double arrow

Год обучения (34 часа)


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория практика всего
1. Введение в образовательную программу.       1   1
2. Строение и происхождение Солнечной системы. 2 1 3
3. Солнце - звезда единственная в нашей Солнечной системе. 5 1 6
4. Планета Земля. Полеты в космос с целью исследования Земли. 2 2 4
5. Планета Меркурий. 1 1 2
6. Планета Венера. 1 1 2
7. Планета Марс. 2 1 3
8. Юпитер - самая большая планета Солнечной системы. 1 1 2
9. Планета-гигант – Сатурн. Кольца Сатурна. 1 1 2
10. Планеты-гиганты – Уран, Нептун. Маленький Плутон. 2 1 3
11. Астероиды - планеты - крошки. 1   1
12. Хвостатые светила – кометы. 1   1
13. «Падающие звезды» - метеоры 1 1 2
14. Научная выставка «Большая семья нашего Солнца»   1 1
15. Итоговое занятие. Коллективное творческое дело.   1 1
  ИТОГО: 21 13 34

 


Год обучения (34 часа)


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория практика всего
1   Вводное занятие. Тайны Вселенной. Диагностика обученности учащихся. 1   1  
2 Красота и величие звездного неба. Понятие о созвездиях. 1   2 3  
 3 Как найти Полярную звезду? Ориентировка по Полярной звезде. 1   1   2  
 4 Незаходящие созвездия. Как найти эти созвездия? «Звездный атлас» Яна Гевелия. 1   1   2  
5 Созвездия нашего осеннего неба, зимнего неба и весеннего неба. 2 2 4
 6 Можно ли долететь до какого-нибудь созвездия? Зодиакальные созвездия на звездной карте.  2 4  6
7 Самые большие и самые маленькие звезды. Звездные системы. 2   2
8 Что такое Млечный путь? 4   4
9 Тайны Вселенной. 4 2 6
10 Научна - практическая выставка  «Звезды - далекие солнца». 1 2 3
11 Итоговое занятие 1   1
  ИТОГО: 20 14 34



Календарно-тематическое планирование

Первый год обучения

«Солнечная система» (34 часа)

№   Тематическое планирование Часы дата Деятельность учащихся Формирование УУД
1 Введение в образовательную программу.        1 ч Ознакомление с наукой «астрономия» -просмотр и обсуждение презентации «Введение в астрономию», обсуждение фотографий из космоса.  Составление словаря терминов. Обсуждение полученных сведений. Познавательные обще учебные действия: иметь представление об астрономии как о науке, уметь осознано строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные УУД: уметь выражать свои мысли полно, точно формулировать вопрос.
2 Строение и происхождение Солнечной системы. Что входит в семью Солнца Общий обзор строения Солнечной системы и входящих в нее небесных тел. Понятие об астрономической единице. Относительное расстояние планет от Солнца. Основные особенности Солнечной системы. Какие из небесных тел Солнечной системы можно увидеть на небе невооруженным глазом. Как выглядят на небе планеты; сходство и различие их вида (невооруженным глазом и в бинокль) от звезд. Что означает слово «планета». Понятие о гелиоцентрической системе мира Николая Коперника.    Земля в других система мира, предшествовавших гелиоцентрической. 3 ч         Чтение и обсуждение детских книг о строении Солнечной системы, о небесных телах. Ознакомление со структурой гелиоцентрической системы. Просмотр и обсуждение презентации «Модели Вселенной». Земля в других система мира, предшествовавших гелиоцентрической. Рассматривание фотографий Земли из космоса, планет и их спутников. Конструирование наглядных моделей Солнечной системы (с использованием рисунков, чертежей, окружающих предметов, пластилина, снега, а также с применением ролевых игр построение живой модели). Разучивание стихотворения-считалочки о порядке планет Представление рисунка по теме «Строение Солнечной системы» Просмотр и обсуждение презентации «Происхождение Солнечной системы». Моделирование процесса «Рождение звезды и планетной системы».     Познавательные обще учебные действия: умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; знаково-символические: рассказывать о строении Солнечной системы по схемам и рисункам. УП логические Д: анализ объектов; выбор критериев для сравнения по систематизирующим таблицам. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли полно и точно; постановка вопросов. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция; целеполагание.
3 Солнце - звезда единственная в нашей Солнечной системе. Солнце – дневная звезда Солнце – звезда единственная в нашей Солнечной системе Почему Солнце светит и греет. Солнце – источник энергии Солнечные этажи Пламенная атмосфера. Как астрономы исследуют Солнце. Солнце – необходимый людям, животным и растениям источник тепла и света. Что было бы, если бы Солнце вдруг исчезло. Миф об Икаре. Что можно узнать о Солнышке из отрывного календаря 6 ч   Просмотр и обсуждение презентации «Солнце - как ближайшая звезда». Характеристика вида Солнца (форма, цвет, размер). Моделирование сравнительных размеров Солнца и Земли и расстояния между этими небесными телами (с использованием различных мячей, надувных шаров, предметов на местности). Чтение мифов о Солнце. Наблюдение за Солнцем невооруженным глазом, ориентирование по Солнцу, определение времени по Солнцу. Сравнение длины собственной тени (измеренной в ступнях) в полдень в дни разделенными значительными промежутками, а также до и после полудня в один и тот же день. Анализ примеров использования солнечной энергии. Коллективное творческое дело по оформлению коллажа «Солнце – необходимый людям, животным и растениям источник тепла и света». Представление, что было бы, если бы Солнце вдруг исчезло (мини фантазия). Закрепление полученной информации: викторина «Звезда по имени Солнце». Ведение словаря терминов.   Познавательные обще учебные действия: умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; знаково-символические. УП логические Д: анализ объектов; выбор критериев для сравнения. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли полно и точно; постановка вопросов. Регулятивные УУД: волевая само регуляция; целеполагание. Извлечение необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников и обсуждение полученных сведений).
4 Планета Земля. Полеты в космос с целью исследования Земли Планета Земля. Происхождение названия. Астрономический знак. Место Земли в Солнечной системе. Основные движения Земли – обращение вокруг Солнца и вращение вокруг оси. Причины смены дня и ночи и времен года. Уникальность природы Земли, существующие на ней условия для жизни людей, животных и растений. Полеты в космос с целью исследования Земли. Искусственные спутники Земли. Земля и Луна – «двойная планета». Уникальность нашей Луны.   3 ч                 Осмысление информации презентации «Планеты земной группы. Планета Земля». Осмысленное чтение и обсуждение научной информации о планете, о месте Земли в планетной системе. Моделирование вращения земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Знакомство с глобусом. Характеристики Земли, ее внутреннее строение и внешнее обличие. Моделирование извержение вулканов с помощью набора «занимательная химия» (дихромат аммония). Просмотр и обсуждение информации презентации «Луна - естественный спутник Земли». Характеристика Луны. Определение «возраста» Луны, изучение информации по данным советских спутников, НАСА. Фазы Луны, «растущая» или «стареющая» Луна.  Моделирование образования кратеров. Изучение карт лунной поверхности. Вечерние наблюдения Луны. Фотографирование Луны. Просмотр и обсуждение видео «Лунное затмение». Коллективное творческое дело «Уникальность нашей Луны».   Познавательные обще учебные действия: знаково-символические; смысловое чтение; умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; выделение познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа решения. УП логические Д: анализ объектов; выбор критериев для сравнения; синтез как составление частей целого; доказательство. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли полно и точно; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление действиями партнера (оценка, коррекция). Регулятивные УУД: волевая само регуляция; целеполагание; оценка; коррекция Личностные УУД: смысл полагание; самоопределение
5 Планета Меркурий. Меркурий. Происхождение названия. Астрономический знак. Расстояние от Солнца. Размеры по сравнению с Землей. Как Меркурий вращается вокруг своей оси, смена дня и ночи. Особенности суточного движения Солнца на небе этой планеты. Отсутствие спутников. Мир Меркурия. Карта поверхности. Космические полеты к Меркурию.   2 ч       Просмотр и обсуждение информации презентации «Меркурий». Извлечение необходимой информации из дополнительных источников знаний (энциклопедий, справочников) и обсуждение полученных сведений о планете, о исследовании Меркурия с помощью автоматических станций. Сравнение и характеристика небесных тел. Разработка наглядной модели планеты (с использованием окружающих предметов, пластилина). Определение с помощью школьного астрономического календаря и ПКЗН условий видимости планеты Меркурий, доступных наблюдению невооруженным глазом или бинокль. Просмотр видеофрагмента ВВС «Меркурий». Работа в группе. Обсуждение фантазийного проекта «Собираемся на Меркурий». Составление словаря терминов.     Познавательные обще учебные действия: знаково-символические; смысловое чтение; умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; выделение познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа решения. УП логические Д: анализ объектов; выбор критериев для сравнения; синтез как составление частей целого; доказательство. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли полно и точно; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление действиями партнера (оценка, коррекция). Регулятивные УУД: волевая саморегуляция; целеполагание; оценка; коррекция Личностные УУД: смыслопо-лагание; самоопределение

 

6 Планета Венера. Венера. Происхождение названия. Астрономический знак. Расстояние от Солнца. Обращение вокруг Солнца и особенность вращения вокруг оси. Отсутствие спутников. Размеры. Мир Венеры. Карта поверхности. Космические полеты к Венере. Небо Венеры. Сравнение атмосфера Венеры и Земли.   2 ч     Извлечение необходимой информации из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, астрономического календаря) и обсуждение полученных сведений. Просмотр, обсуждение творческих работ учащихся по теме «Венера – планета земной группы». Определение с помощью школьного астрономического календаря и ПКЗН условий видимости планеты на данный период обучения, доступных наблюдению невооруженным глазом. Работа в группе. Моделирование условий в венерианской атмосфере, возникновение парникового эффекта с помощью прозрачного сосуда, лучины.  Просмотр и обсуждение презентации «К Венере», об исследованиях советских ученых с помощью автоматических станций.     Познавательные обще учебные действия: знаково-символические; смысловое чтение; умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; выделение познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа решения. УП логические Д: анализ объектов; выбор критериев для сравнения; синтез как составление частей целого; доказательство. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли полно и точно; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление действиями партнера (оценка, коррекция). Регулятивные УУД: волевая само регуляция; целеполагание; оценка; коррекция Личностные УУД: смысл полагание; самоопределение
7 Планета Марс. Марс. Происхождение названия. Астрономический знак. Основные движения. Природа Марса по сравнению с природой Земли, Луны, Меркурия и Венеры. Карта Марса. Можно ли жить на Марсе. Фобос и Деймос – спутники Марса. Происхождение их названий. Космические полеты к Марсу и их спутникам.   3 ч     Извлечение необходимой информации из дополнительных источников знаний (энциклопедий, справочников) и обсуждение полученных сведений. Просмотр видеофрагмента ВВС «Марс». Характеристика планеты: форма, размер, строение, спутники. Выделение их особенностей. Просматривание фотографий планеты, спутники Марса: Фобос и Деймос. Работа в группе. Моделирование извержение вулканов на поверхности Марса с помощью набора «занимательная химия». Определение с помощью школьного астрономического календаря и ПКЗН условий видимости Марса, доступных наблюдению невооруженным глазом. Конкурс рисунков по теме «Планеты» Обобщение по теме планета Марс, просмотр видеофрагмента www.Сезоны-Года.рф   Познавательные обще учебные действия: знаково-символические; смысловое чтение; умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; выделение познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа решения. УП логические Д: анализ объектов; выбор критериев для сравнения; синтез как составление частей целого; доказательство. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли полно и точно; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление действиями партнера (оценка, коррекция). Регулятивные УУД: волевая само регуляция; целеполагание; оценка; коррекция Личностные УУД: смысл полагание; самоопределение
8 Юпитер - самая большая планета Солнечной системы. Юпитер – самая большая планета Солнечной системы. Происхождение названия. Астрономический знак. Расстояние от Солнца. Обращение и вращение Юпитера по сравнению с Солнцем и Землей. Вид в бинокль и телескоп. Природа Юпитера. Система спутников Юпитера. Происхождение их названия. Галилеевы спутники. Космические полеты к Юпитеру и его спутникам. 2 ч   Просмотр презентации «Планеты - гиганты», характеристики планет-гигантов: форма, размеры, строение, количество спутников. Выделение их особенностей. Просматривание фотографий планеты со спутниками, кольца. Извлечение необходимой информации из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернет ресурсов) и обсуждение полученных сведений.  Работа в группах: подбор информации по заданной проблеме (происхождение Юпитера, внутреннее строение планеты, спутники, система колец) и работа над презентацией. Определение с помощью школьного астрономического календаря и ПКЗН условий видимости Юпитера, доступных наблюдению невооруженным глазом или с помощью бинокля. Конкурс - фантазия «Сможет ли Юпитер стать звездой?», «Планируем полет на Ганимед». Познавательные обще учебные действия: знаково-символические; смысловое чтение; умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; выделение познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа решения. УП логические Д: анализ объектов; выбор критериев для сравнения; синтез как составление частей целого; доказательство. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли полно и точно; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление действиями партнера (оценка, коррекция). Регулятивные УУД: волевая само регуляция; целеполагание; оценка; коррекция Личностные УУД: смысл полагание; самоопределение
9 Планета-гигант – Сатурн. Кольца Сатурна. Другие планеты – гиганты – Сатурн, происхождение его названия. Астрономический знак. Сатурн, его сходство с Юпитером, система спутников и кольца.  Вид Сатурна и его колец в бинокль, телескоп и на фотографиях. Космические полеты к Сатурну и его спутникам. 2 ч     Просмотр презентации «Планеты - гиганты», характеристики планет-гигантов: форма, размеры, строение, количество спутников. Выделение их особенностей. Просматривание фотографий планеты со спутниками, кольца. Извлечение необходимой информации из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернет ресурсов) и обсуждение полученных сведений. Конкурс - фантазия «Сможет ли космический аппарат сесть на кольцо?», «Планируем полет на Титан». Работа в группах: подбор информации по заданной проблеме (происхождение Сатурна, внутреннее строение планеты, спутники, система колец) и работа над презентацией. Определение с помощью школьного астрономического календаря и ПКЗН условий видимости Сатурна и колец Сатурна, доступных наблюдению с помощью бинокля. Конкурс «Рисуем Сатурн». Обобщение по теме видеофрагмент из серии Сезоны-года. Познавательные обще учебные действия: знаково-символические; смысловое чтение; умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; выделение познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа решения. УП логические Д: анализ объектов; выбор критериев для сравнения; синтез как составление частей целого; доказательство. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли полно и точно; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление действиями партнера (оценка, коррекция). Регулятивные УУД: волевая само регуляция; целеполагание; оценка; коррекция Личностные УУД: смысл полагание; самоопределение
10 Планеты-гиганты – Уран, Нептун. Маленький Плутон. Уран и его спутники. Открытие этой планеты и ее спутников. Происхождение названия и астрономический знак. Особенности вращения вокруг оси. Система спутников. Космические полеты к Урану и его спутникам. Нептун и его спутники. Открытие этой планеты. Происхождение названия планеты и ее спутников. Астрономический знак. Космические полеты к Нептуну и его спутникам. Плутон – самая далекая и самая маленькая планета Солнечной системы. История открытия планеты и ее спутников. Происхождение названия. Астрономический знак. «Плутон - Харон» - еще одна «двойная планета». Данные о видимости планет, содержащиеся в отрывном календаре и в школьном астрономическом календаре. 3 ч   Просмотр презентации «Планеты - гиганты», характеристики планет-гигантов: форма, размеры, строение, количество спутников. Выделение их особенностей. Просматривание фотографий планет со спутниками, кольца. Извлечение необходимой информации из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернет ресурсов) и обсуждение полученных сведений, работа в группах: найдите 6 отличий планеты Уран от планеты Нептун. Смоделировать движение Урана и Нептуна. Фантазия на тему «Когда мы полетим к Урану, что нас удивит?», «А теперь мы на Тритоне…». Просмотр и обсуждение презентации «Планеты-карлики», извлечение необходимой информации из дополнительных источников знаний (энциклопедий, справочников, интернет ресурсов) и обсуждение полученных сведений. «Плутон - Харон» - еще одна «двойная планета». Проверяю свои предположения о планетах-карликах из видеофрагмента www.Сезоны-Года.рф Познавательные обще учебные действия: знаково-символические; смысловое чтение; умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; выделение познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа решения. УП логические Д: анализ объектов; выбор критериев для сравнения; синтез как составление частей целого; доказательство. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли полно и точно; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление действиями партнера (оценка, коррекция). Регулятивные УУД: волевая само регуляция; целеполагание; оценка; коррекция Личностные УУД: смысл полагание; самоопределение
11 Астероиды – планеты-крошки. Что означает слово «астероид». Как открывают астероиды. Размеры астероидов. Пояс астероидов. Гаспра – первый астероид, сфотографированный с близкого расстояния. Сближения некоторых астероидов с Землей. Опасно ли для Земли сближение с астероидами. 1 ч Извлечение необходимой информации из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернет ресурсов) и обсуждение полученных сведений. Характеристика малых небесных тел. Понимание отличий небесных тел друг от друга. Просмотр, изучение и обсуждение презентации «Малые тела Солнечной системы». Рассуждение на тему: Сближения некоторых астероидов с Землей. Опасно ли для Земли сближение с астероидами. Представление рисунков по теме. Составление словаря терминов, заполнение странички наблюдений.   Познавательные обще учебные действия: знаково-символические; смысловое чтение; умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; выделение познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа решения. УП логические Д: анализ объектов; выбор критериев для сравнения; синтез как составление частей целого; доказательство. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли полно и точно; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление действиями партнера (оценка, коррекция). Регулятивные УУД: волевая само регуляция; целеполагание; оценка; коррекция Личностные УУД: смысл полагание; самоопределение
12 Хвостатые светила – кометы. Что означает слово «комета». Как относились к кометам в древности. Строение комет, их размеры, орбиты. Открытие комет. Комета Галлея (история открытия, многократные возвращения к Солнцу и Земле, результаты исследования). Недолговечность комет. 1 ч Извлечение необходимой информации из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернет ресурсов) и обсуждение полученных сведений. Характеристика малых небесных тел. Понимание отличий небесных тел друг от друга. Просмотр, изучение и обсуждение презентации «Малые тела Солнечной системы». Проверяю свои предположения: Открытие комет. Комета Галлея (история открытия, многократные возвращения к Солнцу и Земле, результаты исследования). Недолговечность комет. Встреча с юным исследователем ученицей нашей школы Лебедевой А. по теме исследования кометы Чурюмова - Герасименко.     Познавательные обще учебные действия: знаково-символические; смысловое чтение; умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; выделение познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа решения. УП логические Д: анализ объектов; выбор критериев для сравнения; синтез как составление частей целого; доказательство. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли полно и точно; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление действиями партнера (оценка, коррекция). Регулятивные УУД: волевая само регуляция; целеполагание; оценка; коррекция Личностные УУД: смысл полагание; самоопределение
13 «Падающие звезды» - метеоры. Метеорные потоки. Яркие метеоры – болиды. Метеориты их возможная связь с астероидами и ядрами комет. 2 ч     Извлечение необходимой информации из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернет ресурсов) и обсуждение полученных сведений. Характеристика малых небесных тел. Понимание отличий небесных тел друг от друга. Просмотр, изучение и обсуждение презентации «Малые тела Солнечной системы». Встреча с юным исследователем ученицей нашей школы Лебедевой А. по теме «Наш счастливый метеорит». А у нас тоже есть образцы челябинского метеоритного тела… Экскурсия в Челябинский краеведческий музей. Познавательные обще учебные действия: знаково-символические; смысловое чтение; умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; выделение познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа решения. УП логические Д: анализ объектов; выбор критериев для сравнения; синтез как составление частей целого; доказательство. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли полно и точно; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление действиями партнера (оценка, коррекция). Регулятивные УУД: волевая само регуляция; целеполагание; оценка; коррекция Личностные УУД: смысл полагание; самоопределение
14 Научная выставка «Большая семья нашего Солнца» 1 ч Оформление выставки «Большая семья нашего Солнца» Коллективное творческое дело: наши поделки, рисунки, макеты и модели, лучшие тетрадки и словари – все на выставку!         Познавательные обще учебные действия: знаково-символические; смысловое чтение; умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; выделение познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа решения. УП логические Д: анализ объектов; выбор критериев для сравнения; синтез как составление частей целого; доказательство. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли полно и точно; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление действиями партнера (оценка, коррекция). Регулятивные УУД: волевая само регуляция; целеполагание; оценка; коррекция Личностные УУД: смысл полагание; самоопределение
15 Итоговое занятие. Коллективно – творческое дело. Космос и человек 1 ч Представление творческих работ по теме «Космос и человек». Рассматривание иллюстраций космических кораблей, лунохода, обсерватории, искусственных спутников, портретов космонавтов, обсуждение перспектив развития астрономии и космонавтики в дальнейшем.     Познавательные обще учебные действия: знаково-символические; смысловое чтение; умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; выделение познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа решения. УП логические Д: анализ объектов; выбор критериев для сравнения; синтез как составление частей целого; доказательство. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли полно и точно; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление действиями партнера (оценка, коррекция). Регулятивные УУД: волевая само регуляция; целеполагание; оценка; коррекция Личностные УУД: смысл полагание; самоопределение

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: