КЛАСС | САМОПОЗНАНИЕ И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ | ||
ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНИКА. САМООЦЕНКА | |||
Уровни сформированности | |||
низкий | средний | высокий | |
1 | - отрицательное отношение к школе и поступлению в школу - ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни. Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом. | - положительное отношение к школе; - ориентация на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», - школа привлекает внеучебной деятельностью Рекомендации: стабилизировать психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке. | - чувство необходимости учения, - формирование своей точки зрения, - предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; - адекватное содержательное представление о школе; - предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, - предпочтение социального способа оценки своих знаний Рекомендации: поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии. |
2 | - посещение школы с цель общения со сверстниками. - нет стремления иметь собственную точку зрения. - полностью зависит от ситуации успеха. - тенденция к переоценке достигнутых результатов и возможностей. Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом. | - положительное отношение к школе; - проявляет собственную точку зрения в отдельных вопросах. Частично зависит от ситуации успеха. Рекомендации: проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, стабилизировать, психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке. . | - чувство необходимости учения, - формируется собственная точка зрения, - предпочтение социального способа оценки своих знаний. Рекомендации: поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии. |
3 | - неумение адекватно оценить свои способности. - самооценка ситуативна. Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, создать ситуацию успешности среди одноклассников, давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом | - адекватность выделения качеств хорошего ученика (успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению) Рекомендации: проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, стабилизировать, психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке. | - чувство необходимости учения, - адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик», Рекомендации: поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии. |
4 | - самооценка зависит не только от оценки учителя, но и от процессов самопознания и обратной связи со значимым окружением. Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, создать ситуацию успешности среди одноклассников, поручение небольших поручений, но с достижимым положительным результатом | - выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению Рекомендации: проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, стабилизировать, психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке. | -адекватное представление о себе как личности и своих способностях, осознание способов поддержания своей самооценки. Рекомендации: поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии. |
КЛАСС | СМЫСЛООБРАЗОВНИЕ | ||
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |||
Уровни сформированности | |||
низкий | средний | высокий | |
1 | -к школе безразличен; - сформированность учебных мотивов недостаточна Рекомендации: консультация специалистов, - включение ребенка в активную деятельность на основе использования его интересов | - частично сформирован интерес к новому; - частично сформированы учебные мотивы, – стремление получать хорошие оценки Рекомендации: формирование мотивации достижения и успеха. | - интерес к новому; - сформированность учебных мотивов – стремление к получению высоких оценок Рекомендации: способствовать развитию высокой учебной мотивации и уровня притязаний. |
2 | к школе безразличен; - преобладает плохое настроение, - учебный материал усваивает фрагментарно, - к занятиям интерес не проявляет Рекомендации: консультация специалистов; - организация успеха в рамках учебной программы. | - частично сформированы познавательные мотивы и интересы, - в стадии формирования учебные мотивы Рекомендации: организация учебного процесса на поиск решений, приводящих к открытию | -- формируются познавательные мотивы и интересы, - сформированы учебные мотивы - желание учиться, желание выполнять действия согласно школьному распорядку, Рекомендации: включить в учебный процесс мероприятия по формированию социальных навыков представления своих результатов |
3 | - сформирована мотивация избегания наказания, - фиксация на неуспешности Рекомендации: консультация специалистов, - найти зону успешности ребенка, - ориентировать на внеурочную деятельность. | - частично сформированы познавательные мотивы и интересы, -частично сформированы социальные мотивы (чувство долга, ответственность), - склонность выполнять облегченные задания, - ориентирован на внеурочную деятельность (кружки, секции) Рекомендации: чтобы стабилизировать мотивацию в учебной деятельности включать ребенка в проектно - исследовательскую деятельность, привлекать к участию в различных конкурсных программах и олимпиадах. | - сформированы познавательные мотивы и интересы, - сформированность социальных мотивов (чувство долга, ответственность), Рекомендации: учебный процесс ориентировать на формирование интереса к трудным заданиям. |
4 | - частично сформированы познавательные мотивы и интересы, -частично сформированы социальные мотивы (чувство долга, ответственность), - склонность выполнять облегченные задания, - ориентирован на внеурочную деятельность, - слабо ориентирован на процесс обучения Рекомендации: консультация специалистов, - использовать облегченные виды работы, дифференцированные задания на уроках. | Ученик: - частично устанавливает связи между учением и будущей профессиональной деятельностью, – стремится к приобретению новых знаний и умений по предметам, которые нравятся; Рекомендации: придание личностного смысла учебной деятельности школьника, через проектную и исследовательскую деятельность. | Ученик: - устанавливает связи между учением и будущей профессиональной деятельностью, - стремится к самоизменению – приобретению новых знаний и умений; - мотивирован на высокий результат учебных достижений Рекомендации: привлечение ученика к проектно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах и олимпиадах выше школьного уровня |
КЛАСС | НРАВСТЕННО-ЭТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ | ||
Уровни сформированности | |||
низкий | средний | высокий | |
1 | - неправильное представление о моральных нормах, - низкий уровень развития эмпатии Рекомендации: консультация специалистов, - стимулирование чувствительности к переживаниям других людей, - изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.) | - ориентирован на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости) - частично учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм, - имеет правильное, но недостаточно точное и четкое представление о моральных нормах Рекомендации: формирование основ толерантности, - развитие эмпатии, - расширить представления о моральных нормах. | - ориентирован на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости) - учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм, чувствительность к несправедливости, - имеет начальное представление о нравственных нормах Рекомендации:- закрепить сформированные моральные нормы через совместную деятельность со сверстниками. |
2 | - недостаточно знает суть нравственных норм, - низкий уровень эмпатии, - отношение к нравственным нормам отрицательное или неопределенное Рекомендации: - консультация специалистов, - стимулирование чувствительность к переживаниям других, - изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.) | - ребенок частично понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое, по сравнению навыками самообслуживания, - частично выделяет морально-этическое содержание событий и действий, -формируется система нравственных ценностей Рекомендации:-построение работы, исключающей разрыв между знаниями, чувствами и практическими действиями, -закрепление нравственных норм в деятельностной форме. | - ребенок понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое, по сравнению с навыками самообслуживания, - может выделять морально-этическое содержание событий и действий, - формируется система нравственных ценностей Рекомендации: изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.) |
3 | - недостаточно знает суть нравственных норм, - нравственные нормы не стали мотивами поведения ребенка, - отношение к нравственным нормам неопределенное Рекомендации: - стимулировать чувствительность к переживаниям других, - изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.) | - делает попытки осуществления личностного морального выбора, - пробует оценивать события и действия с точки зрения моральных норм Рекомендации: - воспитание личной ответственности за сказанное слово, дело, данное обещание, - воспитание потребности доводить начатое дело до конца через поощрение достигнутых результатов | - может и имеет опыт осуществления личностного морального выбора, - может оценивать события и действия с точки зрения моральных норм - ребенок учитывает объективные последствия нарушения моральной нормы Рекомендации: Привлечение к участию в общественно - полезной деятельности |
4 | - знает суть нравственных норм, - нравственные нормы не стали мотивами поведения ребенка, - отношение к нравственным нормам неопределенное Рекомендации: -стимулировать чувствительность к переживаниям других, - создать условия для приобретения опыта осуществленияличностного морального выбора, в игровой, обучающей форме. | - активное, положительное отношение к нравственным нормам со стороны личности, но недостаточно устойчивое проявление в поведении, - частично сформирован уровень развития моральных суждений, - имеет разовый опыт осуществления личностного морального выбора, - иногда может принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм Рекомендации: - создать условия для приобретения опыта осуществленияличностного морального выбора в игровой, обучающей форме. | - сформированы представления о моральных нормах, - имеет позитивный опыт осуществления личностного морального выбора, - может принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм Рекомендации: Привлечение к участию в общественно - полезной деятельности |