Теоретические сведения

 

 

Схема маятника Обербека изображена на рис. 5.1. Он представляет собой крестовину из четырех стержней 1 одинаковой длины и массы, вдоль которых могут перемещаться грузы 2, крепящиеся к стержням винтами 3. Стержни закреплены на втулке, которая может вращаться вокруг горизонтальной оси О. На втулке имеется двухступенчатый диск 4 с намотанной на нем тонкой легкой нерастяжимой нитью, к свободному концу которой привязан груз 5.

Если дать возможность грузу опускаться, то крестовина начнет вращаться по законам динамики вращательного движения. Обозначим через J момент инерции маятника Обербека, через m – массу груза 5, через r – радиус диска 4.

Согласно основному закону динамики вращательного движения:

          (5.1)

где М - момент внешних сил относительно оси вращения; ε - угловое ускорение; J - момент инерции относительно оси вращения.

Одной из задач данной работы является проверка соотношения (5.1), которую можно осуществлять с помощью экспериментальной установки маятника Обербека.

Соотношение (5.1) можно проверить двумя способами:

Способ

Если момент сил, действующих на крестовину, не меняется (М = const), то в этом случае и J ·ε=const, то есть при изменении момента инерции можно записать:

                                                            (5.2)

или

где J 1, J 2 - моменты инерции маятника при различных грузах на стержнях.

Пусть момент инерции маятника без грузиков J 1, момент инерции с грузиками J 2, тогда можно записать:

                    (5.3)

где m2R 2 - момент инерции одного груза на стержне крестовины;

J 0 - момент инерции без грузиков и стержней крестовины;

m1 l 2/3 - момент инерции одного стержня длиной l относительно оси вращения.

С учетом (5.3) выражение (5.2) принимает вид:

                                    (5.4)

Угловое ускорение маятника ε связана с линейным ускорением грузила, подвешенного к нити, соотношением:

                                                (5.5)

где r - радиус диска, на который намотана нить;

h - путь, пройденный ускоренно движущимся грузом m, подвешенным к нити;

t - время, за которое грузик проходит путь h. Тогда

                                                 (5.6)

Выражение (5.4) с учетом результата (5.6) принимает вид:

                     (5.7)

Соотношение (5.7) позволяет проверить справедливость (5.2).

Способ

Если момент инерции  крестовины  не меняется  (J = const), то в этом случая   J ε1 =M1,   J ε2 = M2, то есть

                                                             (5.8)

Если учесть, что M=FH· r, где FH - сила натяжения нити; r - радиус шкива, (5.8) можно записать в виде:

                                                             (5.9)

Из уравнения движения грузила, подвешенного к нити, можно найти натяжение нити

                           (5.10)

где m - масса груза, подвешенного к нити. С учетом (5.10) и (5.6), для выражения (5.9) имеем:

                                 (5.11)

Убедившись в справедливости равенства (5.11), можем получить еще одно подтверждение справедливости равенства (5.1).

Моментом инерции материальной точки относительно какой-либо оси называется произведение массы m на квадрат расстояния r до этой оси: J = m r 2.

Моментом инерции тела относительно оси называется сумма моментов инерции всех точек тела относительно оси:

Момент инерции характеризует меру инертности тела к изменению ним угловой скорости ω под действием момента силы М.

Из соотношения (5.1) следует, что момент инерции равен:

                                            (5.12)

Если в (5.12) подставить (5.5) и (5.10), получим:

                                 (5.13)

Получается, значение момента инерции крестовины может быть рассчитано по экспериментальными данными измеряемых величин: t, r, h, m 2. Его можно сравнить со значением, полученным из теоретического определения момента инерции:

                                 (5.13)

где J 0 - момент инерции двухступенчатого диска, оси и втулки, то есть маятника без стержней крестовины и грузиков на них;

m 1 - масса одного стержня крестовины;

l - длина одного стержня крестовины;

m2 - масса одного грузила, закрепленного на стержне маятника;

R - расстояние от грузила m2 до оси вращения.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: