Какие рекомендации можно дать воспитателям при работе с детьми СДВГ?

Что может стать причиной?

В происхождении СДВГ основную роль играют генетические механизмы и органическое повреждение головного мозга,  а  психосоциальные факторы могут усиливать проявление данного синдрома.

Значительную роль в происхождении СДВГ играют неблагоприятные факторы в пренатальном, перианатальном и постнатальном периоде.

Причинами возникновения органических нарушений могут быть:

-Ухудшение экологии.

-Инфекции матери во время беременности, прием лекарств, алкоголя, наркотических веществ, а также попадание табачного дыма в легкие беременной.

-Угроза прерывания беременности.

-Хронические заболевания.

-Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом.

-Родовые осложнения (неправильное предлежание плода, обвитие его пуповиной) ведут к травмам позвоночника плода, асфиксиям, внутренним мозговым кровоизлияниям.

-Любые заболевания младенцев перенесенные с высокой температурой и приёмом сильнодействующих лекарств.

-В некоторой литературе показана актуальность алиментарного фактора — недоедание беременной и ребенка в раннем детстве.

 

Важно знать, что неблагоприятные психологические и социальные факторы — не прямая причина возникновения СДВГ, но они могут закреплять клинические проявления и усиливать дезадаптацию детей, страдающих этим заболеванием.

Ученые предполагают, что на 80 % возникновение зависит от генетических факторов. Именно недостаток медиаторов в отделах головного мозга (дофамина и норадреналина) становиться причиной развития синдрома. Конфликты в семье только усиливают остроту проявления до клинического уровня у тех детей, у которых есть предрасположенность к возникновению СДВГ. Часто родители ребенка с СДВГ, сами страдают этим заболеванием и отличаются стилем воспитания, который характеризуется несдержанностью и нарушенным взаимодействием с ребенком.

Как проявляется?

Определяют СДВГ по основным симптомам, которые имеются у ребенка, это: невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

 

Дети с СДВГ имеют повышенную отвлекаемость, легко переключаются на посторонние стимулы, которые кажутся для них более интересными и привлекательными. При этом дети с данным синдромом могу часами играть за компьютером и смотреть мультфильмы.

 

Гиперактивность проявляется в повышенной двигательной/моторной активности,                                                                                                    но в отличие от просто энергичных детей, их активность носит бесцельный характер, в их поведении чаще отсутствует цель, в тяжелых случаях избыточная активность принимает характер расторможенности. Также в дошкольном возрасте повышенная активность может не выходить за рамки нормы и быть результатом влияния темперамента или строгим отношением взрослых.

 

Под импульсивностью понимают невозможность контроля над своими импульсами. Часто импульсивные дети не могут дождаться своей очереди при игре.

 

Поскольку СДВГ – это медицинский диагноз, ни педагог, ни психолог не вправе делать заключение о его наличии или отсутствии.

 

Какие рекомендации можно дать воспитателям при работе с детьми СДВГ?


И в детском саду, и в школе, и дома зачастую гиперактивный ребенок чувствует себе изгоем, по этой причине так важно, чтобы окружающие его попытались, принять его таким, какой он есть, создали вокруг него атмосферу безопасности, комфортности.
Специалистам, работающим в детских дошкольных образовательных организациях, следует знать не только особенности этой группы детей, но и способы взаимодействия с ними в разных ситуациях.
Пребывание даже одного ребенка с СДВГ в группе детского сада существенно затрудняет работу педагогов. Обычно, воспитатели, пытаясь подобрать ключик к ребенку, применяют весь существующий у их запас средств: объясняют ему, что он ведет себя нехорошо, пытаются взывать к совести нарушителя порядка, лишают возможности играть совместно с ребятами, ставят в угол, грозятся перевести в ясли и т. д. Но, к сожалению, многочисленные подобные меры воздействия не только никак не приводят к положительным изменениям, но иногда даже обостряют состояние.

Прежде всего, в группе должны быть сформулированы правила, при этом участие в их выработке принимают все без исключения дети, посещающие группу. Можно применять пиктограммы, которые будут понятны ребятам и будут располагаться на видном месте. Правил должно быть немного, они должны быть краткими и ясными, и им необходимо неукоснительно следовать и лично педагогам.

 

С целью развития наблюдательности, умения действовать согласно правилам, повышения уровня волевой регуляции ребенка с СДВГ можно использовать «Кричалки-шепталки-молчалки». С разноцветного картона вырезаются 3 силуэта детской ладошки: красный, желтый, зеленый ‑ это сигналы. Воспитатель разъясняет детям, что в группе разрешено играть, разговаривать, конструировать из кубиков, но в некоторых случаях должно быть очень тихо. И для того чтобы все дети знали, что такие минуты наступили, воспитатель будет показывать им красную ладошку ‑ «молчалку». Как только дети увидят её, они должны замолчать, и перестать бегать по группе. Если же они увидят желтую ладошку— «шепталку», в таком случае они могут переговариваться шепотом и не громко передвигаться по группе. Если же воспитатель покажет зеленую ладошку— «кричалку», можно делать все, что не запрещается групповыми правилами. Дети очень любят «Кричалки ‑шепталки‑ молчалки» и с удовольствием подчиняются им, однако только лишь в том случае, если старшие «ведут честную игру». Прежде всего, не следует злоупотреблять «молчалками» и принуждать ребенка долго находиться неподвижно (дошкольникам с СДВГ иногда сложно оставаться без движения даже 5 мин.). Помимо этого, дети должны быть уверены, что «кричалка» ‑ зеленая ладонь не «останется без работы», будет использоваться воспитателем.
Для того чтобы не провоцировать проявления симптомов гиперактивности, импульсивности, невнимательности, в отдельных случаях допускается представить ребенку с СДВГ выбор вида деятельности. Таким образом, можно спросить его, что он предпочтет сейчас делать: совместно со всеми пойти репетировать или помочь накрыть на столы (вырезать из картона или наточить карандаши). Предоставление выбора не только дает возможность избежать избыточной перегрузки и обострения симптоматики СДВГ, но и приучает детей к принятию ответственности за то дело, которое он предпочел сам, увеличивает его заинтересованность и вызывает интерес.
В условиях детского сада воспитателей больше всего тревожит неусидчивость, гиперподвижность ребенка с СДВГ. И в качестве меры педагогического воздействия применяется лишение детей движения и общения: его усаживают на стульчик, ставят в угол, заставляют стоять на прогулке за ручку с воспитателем и т. д. Однако польза от подобного наказания, как правило, носит непродолжительный характер, а в некоторых случаях и ухудшает состояние: дошкольник начинает вести себе ещё более вызывающе. Специалисты полагают, что не следует насильно успокаивать моторную активность, так как она является естественной потребностью детей. Помимо этого, если он бегает, передвигается, благодаря гипервентиляции возобновляются связи между структурами мозга, то есть его движение можно расценивать в качестве защитного механизма детей с СДВГ. Следовательно, следует не сдерживать двигательную активность, а организовывать условия для удовлетворения этой потребности.

 

Кроме того можно применять систему жетонов, то есть за послушание, выполнение определенного задания давать жетон, а в качестве наказания не ругать, а  лишать ребенка жетона. Для повышения мотивации нужно заранее договориться, что при накоплении определенного количества жетонов вы обещаете пойти с ребенком на прогулку или испечь любимый пирог (нужно изначально узнать о том, что ребенок хочет, чтобы у него было желание получить как можно быстрее эти жетоны).

Дети в детском саду с удовольствием принимают участие в такой игре, которая называется «Хлопки». Воспитатель предварительно договаривается со всеми детьми, что, если он станет хлопать в ладоши и считать вслух, все они тоже начинают считать и хлопать. Сперва педагог хлопает в быстром темпе, далее постепенно замедляет темп, затем доводит его до оптимального. Подобным способом педагог не только переключает внимание расшалившихся детей на совместную деятельность, но и присоединяет их к определенному ритму. Если уже после этой игры ребятам необходимо отдыхать, то взрослый завершает её в максимально медленном темпе, если дальше им предстоит серьезная работа, темп – размеренный, если далее последует спортивная эстафета ‑ закончить необходимо в очень быстром темпе. Одно из главных условий игры ‑ ребята не должны осуществлять хлопки раньше старшего, что на первых порах бывает довольно сложно для импульсивных детей.

Рекомендации воспитателям


‑ Старайтесь замечать каждый успех ребенка и непременно давайте ему понять, что вы видите его достижения.
‑ Устраивайте минуты активного отдыха на занятиях. Не забывайте, что эти дети готовы сохранять свое внимание не долго.
‑ Гиперактивный дошкольник всегда должен находиться перед глазами. На занятиях его лучше садить напротив себя.
‑ Направляйте энергию детей в нужное русло. На занятиях давайте поручения раздать что - нибудь, в свободной деятельности мотивируйте его на спокойные действия.
‑ На первых этапах избегайте однообразной деятельности, занятия должны быть интересными и занимательными, с прослеживаемым результатом.
‑ В групповой деятельности учите детей проговаривать собственные действия, выстраивать логику и последовательность их выполнения.
‑ Создавайте условия успеха, в которых дошкольник смог бы показать собственные сильные стороны.
‑ При всем неусыпном внимании к гиперактивному ребенку внешне относитесь к нему так же, как и к другим ребятам.
‑ Учите его общаться с другими детьми, поощряйте положительное взаимодействие.

 
















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: