Разработка методики логопедического воздействия на основе учета результатов констатирующего исследования и сделанных выводов. Обсуждение ее с научным руководителем

Экспериментальное исследование проводилось в начальной школе ГБОУ СОШ №391, Санкт-Петербург, Красносельское шоссе, дом 34. В исследовании участвовало 26 учащихся третьих классов, которые были распределены в экспериментальную и контрольную группы.

В целях комплексного исследования уровня речевого развития детей использовались серии заданий, которые включали: задания на исследование сукцессивных функций, слухового внимания, слухоречевой памяти, операций мышления, уровня сформированности звукопроизношения и звукослоговой структуры слова, фонематического восприятия, навыка анализа предложения на слова и синтеза слов в предложении, навыка слогового и фонематического анализа и синтеза.

Для большинства детей из контрольной и экспериментальной групп выполнение всего объема заданий за один раз было немного утомительно, но у детей из экспериментальной группы гораздо чаще наблюдалось снижение внимания, способности концентрироваться на выполнении задания. Сложности у детей экспериментальной группы вызвали задания на пространственную ориентацию (повторить движение кисти руки кулак-ребро ладони-ладонь) Больше всего детям понравились задание на выполнение кинестетических последовательностей (хлопки), хотя дети экспериментальной группы ошибались чаще.

У большинства детей экспериментальной группы наблюдались типичные для дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза ошибки: пропуски согласных, пропуски гласных, перестановки букв, добавление букв, пропуски, перестановки, добавление слогов, слитное написание слов, раздельное написание приставки с корнем, слитное написание предлогов со словами, пропуски, перестановки, вставки слов, слитное (раздельное) написание слов в предложении.

В то же время надо отметить, что в структуре нарушения письменной речи дисграфия в чистом виде, как правило, не выделялась. Чаще всего это были комбинированные нарушения или элементы отдельных видов дисграфий. Наиболее характерной являлась дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза с элементами оптической, артикулярно-акустической, аграмматической дисграфии.

В сотрудничестве с научным руководителем разработана методика для профилактики и преодоления дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у младших школьников. Выделены основные задачи обучения:

1. Формирование, развитие и совершенствование навыка анализа структуры текста и предложения;

2. Формирование, развитие и совершенствование навыка слогового анализа и синтеза;

3. Формирование, развитие и совершенствование навыка фонематического анализа и синтеза.

 

Опираясь на результаты исследований ведущих специалистов (Лалаева, Р.И, Парамонова, Л.Г., Садовникова, И.Н., Коробченко, Т.В, Розова, Ю.Е) намечены этапы коррекционной работы:

1. Организационный этап, который включает в себя проведение первичного обследования, оформление документации, планирование работы, сообщение результатов обследования всем участникам педагогического процесса;

2. Подготовительный этап - развитие у детей зрительного восприятия и зрительного гнозиса; формирование пространственного восприятия и представлений; развитие зрительного анализа и синтеза.

3. Основной этап- развитие анализа структуры предложения; развитие анализа и синтеза структуры текста, развитие слогового анализа и синтеза, развитие фонематического анализа и синтеза, а также работа по интеллектуальному развитию, развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие восприятия и понимания речи и развитие экспрессивной речи.

4. Заключительный этап - закрепление полученных навыков и перенос новых умений на другие сферы деятельности.

Исходя из поставленных целей и задач составлен план работы по профилактике и преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза (Приложение 1).

Выступление перед коллективом образовательного учреждения с информацией о результатах своего исследования и выводах, посвященных педагогической работе с детьми.

Результаты проведенного исследования теоретических основ проектной деятельности в логопедии и констатирующего исследования, разработанная методика и план коррекционно-логопедической работы по профилактике и преодолению дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у младших школьников, были представлены коллективу образовательного учреждения в составе преподавателей начальных классов Плотникой Е.В., Рощиной Ю.В., Форсиловой М.В и руководителя практики логопеда Убелс М.Ю. В формате ко-воркинга 5 февраля 2020г. Отзыв коллег был позитивный. В дальнейшей работе при проведении формирующего эксперимента будут учтены рекомендации специалистов.

3.Начало проведение формирующего (обучающего) эксперимента.

В соответствии с задачами практики, подобран дидактический материал и начата коррекционная работа с детьми экспериментальной  группы. На начальном этапе коррекционной работы учащиеся отрабатывают навык определения границы предложения в тексте, количество, последовательность, место слов в предложении. Далее для успешного усвоения навыка чтения и письма отрабатывается слоговой анализ и синтез слов. Учащиеся учатся выделять из слога гласный и согласный звуки, изучают гласные первого и второго ряда. Тренируются в нахождении сильных и слабых позиций звука, определении положения звука в начале, середине и конце слова, в ряду сходных звуков, подбирают слова с определенным звуком в разных позциях.

При обучении применяется аналитико-синтетический метод.

Начата работа по развитию у учащихся анализа структуры текста и предложения. Учащиеся учатся определять границы предложения в тесте, количество, последовательность и место слова в предложении.


III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: