Назначение. Быстродействующие стрелочные электроприводы типов СПГБ-4, СПГБ-4М и СПГБ-4Б применяются с электродвигателями типа МСП-0,25 на напряжение 100 В на сортировочных горках и МСП-0,25 на напряжение 160 В в маневровых районах станций.
Некоторые конструктивные особенности. Электроприводы СПГБ-4, СПГБ-4М и СПГБ-4Б относятся к приводам электромеханическим, с внутренним запиранием, быстродействующим, невзрезным, бесконтактным. Бесконтактные электроприводы СПГБ-4, (ПГБ-4М и СПГБ-4Б отличаются от контактных СПГ-3 и СПГ-ЗМ конструкцией автопереключателя, в которых вместо контактной системы предусмотрены бесконтактные датчики.
Бесконтактные электроприводы выпускались в двух вариантах:
типа СПГБ-4 на базе электропривода СП-3;
типа СПГБ-4М на базе электропривода СП-6.
С июля 1995 года вместо бесконтактных электроприводов СПГБ-4 и СПГБ-4М начали выпускаться бесконтактные электроприводы типа СПГБ-4Б. Внешний вид электропривода СПГБ-4Б приведен на рис. 13. Модификация СПГБ-4Б была присвоена электроприводам, производство которых впервые освоил Брянский завод. В связи с освоением электроприводов этим заводом были изменены или уточнены их отдельные характеристики, бесконтактные электроприводы начали выпускаться по техническим условиям ЮКЛЯ 303.353.002 ТУ. Практически характеристики бесконтактного электропривода СПГБ-4Б почти не отличаются от ранее выпускавшихся бесконтактных электроприводов СПГБ-4М, они также производятся на базе электропривода СП-6М.
|
|
Высокое быстродействие электроприводов типов СПГБ-4, СПГБ-4М и СПГБ-4Б на горках достигается сочетанием максимального управляющего воздействия по напряжению с уменьшенным передаточным числом редуктора до 35,7 за счет изменения числа зубьев шестерен в первом каскаде редуктора.
Конструкция бесконтактных электроприводов типов СПГБ-4, СПГБ-4М и СПГБ-4Б приведена на рис. 16, их кинематическая схема приведена на рис. 17.
В корпусе / электропривода размещены электродвигатель 8, уравнительная муфта 7, редуктор 6, зубчатое колесо с упором 5, блок главного вала с бесконтактным автопереключателем 4, контрольные линейки 3, шибер 2, блокировочное устройство 9.
Электроприводы выпускаются в различных исполнениях в зависимости от типа электродвигателя и варианта сборки: с выходом шибера справа или слева в зависимости от заказа.
Бесконтактные электроприводы с электродвигателями типа МСП-0,25 напряжением 100 В постоянного тока должны работать с допустимым повышением напряжения на зажимах в пределах 200— 220 В.
Электрические характеристики электроприводов с бесконтактным автопереключателем приведены в табл. 19.
|
|
При отрегулированной фрикционной муфте ток, потребляемый электроприводом при работе на фрикцию, должен быть от 5,4 до 8,8 А в зависимости от нагрузки на шибере в соответствии с табл. 19.
Каждый датчик автопереключателя имеет литой корпус, внутри которого расположены трехполюсный статор и ротор-сектор, вращаемый поводком. На полюсах статора размещены питающая и компенсационная катушки, на которые подается напряжение питания Vu и сигнальная, с которой снимается выходное напряжение V2.
Таблица 19
Электрические характеристики электроприводов СПГБ-4, СПГБ-4М и СПГБ-4Б
Род тока, тип электродвигателя, напряжение, номинальный ток и частота вращения | Нагрузка на шибер-тяге, кН (кгс), *2 % | Напряжение на электродвигателе, В, +5% | Потребляемый ток при переводе шибер-тяги, А, не более | Время перевода шибер-тяги, с, не более | Ток регулировки фрикции привода, А |
Постоянный, МСП-0,25, 100 В; 3,3 А; 1700 об/мин | 0,5 (50) | 100 200 220 | 3,5 3,8 4,1 | 1,10 0,6 0,55 | 6+10% |
1 (100) | 100 200 220 | 4,3 4,5 4,6 | 1,35 0,67 0,62 | ||
1,5(150) | 100 200 220 | 5,0 5,3 5,5 | 1,43 0,8 0,76 | 8+10% | |
2 (200) | 100 200 220 | 6,0 6,2 6,5 | 1,58 0,95 0,80 | ||
Постоянный, МСП-0,25, 160 В; 2,5 А; 1700 об/мин | 0,5 (50) | 160 200 220 | 2,5 2,7 2,9 | 1,3 0,95 0,85 | 6±10% |
1 (100) | 160 200 220 | 3,0 3,2 3,3 | 1,25 1,1 1,0 | ||
1,5(150) | 160 200 220 | 3,5 3,6 3,7 | 1,5 1,2 1,1 | 8±10% | |
2(200) | 160 200 220 | 4,2 4,3 4,4 | 1,6 1,4 1,2 |
Намоточные данные катушек датчиков автопереключателя приведены в табл. 20.
Таблица 20
Намоточные данные катушек датчиков
Наименование | Параметры катушек | ||
сигнальная | питающая | компенсационная | |
Марка провода Диаметр провода, мм Число витков | ПЭВ-2, ПЭТВ 0,1 6250 | ПЭВ-2, ПЭТВ 0,41 460 | ПЭВ-2, ПЭТВ 0,41 330 |
Техническая характеристика каждого датчика автопереключателя
при включенной нагрузке (реле постоянного тока типа НМШ 1-7000, включенное через выпрямительный мост) должны соответствовать данным, приведенным в табл. 21.
Таблица 21
Технические характеристики датчиков
Характеристики | Параметры | ||||||||
Угол поворота ротора-сектора | (0±5) | (60+12) | (120+5) | ||||||
контроль начального положения | контроль среднего положения | контроль переведенного положения | |||||||
Напряжение переменного тока частотой 50 Гц на входных катушках, В | 20 | 24 | 28 | 20 | 24 | 28 | 20 | 24 | 28 |
Напряжение переменного тока на сигнальной катушке, В | <3,0 | <3,5 | <4,0 | <6,0 | <6,5 | <7,0 | >55 | >65 | >75 |
Потребляемый переменный ток, А, не более | 0,25 | 0,3 | 0,4 | 0,3 | 0,35 | 0,45 | 0,45 | 0,55 | 0,6 |
Взаимное положение ротор-секторов обоих датчиков при переключениях приведено на кинематической схеме бесконтактного автопереключателя (рис. 18).
В крайнем плюсовом положении стрелки (рис. 18, а) ротор-сектор левого датчика расположен у полюсов, на которых находятся питающая / и сигнальная 3 катушки. Ротор-сектор правого датчика будет занимать место у полюсов с питающей 1 и вспомогательной 2 катушками. Таким образом, напряжение питания К, трансформируется в левом датчике в непрерывное выходное напряжение V2 высокого уровня, а в правом датчике — низкого уровня. Вспомогательная катушка 2 служит для увеличения полного сопротивления первичной цепи и снижения тока, потребляемого датчиком в этом положении ротор-сектора.
Когда стрелка перейдет в среднее положение (рис. 18, б), ротор-сектор левого датчика займет положение у полюсов с питающей и вспомогательной катушками, а у правого датчика положение ротор-сектора не изменится. Поэтому выходное напряжение V2 у обоих датчиков будет низкого уровня.
|
|
В переведенном положении стрелки — минусовом (рис. 18, в) ротор-сектор левого датчика останется у полюсов с питающей и вспомогательной катушками, а ротор-сектор правого датчика займет положение у полюсов с питающей и сигнальной катушками. Выходное напряжение у правого датчика возрастет до высокого уровня, а у левого останется низкого уровня.
При взрезе стрелки, находившейся в плюсовом положении (рис. 18, г), ротор-сектор левого датчика, занимавший место у полюсов с питающей и сигнальной катушками (см. рис. 18, а), под действием контрольного рычага совершит поворот и расположится у полюсов с питающей и вспомогательной катушками. Выходное напряжение датчика снизится до низкого уровня.
Бесконтактный автопереключатель питается номинальным напряжением 24 В переменного тока частотой 50 Гц. В качестве нагрузки датчика применяют реле первого класса типа НМ1-7000, включенное через выпрямительный мост.
При втянутом положении шибера ротор-сектор левого датчика должен обеспечивать «контроль переведенного положения»- и быть повернут на угол (120+5)°, а ротор-сектор правого датчика должен обеспечивать «контроль начального положения» и занимать исходное положение отсчета ±5°.
При взрезе электроприводов СПГБ-4 и СПГБ-4М поводок соответствующего контрольного рычага должен занимать вертикальное среднее положение, при этом рычаг должен опираться на верхнюю плоскость контрольной линейки, а ротор-сектор датчика должен быть повернут на угол (60±10)° и стать в «контроль среднего положения».