Работа 7. Аккомодация глаза

Аккомодация глаза – это способность глаза к ясному видению разноудаленных предметов. Для ясного видения предмета лучи каждой его точки должны быть сфокусированы на сетчатке. Если смотреть вдаль, то близкие предметы видны неясно, расплывчато, т.к. лучи от ближних точек фокусируются за сетчаткой.

Оснащение: карандаш.

Цель работы: убедиться с помощью опыта в невозможности одинаково ясно видеть одновременно разноудаленные от глаза предметы.

Ход работы: Предложите испытуемому ладонью закрыть один глаз, а взгляд другого глаза зафиксировать на каком-либо дальнем предмете. Поместите карандаш на расстоянии 15-20 см от глаз испытуемого. Он отмечает, что очертания карандаша расплывчаты. Затем он переводит взгляд на карандаш, тогда неясными становятся очертания дальнего предмета.

Оформление работы: нарисуйте схему преломления лучей хрусталика глаза при рассматривании близко или далеко расположенных предметов. Объясните физиологические механизмы аккомодации.

 

Работа 8. Исследование зрачкового рефлекса у человека.

При снижении интенсивности внешнего освещения зрачок рефлекторно расширяется, при увеличении освещенности зрачок рефлекторно суживается. Регуляция уровня светового потока на сетчатку при изменении интенсивности освещения происходит рефлекторно и называется зрачковым рефлексом.

Оснащение: источник света.

Цель работы: наблюдать реакцию зрачка на изменение уровня освещенности.

Ход работы: Испытуемого посадите лицом к источнику света, рассмотрите у него зрачки обеих глаз, отмечая их размеры. Попросите испытуемого, не зажмуривая глаза, закрыть их ладонями и через 30-50 секунд открыть. Обратите внимание на изменение размеров зрачков при переходе от темноты к свету, а затем по мере световой адаптации.

Оформление работы: опишите реакции зрачка при изменении освещенности помещения. Нарисуйте рефлекторную дугу зрачкового рефлекса.

Ситуационные задачи для проверки уровня знаний.

1. У больного имеется повреждение левого зрительного нерва. Что произойдет с полями зрения глаз?

2. Почему под водой лучше видно в маске, чем без нее?

3. Почему, рассматривая предмет, мы приближаем его к глазам?

4. Почему дальнозоркие люди для того, чтобы прочесть текст, отодвигают его от себя?

5. Гуляя в лесу, человек увидел змею. От страха его зрачки расширились. Опишите механизм данной реакции.

 

Ситуационные задачи для самостоятельной работы.

1. Человек постоянно носит очки с оптической силой -5D и только иногда, при чтении, их снимает. Нормальная ли у него рефракция? Какие предметы без очков он видит четко? Как называется такой глаз?

2. Молодые люди четко видят предметы, расположенные на разных расстояниях. Дайте название этому явлению и опишите его механизм.

3. Человек прошел из темного коридора в ярко освещенную комнату. Как у него изменится ширина зрачков? Опишите механизм этого явления.

4. Темной звездной ночью, рассматривая небо, всякий раз в центре поля зрения мы замечаем небольшое количество ярких, крупных звезд, а по периферии – множество звезд разной величины и яркости. Объясните это явление.

5. Мальчики на поляне собирали землянику. Один из них сорвал спелые, красные ягоды. В лукошке у второго оказалось много незрелых ягод. Чем это объяснить?

6. При определении границ поля зрения с помощью периметра рассматриваемый предмет кажется бесцветным при нахождении его на периферии. Окраска различается при продвижении его к центру. Объясните это явление.

7. Острота зрения у студента нормальная. Как это было установлено?

8. 55-летний человек читает газету, отодвинув ее на расстояние вытянутых рук. Почему невозможно чтение на более близком расстоянии? Как называется такое состояние? Чем оно обусловлено?

 

 

СЛУХОВАЯ СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА

  Система слуха воспринимает звуковые колебания среды и формирует звуковые ощущения. Восприятие звуков позволяет человеку ориентироваться в пространстве, формировать соответствующие поведенческие реакции, воспринимать разговорную и вокальную речь, музыкальные произведения. При полном исключении звукового раздражения (например, в сурдокамере) у человека развиваются галлюцинации и расстройства психической деятельности.

Характеристика звуковых волн.

Звуковые волны характеризуются частотой и амплитудой. Частота звуковых волн определяет высоту звука. Человек различает звуковые волны

с частотой от 20 до 20000 Гц ( верхний предел частоты понижается с возрастом). Звук, состоящий из не связанных между собой частот, называют шумом (например, вибрация машин). Сила звука (интенсивность) воспринимается человеком как громкость. Единицей измерения громкости звука является бел, в практике обычно используется децибел (дБ), т.е. 0,1 бела. Ощущения громкости определяются взаимоотношением силы и высоты звука. Интенсивность звука выше 130 дБ вызывает болевые ощущения.

Чувствительность слухового анализатора определяется минимальной силой звука, достаточной для возникновения слухового ощущения. Максимальная чувствительность анализатора соответствует диапазону «речевой зоны» (1000-3000 Гц).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: