Хромосомные заболевания человека

Методическая разработка

Лекционного занятия

Специальность 34.02.01 «Сестринское дело», 31.02.01 «Лечебное дело»

Дисциплина ОП.04 «Генетика человека с основами медицинской генетики»

 

 

по теме № 7: «Хромосомные болезни»

 

 

Тема: Хромосомные болезни.

Цели лекционного занятия:

Учебные

1. Сформировать понятие наследственные болезни

2. Изучить классификацию наследственных болезней

3. Сформировать понятие хромосомные болезни

4. Изучить структурные аномалии хромосом

Воспитательные

1. Научить студентов логически мыслить и перерабатывать информацию, формулироватьвопросыпоопределениюнаследственныхболезней,ихпричин и особенностей проявления хромосомных аномалий.

2. Воспитывать ответственность за состояние своего здоровья и здоровья своих родственников, понимать значение раннего выявления наследственных болезней, хромосомных болезней.

3. Развивать внимательность, способность к рассуждению и анализу, а так же, пониманию характера наследственных болезней, хромосомных болезней.

Изучив тему занятия, студент должен знать:

· классификация наследственных болезней

· клинические  синдромы  при аномалиях  половых хромосом  (синдром Шерешевского-Тернера, синдром Клайнфельтера)

· основные признаки и механизмы возникновения синдрома Дауна, синдрома Эдвардса, синдрома Патау

Межпредметные связи:

Латинский язык: использование терминологии и словообразования

Анатомия: схема митоза и мейоза, строение частей тела

Экология: факторы внешней среды, являющиеся мутагенами Педиатрия: симптоматика врожденных заболеваний

Акушерство: воздействие мутагенов во время беременности

Продолжительность занятий: 90 минут

Место проведения: аудитория филиала

 

Методы обучения и технологии:

- информационно-развивающий (знакомство с наследственными заболеваниями, причинами их появления и распространенности)

- частично-поисковый (определение хромосомного заболевания);

- коллективное обсуждение (анализ распространенности хромосомного заболевания и причины появления);

- элементы информационно–компьютерных технологий, проблемного обучения, коллективного обсуждения.

 

Контролирующий материал -

1. Вопросы для фронтального и индивидуального опроса;

• Наследственные болезни –это…

• Общие клинические особенности, которые имеют «Наследственные заболевания»

• К болезням,  обусловленным   числовыми аномалиями  половых (Х и  У) хромосом, относят…

• Какие яркие внешние признаки можно выделить у пациентов с аномалиями половых (Х и У)хромосом?

• К болезням, обусловленным числовыми аномалиями аутосом, относят…

• Какие яркие внешние признаки можно выделить у пациентов с аномалиями аутосом?

Основные этапы лекционного занятия:

№ п/п. Этапы занятия Ориентир. время Методические рекомендации
1 Организационная часть, целевая установка 2 минут Тема. «Хромосомные болезни». План: Ø Классификация наследственной патологии Ø Хромосомные болезни, связанные с аномалиями числа хромосом при сохранении их структуры. 1) Болезни: обусловленные числовыми аномалиями половых (Х и У) хромосом (болезни Шерешевского- Тернера, Клайнфельтера). 2) Болезни, обусловленные числовыми аномалиями аутосом (синдромы Дауна, Патау,Эдвардса). Ø Синдромы частичных анеуплоидий Ø Синдром кошачьего крика(5р-)
2 Мотивация изучения темы 3 минут Преподаватель отмечает значимость темы для изучения.
3 Изложение нового материала 65 минут Изложение материала сопровождается презентацией в соответствии с планом
4 Обобщение и систематизация изученного материала 10 минут Выводы по основным вопросам темы, закрепление полученных знаний путем ответа на вопросы
  Сообщение домашнего задания 5 минут Самостоятельная работа: 1. Составить таблицу "Сравнительная характеристика хромосомных заболеваний" (заболевание, кариотип, частота встречаемости, основные симптомы) 2. Доклад «Хромосомное заболевание - ….» (выбрать одно, но не из лекционного материала)  

Основная часть

Конспект лекции

1.Классификация наследственной патологии.

К настоящему времени описано около 4000 наследственных болезней человека, из которых достаточно хорошо изучено около 600.

Изучение и возможное предотвращение последствий генетических дефектов человека является предметом медицинской генетики.

Наследственные болезни — это патологические состояния, в основе которых изменение наследственного материала (т.е. мутация). В развитии таких заболеваний главную роль играют нарушения в структуре гена или хромосомы.

Классификация наследственных болезней по характеру изменения наследственных структур.

1. Хромосомные синдромы сопровождаются аномалией количества или структуры хромосом у человека.

2. Моногенные заболевания — это нарушения, причиной которых являются мутации отдельных генов. Патологическое состояние у человека может быть вызвано изменением не только ядерных, но и митохондриальных генов. Большинство моногенных заболеваний наследуются в соответствии с законами Менделя,поскольку наследственная информация в основном содержится в ядерной ДНК. В группе моногенных заболеваний выделяют аутосомно-доминантные, аутосомно- рецессивные, Х-сцепленные доминантные, Х-сцепленные рецессивные и митохондриалъные патологические состояния.

3. Мультифакториальные заболевания — это болезни с наследственной предрасположенностью, для проявления которых необходимо совместное действие наследственных и внешне средовых факторов.

Причиной наследственной предрасположенности обычно является неблагоприятное сочетание в генотипе нескольких в принципе нормальных генов. Но патологические изменения в организме возникают только тогда, когда человек подвергается влиянию повреждающих факторов окружающей среды. Мультифакториальные заболевания разделяют в зависимости от того, какой орган поражен у больного человека. Например, выделяют заболевания нервной, сердечно- сосудистой, дыхательной, эндокринной систем и т.д.

Подобное разделение по уровню поражения наследственного аппарата несколько условно, так как непосредственной первопричиной формирования хромосомного дефекта может служить мутация одного или нескольких генов, как возникшая вновь, так и передаваемая по наследству.

 

КЛИНИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ наследственных заболеваний построена по принципу ведущей системной патологии.

Патологический фенотип определенного наследственного синдрома складывается из более или менее устойчивого сочетания отдельных симптомов (минимальные диагностические признаки), создающих в совокупности специфическое “фенотипическое ядро” заболевания, являющееся основой для установления диагноза.

Синдром - совокупность внешних и внутренних, морфологических и функциональных аномалий и врожденных пороков, вызванных единым морфологическим фактором.

Обычно тот или иной синдром имеет от 1-2 до5(редко более)соответствующих признаков. Задача врача состоит в том, чтобы увидеть данные аномалии и правильно их интерпретировать. Сложность заключается в том, что нередко отсутствует параллелизм между значимостью (в смысле тяжести) симптома для пациента и его диагностическойценности(информативности)-всмыслевозможностиустановления диагноза.

Наследственные заболевания имеют определенные общие клинические особенности, которые позволяют выделить их среди других патологических состояний у человека (Бочков Н. П., 2001):

1. Повторные случаи аналогичной патологии у членов одной семьи. Это особенно характерно для моногенных или мультифакториальных заболеваний. Однако хромосомные синдромы обычно выявляются только у одного человека в семье.

2. Врожденный характер заболевания. Большинство пороков развития и хромосомных синдромов обнаруживаются уже при рождении ребенка. Однако многие моногенные и мультифакториальные заболевания начинают развиваться значительно позже, иногда только в старческом возрасте. В то же время врожденная патология не всегда является наследственной. Так, некоторые пороки развития, обнаруживаемые у новорожденного ребенка, формируются под влиянием повреждающих факторов внешней среды, действовавших на плод во время беременности.

3. Хроническое, рецидивирующее течение заболевания, приводящее к постепенному ухудшению  состояния больного.  Патологический процесс очень трудно, а подчас и невозможно приостановить. В результате наследственные заболевания с большой степенью вероятности могут сопровождаться инвалидностью и преждевременной гибелью человека.

4. Одновременное поражение у человека нескольких органов или систем. Это так, например, для моногенного аутосомно-доминантного синдрома Холта-Орама характерно сочетание у одного больного пороков развития верхних конечностей (недоразвитие первого пальца, лучевых костей, аномалия костей запястья) и врожденного порока сердца.

5. Наличие специфических симптомов. Клиническая диагностика наследственных болезней опирается не только на определенные патологические признакиубольногоилиихспецифическоесочетание,ноинаособенностистроения частей тела (например: форма лба, носа, разреза глаз, граница роста волос и т.д.), которые не нарушают функции организма. Так, при несовершенном остеогенезе у одного человека можно обнаружить частые переломы и деформации костей конечностей, тугоухость и голубой цвет белков глаз, который не влияет на функцию органа зрения.

6. Устойчивость к наиболее распространенным методам терапии. До настоящего времени лечение многих наследственных заболеваний остается очень сложным. Трудно добиться улучшения состояния больного и не допустить развития осложнений. Так, обычный бронхит успешно поддается лечению с помощью противовоспалительных, отхаркивающих и антибактериальных средств. Лечение поражения бронхов у больного муковисцидозом требует постоянного приема современных сильнодействующих лекарственных препаратов, использование которых, однако, не приводит к выздоровлению пациента.

ХРОМОСОМНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Хромосомный набор здорового человека – 46 хромосом: 22 пары аутосом и 1 пара половых хромосом (женщина - ХХ, мужчина - ХУ).

Хромосомные болезни (синдромы) - это группа врожденных патологических состояний, проявляющихся аномалиями развития и обусловленных нарушениями числа или структуры соматических хромосом (аутосомные синдромы) или половых хромосом (гоносомные синдромы).

Хромосомные болезни- большая группа наследственных заболеваний, основана на мутациях количества и структуры хромосом. В основе хромосомных мутаций, т.е. хромосомных заболеваний, обусловленных изменением структуры отдельных хромосом, лежат следующие механизмы: транслокация (отрыв и перенос части хромосомы на негомологичную); делеция (выпадение части хромосомы); инверсия (разрыв хромосомы, поворот этого участка на 1800 и прикрепление его к месту отрыва). Патологическая роль хромосомных аномалий начинает проявляться уже со стадии зиготы. Их летальный эффект является одним из главных факторов внутриутробной гибели.

Их общая частота в популяции - около 1%. В своем большинстве это спорадические случаи вследствие разнообразных хромосомных и геномных мутаций.

Имеет право на существование и гипотеза о генетической детерминированности хромосомных нарушений. Число описанных типов хромосомных аномалий приближается к 1000,из них более100 форм имеют клинически очерченную картину и называются синдромами.

Распространенность хромосомных болезней одинакова во всех национальных и этнических группах и составляет в среднем 7-8 больных на каждую 1 000 новорожденных. В Российской Федерации эта патология регистрируется примерно у 12 000 новорожденных ежегодно.

КЛАССИФИКАЦИЯ  хромосомных заболеваний   основана на нескольких принципах:

* Этиологический, т.е. характеристика хромосомной или геномной мутации:

I. Хромосомные болезни, связанные с аномалиями числа хромосом при  сохранении  их структуры.

1) Болезни: обусловленные числовыми аномалиями половых (Х и У) хромосом (болезни Шерешевского-Тернера, Клайнфельтера).

2) Болезни, обусловленные числовыми аномалиями аутосом (синдромы Дауна, Патау, Эдвардса).

3) Болезни, обусловленные увеличением кратности полного гаплоидного набора хромосом –полиплодии.

II. Хромосомные болезни, обусловленные структурными перестройками хромосом. Виды хромосомных аберраций:

1) Транслокации – перенос участка хромосомы.

2) Инверсии – разворот участка хромосомы на 180градусов.

3) Делеции – отрыв участка хромосомы.

4) Дупликации – удвоение участка или целой хромосомы.

* Определение типа клеток, в которых возникла мутация (в гаметах или зиготе):

- Гаметические мутации ведут к полным формам хромосомных болезней. У таких индивидов все клетки несут унаследованную с гаметой хромосомную аномалию.

- Соматические мутации–если аномалия возникает в зиготе или на ранних стадиях дробления, при этом развивается организм с клетками разной хромосомной конституции (два типа и более). Это явление называется мозаицизм, а формы хромосомных болезней – мозаичными. Для того, чтобы мозаичная форма по клинической картине совпадала с полной, необходимо иметь не менее 10% клеток с аномальным набором.

* Время возникновения мутации (в поколении):

- Спорадические случаи - мутация возникла заново в гаметах здоровых родителей или на стадии зиготы.

- Наследуемые (семейные) формы - когда родители уже имели подобную аномалию.

Таким образом, для точной диагностики хромосомной болезни необходимо определить:

1) Тип мутации;

2) вовлеченную в процесс хромосому;

3) форму (полная или мозаичная);

4) вид болезни (спорадический случай или наследуемая форма).

Такая диагностика возможна только при цитогенетическом исследовании, проводимом у пациента, а иногда и у его родителей и сибсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: