Пути укрепления экономической безопасности

Правительством РФ принимаются меры по снижению влияния угроз, и прежде всего, в рамках экономической политики. Однако этого явно недостаточно. Необходима существенная корректировка проводимой политики.

Во-первых, требуется переход к новой модели развития, основанной на структурнотехнологической модернизации, развитии реального сектора экономики, инвестиционной и инновационной активности, обеспечивающей новое качество и высокие темпы роста экономики. Решению этой задачи, как подчеркивают ведущие эксперты, будет способствовать «разработка и реализация государственной стратегии новой индустриализации, нацеленной на преодоление ярко выраженной тенденции деиндустриализации и примитивизации структуры экономики и обеспечение восстановле ни я отраслей промышленности традиционных укладов на новой технологической основе».

Во-вторых, важнейшим стратегическим направлением обеспечения экономической безопасности страны следует рассматривать сохранение, поддержание, развитие и эффективное использование научно-технического потенциала. В этих целях необходимо предусмотреть государственную поддержку тех сфер, где имеются достаточные преимущества перед другими странами, активизировать поиск и внедрение новых перспективных технологий, способных обеспечить технологический прорыв и вывести экономику на инновационную модель развития. Развитие фундаментальной науки необходимо рассматривать в числе важных стратегических задач, требующих от государства проведения соответствующей политики по ее поддержке и финансированию.

В-третьих, принципиально важное значение имеет совершенствование управления промышленным комплексом - базовым сектором экономики. Добиться этого возможно в рамках промышленной политики, направленной на повы ш ение национальной конкурентоспособности. Более всего этому соответствует концепция новой индустриализации. При этом приоритет следует отдавать отраслям промышленности, выпускающим высокотехнологичную продукцию высоких переделов, способствующим сохранению, развитию и более полному использованию научно-технического потенциала. В числе первоочередных задач можно назвать следующие:

- диверсификация и структурная трансформация промышленности;

- развитие производственной инфраструктуры, необходимой для реализации структурных преобразований;

- поддержка эффективных и конкурентных производств;

- расширение рынка наукоемкой продукции;

- повышение эффективности использования экономического ресурсов;

- развитие и диверсификация экспортного потенциала, стимулирование импортозамещения и др.

В-четвертых, требуется корректировка денежно-кредитной и финансовой политики России. Немаловажное значение имеют усиление государственной поддержки инвестиционной и инновационной активности; принятие мер по стимулированию работы банковской системы в интересах реальной экономики, облегчение доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных вложений; предотвращение вывоза крупным бизнесом капитала из страны; существенное увеличение нормы накопления капитала.

В целях повышения бюджетной обеспеченности территорий следует реализовать комплекс мер по изменению межбюджетных отношений, направленных на достижение сбалансированности и устойчивости территориальных бюджетов, повышение финансовой самостоятельности регионов и муниципалитетов.

В-пятых, необходимость достижения устойчивого и сбалансированного пространственного развития, обеспечивающего развитие человеческого капитала, сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни россиян, актуализирует проблему совершенствования методов управления социально-экономическими процессами на основе развития и повышения эффективности использования потенциала территорий. Решение этой проблемы видится в доработке и принятии к реализации стратегии пространственного развития страны.

И наконец, не следует забывать, что экономическая безопасность государства создается усилиями всех входящих в его состав субъектов. В этом случае вполне логичной является задача региональных и местных органов власти по повышению национальной экономической безопасности, которая должна решаться в рамках проводимой соответствующими территориями социальноэкономической политики. Территориальным органам власти следует организовать мониторинг основных показателей, характеризующих экономическую безопасность, и оценку ее уровня. Это позволит принимать своевременные меры по предотвращению рисков возникновения угроз, смягчению их последствий и повышению безопасности экономики.

Таким образом, главными угрозами страны в области экономики являются сохранение экспортно-сырьевой модели развития и высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры; отставание в разработке и внедрении перспективных технологий, низкая конкурентоспособность; несбалансированность национальной бюджетной системы; продолжающийся вывоз капитала; сохранение значительной доли теневой экономики, условий для коррупции; неравномерное социально-экономическое развитие территорий. Длительный период их негативного влияния существенно снижает роль Российской Федерации в мировом пространстве, делает российскую экономику все более уязвимой перед внешними вызовами. Поэтому принятие мер по устранению этих угроз является приоритетной задачей органов власти на всех уровнях.

 

Вопрос 7. Взаимосвязь государственной социально-экономической политики и экономической безопасности организации и личности. Угрозы в социальной сфере, методология их оценки.

Сфера социальных отношений оказывает непосредственное влияние на экономическое развитие страны. При этом необходимо учитывать, что и экономическая сфера влияет на социальные отношения. Это влияние может носить как позитивный, так и негативный аспект. В современной России одной из проблем экономической безопасности считается сокращение трудовых ресурсов. Считается, что к 2025 г. число трудоспособных граждан в стране уменьшится на 14–15 млн. человек, а количество пенсионеров, наоборот, увеличится на 5–7 млн. человек. По прогнозам, к 2050 г. в России произойдет резкий демографический спад, вследствие чего количество трудоспособных граждан сократится на 40–42 %, это, примерно, 39 млн. человек. Не менее сложным является вопрос социального расслоения и формирования слоя бедных. Численность россиян с доходами ниже прожиточного минимума в первом квартале 2015 года увеличилась на 3,1 млн человек по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составила 22,9 млн человек. Уровень бедности в первом квартале 2015 года подскочил сразу до 15,9 % против 13,8 % в первом квартале 2014 года. Информация за оба квартала даётся без учёта данных по Крыму и Севастополю. Существенный рост уровня бедности в первом квартале текущего года наблюдался из-за значительного увеличения размера прожиточного минимума в результате высокой инфляции. Прожиточный минимум в России в первом квартале 2015 года увеличился до 9 тыс. 662 рублей на человека в месяц с 7 тыс. 688 рублей в аналогичном периоде предыдущего года. В целом по России среднедушевые денежные доходы населения в первом квартале 2015 года составили 25,2 тыс. рублей в месяц (в первом квартале 2014 года — 22,7 тыс. рублей). Не менее значимой социальной проблемой, оказывающей влияние на экономическую безопасность страны, является демографическая ситуация. По данным Росстата, в первом квартале нынешнего года в России снизилось число родившихся в 53 регионах, и выросло числа умерших в 74. В целом же по стране число умерших превысило родившихся на 11,5 %, а в 19 регионах вообще 1,5–2 раза. Кроме того, в прошлом году начала увеличиваться смертность. Уже за первые четыре месяца текущего года, то есть с января по апрель, этот показатель вырос почти на 4 % [4]. По мнению экономиста Владислава Жуковского, по итогам 2015 года чистая убыль населения вполне может достичь 140–170 тыс. человек. В 2016–2017 годах тренд на депопуляцию России почти наверняка сохранится. В значительной степени это будет обусловлено эффектом резкого ухудшения социально-экономической ситуации в России, которое произошло в последние месяцы 2014 года и сопровождалось хаосом на валютном рынке, спадом в реальном секторе экономики, ростом безработицы и снижением реальных доходов россиян. С учетом данных перспектив необходимо определить главные направления развития экономики, где возможен прорыв и увеличение производительности труда, обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции. Одним из таких направлений является импортозамещение, которое позволит улучшить не только состояние российской экономики, но и будет способствовать решению социальных проблем за счет формирования новых рабочих мест, расширения производства, увеличение числа занятого населения, создания благоприятной социальной ситуации уверенности в собственном будущем. Импортозамещение, способствуя экономическому росту, также обеспечивает повышение конкурентоспособности отечественной экономики на мировых рынках при снижении роли ресурсодобывающих отраслей и ослаблении зависимости от поставок импортных товаров народного потребления [5]. Еще одним направлением, способствующим обеспечению экономической безопасности государства через решение социальных проблем, является социальный бизнес. На данный момент растет заинтересованность крупного бизнеса в развитии социального предпринимательства. Можно сказать, что в России началось системное сотрудничество между социальным предпринимательством и крупным бизнесом. При этом государство готово допустить частный бизнес в социальную сферу. И такое трехстороннее сотрудничество между государством, крупным бизнесом и социальным предпринимательством должно изменить ситуацию. По данным Федеральной налоговой службы, за первый квартал 2015 года число индивидуальных предпринимателей — глав крестьянско-фермерских хозяйств в России выросло на 4670 человек. Произошло это за счет программы «Начинающий фермер», по которой Минсельхоз с 2012 года выделяет гранты — около 1,5 млн рублей каждому победившему в конкурсе. Как отмечает большинство специалистов, за последние несколько лет произошел принципиальный сдвиг в положении социального предпринимательства. Так, недавно в федеральное законодательство внесли поправки, облегчающие доступ малого бизнеса к госзакупкам. В 2015 году госкорпорации обязывались использовать 18 % своего бюджета на покупку товаров, работ и услуг у малого и среднего бизнеса. Вступил в силу закон о соцобслуживании, предоставляющий бизнесу доступ в сферу социальных услуг. Сегодня целевые программы поддержки социального бизнеса есть практически в каждом регионе страны, и, несмотря на кризис, они не сворачиваются, а в некоторых случаях даже привлекают дополнительное финансирование. В целом следует констатировать, что социальная политика и экономическая безопасность государства оказывают влияние друг на друга, которое может характеризоваться как позитивными, так и негативными проявлениями. Учет данного взаимовлияния будет способствовать выработке эффективной социально-экономической стратегии развития России, что положительно скажется на всех сферах жизнедеятельности государства.

В современном мире успешное развитие экономики может быть достигнуто только при условии обеспечения экономической безопасности на таких уровнях, как: отдельный индивидуум, предприятие, государство (регион). Эти иерархические уровни тесно взаимосвязаны между собой. Экономическая безопасность отдельного человека тесно связано с экономической безопасностью предприятий, на которых работает он и члены его семьи. В свою очередь, экономическая безопасность предприятия не возможна без обеспечения экономической безопасности государства (региона). Современное мироустройство характеризуется большой динамичностью и изменчивостью внешней среды, что обеспечивает практически молниеносную реализацию угроз экономической безопасности. В таких условиях не целесообразно рассматривать вопросы экономической безопасности только на отдельно взятом уровне. Мероприятия по обеспечению экономической безопасности должны охватывать все перечисленные уровни, а их результативность соответствовать мировым стандартам.

Для более полного анализа взаимосвязей между экономической безопасностью личности, предприятия, государства (региона) рассмотрим экономическую сущность данных понятий. Этимологически термин «безопасность» происходит от греческого «владеть ситуацией». Согласно толковому словарю В. И. Даля, безопасность надо понимать как отсутствие опасности, сохранность, надежность. Также безопасность - это механизм, состояние и самостоятельное, достаточно автономное явление, которое в большинстве определяет условия, жизненные возможности, будущее любого объекта. Безопасность определяется и как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Базовой единицей экономической безопасности выделяют личность. Экономическая безопасность личности - это такое состояние, при котором гарантированы условия для защиты жизненных интересов, обеспечиваются социальное развитие и социальная защищенность индивида [7, с. 10]. Другими словами обеспечивается принятый уровень жизни.

Прослеживается прямая зависимость между развитием личности и развитием предприятия, равно как и развитием региона. В современном мире интеллектуальным способностям отводится ключевая роль в экономике стран, так как именно от них зависит развитие технологий, что приносит как развитие производства, так и повышение нормы прибавочной стоимости.

Наиболее часто встречаемое определение экономической безопасности предприятия - это состояние наиболее эффективного использования ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения стабильного его функционирования.

Наиболее  точным является следующее определение:

экономическая безопасность предприятия - это непрерывный процесс обеспечения на предприятии, которое находится в определенном внешнем окружении, стабильности его функционирования, финансового равновесия и регулярного получения прибыли, а также возможности выполнения поставленных целей и задач, возможности дальнейшего развития и усовершенствования на различных стадиях жизненного цикла предприятия и в процессе определения конкурентных рыночных стратегий.

Экономическую безопасность региона В. Сенчагов рассматривает как обеспеченность его жизнеспособности, а именно возможности постановки самостоятельной цели развития, относительной обособленностью управления, наличием автономных систем ресурсного накопления и ресурсного потребления, или степени его защищенности от негативного внешнего воздействия.

В. В. Третьяк характеризует региональную экономическую безопасность как состояние региона, при котором обеспечивается гарантированная защита региональных интересов и реализуется способность системы региональных экономических связей на данный момент и на отдаленную перспективу к устойчивому развитию.

По определению Н. Н. Ермошенко, экономической безопасностью является такое состояние экономического механизма территории, которое характеризуется сбалансированностью и устойчивостью к негативному воздействию внутренних и внешних угроз, его способностью обеспечивать на основе реализации экономических интересов устойчивое и эффективное развитие экономики и социальной сферы.

Развитие региона как сложной социально- экономической системы характеризуется огромным количеством факторов, которые могут быть агрегированные в такие сферы, как производственная, демографическая, трудовых ресурсов, финансовая, социальная и другие. Формирование соответствующего состояния социальной сферы и уровня реализации общественных потребностей ее населения, обеспечения достойного уровня жизнедеятельности является главными целями обеспечения экономической безопасности региона.

По нашему мнению, экономическая безопасность региона - это состояние его организационно-экономического механизма (OEM), которому соответствует определенное состояние экономики, когда путем использования комплекса мероприятий и установления связей между субъектами хозяйствования обеспечивается динамичное развитие экономики, ее устойчивость, самодостаточность и конкурентоспособность, экономическая активность, защита экономических и социальных интересов общества.

Обеспечение безопасности экономики региона - непрерывный процесс, не ограниченный во времени. Эффективная политика в этой сфере позволяет на региональном уровне обеспечивать и сохранять эффективное социально-экономическое положение, которое характеризуется перспективной экономической политикой и динамичным развитием в процессе обеспечения экономической безопасности с целью обеспечения достойного уровня жизни населения, а также выступать консолидирующим управленческим инструментом. При этом региональное управление должно обеспечивать социально-экономическую стабильность территории.

Под безопасностью государства дополнительно понимают меры против угрозы оказаться в экономической зависимости, обанкротиться, потерять национальное лицо. При этом расширяются демографические, техногенные и экологические факторы. Существует тенденция включать в это понятие почти всю проблематику жизни и деятельности общества.

Это приводит к появлению расширенных определений, примером которых является определение экономической безопасности у С. А. Афонцева «национальная экономическая безопасность - это состояние национальной экономики, характеризующееся способностью противостоять воздействию внутренних и внешних факторов, которые нарушают нормальное функционирование общественного воспроизводства, подрывают достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывают повышенную социальную напряженность в обществе, а также угрозу «самому существованию государства».

Проанализировав понятия экономической безопасности личности, предприятия, региона и государства, можно представить схему их взаимосвязи (рисунок).

Рисунок. Взаимосвязь экономической безопасности государства, региона, предприятия и личности.

 

Сущность  взаимосвязей между экономической безопасностью обозначенных уровней в том, что состояние экономической безопасности каждого вышестоящего уровня влияет на экономическую безопасность нижестоящего уровня и в то же же время экономическая безопасность каждого нижестоящего уровня является составной частью экономической безопасности вышестоящего уровня.

Экономическая безопасность личности является основой экономической безопасности всех вышестоящих уровней и может напрямую влиять на экономическую безопасность региона. Это связано с тем, что нарушение экономической безопасности отдельного человека, группы людей приведет к возникновению недовольств, которые могут принять вид масштабных акций и протестов, что в результате может напрямую повлиять на экономическую безопасность территории. Причиной этому является то, что отдельный человек - это единица государства (региона). Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Необходимо проводить постоянный мониторинг состояния экономической безопасности на

всех указанных уровнях. Для этого необходима система показателей-индикаторов, наблюдая за изменением значений которых можно заметить изменения в экономической безопасности каждого уровня и принять корректирующие мероприятия. Можно предложить следующую упрощенную систему индикаторов состояния экономической безопасности государства, предприятия, региона, личности.

Таблица. Индикаторы экономической безопасности на всех уровнях

Уровень ЭБ Индикаторы
Личность Индекс развития человеческого потенциала
Предприятие Результативность адаптации к изменениям внешней среды. Динамика производства. Уровень рентабельности производства. Доля обеспеченности собственными источниками финансирования оборотных средств. Уровень инновационной активности.
Регион (государство) ВП в расчете на 1чел., д.е. Соотношение импорта и экспорта основных видов продукции, %. Плотность населения, человек на 1км2. Соотношение лиц за чертой бедности и наиболее обеспеченных к общей численности, %. Степень износа основных фондов, %. Удельный вес расходов бюджета на науку и образование, %. Инвестиции в основной капитал на душу населения, д.е.. Прямые иностранные инвестиции на душу населения, д.е.. Средства иностранных инвесторов в структуре инвестиций в основной капитал, %. Количество малых предприятий на 10 тыс. чел. населения, единиц; Объем реализации продукции малых предприятий в % к общему объему реализации. Уровень жизни населения.

Таким образом, ухудшение значений вышеперечисленных показателей (табл.) будет свидетельствовать о снижении экономической безопасности на каком-либо из ее уровней. С учетом тесной взаимосвязи уровней (рис.), снижение экономической безопасности одного из уровней незамедлительно приведет к ее снижению на всех остальных уровнях. По-нашему мнению, особое внимание необходимо уделить обеспечению экономической безопасности личности. Можно выделить следующие важнейшие направления повышения экономической безопасности личности:

• рост производства ВП, и в первую очередь - в обрабатывающих наукоемких отраслях;

• инновационное развитие экономики;

• повышение эффективности производства и результативности труда;

• практическая реализация социально-ориентированной экономической политики;

• развитие науки, культуры, образования, здравоохранения, спорта;

• стимулирование творческой и экономической активности населения региона;

• повышение минимальной зарплаты и пенсии до уровня прожиточного минимума;

• борьба с теневой экономикой, экономической и другой преступностью, коррупцией, мошенничеством, ограничение монополизма;

• развитие и стимулирование малого предпринимательства;

• формирование и функционирование эффективного социально-экономического механизма региона.

Таким образом, реализация задачи повышения экономической безопасности на всех уровнях требует включения в число приоритетных направлений деятельности всех хозяйствующих субъектов реализацию программы социально- экономического развития и реализацию экономической политики устойчивого развития. В случае отклонения фактических параметров экономической безопасности от пороговых значений необходима разработка мер по выходу из зоны опасности; организация работы по предупреждению влияния выявленных опасностей и угроз. При этом обеспечение экономической безопасности личности станет предпосылкой обеспечения экономической безопасности предприятия и региона в целом.

Вопрос 8. Приоритеты государственной социальной политики в стратегии экономической безопасности. Значение состояния социальной сферы в качестве индикаторов экономической безопасности.

Развитие в нашей стране социально ориентированной рыночной экономики, предполагает не только создание эффективного рыночного механизма хозяйственной деятельности, но и достижение должного уровня общественного развития через обеспечение прав, гарантий и свобод всем индивидам и социальным группам, а также гарантий высокого уровня и качества жизни населения, благосостояния, обеспечения занятости и поддержки нетрудоспособного населения. Именно социальная поддержка населения выражается в итоге в обеспечении общественной, и, соответственно, экономической безопасности страны.

Следовательно, одним из основных факторов обеспечения экономической безопасности страны является социальная политика, реализуемая преимущественно в форме социальной защиты и социальной поддержки населения. В научной литературе сложились два подхода к пониманию сущности и содержания социальной политики:

1. социальная политика — это все те мероприятия и меры, которые направлены как на поддержку и защиту населения, так и на развитие отраслей социальной сферы;

2. социальная политика это комплекс взаимоувязанных мероприятий и мер, реализуемых преимущественно государством и направленных на социальную защиту и социальную поддержку населения в целях обеспечения должного качества и уровня жизни, благосостояния, занятости и т. д. Указанный подход нами взят за основу.

Ряд экономистов предлагают социальную политику трактовать в трех смыслах - широком, узком и специальном.

В широком смысле социальная политика - комплекс государственных мер, направленных на обеспечение развития благосостояния населения, повышения уровня и качества жизни.

В узком смысле социальная политика—это комплекс мероприятий, направленных на создание условий для увеличения занятости населения, улучшение условий и охраны труда работников, сохранение их здоровья в процессе трудовой деятельности, повышение жизненного уровня работников посредством увеличения заработной платы, создание новых рабочих мест, повышение производительности труда, разработку эффективных нормативов функционирующего или развивающегося предприятия.

В специальном смысле социальная политика есть составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах, практической деятельности и регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения. Нас интересует социальная политика в специальном смысле, то есть в смысле обеспечения социальной защиты и социальной поддержки населения.

Социальная защита, на наш взгляд, есть система правовых, социальных, экономических и иных гарантий и мер, обеспечивающая всем гражданам страны равенство в реализации их прав и свобод, доступность к материальным и нематериальным благам, социальную, экономическую, психологическую и иную поддержку. Таким образом, социальная защита является, с одной стороны, формой реализации социальной политики, а с другой стороны, служит базисом для социальной поддержки населения, обеспечивая при этом поддержание должного материального и социального уровня и качества жизни населения.

Социальная поддержка населения является одним из направлений социальной защиты и реализуется преимущественно в материальной форме путем предоставления различных субсидий, льгот, денежных компенсаций и выплат. В состав мер социальной поддержки входят и нематериальные меры, направленные на предоставление психологической, юридической, социальной, образовательной, трудовой, консалтинговой, информационной и иной помощи гражданам для улучшения их уровня и качества жизни.

Понятие «социальная поддержка» по смыслу и содержанию не является синонимом понятия «социальное обеспечение», хотя и сопряжено с последним. Под социальным обеспечением понимается предусмотренная законодательством система материального обеспечения и обслуживания граждан в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потерн кормильца, а также семей, в которых есть дети

С точки зрения обеспечения экономической безопасности через социальную политику большое значение имеет субъектный состав таких институтов. Обоснованным будет подход, согласно которому можно говорить о существовании пяти групп субъектов социальной политики в контексте обеспечения экономической безопасности: 1) органы государственного, регионального и муниципального управления; 2)представители предпринимательскою и производственного секторов; 3) общественные, религиозные, иные некоммерческие организации; 4) субъекты социальных сетей и групп; 5) частные лица (отдельные граждане).

Для целей обеспечения экономической безопасности страны наибольшее значение имеет направленность социальной политики, выраженная преимущественно в поддержке неблагополучных и нуждающихся и незащищенных слов населения. Обеспечение экономической безо1 гасности страны в данном аспекте должно достигаться за счет нивелирования существующих в стране социальных различий между различными категориями населения, устранения статусной разницы, достижения уровня благосостояния и качества жизни населения, достаточного для экономического роста и развития, устранения воздействия внешних и внутренних угроз на национальную экономическую систему. Эта стратегическая цель позволяет расширительно толковать состав объектов социальной поддержки, требуя включения в него, по нашему мнению, следующих категорий граждан: 1) малоимущие граждане; 2) социально незащищенные граждане; 3) лица с особыми (тяжелыми и специфическими) условиями труда; 4) пенсионеры и инвалиды; 5) ветераны войн и труда; 6) жертвы природных и техногенных катаклизмов и катастроф; 7) многодетные семьи; 8) граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации; 9) беженцы и вынужденные переселенцы.

Обобщая изложенное, согласимся с И. А. Гашо и М. Б. Белоусовой, которые полагают, что «социальная поддержка населения, реализуясь в рамках социальной защиты как системы норм, принципов и правил, обеспечивающих установление государством определенных социальных гарантий для населения, представляет собой:

1. Комплексную адресную систему мер экономического и неэкономического характера, осуществляемых государством и негосударственными структурами временно или постоянно в зависимости от целевой аудитории, нацеленных на достижение высоких материальных и духовных стандартов жизни граждан и их социального статуса.

2. Совокупность общественных отношений перераспределения материальных благ общества от наиболее к наименее обеспеченным слоям населения через систему государственных финансов, внебюджетных фондов, благотворительных пожертвований в целях обеспечения высокого уровня доходов и социального статуса граждан».

Для содержательного раскрытия современной социальной политики недостаточно формулировок ее понятия и выделения ее форм, следует учитывать также и реально действующие и социально пассивные субъекты; их цели, стратегии и приоритеты; состав наиболее влиятельных субъектов (классов, социальных групп) и параметры их социального положения; место государства и гражданского общества в социальной политике; устойчивые тенденции и векторы социального развития; степень социальной устойчивости общества, важнейшие факторы его стабильности - нестабильности и др.

Таким образом, социальная политика - с одной стороны - есть системная деятельность государственных и негосударственных структур, направленная на повышение уровня и качества жизни населения, а с другой стороны - есть комплекс мероприятий и мер, реализуемых в форме социальной защиты, социальной поддержки и социального обеспечения населения посредством участия государственных органов, бизнес структур, некоммерческих организаций, частных лиц (инвесторов). Именно в реализации всех этих значений социальной политики заключается ее понимание и признание в качестве основного фактора обеспечения экономической безопасности страны.

Ряд авторов в своих исследованиях выделяют такие факторы обеспечения экономической безопасности как экономический рост; инновационная активность (предприятий); финансовая сфера; борьба с теневой экономикой и коррупцией; качество и уровень жизни населения; экспортная политика; инвестиционная активность; рост конкурентоспособности; устойчивое развитие; эффективное использование ресурсов; демографический потенциал; предпринимательский климат. Однако автор не разделяет указанные факторы на внутренние и внешние, не выделяет отдельно такие факторы как социальная политика, глобализация, геополитические и внешнеторговые отношения и т. д.

Полагая, что нет веских оснований для выделения большого количества факторов обеспечения экономической безопасности (перечень таких факторов вытекает из самого определения экономической безопасности и системы ее видов), выделим в своей работе

Рис. 1. Факторы обеспечения экономической безопасности

Восемь таких факторов: 1) международная политика (глобализация, внешнеэкономическая политика, геополитика); 2) государственно- правовое регулирование; 3) социальная политика (в форме социальной защиты, социальной поддержки и социального обеспечения); 4) конкурентная политика (как на внутригосударственном, так и на международном уровнях); 5) инновационная и инвестиционная политика; 6) макро и микроэкономическая политика; 7) финансовая и бюджетная политика; 8) ресурсная политика (энергетическая, продовольственная, и т. д.).

Основным с позиций реализации социальной политики фактором является государственно—правовое регулирование. На правовом уровне вопросы социальной политики закреплены в десятках нормативно-правовых актов, регулирующих различные аспекты социальной защиты, социального обеспечения, предоставления социально значимых услуг. Продолжается совершенствование всего массива социально ориентированных нормативно-правовых актов, их унификация и координация с международным и региональным законодательством, а также кодификация и консолидация.

Отметим, что социальная политика как фактор обеспечения экономической безопасности с 2005 г. испытывает активные трансформационные тенденции, выражающиеся в следующих направлениях:

- достижение оптимального баланса государственного («регулирования сверху») и рыночного («регулирования снизу») регулирования;

- формирование системы национальных проектов в области здравоохранения, образования, жилищного строительства, сельского хозяйства, науки, культуры и искусства и т. д.;

- рост роли и социальной ответственности общественного сектора, частного капитала, некоммерческих организаций;

- усиление роли государства в секторе социального обеспечения (в первую очередь, в вопросах выплаты пенсий, субсидий, дотаций);

- создание дополнительных институциональных подсистем - социальных сетей, центров общественных инициатив, некоммерческих организаций, бизнес - структур и т. д.;

- выработка и обоснование системной концепции социальной политики, основанной на достижении состояния сбалансированности общественных потребностей;

- разработка и принятие государственных и региональных социальных программ, устранение проявлений «регионального сепаратизма» в сфере распределения социальных льгот;

- сочетание расширения государственного функционала в области социального обеспечения и защиты, финансирования социальных проектов с процессами развития включенности общественных масс в процессы обсуждения и реализации мероприятий социальной политики.

В условиях догоняющего развития государство должно брать на себя компенсацию рыночной неопределенности и особенно слабости рыночных институтов. В этой связи, в современных условиях в триаде «государство — социальная политика — бизнес» лидирующее и приоритетообразующее положение должны занимать именно институты государственной власти (исключая при этом избыточное вмешательство). Главной отличительной особенностью современного периода является поиск и развитие адекватных современным рыночным условиям технологий взаимодействия государственных («традиционно» занимающихся решением социальных проблем) и негосударственных структур (организаций сектора НКО, альтернативных инициатив, благотворительных проектов), обеспечивающих новое качество управления в социальной сфере — управления более гибкого, динамичного, реализуемого по принципу «сетевого» воздействия и ориентированного в первую очередь на ресурсосбережение.

В современных условиях возникает необходимость реализации не экономической, а именно социально-экономической политики. Он предлагает набор альтернативных целей такой долгосрочной политики, обусловленной нынешним состоянием дел, как в производственном, так и в социальном секторах экономики России:

- рост реальной заработной платы важнее роста прибыли, что явно говорит в пользу приоритета социальной политики над экономической;

- рост потребления населения важнее роста производства и накопления, что опять подтверждает значимость проблем социальной защиты населения;

- выравнивание уровней экономического развития и уровня жизни регионов важнее высоких темпов роста отдельных регионов страны с целью преодоления явлений регионального сепаратизма, а также уравнивания средних уровней доходности населения;

- деконцентрация производства и расселение людей предпочтительнее сосредоточения их в мегаполисах-агломерациях и опустынивания основной территории государства, что позволяет ориентироваться на понимание и решение проблем сельской местности и северных территорий;

- восстановление ведущих отраслей экономики прошлых технологических укладов, особенно машиностроения, важнее прорыва в отдельных современных отраслях (это, как минимум, позволяет решить проблему занятости населения, так как развитие машиностроения, относимого к трудоемким отраслям, будет стимулировать создание новых рабочих мест);

- развитие отечественного сельского хозяйства как источника продовольствия, сырья для нашей промышленности, сферы создания рабочих мест и доходов внегородского населения, несомненно, лучше ориентации на импорт субсидируемой иностранной сельхозпродукции (в свете санкционного давления это положение приобретает особую актуальность и смысл);

- превращение сельской местности в зону комфортного проживания, устойчивой занятости и достойных доходов лучше превращения ее в зону маргинальной бедности и исхода обнищавших сельских жителей в города (благодаря политики импортозамещения аграрной продукции в течение нескольких лет, возможно, разрешить указанную проблему);

- возрождение малых городов и районных центров регионов посредством развития местной промышленности предпочтительнее их деиндустриализации (это приведет к более равномерному распределению населения в пределах страны, а, соответственно, и к большему уравниванию уровня доходов и распределения, социальных благ);

- поворот от центростремительных тенденций к центробежным импульсам важнее экономического развития (данный тезис подчеркивает важность деконцентрация населения, производства, социальной, политической, предпринимательской активности с целью достижения сбалансированного экономического роста и развития в различных регионах страны);

- наращивание производства сырья для его углубленной переработки внутри России важнее расширения сырьевого экспорта (указанная проблема является самой актуальной и важной для перехода России от сырьевой экономики к индустриальной, а затем и к постиндустриальной);

- технократический подход — средство решения социальных проблем, а не конечная цель промышленной политики (данное положение указывает на развитие техники и технологии, внедрение инноваций не только в промышленной сфере, но и в социальной).

Можно проследить три важнейших ориентира в социальном и экономическом развитии России — пространственная организация социальной и экономической жизни; решение внутренних социально-экономических проблем с целью обеспечения последующего развития экономики; переход от сырьевой экономики к производящей на основе технико-технологического совершенствования, как производства, так и социальной сферы.

Таким образом, социальная политика является основным фактором обеспечения экономической безопасности России, наряду с государственно-правовой, международной, конкурентной, финансовой, бюджетной, инновационной, инвестиционной, ресурсной политикой, так как основным ориентиром всех мероприятий, направленных на обеспечение безопасности национальной экономической системы, является достижение высокого уровня и качества жизни населения, развития социальной сферы, оптимального соотношения индустриального и постиндустриального секторов экономики. В современных условиях достижение указанной цели осложняется влиянием внешнеэкономических факторов, в частности, глобализации и санкционного давления.

В 60-е гг. ХХ в. Дж. Гэлбрейт и Дж. Форрестер с целью измерения прогресса ввели в оборот термин «качество жизни»1. Со временем понятие этого термина претерпело некоторые изменения. Независимой комиссией ЮНЕСКО по народонаселению и качеству жизни (при ООН) в понятие «качество жизни» включаются здоровье, образование, рациональное питание, стабильную, экологически чистую окружающую среду, включая жилище; безопасность, здравоохранение, участие в жизни общества, создание необходимых услуг для развития общества, справедливость, равенство мужчин и женщин. Учитывая новое определение термина, под качеством жизни следует понимать степень удовлетворения обществом всех здоровых потребностей населения соответствующей территории2.

В состав показателей качества жизни включают показатели уровня жизни населения либо показатели покупательной способности населения. ООН, осуществляя ежегодное ранжирование стран мира по индексу «качество жизни», использует показатель уровня жизни и два конкретизирующих его показателя: ожидаемую среднюю продолжительность жизни людей (в годах) и уровень их образования3. Ожидаемая средняя продолжительность жизни интегрально характеризует степень удовлетворения потребности в физическом здоровье и безопасности, уровень образования — в знаниях, умениях, навыках, общении с грамотными людьми. Эти два показателя также являются показателями состояния населения. На базе этих двух показателей и показателя покупательной способности населения с использованием метода квалиметрии рассчитывается индекс человеческого развития. При расчете индекса развития человеческого потенциала вместо покупательной способности используется показатель ВВП на душу населения, который относительно слабо характеризует уровень жизни населения.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) - показатель, определяющий средний уровень трех элементов развития человеческого потенциала: долгая и здоровая жизнь, измеряемая ожидаемой продолжительностью жизни при рождении; знания, измеряемые уровнем грамотности взрослого населения и общим показателем поступивших в учебные заведения; достойный уровень жизни, из-меряемый показателем ВВП на душу населения, рассчитанный по паритету покупательной способности в долларах. ИРЧП - индекс для сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и других показателей развития страны. Он отражает уровень достижений в рамках трех основных возможностей в области развития человека: возможность жить долго, возможность получать знания, возможность иметь адекват-ный уровень жизни. Для расчета индексов по показателям каждого из этих элементов устанавливаются минимальные и максимальные значения (табл. 3.3).

Таблица   Планки показателей для расчета ИРЧП

Показатель Максимальное значение Минимальное значение
Средняя продолжительность жизни, лет 85 25
Доля грамотного населения взрослого населения, % 100 0
Суммарная общая доля учащихся, % 100 0
0 ВВП на душу населения, ППС в долл. 40 000 100

 

Достижения по каждому измерению выражаются величиной от 0 до 1, которая рассчитывается по формуле:

 

Индекс по элементу = (фактическое значение - минимальное значение) / (максимальное значение - минимальное значение).

 

«Индекс развития человеческого потенциала» содержит четыре парадигмы и измеряется тремя показателями. К важнейшим парадигмам развития человеческого потенциала относятся:

1) продуктивность как результат эффективной деятельности, направленной на повышение дохода и экономического роста;

2) равенство, понимаемое как равенство возможностей в реализации способностей и пользовании благами;)

3) устойчивость, позволяющая обеспечить доступ к возможностям цивилизации не только нынешним, но и будущим поколениям;

4) расширение возможностей, предполагающее, что развитие осуществляется не только в интересах людей, но и их усилиями.

5) ИРЧП рассчитывается на основе трех показателей:

6) долголетия, измеряемого при рождении как продолжительность предстоящей жизни1;

7) достигнутого уровня образования, измеряемого как совокупный индекс грамотности взрослого населения2 (на этот фактор приходится 2/3 всего ИРЧП) и совокупной доли учащихся, поступивших в учебные заведения I, II, III уровней3 ('/3 всего ИРЧП);

8) уровня жизни, измеряемого на базе реального ВВП на душу на-селения4 (паритет покупательной способности (ППС) в долл. США)5.

Значение ИРЧП изменяется в диапазоне от 0 до 1. Значение ИРЧП применительно к какой-либо стране показывает пройденный ею путь в направлении достижения возможного значения 1 и позволяет вести сопоставление с показателями других стран.

Классификация стран по показателю ИРЧП осуществляется с разбивкой на три группы:

• страны с высоким уровнем ИРЧП, который равен 0,800 и выше;

• страны со средним уровнем ИРЧП в диапазоне 0,500-0,799;

• страны с низким уровнем ИРЧП - менее 0,500.

Среднедушевой показатель ВВП является наиболее общим информативным показателем уровня развития экономики. Его производство в России в 5 и более раз ниже, чем в развитых странах, в то время как уровень образования и квалификации рабочей силы почти такие же и даже выше. Следовательно, среднедушевой ВВП развитых стран как критерий уровня и качества жизни реально можно получить лишь за счет производства новых продуктов и с помощью новых технологий. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании и организации производства, в промышленно развитых странах приходится до 75-80% прироста ВВП. По оценкам Всемирного банка, в конце ХХ в. 64% мирового богатства составлял «человеческий капитал», 21% — физический, 15% — природные ресурсы, тогда как за столетие до этого соотношение было прямо противоположным1.

 

__________________________________________________________________

1 Продолжительность предстоящей жизни при рождении - это число лет, которые может прожить новорожденный, если в течение его жизни уровень смертности будет соответствовать уровню, который имел место при его рождении.

2 Процент грамотного взрослого населения - это доля населения в возрасте 15 лет и старше, которое может с пониманием как прочитать, так и написать краткий простой текст, касающийся их повседневной жизни.

3 Валовой контингент учащихся - количество учащихся определенного уровня обучения, независимо от того, принадлежат ли они к возрастной группе, соответствующей этому уровню.

4Реальный ВВП на душу населения (ППС в долл. США) - показатель ВВП на душу населения страны, конвертированный в доллары США, с учетом паритета покупательной силы валюты страны.

5 Паритет покупательной силы (ППС) - покупательная сила валюты страны: число единиц этой валюты, необходимое для покупки аналогичной представительной корзины товаров и услуг, которую можно закупить на доллар США в Соединенных Штатах Америки. ППС позволяет осуществлять типовое сравнение действительных уровней цен с учетом временной динамики, иначе обычный обменный курс может содействовать завышению или занижению покупательной силы.

ИРЧП отражает размер среднедушевого ВВП на одного жителя, продолжительность жизни и состояние образования в виде средневзвешенной величины индекса грамотности и доли учащихся в возрасте до 24 лет. Специалистами высказываются сомнения относительно расчета доли учащихся в возрасте до 24 лет. Если при расчете индекса ожидаемой продолжительности жизни и индекса душевого ВВП брались минимальное и максимальное значение показателя, близкие к реальным, то необоснованно брать максимальное значение доли учащихся в возрасте до 24 лет в размере 100%, поскольку до 5-7 лет детей, как правило, не обучают, во многих странах максимальный срок обучения — 15 лет (10 лет в школе и 5 лет в вузе) и заканчивается он в 22 года. Поэтому индекс образования по доле учащихся до 24 лет должен иметь величину 62,5%, определенную как отношение 15 лет обучения к 24 годам, умноженным на 100%2.

Учитывая, что все индексы расчетным путем объединяются в единый ИРЧП, неправомерно при расчете индексов грамотности и душевого ВВП брать (как это принято) реально достигнутые значения показателей, а в индексе ожидаемой продолжительности жизни — прогнозное значение. Предлагается назвать его индексом продолжительности жизни и брать в качестве первой цифры числителя фактическое значение продолжительности жизни в той или иной стране.

Вместе с тем данные показатели лишь частично раскрывают реализацию человеческого потенциала и еще меньше — уровень развития общества. Важным показателем общественного развития в настоящее время является забота о будущих поколениях, которую можно измерить бережливостью использования невоспроизводимых природных ресурсов и ростом воспроизводимых, состоянием и тенденциями изменения экологии. Необходимо учесть показатели, отражающие качество жизни людей: доля взрослого населения, занятого творческим трудом (в %); удельный вес граждан, удовлетворенных жизнью и работой. Следует оценить и нравственное состояние общества, например через удельный вес граждан, не совершавших преступлений (несудимых), долю обеспеченных по международным нормам жильем. В совокупности с показателями, вошедшими в ИРЧП (индексов грамотности, душевого потребления, продолжительности жизни), предлагаемые показатели будут более полно отражать уровень развития общества.

 

__________________________________________________________________

1 Кукуков Р., Савка А. Проблемы конкурентоспособности народного хозяйства // Экономист. 2008. М2 8. С. 10.

2 Четвертакова В., Четвертаков И. Экономический рост и развитие // Экономист. 2008. Ns 11. С. 3б.

 

Каждый из индексов можно рассчитать по формуле:

 

 

где I — индекс данного вида,

Df — фактическое значение показателя,

Dmax, Dmin — минимальные и максимальные значения показателя.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) разработан для сравнения стран и публикуется в ежегодных докладах программы развития ООН с 1990 г Содержательный смысл показателя заключается в том, что чем он ближе к единице, тем выше возможности для реализации человеческого потенциала благодаря росту образования, долголетия и дохода. Диапазон значений ИРЧП в Докладе о развитии человека за 2007-2008 гг. от 0,968 в Исландии до 0,336 в Сьерра-Леоне. Порогом высокого уровня развития человеческого потенциала является значение 0,800. В последнем Докладе ПРООН, по данным 2005 г, в группу развитых входили 70 стран, Россия по ИРЧП занимала 67-е место (0,802), перейдя, по сравнению с 2000 г, в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала.

Интегральный индекс предлагаемых показателей можно назвать индексом безопасного развития общества и рассчитывать его как среднеарифметическую величину всех частных индексов. В будущем можно перейти к расчету индекса безопасного развития общества как средневзвешенной величине с учетом коэффициента значимости каждого из включенных в него показателей.

Таким образом, индекс развития человеческого потенциала представляет собой средство измерения имеющихся возможностей и может быть использован для наблюдения за развитием основных социально-экономических процессов.

Альтернативным индексом является индекс бедности, который разработан ООН для оценки качества жизни населения в какой-либо стране и публикуется ежегодно. Для развивающихся стран индекс нищеты рассчитывается на основе трех индикаторов: доли населения, не доживающего до 40 лет; доли неграмотных среди взрослых; среднего арифметического долей населения без доступа к услугам здравоохранения, к безопасной питьевой воде и доли детей до пяти лет с отставанием в весе. Для экономически развитых стран он рассчитывается на основе четырех индикаторов: доли населения, не доживающего до 60 лет; доли функционально неграмотных среди взрослых; доли населения с доходами ниже 50% среднего дохода; уровня застойной безработицы.

В качестве синтетического индекса, оценивающего состояние безопасного развития общества знания а условиях инноваций, предлагается К-индекс (Knowledge society), который определяется с помощью трех главных измерений:

индекса интеллектуальных активов общества (I иа), который формируется с помощью таких индикаторов, как полный срок школьного обучения в стране, количество молодежи в возрасте до 15 лет, получающей образование, уровень предоставления населению информации с помощью ИКТ и прессы, в частности, Интернета, телефонной связи, газет, журналов;

индекса перспективности развития общества (I пр), определяемого государственными расходами на охрану здоровья, на исследования и инновационное развитие страны, снижением затрат на оборону страны, количеством детей на одного учителя в начальной школе, уровнем свободы от коррупции;

индекса качества развития общества (I кр), характеризующего качество и безопасность жизни людей путем учета таких факторов, как уровень детской смертности (индикатор, отражающий бедность и маргинализацию общества), неравенство распределения социальных и материальных благ между гражданами общества (GINI Index), соотношение защищенной в экологическом отношении территории и общей территории страны, количество выбросов углекислого газа на душу населения.

Сравнительный анализ стран по предлагаемому К-индексу измеряет национальные информационные возможности и информационный капитал. Чтобы построить эти новые системы измерений, необходимы новые междисциплинарные, комплексные, проблем-но-ориентированные знания, которые могут быть генерированы новыми целями развития. Таким образом, наряду с известной триадой «вещество — энергия — информация» важными факторами развития становятся сами цели развития. Формируется не только новое экономическое направление, но и новый политический вектор общества, направленный на достижение высокого уровня качества и безопасности жизни людей как в национальном, таки в глобальном масштабе. И хотя в настоящее время мало стран, способных к организации полноценных баз знаний и банков данных, а процессы накопления и обработки информации связаны с трудностями и потерей достоверности, все-таки ООН и другие международные организации ведут активный поиск новых измерений в экономике развития. Основная задача таких измерителей состоит в том, чтобы помочь странам в оценке своего положения по отношению к другим странам.

Так, по данным ООН за 2005 г, среди 45 (из 191) стран мира с наилучшими показателями наивысший рейтинг по индексу развития К-общества имеют Швеция, Дания, Норвегия, Швейцария, Финляндия. Если рассматривать рейтинг стран по отдельным составляющим индекса К-общества, например, по индексу интеллектуальных активов общества ('па), то первая пятерка стран выглядит так: Норвегия, Швеция, Финляндия, Корея, Дания. По индексу перспективности развития общества (I пр) в первую пятерку стран вошли: Швеция, Швейцария, Германия, Канада, Япония. По индексу качества развития общества (I кр) первые места занимают Дания, Австрия, Словакия, Коста-Рика и Швейцария. Анализ основных движущих сил развития этих стран показывает, что все они имеют небольшую территорию, как правило, не являются владельцами богатых природных ресурсов и монопольных рынков. И хотя объемы ВВП на душу населения, без сомнения, способствуют развитию информационного общества, но и эта взаимосвязь оказалась не настолько сильной, как предполагалось. Исследования, проведенные М. Згуровским, показали, что между индексом качества развития общества и ВВП на душу населения той или иной страны существует достаточно сложная зависимость, имеющая три характерных участка. На первом участке, где ВВП на душу населения составляет от 500 до 14 тыс, долл., икр линейно возрастает от 0,5 до 0,8. На втором участке — при росте зажиточности от 14 тыс, до 28 тыс. долл. — этот индекс стабилизируется и удерживается примерно на уровне 0,75-0,88. И на последнем участке икр начинает стремительно снижаться при увеличении ВВП на душу населения от 28 тыс. до 55 тыс. доля.

Уровень экономического развития страны, выраженный в объемах ВВП на душу населения по паритету покупательной способности, не обязательно гарантирует улучшение состояния ее окружающей среды. В этом плане более существенными факторами оказались невысокая плотность населения, экономическая состоятельность в преодолении экологических вызовов, качество управления природоохранными мероприятиями и разработкой природных месторождений.

Страны-лидеры не относятся к супергосударствам с доминирующими идеологиями и экономиками. Базовые отрасли промышленности этих стран не ориентированы на использование значительных природных ресурсов и дешевой рабочей силы. Их характерная особенность — доминирование в структуре добавленной стоимости их экономик значительной части интеллектуального и высокотехнологичного труда. Все эти страны находятся среди мировых лидеров по индексам экологического измерения, конкурентоспособности и индексу общества, основанного на знаниях. Они очень активны в инновационной деятельности, направляют около 3% и более ВВП на исследования и развитие.

В новых подходах к измерению результатов развития все чаще учитываются индикаторы институциональных аспектов устойчивого развития (политика устойчивого развития, научные разработки, международные и национальные правовые инструменты, информационное обеспечение, усиление роли населения). Именно страны, где сильная институциональная составляющая, добились значительных результатов. На первый взгляд, политико-управленческие факторы не оказывают прямого (определяющего) влияния на уровень безопасности населения. Но с этим вряд ли можно согласиться. Гражданские свободы представляют собой самостоятельную ценность, особенно в постиндустриальном мире, где человеческие ресурсы являются важнейшим производственным фактором. Отсутствие в стране свободы и демократии — один из факторов, поощряющих миграцию человеческих ресурсов в более свободные страны1.

Учет политико-управленческих показателей обусловлен актуальностью процессов укрепления демократических институтов и гражданского общества в странах с переходной экономикой. Индекс институционального качества (RICS, рассчитанный Всемирным банком в 1998-2004 гг., состоит из 6 оценок, которые ранжируются в пределах от —2,5 до +2,5: гласность и подотчетность, политическая стабильность, эффективность государства, действенность госрегулирования, эффективность законов и преодоление коррупции2. При межстрановом сопоставлении безопасности учитываются такие аспекты, как:

1) темпы экономического роста;

2) занятость и безработица;

3) распределение доходов;

4) всеобъемлемость охвата социальным обеспечением и медицинским обслуживанием;

5) охрана окружающей среды и использование ресурсов.

Это означает, что более широкое определение концепции благосостояния включает не только аспекты занятости и распределения доходов, но и степень социальной защиты населения, охрану окружающей среды. Нельзя забывать, что пристально отслеживаются и некоторые другие экономические переменные, такие как инфляция, бюджетная стабильность и внешнеторговый баланс. Однако они являются скорее не целями, а инструментами или ограничениями, которые могут стать серьезными препятствиями для повышения благосостояния, если они выйдут из состояния равновесия. При дальнейшем расширении концепции благосостояния анализ может включать такие показатели, как ожидаемая продолжительность жизни, демократия, безопасность, культурные цели, правопорядок и все аспекты человеческого развития. Однако, чем шире круг оцениваемых целей и показателей, тем сложнее их измерить и установить их удельные веса для проведения общей оценки.

В научной литературе обсуждаются различные предложения по конструированию обобщающего показателя на основе частных показателей. Однако на сегодняшний день не существует единой общепринятой методики расчета интегрального показателя, объективно отражающего уровень и качество жизни населения, поэтому моделируется новый показатель комплексной оценки национального благосостояния (КОНБ). При построении КОНБ учтены статистические разработки и рекомендации международных организаций (ПРООН, Всемирного банка, МВФ), определяющие систему показателей благо-состояния населения, методологические рекомендации Госкомстата РФ, а также методики

_________________________________________________________________

1 Lомбровски М. Роль государства в постиндустриальной экономике // Общество и экономика. 2006. З"4ё 5. С. 120.

2 http://info.woldbank.org/governance/

 

измерения синтетических категорий благосостояния отечественных и зарубежных ученых1.

Комплексная оценка экономического национального благосостояния (КОНБ) является важным аналитическим инструментом, который позволяет измерять уровень социально-экономического развития и устанавливать политические ориентиры на перспективу, проводить межстрановые сопоставления. Существующая методика построения индекса КОНБ2, в отличие от ИРЧП (индекса развития человеческого потенциала) и других известных индексов благосостояния, основана на таксономическом методе обработки расширенного перечня социально-экономических индикаторов, базирующихся на методологических рекомендациях международных организаций и учитывающих особенности объекта наблюдения, для расчета сводного интегрального показателя, демонстрирующего достижение цели.

В качестве показателя КОНБ использован синтетический индекс, построенный на основе стандартизированных значений исходных показателей с помощью таксономического метода. Этот показатель представляет собой синтетическую величину, «равнодействующую» всех признаков, характеризующих единицы исследуемой совокупности, что позволяет линейно упорядочить элементы данной совокупности. Из полученных результатов следует, что среди рассматриваемых стран, например в 2004 г, лучшие показатели благосостояния достигались в странах Западной Европы (Швеция, Финляндия, Дания), худшие — в странах СНГ (Республика Молдова, Азербайджан, Армения).

__________________________________________________________________

1 Айвазян С.А. Россия в межстрановом анализе синтетических категорий качества жизни населения // Мир России. 2001. Ns 4. С. 59-96.

2 Шепелова Н.С. Экономическое содержание и методы комплексной оценки национального благосостояния: Автореф. дис.... канд. экон. наук. Ростов н/Д, 2007.

 

Одним из лидеров в разработке индикаторов безопасного устойчивого развития является Всемирный банк. На основе «Индикаторов мирового развития»1 Всемирный банк с 2000 г выпускает краткий «зеленый» справочник (The Little Green Data Book). Показатели из «зеленого» справочника Всемирного банка могут быть сгруппированы по областям: демографическая ситуация, макроэкономические показатели, сельское хозяйство, леса и биоразнообразие, использование энергии, загрязнение атмосферного воздуха, вода и канализация, окружающая среда и здоровье

Индекс «живой планеты». В мире довольно активно предпринимаются попытки рассчитать интегральные агрегированные индексы, базирующиеся, прежде всего, на экологических параметрах. Агрегированный индекс «живой планеты» — ИЖП (Living Planet Index) для оценки состояния природных экосистем планеты исчисляется в рамках ежегодного доклада Всемирного фонда дикой природы (World Wild Fund).

Индекс «живой планеты» измеряет природный капитал лесов, водных и морских экосистем и рассчитывается как среднее из трех показателей: численности животных в лесах, в водных и в морских экосистемах. Каждый показатель отражает изменение популяции наиболее представительной выборки организмов в экосистеме. В 1970-е гг человечество вышло за пределы восстановительных возможностей в глобальном масштабе, что является причиной истощения природного капитала и отражается в уменьшени


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: