а) тундре б) широколиственном лесу в) степи г) тропическом лесу
4.В какой последовательности надо расположить звенья пищевой цепи:
а) паук б) яблоня в) тля г) синица д) ястреб
К какой группе относятся бактерии гниения, обитающие в почве?
а) продуцентов б) консументов I порядка в) консументов II порядка г) редуцентов
Какое животное может занимать уровень консументов первого порядка?
а) тигр б) олень в) лиса г) пантера
7. В экосистеме основной поток вещества и энергии передается:
а) от редуцентов к консументам и далее к продуцентам; б) от консументов к продуцентам и далее к редуцентам;
в) от продуцентов к консументам и далее к редуцентам; г) ни один ответ не верен.
Цепи питания какой экосистемы начинаются с отмерших остатков?
а) дна водоема; б) поверхностного слоя воды; в) заливного луга; г) лиственного лиса
На каком из трофических уровней доступно больше всего энергии?
А) продуценты; б) редуценты; в) консументы 1-го плорядка; г) консументы 2-го порядка
10. Длина пищевых цепей в БГЦ ограничена:
А) несъедобностью большинства продуцентов;
б) потерей большей части энергии при передаче с одного трофического уровня на другой;
в) питанием травоядных только одним видом растений;
г) более низким видовым разнообразием и биомассой жертв по сравнению с хищниками.
Практическая работа «Составление пищевых цепей».
Вариант
Задание №1. Составление цепей питания с указанием компонентов экосистемы, трофических уровней
1) Составьте пищевую цепь из предложенных организмов и укажите консумента второго порядка: гусеницы, синицы, сосны, коршуны
2) Составьте схему цепи питания, характерной для болот, зная, что ее компонентами могут являться какие-либо их предложенных организмов: ястреб, бабочка, лягушка, стрекоза, уж, растение, муха. Укажите, какой компонент данной цепи может наиболее часто включаться в другие цепи питания.
3) Какие из перечисленных организмов экосистемы тайги относят к продуцентам, первичным консументам, вторичным консументам, редуцентам: бактерии гниения, лось, ель, заяц, волк, лиственница, рысь? Составьте цепь питания из 4 или 5 звеньев.
4) Почему растения (продуценты) считаются начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме? Какой способ питания типичен для продуцентов любой системы?
Задание 2. Выполните тестовое задание:
1. Паразиты относятся к ….
А) продуцентам Б) консументам В) редуцентам
Г) могут быть представлены в любой из перечисленных групп
На каком трофическом уровне располагаются сапротрофные бактерии и грибы?
А) на первом Б) на втором В) на третьем Г) на последнем
Определите правильно составленную пищевую цепь.
А) листья растений – тля 0- божья коровка – паук – скворец – ястреб
Б) тля – божья коровка – листья растений – паук – скворец – ястреб
В) ястреб – скворец – паук – божья коровка – тля – листья растений
Г) листья растений – тля – паук – божья коровка – скворец – ястреб
Гниющий пень можно назвать..
А) биоценозом Б) биогеоценозом В) экосистемой Г) биосферой
5. Плотоядные животные являются …..
А) продуцентами Б) консументами 1 порядка В) консументами 2 порядка Г) редуцентами
Какая система имеет наибольшую продуктивность?
А) степь Б) хвойный лес В) саванна Г) тропический дождевой лес
Какая экологическая пирамида отражает уменьшение численности организмов от продуцентов к консументам?
А) пирамида чисел Б) пирамида энергии В) пирамида видов Г) пирамида биомасс
Как называется цепь питания, начинающаяся с живых организмов?
А) разложения Б) детритные В) пастбищные Г) пищевые сети
9. Установите последовательность расположения живых организмов в цепи питания:
А) голый слизень Б) еж В) степной орел Г) капуста Д) обыкновенная лисица
Е) жаба
10. Экосистемой не является:
А) капля воды с микроорганизмами Б) космический корабль В) лунный катер Г) биосфера
Практическая работа «Составление пищевых цепей».
Вариант
Задание №1. Составление цепей питания с указанием компонентов экосистемы, трофических уровней
1) Составьте цепь питания в водоеме (на примере озера, пруда, моря).
2) Составьте пять цепей питания. Все они должны начаться с растений (их частей) или мертвых органических остатков (детрита). Промежуточным звеном в первом случае должен быть дождевой червь, во втором – личинка комара в пресном водоеме, в третьем – комнатная муха, в четвертом – личинка майского жука, в пятом - инфузория-туфелька. Приведите пример пищевой цепи детритного типа (не менее 3-х звеньев)
3) К каким трофическим уровням относят к продуцентам, первичным консументам, вторичным консументам, редуцентам относятся следующие организмы: заяц-беляк, лисица обыкновенная, лось, лесные травы?
Задание 2. Задания со свободным ответом.
1. Объясните, почему существование жизни на Земле было бы невозможно без бактерий и грибов.
2. В каждой наземной экосистеме обязательно образуется детрит – запас мертвых органических веществ. Назовите организмы, которые питаются детритом. Какова роль этих организмов в экосистеме?