double arrow

Методики из диагностического альбома Семаго

Цель: выявление уровня развития логических действий при выполнении соответствующих заданий.

Оцениваемые УУД: Универсальные логические действия:

- сравнение;

- анализ и синтез;

- сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;

- классификация;

- обобщение; 

- установление аналогий

Возраст: 6,5 – 8 лет (1 - 2 класс).

Форма: индивидуальная работа

 

«Оценка уровня сформированности логической операции сравнение».

Используемая методика: «Найди 6 отличий»

Стимульный материал: две картинки (приложение № 2).

Ребенку предъявляются картинки и дается инструкция: «Найди отличия»

Время выполнения: 2 минуты.

Критерии оценивания:

Н – низкий уровень - не принимает задание или находит 1-2 отличия;

С – средний уровень – ребенок находит 3-4 отличия;

 В – высокий уровень – ребенок находит отличий.

ПРИМЕЧАНИЕ. В сводную таблицу вносим следующие уровни:

 Н (низкий уровень) - 1 балл - не принимает задание или находит 1-2 отличия;

С (средний уровень) – 2 балла – ребенок находит 3-4 отличия;

 В (высокий уровень) - 3 балла – ребенок находит отличий.

«Оценка  уровня сформированности логических операций

анализ и синтез»

Используется методика № 9 «Выкладывание узоров из кубиков» (стр.45).

 

«Оценка  уровня сформированности логической операции

сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию»

Стимульный материал: 10 фигур, отличающиеся по цвету и размеру (круги, треугольники, квадраты или другое).

Ребенку дается задание: разложить по порядку фигуры по цвету (от светлого к темному), по размеру (от маленького к большому).

Критерии оценки:

Н - низкий уровень - ребенок не понимает задание, выполняет более 1 минуты.

С – средний уровень – ребенок выполняет задание с помощью, затрачивает время  до 1 минуты.

В – высокий уровень – ребенок понимает инструкцию с первого предъявления, выполняет самостоятельно, затрачивает время до 30 секунд.

ПРИМЕЧАНИЕ. В сводную таблицу вносим следующие уровни:

 Н (низкий уровень) - 1 балл;

С – (средний уровень) – 2 балла;

 В – (высокий уровень) - 3 балла.

«Оценка уровня сформированности логических операций

   классификация и обобщение»

Используемая методика: Методика «Четвертый лишний?»

Стимульный материал: 4 карточки  с картинками (приложение 3)

Детям предлагается серия картинок, на которых представле­ны разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:

«На каждой из этих картинок один из четырех изображен­ных на ней предметов является лишним. Внимательно посмот­ри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним. А теперь три оставшиеся картинки объедини по общему для них признаку».

Критерии оценивания:

Н – низкий – (1 балл) выполнил 1 задание правильно;

С – средний – (2 балла); выполнил 2-3 задания правильно

В – высокий – выполнил все 4 задания правильно (3 балла);

ПРИМЕЧАНИЕ. В сводную таблицу вносим следующие уровни:

 Н (низкий уровень) - 1 балл - выполнил 1 задание правильно;

С (средний уровень) – 2 балла – выполнил 2-3 задания правильно;

В (высокий уровень) - 3 балла – выполнил все 4 задания правильно.

«Оценка уровня сформированности логической операции

  установление аналогий»

Используется методика: «Установление парных аналогий»

Ребенку предлагается найти парные аналогии (приложение 4).

Критерии оценивания:

Н – низкий уровень - устанавливает 5 и менее аналогий

С – средний уровень – устанавливает 6-8 аналогий

В – высокий уровень – устанавливает 9-10 аналогий.

ПРИМЕЧАНИЕ. В сводную таблицу вносим следующие уровни:

 Н (низкий уровень) - 1 балл - устанавливает 5 и менее аналогий;

С (средний уровень)– 2 балла – устанавливает 6-8 аналогий;

 В (высокий уровень) - 3 балла – устанавливает 9-10 аналогий.

Методика №11.

Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе (экспертная оценка учителя)

Автор Э.М. Александровская

Цель: определение характера взаимоотношения с одноклассниками как компонента социально-психологической адаптации ребенка в школе.

Оцениваемые УУД: коммуникация как общение, а именно - умение устанавливать дружеские отношения со сверстниками.

Возраст: 6,5 – 11 лет (1-4 класс).

Форма (ситуация оценивания): наблюдение учителя.

ВНИМАНИЕ! В 1 классе методика Э.Александровской входит в обязательный диагностический минимум изучения адаптации первоклассников к школе (результаты по 5 шкале используем для внесения в сводную таблицу мониторинга)

5 шкала – взаимоотношения с одноклассниками

5 баллов – общительный, легко вступает в контакт с детьми.

4 балла – малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обратятся дети.

3 балла – сфера общения ограничена, контактирует только со знакомыми детьми.

2 балла – предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт.

1 балл – замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один, другие дети к нему равнодушны.

0 баллов - проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится и обижает их, другие дети его не любят.

ПРИМЕЧАНИЕ. В сводную таблицу вносим следующие баллы:

 Н (низкий уровень) - 1 балл если ребенок набрал по шкале методики 0 или 1 балл (0- проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится и обижает их, другие дети его не любят; 1-замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один, другие дети к нему равнодушны);

 С (средний уровень) - 2 балла если ребенок набрал по шкале методики 2 или 3 балла ( предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт; сфера общения ограничена, контактирует только со знакомыми детьми);

В (высокий уровень) - 3 балла если ребенок набрал по шкале методики 4 или 5 баллов ( малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обратятся дети; общительный, легко вступает в контакт с детьми).

Методика №12.

  «Рукавички» Г.А. Цукерман.

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществле­ния сотрудничества (кооперация).

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Возраст: 6,5 – 7 лет (1 класс).

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.

Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.

Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».

Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.

Критерии оценивания:

· продуктивность совместнойдеятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

· умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;

· взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

· взаимопомощь по ходу рисования,

· эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

1 уровень -   низкий уровень (1 балл) – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем;

2 уровень - средний уровень (2 балла) – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;

3 уровень - высокий уровень (3 балла) – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла. 

ПРИМЕЧАНИЕ. В сводную таблицу вносим следующие уровни:

Н (низкий уровень)- 1 балл;

С (средний уровень) - 2 балла;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: