Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

Важнейшим признаком и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей.

Современные образовательные программы дошкольного образования строятся на основе Концепции дошкольного воспитания, достижений психологий и педагогики, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей. Следующее условие - это выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОУ. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов.

Не менее важным является выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передача родителям информации о технологиях образовательного процесса.

Теоретическая база опыта.

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание. Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери — без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот.

Я.А.Коменскому вторит другой педагог — гуманист И.Г.Песталоцци: семья — подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление. После установления в России советской власти дошкольное воспитание стало делом государственной важности. Основная цель - формирование гражданина советского государства. Дальнейшее развитие подобного рода идеи получили в трудах А.С.Макаренко: «Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное «воспитание». В последние годы проблема «борьбы» дошкольного учреждения и семьи уже не ставится так остро, но основная тенденция — стремление подчинить семью влиянию дошкольного учреждения — сохранилась. В настоящее время большое внимание уделяется сочетанию общественного и семейного воспитания. В работах И. В. Гребенникова, А. М. Низовой, Г. И. Легенького, Н. П. Харитоновой и других авторов используются различные понятия: «педагогическое просвещение», «педагогическая пропаганда», «органическое сочетание общественного и семейного воспитания родителей», "взаимодействие семейного и общественного воспитания" и т.п. Как система пропаганды педагогических знаний, еще в 70-80-е годы существовал педагогический всеобуч для родителей, целью которого было повышение педагогической культуры родителей. Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывают проведенные исследования О. Л. Зверевой, отношение родителей к мероприятиям зависит прежде всего от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, от ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей. Поэтому, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества. Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в последние годы. Это было связано с реформой образования, которая отразилась и на системе дошкольного воспитания. Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Так в Законе РФ «Об образовании» говорится, что «государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения

Работая над проблемой «Партнерские отношения педагогов и родителей в условиях сотрудничества ДОУ и семьи», я определила для себя следующие задачи:

- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

- Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.

- Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных образовательных стандартов.

Предполагаемым результатом работы должны были стать:

- создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;

- повышение педагогической грамотности родителей на основе Федеральных государственных образовательных стандартов;

- обогащение опыта межличностного общения детей, родителей;

- продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.

Описание опыта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: