double arrow

Календарно-тематическое планирование


Второй год обучения

«Звёздное небо надо мной»(34 часа)

Тематическое планирование Часы дата Деятельность учащихся Формирование УУД
1. Вводное занятие. Тайны Вселенной. Диагностика обученности учащихся. 1 ч Входное тестирование по итогам первого года обучения курса «Твоя Вселенная». Просматривание видеофильма «Как зарождалась Вселенная?» Познавательные обще учебные действия: умение осознано строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли полно и точно; постановка вопросов.
2. Звезды, которые всегда надо мной  Красота и величие звездного неба. Много ли на нашем небе ярких звезд. Понятие о созвездиях. Большая Медведица – одно из древнейших созвездий. Ковш Большой Медведицы.   3 ч      Извлечение необходимой информации из дополнительных источников знаний (энциклопедий, справочников, интернет ресурсов) и обсуждение полученных сведений. Проверить свои предположения: много ли на нашем небе ярких звезд. Рассматривание звездной карты северного полушария. Отвечаем на вопрос: почему звездное небо называют «Великая книга природы». Проверяем свои догадки, просмотр и обсуждение презентации «Звездное небо – загадки природы» Наиболее известное созвездие, его вид, условное название, расположение на карте звездного неба. Работа с картой (соединяют на рисунке звезды в созвездие). Мини тест: Большая Медведица.     Познавательные обще учебные действия: знаково-символические; смысловое чтение; умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; выделение познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа решения. УП логические Д: анализ объектов; выбор критериев для сравнения; синтез как составление частей целого; доказательство. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли полно и точно; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление действиями партнера (оценка, коррекция). Регулятивные УУД: волевая само регуляция; целеполагание; оценка; коррекция Личностные УУД: смысл полагание; самоопределение
3. Как найти Полярную звезду? Ориентировка по Полярной звезде.  Как найти Полярную звезду. Ориентировка по Полярной звезде. Другие способы ориентирования (по компасу, практическое занятие изготовление компаса в домашних условиях). Как найти на небе созвездия. Пословицы и поговорки о звездах. Народные приметы, связанные со звездами. 2 ч   Изготовление наглядных пособий о способе нахождения Полярной звезды и ориентировка по ней. Правило нахождения Полярной звезды. Другие способы ориентирования (по компасу) Практическая работа: ознакомление с компасом, изготовление компаса в домашних условиях. Извлечение необходимой информации из дополнительных источников знаний (энциклопедий, справочников, интернет ресурсов) и обсуждение полученных сведений: пословицы и поговорки о Полярной звезде. Народные приметы, связанные с ней. Фантазируем на тему: Сказка о Полярной звезде. Познавательные обще учебные действия: знаково-символические; смысловое чтение; умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; выделение познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа решения. УП логические Д: анализ объектов; выбор критериев для сравнения; синтез как составление частей целого; доказательство. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли полно и точно; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление действиями партнера (оценка, коррекция). Регулятивные УУД: волевая само регуляция; целеполагание; оценка; коррекция Личностные УУД: смысл полагание; самоопределение
4. Незаходящие созвездия. Как найти эти созвездия? «Звездный атлас» Яна Гевелия. Как найти на небе созвездия. Пословицы и поговорки о звездах. Народные приметы, связанные с созвездиями. «Звездный атлас» Яна Гевелия. 2 ч   Извлечение необходимой информации из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников и интернет ресурсов) и обсуждение полученных сведений. Работа в группе. Конструирование различных вариантов изображения фигур, образованных яркими звездами созвездий. Рассматривание звездной карты, изображение созвездий в «Звездном атласе» Яна Гевелия, а потом рассматриваем изображения созвездий в системе координат участка неба. Сравниваем, находим общие и отличительные черты в старинных изображениях и современных. Соединяем звезды в созвездия. Пытаемся найти ответ на вопрос: зачем люди объединили звезды в группы?   Познавательные обще учебные действия: знаково-символические; смысловое чтение; умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; выделение познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа решения. УП логические Д: анализ объектов; выбор критериев для сравнения; синтез как составление частей целого; доказательство. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли полно и точно; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление действиями партнера (оценка, коррекция). Регулятивные УУД: волевая само регуляция; целеполагание; оценка; коррекция Личностные УУД: смысл полагание; самоопределение
 5. Созвездия осеннего, зимнего и весеннего неба «Летнее – осенний треугольник», образованный звездами Вега, Денеб и Альтаир. Созвездия, которым принадлежат эти звезды, - Лира, Лебедь, Орел. Что означают имена звезд «летнего треугольника». Созвездия Пегаса и Андромеды. Что означают названия этих созвездий. Созвездие Персея. Мифы о подвигах Персея. Созвездие Ориона – главное украшение нашего зимнего неба. Бетельгейзе и Ригель – самые яркие звезды Ориона. Пояс Ориона. Мифы об Орионе. Созвездия, окружающие Орион, - Телец, Большой Пес, Малый Пес, Возничий и Близнецы. Как найти самые яркие звезды этих созвездий. Плеяды – звездные скопления в Тельце. «Зимний треугольник», образованный звездами Сириус, Бетельгейзе и Процион. 4 ч            Чтение и обсуждение мифов. Конструирование собственных моделей-карт звездного неба. Моделирование и конструирование различных вариантов изображения фигур, образованных наиболее яркими звездами созвездий. Ознакомление с «сезонными» созвездиями. Соединяем звезды в созвездия. Обсуждаем ответ на вопрос: зачем люди объединили звезды в группы? Пригодятся ли современному человеку знания о звездах и созвездиях? Ведения журнала наблюдений звездного неба. Экскурсия в планетарий.   Познавательные обще учебные действия: знаково-символические; смысловое чтение; умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; выделение познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа решения. УП логические Д: анализ объектов; выбор критериев для сравнения; синтез как составление частей целого; доказательство. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли полно и точно; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление действиями партнера (оценка, коррекция). Регулятивные УУД: волевая само регуляция; целеполагание; оценка; коррекция Личностные УУД: смысл полагание; самоопределение
6. Можно ли долететь до какого-нибудь созвездия? Зодиакальные созвездия на звездной карте. Можно ли долететь до какого-нибудь созвездия, звезды. Сириус, Процион, Альтаир – примеры близких звезд. Сколько лет мчатся к нам лучи света от этих звезд. Понятие о световом годе. Существует ли «небо неподвижных звезд». Понятие о зодиакальных созвездиях. Зодиакальное созвездие Льва с яркой звездой Регул. Как найти на небе это созвездие. Мифы, связанные с названием созвездий. Что означает имя главной звезды.   Пояс зодиака. Яркие звезды и особенности зодиакальных созвездий. 6 ч     Извлечение необходимой информации из дополнительных источников знаний (энциклопедий, справочников и интернет ресурсов) и обсуждение полученных сведений. Ознакомление с различными видами календарей, что такое «астрономический год», нахождение отличий лунного календаря и современного. Рассматривание звездной карты, изображение созвездий в «Звездном атласе». Подбор материала по зодиакальным созвездиям. Коллективное творческое дело: формируем, создаем альбом-календарь «Зодиак».   Познавательные обще учебные действия: знаково-символические; смысловое чтение; умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; выделение познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа решения. УП логические Д: анализ объектов; выбор критериев для сравнения; синтез как составление частей целого; доказательство. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли полно и точно; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление действиями партнера (оценка, коррекция). Регулятивные УУД: волевая само регуляция; целеполагание; оценка; коррекция Личностные УУД: смысл полагание; самоопределение
7.  Самые большие и самые маленькие звезды. Звездные системы. Размеры звезд по сравнению с нашим Солнцем. Самые большие и самые маленькие звезды. Самые горячие и самые холодные звезды. Можно ли жить на звездах. Что было бы, если звезд не было. Все ли звезды мы видим.   2 ч   Извлечение необходимой информации из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников и интернет ресурсов) и обсуждение полученных сведений. Работа в группе. Сравнение размеров звезд и Солнца. Моделирование сравнительных размеров звезд с помощью воздушных шаров. Рассматривание учебных таблиц, изображений звездных систем. Изучение подвижной карты звёздного неба, пользование этой картой, нахождение на ней знакомые созвездия и звёзды, звездные системы. Фантазируем на тему: можно ли жить на звездах. Что было бы, если звезд не было. Все ли звезды мы видим.   Познавательные обще учебные действия: знаково-символические; смысловое чтение; умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; выделение познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа решения. УП логические Д: анализ объектов; выбор критериев для сравнения; синтез как составление частей целого; доказательство. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли полно и точно; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление действиями партнера (оценка, коррекция). Регулятивные УУД: волевая само регуляция; целеполагание; оценка; коррекция Личностные УУД: смысл полагание; самоопределение
8. Что такое Млечный путь? Что такое Млечный Путь. Что, кроме звезд, можно увидеть на звездном небе.  Как открыли нашу галактику. Как выглядит наша Галактика. Туманность Андромеды - галактика, похожая на нашу. Какими еще бывают галактики. 4 ч     Извлечение необходимой информации из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернет ресурсов) и обсуждение полученных сведений. Просмотр и обсуждение презентации «Наша галактика», «Виды галактик». Работа в группе. Рассматривание учебных таблиц, изображений видов галактик. Пробуем классифицировать предложенные фотоматериалы по видам. Зарисовки видов Галактики.   Познавательные обще учебные действия: знаково-символические; смысловое чтение; умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; выделение познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа решения. УП логические Д: анализ объектов; выбор критериев для сравнения; синтез как составление частей целого; доказательство. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли полно и точно; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление действиями партнера (оценка, коррекция). Регулятивные УУД: волевая само регуляция; целеполагание; оценка; коррекция Личностные УУД: смысл полагание; самоопределение
9. Тайны Вселенной. Всегда ли Вселенная была такой, в какой мы живем сейчас. Что думали древние о том, как произошла Вселенная. Что мы знаем о происхождении Солнечной системы. Что мы знаем о происхождении звезд и галактик. Как древние представляли себе устройство Вселенной. Как огромна, прекрасна и удивительна Вселенная на самом деле. Одиноки ли мы во Вселенной. 6 ч     Прослушали отрывок стихотворения Ф. Тютчева «Как океан объемлет шар земной…» Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины, - И мы плывем, пылающею бездной Со всех сторон окружены. Обсуждаем, выделяем эпитеты, анализируем услышанное. Работа в группах. Стараемся найти ответы на вопросы: всегда ли Вселенная была такой, в какой мы живем сейчас. Что думали древние о том, как произошла Вселенная. Что мы знаем о происхождении Солнечной системы. Что мы знаем о происхождении звезд и галактик. Извлечение необходимой информации из дополнительных источников знаний (энциклопедий, справочников, интернет ресурсов) и обсуждение полученных сведений. Выяснение причин возникновения черных дыр. Просмотр и обсуждение презентации «Тайны Вселенной». Фантазии на тему: Рассуждение и предположение о том, что происходит при попадании в черную дыру. Одиноки ли мы во Вселенной? Проведение занятия в мобильном планетарии. Познавательные обще учебные действия: знаково-символические; смысловое чтение; умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; выделение познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа решения. УП логические Д: анализ объектов; выбор критериев для сравнения; синтез как составление частей целого; доказательство. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли полно и точно; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление действиями партнера (оценка, коррекция). Регулятивные УУД: волевая само регуляция; целеполагание; оценка; коррекция Личностные УУД: смысл полагание; самоопределение
10. Научно - практическая выставка  «Звезды - далекие солнца». Оформление выставки «Звезды – далекие солнца». 3 ч Оформление выставки «Звезды – далекие солнца» Коллективное творческое дело: наши поделки, рисунки, макеты и модели, лучшие тетрадки, сочинения и альбомы – все на выставку!         Познавательные обще учебные действия: знаково-символические; смысловое чтение; умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; выделение познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа решения. УП логические Д: анализ объектов; выбор критериев для сравнения; синтез как составление частей целого; доказательство. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли полно и точно; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление действиями партнера (оценка, коррекция). Регулятивные УУД: волевая само регуляция; целеполагание; оценка; коррекция Личностные УУД: смысл полагание; самоопределение
11. Итоговое занятие. Космос и человек 1 ч Подведение итогов и награждение по результатам научно – практической выставки по курсу «Твоя Вселенная». Рассматривание иллюстраций космических кораблей, лунохода, обсерватории, искусственных спутников, портретов космонавтов, обсуждение перспектив развития астрономии в дальнейшем.   Познавательные обще учебные действия: знаково-символические; смысловое чтение; умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; выделение познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа решения. УП логические Д: анализ объектов; выбор критериев для сравнения; синтез как составление частей целого; доказательство. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли полно и точно; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление действиями партнера (оценка, коррекция). Регулятивные УУД: волевая само регуляция; целеполагание; оценка; коррекция Личностные УУД: смысл полагание; самоопределение















Сейчас читают про: