задачи исследования.
Например:
тема – Организация и проведение интегрированных уроков технологии в начальной школе
цель исследования – выявление условий организации интегрированных уроков и их влияние на качество обучения младших школьников.
Задачи исследования
- проанализировать теоретические основы интегрированного обучения;
|
|
- выявить особенности проведения интегрированных уроков в начальной школе;
- определить условия организации интегрированных уроков;
- провести опытно-экспериментальную работу по применению интегрированных уроков в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
Критерии оценки:
БРС не применяется в заочной форме.
Задание 6 оцениваются в пределах 1 балла.
Задания 1-5, 7-10 оценивается в 2 балла, общее количество баллов –18.
При оценке заданий используется следующая шкала:
2 балла – задание полностью выполнено, нет ошибок в формулировках;
1,5 балла – задание раскрыто, но имеются некоторые недостатки и неточности в формулировках;
1 – 0,5 балл – задание раскрыто удовлетворительно, имеются существенные недостатки в формулировках;
0 баллов – задание начато, но не закончено или вообще не сделано.
Соблюдение норм оформления работы – формат, ссылки, список литературы – в пределах 1 балла.