Организация исследованияметодического сопровождения воспитателей по организации гендерного воспитания дошкольников

Аннотация. В статье представлены цель, содержание и результаты констатирующего этапа эксперимента для исследования методического сопровождения воспитателей по организации гендерного воспитания дошкольников. Определены критерии и показатели профессиональной компетентности педагогов в реализации гендерного подхода. Охарактеризованы уровни профессиональной компетентности воспитателей по организации гендерного воспитания дошкольников. Представлен диагностический инструментарий, а также основные направления исследования. Сделан качественный и количественный анализ результатов диагностики.

Ключевые слова: методическое сопровождение, методическая поддержка, гендерное воспитание, дети дошкольного возраста.

Постановка проблемы. Гендерное воспитание является значимой актуальной задачей в деятельности педагогов дошкольного образования. Необходимость решения проблем воспитания и образования дошкольников с учетом их гендерных особенностей обозначена в стандарте ФГОС ДО. В тоже время, несмотря на определенные достижения в этом аспекте, очерченная проблема постоянно находится в кругу научных интересов ученых и не теряет своей актуальности: ведутся поиски эффективной организации гендерного воспитания в ДОУ, разрабатываются методические основы такого воспитания. В тоже время, на сегодняшний день, практически отсутствует методика организации исследования методического сопровождения воспитателей по организации гендерного воспитания дошкольников, что и обуславливает актуальность данной статьи.

Цель статьи – рассмотреть способы организации исследования методического сопровождения воспитателей по организации гендерного воспитания дошкольников.

Изложение основного материала. После изучения и анализа психологической и педагогической литературы по теме исследования была организована и проведена экспериментальная работа, направленная на исследование уровня методического сопровождения воспитателей по организации гендерного воспитания дошкольников.

Экспериментальная работа проводилась на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 98 «Ивушка». Исследованием были охвачены 22 воспитателя, 44 ребенка старшего дошкольного возраста и 40 родителей. Данное исследование включало следующие этапы:

1 этап – констатирующий эксперимент;

2 этап – формирующий эксперимент;

3 этап – контрольный эксперимент.

Цель первого этапа – выявить первоначальный уровень методического сопровождения воспитателей по организации гендерного воспитания дошкольников.

Цель второго этапа – апробация организационно-педагогических условий методического сопровождения воспитателей по организации гендерного воспитания дошкольников.

Цель третьего этапа – повторно выявить уровень методического сопровождения воспитателей по организации гендерного воспитания дошкольников после проведения формирующего эксперимента, и проанализировать его динамику.

Для достижения поставленной цели констатирующего этапа эксперимента мы проводили работу по трем основным направлениям: работа со старшим воспитателем и педагогами ДОУ, работа с дошкольниками и работа с родителями воспитанников.

Работа со старшим воспитателем и педагогами ДОУ предполагала:

– мониторинг организации методического сопровождения педагогов дошкольного образовательного учреждения;

– анализ работы педагогов ДОУ, с целью определения их профессиональной компетентности по организации гендерного воспитания дошкольников;

– анализ развивающей предметно–пространственной среды как средства в процессе организации гендерного воспитания дошкольников.

Работа с дошкольниками предполагала:

– проведение мониторингового исследования для определения их гендерной воспитанности.

Работа с родителями дошкольников предполагала:

– анализ проводимой работы по организации гендерного воспитания дошкольников в условиях семьи.

Важным шагом в осуществлении второй цели констатирующего этапа исследования явилось решение вопроса о критериях, позволяющих выявить первоначальный уровень методического сопровождения воспитателей по организации гендерного воспитания дошкольников.

Критерий является главным признаком измеряемого предмета или явления, а проявление основного признака выражает показатель. Критерий (греч. kriterion – мерило для оценки чего-либо) – средство проверки утверждения, теоретического построения, практической деятельности [45].

Стоит также отметить, что методическое сопровождение понимается как своевременное оказание необходимой дифференцированной помощи и поддержки конкретному педагогу. Какая именно помощь нужна, в свою очередь, зависит от профессиональной компетентности воспитателя. Поэтому в контексте нашего исследования с помощью критериев мы будем исследовать профессиональную компетентность воспитателей по организации гендерного воспитания дошкольников, а уже на их основе – судить об эффективности методического сопровождения воспитателей по этому направлению. 

Теоретический анализ исследуемой проблемы позволил выявить следующие критерии и показатели профессиональной компетентности воспитателей по организации гендерного воспитания дошкольников:

Когнитивный критерий:

–знание особенностей гендерного подхода в работе с детьми дошкольного возраста;

– знание эффективных методов для организации гендерного воспитания.

Мотивационный критерий:

–осознание педагогом значимости воспитания детей с учетом их гендерных особенностей;

– стремление к саморазвитию воспитателей в вопросах, повышающих их гендерную компетентность.

Деятельностный критерий:

– умение интегрировать психолого-педагогические знания о сущности гендерного подхода в воспительно-образовательный процесс;

– умение организовывать благоприятную гендерно-развивающую среду;

– умение привлечь к сотрудничеству родителей в вопросах гендерного воспитания их детей.

Состояние методического сопровождения педагогов по организации гендерного воспитания дошкольников определялось следующим диагностическим инструментарием, представленным с помощью таблицы.

Критерии Показатели Методики
Когнитивный –знание особенностей гендерного подхода в работе с детьми дошкольного возраста; – знание эффективных методов для организации гендерного воспитания. – опросник для воспитателей, разработанный Т. Говорун, – анкета для педагогов «Гендерное воспитание дошкольников» – педагогические наблюдения за работой воспитателей
Мотивационный – осознание педагогом значимости воспитания детей с учетом их гендерных особенностей; – стремление к саморазвитию воспитателей в вопросах, повышающих их гендерную компетентность.   – анализ годового плана МБ ДОУ № 98 «Ивушка», – анализ перспективных и календарно-тематических планов старшего воспитателя и педагогов
Деятельностный – умение интегрировать психолого-педагогические знания о сущности гендерного подхода в воспительно-образовательный процесс; – умение организовывать благоприятную гендерно-развивающую среду; – умение привлечь к сотрудничеству родителей в вопросах гендерного воспитания их детей.   – беседа со старшими дошкольниками «Гендерные роли», – педагогическое наблюдение за детьми, – анализ развивающей предметно-пространственной среды группы, – анкетирование родителей «Как мы воспитываем девочек и мальчиков».

 

Таблица 1 – Диагностический инструментарий методического сопровождения педагогов по организации гендерного воспитания дошкольников.

Ниже опишем уровни профессиональной компетентности воспитателей по организации гендерного воспитания дошкольников.

Высокий уровень: педагоги знают особенности гендерного подхода в работе с детьми дошкольного возраста, применяют эффективные методы для организации гендерного воспитания,осознают значимость воспитания детей с учетом их гендерных особенностей, стремятся к саморазвитию в вопросах, повышающих их гендерную компетентность; умеютинтегрировать психолого-педагогические знания о сущности гендерного подхода в воспительно-образовательный процесс, организовывают благоприятную гендерно-развивающую среду для детей, а также сотрудничают с родителями в вопросах гендерного воспитания их детей.

Средний уровень: педагоги знают особенности гендерного подхода в работе с детьми дошкольного возраста, но применяют неэффективные или устаревшие методы для организации гендерного воспитания,осознают значимость воспитания детей с учетом их гендерных особенностей, но не стремятся к саморазвитию в вопросах, повышающих их гендерную компетентность;не в полной мере реализуют свои психолого-педагогические знания о сущности гендерного подхода в воспительно-образовательный процесс, не поддерживают благоприятную гендерно-развивающую среду для детей, а также не всегда привлекают к сотрудничеству родителей в вопросах гендерного воспитания их детей.

Низкий уровень: педагоги не знают особенностей гендерного подхода в работе с детьми дошкольного возраста, не применяют эффективные методы для организации гендерного воспитания,не осознают значимость воспитания детей с учетом их гендерных особенностей, не стремятся к саморазвитию в вопросах, повышающих их гендерную компетентность;не умеютинтегрировать психолого-педагогические знания о сущности гендерного подхода в воспительно-образовательный процесс, не организовывают благоприятную гендерно-развивающую среду для детей, а также не привлекают к сотрудничеству родителей в вопросах гендерного воспитания их детей.

Исследование было начато с диагностики когнитивного критерия. Воспитателям был предложен опросник, разработанный Т. Говорун, для исследования их гендерных взглядов, сложившихся гендерных стереотипов и представлений, который помог выявить, что среди педагогов преобладают традиционные и неопределенные гендерные взгляды на процесс воспитания дошкольников. Это свидетельствует о доминировании в педагогической среде гендерных стереотипов.

Современному воспитателю, педагогу, чтобы быть свободным от гендерных стереотипов, суждений и установок, которые сдерживают его самореализацию и развитие, необходимы знания гендерной теории и гендерного подхода в дошкольном образовании.

Поэтому следующей задачей было определение понимания воспитателями содержания и основных категорий исследуемой проблемы, важность внедрения гендерного подхода в воспитательно-образовательный процесс. С этой целью мы провели анкетирование педагогов «Гендерное воспитание докшкольников».

Проведенное анкетирование подтвердило результаты опроса: ответы педагогов по основным определениям исследуемой проблемы показали их недостаточную осведомленность с вопросами гендерного воспитания:

1) среди педагогов преобладают традиционные и неопределенные гендерные взгляды, что приводит процесс воспитания старших дошкольников в соответствие с патриархальными, социально-одобряемыми ролями и моделями поведения мальчиков и девочек;

2) педагоги обнаружили низкую осведомленность в содержании базовых понятий исследуемой проблемы.

Педагогические наблюдения за работой воспитателей имели целью выявление спектра методов, используемых ими в процессе гендерного воспитания детей. Всего было предусмотрено посещение 10 занятий по следующим разделам: «Ознакомление с окружающим», «Художественная литература», «Изобразительная деятельность», «Физическая культура», «Музыка» и наблюдение за организацией игровой деятельности детей, а также режимными моментами.

В процессе наблюдений было отмечено, что спектр методов, используемых воспитателями в процессе гендерного воспитания, является ограниченным.Так, например, при чтении художественной литературы воспитатели мало внимания уделяют подборке художественных произведений, которая может использоваться для воспитания у мальчиков представлений омягкости, нежности, трудолюбии, душевной простоты, а у девочек – стойкости, смелости, готовности оказать помощь слабым и старым людям, готовности и желания защищать Родину. Воспитателями читаются отдельные произведения с последующим анализом поступков героев обоего пола, но системности в данном направлении нет.

Наблюдения за организацией игровой деятельности детей позволили констатировать, что воспитатели, к сожалению, не используют педагогические возможности сюжетно-ролевых игр с целью усвоения детьми гендерных норм поведения, поощряя традиционное распределение обязанностей в играх (к примеру, в сюжетно-ролевой игре «Семья» девочка – мама, заботящаяся о кукле-ребенке, а мальчик – папа, который ходит на работу).

Для диагностики мотивационного критерия был проведен качественный анализ годового плана МБ ДОУ № 98 «Ивушка», перспективных и календарно-тематических планов старшего воспитателя и педагогов с целью определения методов содержания и организационных форм методического сопровождения воспитателей по организации гендерного воспитания дошкольников.

Анализ годовых планов за последние три года показал, что в ДОУ созданием условий для методического сопровождения педагогов по организации гендерного воспитания дошкольниковметодическая служба целенаправленно не занималась. Отдельные аспекты данной проблемы рассматривались в ходе педагогических советов, семинаров–практикумов, методических часов, консультаций по рабочим моментам воспитательно-образовательного процесса.

Просмотр и анализ дневников самообразования педагогов позволил сделать вывод, что педагоги в индивидуальном порядке, самостоятельно изучают методическую литературу, стремятся развивать свои профессиональные способности. В тоже время, из общего числа респондентов лишь у 1 педагога тема углубленной работы по самообразованию связана с организацией гендерного воспитания дошкольников.

Для лучшего понимания состояния исследуемой проблемы в дошкольном образовательном учреждении мы проанализировали перспективные календарные планы воспитателе й на предмет их гендерной направленности в воспитании дошкольников.В результате анализа перспективных календарных планов выяснено, что планирование работы по гендерному воспитанию старших дошкольников является фрагментарным и непоследовательным. Педагоги не проводят специальной работы по воспитанию гендерного равенства.

Полученные результаты, с одной стороны, позволяют зафиксировать потребность педагогов в знаниях относительно гендерного воспитания старших дошкольников, а с другой, недостаточность понимания вопросов внедрения гендерного подхода в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения и соответственно низкой мотивации для организации работы с детьми. В связи с этим важным вопросом является гендерное просветительство педагогов, направленное на повышение их компетентности в вопросах гендерного воспитания дошкольников.

В контексте нашего исследования, основным показателем деятельностного критерия профессиональной компетентности педагогов по организации гендерного воспитания дошкольников является умение формировать гендерные представления дошкольников. С этой целью нами был проведен мониторинг в 2–х старших группах для выявления у них уровня гендерной воспитанности.

Обобщая результаты беседы, можно отметить, что 90% дошкольников продемонстрировали стереотипность гендерных знаний, отсутствие понимания равенства полов, ориентацию на различия между полами. 10% опрошенных продемонстрировали понимание гендерных ролей, что соответствует эгалитарному сознанию, характерному для высокого уровня гендерной воспитанности.

Результаты наблюдений за детьми показали, что дети чаще всего играют с представителями своего пола, хотя желание и попытка совместной игры между мальчиками и девочками есть, одна выражена она недостаточно ярко.Взаимоотношения между мальчиками были в основном положительные. Но при попытке девочек включится в игру «Строители», мальчики стали яростно прогонять их, боялись за свои постройки. Нами замечено, что мальчики и девочки плохо объединяются в совместные игры. Многие игровые действия противоположного пола воспринимаются с насмешкой.

Анализ предметно-развивающей среды имел целью определить, созданы ли благоприятные предпосылки для использования атрибутов в играх мальчиков и девочек, ведь предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольника, но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей.

Во время анализа было констатировано, что:

- для игровой деятельности мальчиков и девочек отведено разное пространство;

- игрушки подобраны с учетом полового признака;

- игровой материал и ролевая атрибутика привлекательныдля детей обоего пола. Онииспользуют его для отражения в игре социально-одобряемых образцов женского и мужского поведения.

Однако, выявлен дисбаланс предметной среды в сторону преобладания материалов и игрушек для девочек. Это отчасти можно объяснить ощущением безопасности игрушек для девочек, в отличии от игрушек, которые предпочли бы мальчики.

По результатам беседы, наблюдений и анализа предметно-развивающей среды был сделан вывод о том, что работа по гендерному воспитанию детей хотя и ведется, однако в целом проходит на недостаточном уровне.

В работе с родителями на констатирующем этапе эксперимента проводили анкетирование на тему «Воспитываем мальчиков и девочек». Его целью выступило определение актуальности вопроса гендерного воспитания детей и их отношения к данному вопросу.

Анализ анкет позволил сделать вывод, что проблема гендерного развития ребенка достаточно актуальна для родителей, но не все они готовы передать необходимые знания ребенку, объяснить факт рождения человека, рассказать ему об идеальных образах мужчины и женщины (поведение, культура общения, гендерные нормы и правила поведения др.), сформировать это у ребенка с учетом его новой принадлежности

Обобщив полученные результаты констатирующего этапа экспериментальной работы по всем критериям были сделаны выводы. Данные констатирующего этапа исследования показали, что все индивидуальные особенности развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ по организации гендерного воспитания дошкольников, которые во многом зависят от системы методического сопровождения в ДОУ, от той модели взаимодействия со старшим воспитателем, от личностных качеств. На основании констатирующего этапа эксперимента мы сделали вывод о том, что в условиях дошкольного образовательного учреждения работа по методическому сопровождению воспитателей по организации гендерного воспитания дошкольниковведется, однако, в большей степени, педагогам необходима методическая поддержка для ее успешной реализации.

 

Список литературы:

1. Бутовская М.Л. Биология пола, культурные и полоролевые стереотипы поведения у детей / М.Л. Бутовская // Семья, гендер, культура. – 2016. – №1. – С. 156-162

2.  Кон И. С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире / И. С. Кон // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Ч.1. –Мурманск, 2001. –  С. 73-93.

3. Сиротюк А.Л. Дифференциация обучения на основе гендерного подхода / А.Л. Сиротюк // Народное образование. – 2003. – № 8. – С. 94-99

4. Шинкарёва Н.А. К проблеме повышения гендерной компетентности педагогов / Н.А. Шинкарёва // Гуманитарные технологии педагогической диагностики в дошкольном образовании: от теории к практике. – 2008. – №1. – С. 425-429.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: