double arrow

Электропривод стрелочный с внутренним замыканием невзрезной бесконтактный для метрополитенов типа СП-6БМ

2

Назначение. Электропривод типа СП-6БМ предназначен для пе­ревода, запирания и контроля положения железнодорожных стрелок с нераздельным ходом остряков на участках метрополитенов.

Некоторые конструктивные особенности. Конструкция электро­привода СП-6БМ приведена на рис. 14, кинематическая схема — на рис. 15.

Электропривод обеспечивает при крайних положениях стрелки плотное прилегание прижатого остряка к рамному рельсу, не допу­скает запирания стрелки при зазоре между прижатым остряком и рамным рельсом 4 мм и более и отводит другой остряк от рамного рельса на расстояние не менее хода шибера. Устанавливается элект­ропривод на гарнитуру, в комплект поставки которая не входит и закрывается отдельно.

Электропривод типа СП-6БМ в зависимости от варианта сборки выпускается в двух исполнениях: по чертежу ЮКЛЯ 303353.003 с выходом шибера справа и по чертежу ЮКЛЯ 303353.003-01 с выходом шибера слева. Независимо от исполнения электропривод СП-6БМ выпускается с электродвигателем переменного тока типа МСТ-0,3 В; 127/220 В.

Ход шибера — 154 ±2 мм, ход контрольных линеек — 154 ±2 мм.

Максимальное усилие перевода составляет 4000 Н.

Электромеханические характеристики электропривода СП-6БМ приведены в табл. 15.

Характеристики датчиков бесконтактного автопереключателя при нагрузке (контрольное реле типа НМШ1-7000, включенное через выпрямительный мост) приведены в табл. 16.

Бесконтактный автопереключатель привода СП-6БМ по конст­рукции аналогичен бесконтактному автопереключателю привода СПГБ-4Б.

Назначенный ресурс электропривода по ГОСТ 27.002-83 составляет  1*106 переводов стрелки при условии соблюдения правил эксп­луатации.

Средний срок службы до списания составляет три года.

Среднее время восстановления работоспособного состояния согласно эксплуатационным данным базового электропривода составляет 10 мин.

Электрическая прочность изоляции электропривода в нормальных климатических условиях выдерживает в течение (60±5) с действие испытательного напряжения 1500 В, переменного тока частотой 50 Гц от источника мощностью не менее 0,5 кВА, приложенного между токоведущими частями и корпусом электропривода, без про­боя и явлений поверхностного перекрытия.

 

 

Таблица 15

 

Электромеханические характеристики электроприводов СП-6БМ

 

 

 

 

 

Технические данные электродви­гателя, примененного в электро­приводе

Электромеханические и временные характеристи­ки электропривода

Тип. Схема соединения обмоток Напряже­ние пита­ния, В (пред. откл. +10%) Усилие нагруз­ки на шибере, Н (пред.откл. от+2 до-10%) Ток пере­вода, А, не бо­лее Время пе­ревода шибера, С, не бо­лее Ток при работе электро­двигателя на фрик­цию, А

МСТ-0,ЗВ, трехфаз­ный переменный, обмотки соединены в треугольник

127

без нагрузки 1000 2000 3,4 3,6 3,9 2,78 2,85 2,9 5,0+5%
3000 3500 4000 4,2 4,4 4,6 2,95 2,98 3,0 6,0±5%

МСТ-О.ЗВ, трехфаз­ный переменный, обмотки соединены в звезду

220

без нагрузки 1000 2000 2,1 2,2 2,3 2,8 2,84 2,88 3,0±5%
3000 3500 4000 2,5 2,6 2,7 2,94 2,96 2,99 3,5±5%

 

 

Таблица 16

Характеристики датчиков бесконтактного автопереключателя

 

 

Характеристики

Параметры

Угол поворота ротора-сектора в гра­дусах

0"

60"

120’’

Контроль началь­ного положения

Контроль среднего положения

Контроль переве­денного положения

Напряжение пере­менного тока часто­той 50 Гц на вход­ных катушках, В 20 24 28 20 24 28 20 24 28
Напряжение пере­менного тока на сиг­нальной катушке, В <3,0 <3,5 <4,0 <6,0 <6,5 <7,0 >55 >65 >75
Потребляемый ток, А, не более 0,25 0,3 0,4 0,3 0,35 0,45 0,45 0,55 0,6

 

 

Сопротивление изоляции между токоведущими частями и корпусом электропривода в нормальных климатических условиях — не менее 25 МОм. Сопротивление изоляции между токоведущими частями и корпусом электропривода при температуре +30°С и относительной влажности воздуха 98% — не менее 0,5 МОм.

Электропривод (рис. 14) состоит из корпуса /, блока электродвигателя 2, редуктора со встроенной фрикционной муфтой 3, блока главного вала 7 с бесконтактным автопереключателем 4, муфты сцепления 9, рабочего шибера 6, контрольных линеек 5, панели освещения 8, заслонки 10, блокировочного устройства 11.


 

Все сборочные единицы смонтированы в чугунном корпусе 1, за­крываемом сварной стальной крышкой.

На каждые 10 электроприводов, поставляемых в один адрес, при­лагается комплект ЗИП, согласно табл. 17, описание и инструкция по эксплуатации.

 

Таблица 17

     Комплект ЗИП электроприводов СП-6БМ

 

Номер чертежа Наименование Количество, шт.
ЮКЛЯ 753512.009 Пружина 4
ЮКЛЯ 763713.002 Ключ торцевой 1
ЮКЛЯ 17199-88 Отвертка 7810-0928 ЗА Ц15ХР 1
ЮКЛЯ 296441.003 Ключ 1
ЮКЛЯ 303 658.007 Рукоятка 1
ЮКЛЯ711 611.001 Ось 1
ЮКЛЯ 303771.002 Ось ручного перевода 1
ЮКЛЯ 306571.001 Маслоуказатель 1

 

 

Гарнитура в комплект поставки не входит.

Вал электродвигателя 2 (рис. 15) имеет на одном конце квадрат для рукоятки ручного перевода привода, а на другом конце вала на шпонке укреплена специальная муфта 9, которая одновременно сое­диняется с валом-шестерней 12 редуктора. Вал-шестерня 12 и зубча­тое колесо 13 находятся в зацеплении через промежуточную пару (вал-шестерня 14 и зубчатое колесо 15, сидящих на одной оси).

Вал-шестерня 16, находясь на одном валу с зубчатым колесом 13, находится в зацеплении с упором зубчатого колеса 17, свободно си­дящим на главном валу 7. Упор зубчатого колеса 17 заходит в вырез диска главного вала 7.

Шиберная шестерня выполнена как одно целое с главным валом 7. Она имеет два запорных зуба и пять рабочих. Зубья шестерни вхо­дят в зацепление с зубьями шибера 6, на котором имеется 4 рабочих зуба и два специальных запорных зуба.

В конце каждого перевода стрелки один специальный запорный зуб рабочего шибера 6 запирается одним из специальных запорных зубьев шиберной шестерни главного вала 7, что соответствует ходу шибера 154+2 мм.

Редуктор со встроенной фрикцией представляет собой отдельный узел, монтируемый в корпусе электропривода.

Редуктор состоит из чугунного корпуса с крышкой, внутри кото­рого находятся стальные валы-шестерни, зубчатые колеса нормаль­ного цилиндрического зацепления, а также фрикционной муфты, смонтированной внутри зубчатого колеса. Фрикционная муфта со­стоит из четырех подвижных стальных дисков и четырех неподвиж­ных стальных дисков.

Подвижные диски соединены с зубчатым колесом, а неподвиж­ные диски расположены на втулке, которая соединена шпонкой с и.i ном-шестерней. Сжимаются диски тремя тарельчатыми пружина­ми при помощи регулировочной гайки. Одна из пружин находится внутри корпуса редуктора.

Усилие фрикционного сцепления регулируется в пределах от 1000 до 4000 Н.

Передача вращения от электродвигателя 2 на редуктор 3 происхо­дит через муфту 9 (см. рис. 14), состоящую из втулки кулачковой, нелинейной шпонкой с осью электродвигателя, вкладыша и шайбы кулачковой, расположенной на квадрате вала-шестерни редуктора.

Бесконтактный автопереключатель 4 состоит из чугунного осно­вания, на котором установлены датчики, контрольные и переключа­ющие рычаги, и амортизационных пружин. На контрольных рычагах имеются выступы, на которых укреплены ролики, поворачивающие поводки датчиков. Контрольные рычаги связаны с переключающи­ми с помощью роликов.

Под действием пружин, стягивающих переключающие рычаги, поводок левого датчика занимает контрольное положение, а поводок правого датчика — нормальное. После перевода электропривода поводок левого датчика займет начальное положение, а поводок правого датчика — контрольное.

При взрезе электропривода контрольный рычаг под действием контрольных линеек и поводок левого датчика (или правого датчи­ка) займут среднее (вертикальное) положение.

 


 

Положение стрелки контролируется зубьями контрольных рыча­гов, западающими в вырезы контрольных линеек после запирания шибера, что проверяется западанием головок переключающих рыча­гов в вырез шайбы главного вала.

Каждый датчик автопереключателя имеет литой корпус, внутри которого расположены трехполюсный статор и ротор-сектор, враща­емый поводком.

На полюсах статора размещены питающая и компенсационная катушки, на которые подается напряжение питания, и сигнальная, с которой снимается выходное напряжение.

Намоточные данные катушек приведены в табл. 18.

                                                                                                                 Таблица 18

Намоточные данные катушек

 

Наименование

Параметры катушек

сигнальной питающей компенсационной
Марка провода Диаметр провода, мм Число витков ПЭВ-2 0,1 6250 ПЭВ-2 0,4 460 ПЭВ-2 0,4 330

Контрольные линейки имеют вырезы, в которые попеременно при ходе их вместе с остряками стрелок западают зубья рычагов. Контрольные линейки соединены между собой планкой.

На панели освещения расположены проволочное сопротивление типа ПЭВР-25-27±10% и штепсельная розетка для переносной лам­пы ЖС-2, 12В, 15 Вт.

В корпусе электропривода, в местах выхода рабочего шибера и контрольных линеек, для предохранения от проникновения внутрь его воды и песка устанавливаются уплотнения из войлока.

Закрывается электропривод сварной стальной крышкой, имею­щей по бортам уплотнения из резины. Запирается электропривод из­нутри специальным замком.

Внутри электропривода установлен курбельный выключатель, блокировочные контакты которого исключают возможность управ­ления по команде с поста электрической централизации в момент открытия заслонки 10 (см. рис. 14).

При снятом электродвигателе электропривод может быть переве­ден на ручное управление рукояткой при помощи специальной оси, надеваемой на выступающий из редуктора квадрат вал-шестерни се­чением 12x12 мм.

Работа электропривода начинается с момента подачи напряжения на блок электродвигателя.

Вал электродвигателя, вращаясь через муфту и систему механической передачи редуктора, приводит во вращение зубчатое колесо с упором, которое выжимает ролик одного из упорных рычагов и выходит конец этого рычага из выреза диска главного вала.

Одновременно с этим переключающий рычаг поворачивает конт­рольный рычаг и поводок и ротор-сектор левого датчика. Ротор-сектор из положения контроля переходит в начальное положение, вы­ходное напряжение при этом уменьшается с 65 до 3,5 В и контроль­ное реле на посту централизации выключается. После поворота на 46° зубчатое колесо с упором вращает диск главного вала шиберной шестерни.

После включения электродвигатель привода вращает через редук­тор с фрикционом зубчатое колесо, свободно насаженное на глав­ный вал. После поворота колеса на 46° между ним и главным валом создается жесткое зацепление. В процессе этого поворота колесо воздействует через ролик на переключающий рычаг и выводит его головку из выреза шайбы главного вала. В свою очередь, переключа­ющий рычаг поворачивает контрольный и промежуточный рычаги и одновременно поводок ротор-сектора левого датчика. Ротор-сектор из положения контроля переходит в начальное положение, выходное напряжение датчика при этом уменьшается с 65 до 3,5 В и контроль­ное реле на посту централизации выключается. Затем зубчатое коле­со и главный вал вращаются совместно, обеспечивая отпирание, пе­ревод и запирание стрелки.

В конце перевода пружины автопереключателя воздействуют че­рез переключающий и контрольный рычаги на поводок ротор-секто­ра правого датчика. Ротор-сектор этого датчика из начального пере­ходит в положение контроля, за счет чего выходное напряжение воз­растает с 3,5 до 65 В и более. При этом срабатывает контрольное ре­пс переведенного положения стрелки, которое воздействует на тири­стор, выключающий электродвигатель привода.

Процесс срабатывания электропривода на этом заканчивается. При взрезе стрелки контрольные линейки, перемещаемые остряка­ми, поворачивают контрольный рычаг и поводок датчика в среднее положение. В результате поворота ротор-сектора выходное напряже­ние уменьшается с величины 65 до 6,5 В, что приводит к выключе­нию контрольного реле на посту и включению звонка взреза.

Электропривод, подвергшийся взрезу, подлежит тщательному техническому осмотру с оформлением соответствующего акта.

Конструкция контрольных линеек обеспечивает потерю контроля положения стрелки в следующих ситуациях:

— при частичном вытягивании контрольной линейки ближнего остряка из корпуса электропривода на величину более 10 мм, но не более 210 мм, шибер при этом втянут;

— при изгибе контрольной тяги дальнего остряка и частичном вытягивании при этом линейки дальнего остряка из корпуса приводана величину более 25 мм, но не более 210 мм.

При переводе после этого стрелки в другое крайнее положение (шибер выдвинут) контроль положения стрелки будет отсутствовать.

При этом рычаг станет в вертикальное положение, опираясь зу­бом на верхнюю плоскость контрольной линейки.

Благодаря наличию связной планки 18 (см. рис. 15), конфигура­ции и размерам пазов на контрольных линейках, обеспечивается по­теря контроля положения стрелки при рассоединении одной из кон­трольных тяг с остряком, последующим после появления дефекта перевода стрелки и возвращении затем стрелки в исходное положе­ние.

При возникновении вышеописанных ситуаций электропривод подлежит тщательному осмотру с соответствующим оформлением акта.

К обслуживанию электроприводов допускаются обученные безо­пасным методам работы лица, проинструктированные и прошедшие проверку знаний в соответствии с «Правилами техники безопас­ности и производственной санитарии в хозяйстве сигнализации и связи железнодорожного транспорта» ЦШ/4695 и «Правилами технической эксплуатации» (ПТЭ).

До начала работ по проверке и осмотру электропривода на стрел­ке необходимо исключить возможность перевода стрелочного элект­ропривода по команде с поста централизации. Для этого выключить курбельный выключатель, повернув заслонку вниз до упора.

Снять с электропривода крышку, предварительно открыв замок ключом. Крышку положить с соблюдением габарита. Класть крышку на рельсы или ставить ее ребром запрещается.

При настройке, регулировке или смазке электропривода необхо­димо располагаться сбоку от него, со стороны междупутья, лицом в сторону пути.

Перед проходом поезда по стрелке закрыть электропривод и отойти на безопасное расстояние.

Работы с электроприводом на стрелках при плохой видимости, вызванной метелью, снегопадом или туманом, должны вестись дву­мя работниками, один из которых должен выполнять технические работы, а другой — следить за проходом подвижных единиц.

Регулировка (или очистка) электромеханических и механических деталей и узлов электропривода при включенном напряжении запре­щается.

Для электрических измерений должны применяться приборы, укомплектованные специальными щупами с надежной изоляцией. При этом должно быть обращено особое внимание на опасность приближения к токоведущим деталям.

Электропривод устанавливается согласно проекту на стрелочных гарнитурах с соблюдением существующего габарита для каждого ти­па стрелочных переводов.

Конструкция контрольных линеек с приварными ушками требует

от заказчика при заказе четкого определения варианта исполнения электропривода «С выходом шибера справа» или «С выходом шибе­ра слева». Крепится электропривод к гарнитуре четырьмя болтами М20 и гайками.

Подготовка стрелок к установке на них электроприводов производится службой пути.

Перед установкой электропривод должен быть осмотрен, очи­щен, промыт и вытерт, а все трущиеся части, включая шибер и кон­трольные линейки, должны быть смазаны.

Сливная пробка и глухие крышки редуктора должны быть надеж­но затянуты и не допускать утечки масла.

Все тяги должны быть одинаковыми по длине и правильно вы­гнуты согласно чертежам стрелочной гарнитуры.

Оси и болты для тяг и шарниров должны проходить в отверстия соединяемых частей без усилий и без зазоров.

Резьбовые соединения не должны иметь шага и заеданий.

Фундаментные угольники и изоляция их для стрелок всех типов должны быть выполнены по чертежам стрелочной гарнитуры.

Плоскости фундаментных угольников в месте прилегания их к рельсам и в месте установки электропривода не должны иметь пере­косов.

Сверление отверстий для крепления фундаментных угольников к рельсам производится при монтаже, после окончательной установки гарнитуры и электропривода.

При подсоединении контрольных тяг связную планку контрольных линеек установить удлиненным пазом на соединительный палец линейки дальнего остряка.

Для правильной работы стрелки рабочие и контрольные тяги должны быть отрегулированы на месте при установке электроприво­да так, чтобы:

— ход остряков из одного крайнего положения в другое, измерен­ный против изолированных ушек, был 154±2 мм;

— остряки в обоих крайних положениях стрелки плотно прижи­мались к рамным рельсам;

— рычаг с зубом автопереключателя заходил в вырез контрольной линейки прижатого остряка с зазором от 1 до 3 мм.

При закладывании шаблона толщиной 4 мм между остряком и рамным рельсом, в месте нахождения ушка изолированной серьги, рычаг с зубом автопереключателя не должен заходить в вырез конт­рольной линейки. При этом поводок соответствующего датчика ав­топереключателя должен занять среднее положение.

При регулировании тяг сначала должны подгоняться рабочие, а потом контрольные тяги.

Болтовые и шарнирные соединения ушек, шиберов, тяг и линеек в целях предотвращения выпадания пальцев и самоотвинчивания гаек должны быть снабжены закрутками из стальной проволоки.

Пальцы контрольных линеек дополнительно зашплинтовать, что предотвратит их выпадание при перетирании основной закрутки. Стопорный винт гайки фрикции должен быть зашплинтован.

Для разделки кабеля у электроприводов применяются стрелочные муфты, типы которых выбираются по проекту в зависимости от схе­мы включения электроприводов.

Провода, соединяющие электропривод с клеммами стрелочной муфты, должны проходить от электропривода до муфты в гибком бронированном шланге, отверстия у электропривода и муфты распо­лагаются на одном уровне.

Схема включения электропривода выбирается в зависимости от положения электропривода на стрелке и положения шибера.

Подключение проводов к электродвигателю и курбельному вы­ключателю производится с помощью наконечников и гаек, а к датчикам автопереключателя с помощью угловых штепсельных разъемов. Как у левого, так и у правого датчика угловые вставки штепсельных разъемов направлены в сторону шиберной шестер­ни, что надо иметь в виду во избежание перепутывания датчиков местами.

Техническое обслуживание электроприводов должно вестись спе­циально обученным персоналом (электромехаником, монтером и т. д.) в соответствии с «Правилами технической эксплуатации элект­рических установок» и «Инструкцией по техническому обслужива­нию устройств механизированных и автоматизированных сортиро­вочных горок (СЦБ)» ЦШ/3793 и настоящим техническим описани­ем и инструкцией по эксплуатации.

Для надежной работы электропривода, находящегося в эксплуа­тации, необходимо выполнять следующее:

— ежедневно производить внутренний осмотр головных и первых пучковых приводов с переводом стрелки, а остальных — один раз в неделю;

— еженедельно производить смазку привода, чистку коллектора электродвигателя и проверить положение поводков датчиков;

— еженедельно проверять работу головных и первых пучковых приводов на фрикцию и при необходимости отрегулировать фрик­ционное сцепление, остальных — один раз в две недели;

— один раз в квартал проверять сопротивление изоляции элект­родвигателя привода;

— ежеквартально заменять электродвигатели для текущего ремон­та в КИПе для головных и первых пучковых приводов, остальных — два раза в год;

— один раз в год измерять сопротивление изоляции монтажа привода и производить текущий ремонт привода;

— один раз в две недели производить наружную обтирку привода, тяг, шибера и контрольных линеек.

Выполнение указанных работ, за исключением текущего ремон­та, может производиться без прекращения работы электропривода, для чего рекомендуется пользоваться контрольным звонком.

При повороте стрелочной рукоятки на посту ЭЦ контрольный электрический звонок дает сигнал электромеханику о необходимо­сти перевода стрелки с поста ЭЦ.

После снегопадов и дождей, а также при резких изменениях тем­пературы следует в первую очередь производить внутреннюю про­верку электропривода и наличие нормальной изоляции электродви­гателя. Для этого ключом открывается заслонка, которую поворачи­вают вниз до упора защелки, размыкая блокировочные контакты, за­тем ключом открывают замок, после чего крышка корпуса свободно снимается.

Проверке подлежат положение поводков датчиков, западание контрольного рычага с зубом автопереключателя в вырезы контроль­ных линеек, крепление болтов, состояние и положение щеток на коллекторе электродвигателя, наличие смазки на трущихся частях, взаимодействие частей электропривода при переводе стрелки.

На передней крышке датчиков нанесена шкала с предельными рисками для каждого из положений поводка. Острие указателя, име­ющееся на поводке, должно быть расположено между рисками, со­ответствующими каждому из положений поводка.

Перед включением электропривода в работу обратить внимание на то, чтобы электропривод работал легко и свободно.

Один раз в месяц следует измерять напряжение питания и выход­ное напряжение датчиков (на клеммах стрелочной муфты) и прове­рять их соответствие нормам. При этом допускается:

— горизонтальный и вертикальный зазор шибера и контрольных линеек в направляющих пазах до 0,5 мм;

— зазор между зубьями шибера и шестерней не более 1 мм;

— зазор 0,5—1 мм между поводками датчиков и осью роликов контрольных рычагов в положении «Контроль среднего положения».

При внутреннем осмотре электропривода рекомендуется соблю­дать следующую последовательность:

— по прибытии электромеханика к месту работы дежурный по станции уведомляется о начале производства работ;

— контрольный звонок включается в цепь блокировочного кон­такта;

— проверяется состояние механической передачи и электриче­ский монтаж электропривода;

— проверяется работа автопереключателей и датчиков;

— проверяются щетки и щеткодержатели электродвигателя;

— производится перевод стрелки и наблюдение за работой меха­низмов электропривода с проверкой величины тока перевода;

— проверяется уплотнение крышки и действие запорного замка.

Бесперебойная и надежная работа электропривода обеспечивает­ся наличием смазки на трущихся поверхностях деталей, уменьшаю­щей их износ и увеличивающей срок службы.

В электроприводе периодически необходимо смазывать:

— шестерни и шарикоподшипники редуктора;

— шибер и контрольные линейки;

— венцы зубчатых открытых передач;

— ролики и пальцы рабочих рычагов, поводков датчиков;

— войлочные сальники.

Для редуктора со встроенной фрикционной муфтой, масляной ванны шибера и остальных деталей рекомендуется применять в за­висимости от температуры окружающего воздуха следующие масла: осевое С или 3 по ГОСТ 610-72, индустриальное И-20А, И-30А, И-40А или И-50А по ГОСТ 20799-88.

Для шарикоподшипников электродвигателей и редуктора, неза­висимо от температуры окружающего воздуха, следует применять смазку ЦИАТИМ-201 по ГОСТ 6267-74, ЦИАТИМ-202 ГОСТ 11110-75, ЦИАТИМ-203 ГОСТ 8773-73, ЦИАТИМ 221 ГОСТ 9433-80.

Для обеспечения длительной и безотказной работы электропри­водов в эксплуатации необходимо производить замену через каждые 500 тыс. переводов следующих деталей:

— пружины (черт. ЮКЛЯ 304.588.001)

— пружины (черт. ЮКЛЯ 753.512.009)

При эксплуатации электроприводов происходит разработка от­верстий в ушках.

Допускается увеличение внутреннего диаметра ушка до Ǿ16H11 (+0,11) при обязательной одновременной замене пальца, с увеличе­нием его диаметра до Ǿ16d11 и изменением овального отвер­стия в планке для получения зазора до 0,5—1,0 мм.

Габаритные размеры — 785x414x255 мм; масса — не более 170 кг.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


2

Сейчас читают про: