double arrow

I. Цель и задачи курса «Твоя Вселенная»

    Цель программы: формирование всесторонне образованной и инициативной личности и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:

·  обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,

·  формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,

·  формирование картины мира,

·  расширение познавательной активности учащихся, кругозора, умения видеть красоту окружающего мира,

·  развитие логического мышления, памяти, внимания, речи.

Задачи программы:

Обучающие

· способствовать освоению и углублению знаний в области астрономии;

·  формировать осознанное отношение к окружающему миру небесных тел;

Развивающие

· развивать умения проводить наблюдения, ставить опыты, моделирования и конструирования;

· способствовать развитию мышления детей, умения анализировать, обобщать и рассуждать;

· развивать воображение, творческую активность, наблюдательность и любознательность;

Воспитательные

· способствовать экологическому и нравственному воспитанию детей;

· формировать убежденности в необходимости заботы о сохранении уникальной природы Земли;

· способствовать эстетическому воспитанию, эмоционально - образному восприятию мира Вселенной и царящих в нем взаимосвязи и гармонии;

· расширение коммуникативных способностей детей.

    Формы организации образовательного процесса: демонстрации, наблюдения и практические работы, моделирование и конструирование, опыты, экскурсии, объяснительное чтение, урок – беседа, урок –дискуссия, викторины. Одна из форм - цикл развивающих занятий в мобильном планетарии «Галактика».  

     Условия набора детей в коллектив: Курс «Твоя Вселенная» предназначена для всех желающих учащихся 3 – 4 классов, в рамках одного класса.

    Режим занятий: Курс рассчитан на 2 года – полный курс обучения детей в начальной школе (34+34 ч.). Занятия проводятся 1 раз в неделю.

    В результате освоения содержания курса «Твоя Вселенная» у детей формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности: личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные.

II. Особенности программы.

     Принципы, которые решают современные образовательные задачи с учётом запросов будущего:

· Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Самообучение называют деятельностным подходом.

· Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.

· Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

· Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.

· Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на занятии такой атмосферы, которая расковывает учеников, и, в которой они чувствуют себя уверенно. У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.

· Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.

· Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

· Принцип системности. Развитие ребёнка - процесс, в котором взаимосвязаны и взаимозависимы все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребёнка.

· Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.

· Адекватность требований и нагрузок.

· Постепенность.

· Индивидуализация темпа работы.

· Повторность материала.

Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

· формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;

· формирование интеллектуальных умений;

· развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

· формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

· формирование пространственного воображения;

· привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Способы общения детей друг с другом носит дискуссионный характер.

В работе с детьми нами будут использованы следующие методы:

· словесные,

· наглядные,

· практические,

· исследовательские.

Ведущим методом является исследовательский. Организаторами исследований могут быть учителя и дети.

Для развития различных сторон мышления в программе предусмотрены разнообразные виды учебных действий, которые разбиты на три большие группы: репродуктивные, продуктивные (творческие) и контролирующие.

К репродуктивным относятся исполнительские учебные действия, которые предполагают самостоятельную работу под руководством учителя (рассматривание таблиц, картин, фотографий небесных тел, плакатов; рисование; моделирование и конструирование; обсуждение «почемучкиных» вопросов).

Ко второй группе относятся виды учебных действий – это обобщающие мыслительные действия, осуществляемые детьми под руководством учителя при объяснении нового материала.

Поисковые учебные действия, при применении которых дети осуществляют отдельные шаги самостоятельного поиска новых знаний.

Контролирующие учебные действия направлены на формирование навыков самоконтроля.

Виды деятельности:

· творческие работы,

· - наблюдения,

· - практические работы,

· - опыты,

· - экскурсии,

· - беседы и дискуссии,

· - чтение сказок, детских книг по астрономии,

· - моделирование и конструирование.

III. Место курса в учебном плане.

Содержание данного курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Окружающий мир», не требует от учащихся дополнительных астрономических знаний. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.

Занятия по этому курсу включают не только астрономический материал, но и демонстрации, наблюдения и практические работы, опыты, экскурсии.

В методике проведения уроков учитываются возрастные особенности и возможности детей младшего школьного возраста, часть материала излагается в занимательной форме: сказка, легенды, рассказ, загадка, игра, диалог учитель-ученик или ученик-учитель.

IV. Методы и приемы изучения астрономического материала.

    Начальное обучение должно дать учащимся общую картину мира на основе ценностей науки, литературы и искусства. В данном курсе изложены современные представления о Вселенной, основанные на достижениях науки. Оно включает подборку легенд и мифов о созвездиях, являющихся золотым фондом мировой культуры, примеры произведений музыки и живописи на различные сюжеты.

Курс «Твоя Вселенная», обсуждая вопросы уникальности жизни на Земле, решает важную задачу экологического образования, ориентирует учащихся на этические взаимоотношения с окружающим миром, воспитывает нравственную и духовную культуру.

Кроме того, содержание занятий обогащено включением знаний из других предметов естественного и гуманитарного циклов, а также полученных детьми из наблюдений за окружающими явлениями природы. Всё это способствует развитию познавательной активности детей, их опережающему обучению.

В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности детей младшего школьного возраста, и материал представляется в форме интересных заданий, дидактических игр и т.д.

Большое внимание в курсе уделяется развитию познавательных способностей. Термин познавательные способности понимается в курсе так, как его понимают в современной психологии, а именно: познавательные способности – это способности, которые включают в себя сенсорные способности (восприятие предметов и их внешних свойств) и интеллектуальные способности, обеспечивающие продуктивное овладение и оперирование знаниями, их знаковыми системами. Основа развития познавательных способностей детей как сенсорных, так и интеллектуальных - целенаправленное развитие познавательных процессов, среди которых в младшем школьном возрасте выделяются: внимание, воображение, память и мышление.

V. Общая характеристика курса

Курс «Твоя Вселенная» входит во внеурочную деятельность по направлению о бще интеллектуальное развитие личности.

Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные, настольные и ролевые игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. Предусмотрены и занятия на свежем воздухе, так же посещение мобильного планетария и музеев.

Первый год обучения ставит цели - сформировать у учащихся основные базовые понятия: Солнце, планета, спутники, астероид, комета, метеорит;

- знакомить учащихся с понятием «Солнечная система», «планета», познакомить со строением Солнечной системы и входящих в неё небесных тел, с планетами и их спутниками, познакомить с гелиоцентрической системой мира.

Второй год ставит цели -знакомить учащихся с понятием звезда, созвездие, галактика, Вселенная;

- учить различать некоторые созвездия, сравнивать геометрические и смысловые изображения созвездий.

-  учить анализировать, сравнивать и наблюдать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: