ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»
Факультет специального (дефектологического) образования
44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование
Направленность (профиль) – Проектирование и моделирование в логопедии
Кафедра логопедии
ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ
Производственная практика: практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (педагогическая)
12.01.20 – 08.02.20
Выполнила: | |
студентка II курса заочной формы обучения | |
Соболева Ольга Владимировна | |
Научный руководитель: | |
Доц. к.п.н. доц. каф. логопедии Логинова Елена Александровна |
Санкт-Петербург
2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................................................................................................... | 4 |
Основная часть............................................................................................... | 5 |
I. Подготовительный этап.......................................................................... | 5 |
1. Изучение технологии проектирования процессов образования, абилитации, реабилитации, социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями речи с использованием инновационных технологий ……. | 5 |
2. Изучение инновационных психолого-педагогических технологий, позволяющих оптимизировать образовательно-коррекционный процесс.............................................................................................................. | 8 |
II. Основной этап.......................................................................................... | 13 |
1. Разработка методики логопедического воздействия на основе учета результатов констатирующего исследования и сделанных выводов. Обсуждение ее с научным руководителем................................................... | 13 |
2. Выступление перед коллективом образовательного учреждения с информацией о результатах своего исследования и выводах, посвященных педагогической работе с детьми........................................... | |
3. Начало проведение формирующего (обучающего) эксперимента........ | 16 |
III. Заключительный этап........................................................................... | 16 |
1. Подготовка научной публикации по результатам проведенного исследования................................................................................................... | 17 |
2. Выполнение индивидуального задания на практику................... | 17 |
3.Оформление документации по практике и представление результатов проведенной работы................................................................ | 17 |
Заключение.......................................................................................... | 18 |
Приложение 1...................................................................................... | 18 |
Приложение 2...................................................................................... | 24 |
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Цель научно-исследовательской практики – формирование умений собирать, анализировать и обобщать научный материал, разрабатывать научные предложения и научные идеи для подготовки выпускной квалификационной работы, получения навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, практического участия в научно-исследовательской работе коллективов исследователей.
|
|
Задачи научно-исследовательской практики:
− формирование и развитие профессиональных знаний, соответствующих профилю научного исследования;
− закрепление необходимых компетенций научно-исследовательской деятельности;
- развитие навыков публичных выступлений, проведения практических занятий, научных дискуссий и презентаций;
- формирование навыков проектирования научно обоснованных психолого-педагогических технологий;
- формирование умения использовать научно обоснованные психолого-педагогические технологии;
- формирование умения проектировать модели психолого-педагогического сопровождения процессов обучения и социализации детей с нарушениями речи.
Место прохождения практики – ГБОУ СОШ №391, Красносельское шоссе, дом 34, Санкт-Петербург.
Сроки прохождения практики: 13.01.20– 8.02.20
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
I. Подготовительный этап
Изучение технологии проектирования процессов образования, абилитации, реабилитации, социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями речи с использованием инновационных технологий.
На основе изученной в процессе практики теоретической информации, работ практикующих специалистов, собственной непосредственной практической работы выделены и проанализированы основные понятия, определенные целями и задачами практики.
Абилитация и реабилитация предусматривает лечебно-педагогическую коррекцию двигательной, психической и речевой сфер детей. Абилитация применяется относительно к детям раннего и младшего дошкольного возраста, а реабилитация в отношении детей старшего возраста и взрослых.
Социализация, социальная адаптация – это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей.
Эффективность социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от двух значимых социально-психологических факторов: полноты и достоверности информированности о проблемах и правовой грамотности в их отношении учителей и учащихся различных типов образовательных учреждений; психологической толерантности к инвалидам и воспитания её в общеобразовательных школах, а также желания и умения оказать детям с ограниченными возможностями здоровья помощь в их самореализации. Учѐт этих факторов необходим для социальной интеграции и создания комплексной системы психолого-педагогической и медико-социальной peaбилитации. Одним из направлений решения проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является определение социально- психологических и психолого-педагогических факторов, а также неблагоприятных индивидуальных и личностных особенностей, затрудняющих развитие и самореализацию этих детей.Мероприятия по социальной реабилитации в ИПР ребенка инвалида включают: социально-средовую реабилитацию; социально-педагогическую реабилитацию; социально-психологическую реабилитацию; социокультурную реабилитацию; социально-бытовую адаптацию, физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт.
Социально-педагогическая деятельность по развитию социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья, направленная на его успешную социализацию, включает: – развитие духовных и физических способностей детей; - поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных сил, а также душевного равновесия; – облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни; – содействие в получении соответствующей школы образования, включая подготовку к нему; – обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности окончательно признаны как допускающие обучение лишь практическим навыкам; установление реального и более комфортного контакта с внешним миром.
|
|
Проектирование педагогического процесса как технология. Как известно, большинство продуктов человеческого труда производится посредством их предварительного проектирования. В этом контексте проектирование — это процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте. В соответствии с этим педагогическое проектирование понимается как: практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности; новая развивающаяся область знания, способ трактовки педагогической действительности (А. П. Тряпицына); прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах (Е. С. Заир-Бек); способ нормирования и трансляции педагогической и научно-исследовательской деятельности (Н. А. Масюкова); процесс создания и реализации педагогического проекта; специфический способ развития личности; технология обучения.
Педагогическое проектирование - это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в содержании, организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем и в целом как проявление постоянного разностороннего творчества. Уровень педагогического проектирования зависит от уровня технологической компетентности и определяется на основе следующих основных критериев: целесообразности (по направленности); творчества (по содержанию деятельности); технологичности (по уровню педтехники); оптимальности (по выбору эффективных средств); продуктивности (по результату).
|
|
Итак, педагогическое проектирование - это совокупность практических умений, необходимых для организации творческой деятельности педагога.
В литературе, посвященной методологии проектирования, можно встретить различные подходы к выделению его этапов. (Беспалько В.П., Слагаемые педагогической технологии.- М.,1989.- с.5., Масюкова Н. А. Проектирование в образовании. — Минск, 1999)
Изучение инновационных психолого-педагогических технологий, позволяющих оптимизировать образовательно-коррекционный процесс.
Технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических умственных ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Технология обучения — это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой — это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Педагогические технологии, в отличие от любых других, способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему у учащихся. В настоящее время существует множество психолого-педагогических технологий, различающихся по целям, задачам, структуре: методики ускоренного обучения: групповое обучение, обучающие игры и др. Многие из них используются не только в образовательном процессе, но и в других сферах.
Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, должно стать обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности учащегося. Образование должно базироваться на формировании у учащегося умения “учиться знать, учиться делать, учиться жить, учиться быть.” Современные образовательные технологии во-первых, позволяют организовать самостоятельную деятельность учащихся по освоению содержания образования, во-вторых, включают учащихся в различные виды деятельности (приоритет отдается исследовательской, творческой и проектной деятельности), в-третьих, это технологии работы с различными источниками информации, так как информация сегодня используется как средство организации деятельности, а не как цель обучения (информационные технологии, включая технологию дистанционного обучения, технологию проблемного обучения), в-четвертых, это технологии организации группового взаимодействия, поскольку отношения партнерства и сотрудничества пронизывают современный образовательный процесс, направленный на развитие толерантности и корпоративности.
Модульное обучение. Термин «модуль» трактуется как «сжатие, компановка знаний в удобном для использования виде». Учебный модуль- это относительно самостоятельный блок учебной информации. Включающий в себя цели и учебные задачи, методические рекомендации, ориентировочную основу действий и средства контроля успешности выполнения учебной деятельности.
Технология модульного обучения создает надежную основу для групповой и индивидуальной самостоятельной работы учащихся и экономит время без ущерба для полноты и глубины изучаемого материала. Кроме того, достигается гибкость и мобильность в формировании знаний и умений учащихся, развивается их творческое и критическое мышление.
Основной целью блочно-модульного обучения является активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения, что позволит: повысить мотивацию изучения предмета; повысить качество знаний; повысить уровень образовательного процесса в целом.
Проблемное обучение - это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Результат проблемного обучения: творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Педагогическая технология проектов, организация проектно- исследовательской деятельности учащихся. Метод проектов- это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления. Исследовательский метод обучения очень часто лежит в основе проектной деятельности учащихся, как в рамках обычных, так и телекоммуникационных учебных проектов. Основная идея исследовательского метода обучения заключается в использовании научного подхода к решению той или иной учебной задачи. Вместе с тем, в педагогике игровой метод имеет некоторую специфику. В процессе обучения игра зачастую используется как вспомогательный элемент, дополнение к теоретическому материалу и не может выступать в качестве основного метода обучения.
Игровые технологии, игра как метод обучения. В современном образовании игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элемент более общей технологии; в качестве урока или его части (введение, контроль); как технология внеклассной работы. Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Признак педагогической игры — четко поставленная цель обучения и соответствующий ей педагогический результат. Исходя из методов, целей и особенностей обучающих игр можно выделить следующие их разновидности: имитационные игры используются в профессиональном обучении при формировании определенных производственных навыков. Операционные игры. Помогают отработать выполнение каких-либо специфических операций (например, сформировать навык работы с электронной почтой или пользования поисковой системой). Игры проводятся в условиях, имитирующих реальные.
Компьютерные технологии. Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия учащегося и преподавателя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: - при объяснении (введении) нового материала, - закреплении, - повторении, - контроле ЗУН.
Здоровьесберегающие педагогические технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Здоровьесберегающие педагогические технологии в условиях интеграции должны обеспечить развитие природных способностей ребёнка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить группу технологий личностно ориентированного обучения, учитывающих особенности каждого ученика и направленных на возможно более полное раскрытие его потенциала. При этом необходимы: создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока; использование проблемных творческих заданий; стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую); рефлексия.
Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей, любые воздействия на ребенка должны в своей основе иметь принцип здоровьесбережения. Используемые в практике школьного образования здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов образовательного процесса: детей, их родителей и педагогов. Целями здоровьесберегающих технологий применительно к ребенку являются обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка и формирование мотивационных установок на осознанное отношение к своему здоровью; применительно к взрослым — содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья.
II. Основной этап