У новорожденных имеется более быстрая адаптация обонятельных рецепторов, чем у взрослых, а острота обоняния в 20-100 раз ниже. Острота обоняния достигает своего максимума в период полового созревания. Ребенок начинает отличать приятные запахи от неприятных на 4-м месяце жизни. Полностью обонятельный анализатор формируется к 6 годам жизни. Обонятельная чувствительность снижается после 45 лет и резко – после 70 лет в результате атрофических процессов в слизистой обонятельной области полости носа.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ.
1. Рецепторы полости рта, их классификация. Функциональная взаимосвязь рецепторов слизистой оболочки полости рта.
2. Система вкуса. Понятие «орган вкуса», структурно-функциональная организация и его элементы (вкусовой сосочек, вкусовая почка).
3. Рецепторный, проводниковый и корковый отделы сенсорной системы вкуса – топография, функциональная характеристика, свойства.
4. Современное представление о механизме вкусового восприятия. Вкусовые ощущения, их классификация. Зависимость вкусовых ощущений от деятельности обонятельной, тактильной, температурной и других сенсорных систем. Нарушение вкусового восприятия, его виды.
|
|
5. Функциональная взаимосвязь вкусового и висцерального анализаторов (гастролингвальный рефлекс).
6. Сенсорная система обоняния: рецепторы, их топография, функциональная характеристика и свойства. Проводниковый и корковый отделы, их особенности, свойства.
7. Классификация запахов, теория их восприятия.
8. Физиологическая роль системы обоняния. Особенности обонятельной рецепции у человека. Виды нарушений обоняния.
9. Особенности вкусовой и обонятельной сенсорных систем в онтогенезе.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Работа 1. Определение порогов вкусовой чувствительности (густометрия).
Густометрия – это метод определения порога вкусовой чувствительности
к определенному вкусовому веществу. Порог вкусовой чувствительности – это наименьшая концентрация раствора вкусового вещества, которая вызывает соответствующее вкусовое ощущение при нанесении на язык.
Оснащение: 4 серии флаконов, в каждом из которых находятся растворы сахара, хлорида натрия, лимонной кислоты и солянокислого хинина определенной концентрации (0,001%, 0,01%, 0,1%, 1%); глазные пипетки; стакан с водой; лоток.
Цель работы: определить пороги вкусовой чувствительности для сладкого, соленого, кислого и горького веществ у испытуемого.
Ход работы: На язык испытуемого пипеткой наноситься 1-2 капли исследуемого вкусового вещества согласно топографии вкусовых полей (сладкое – кончик языка, соленое и кислое – боковые поверхности, горькое – корень языка) (рис.31).
|
|
Рис.31. Вкусовые поля языка
Исследования начинают с минимальной концентрации раствора и увеличивают ее до тех пор, пока испытуемый точно не определит вкус вещества. После каждой вкусовой пробы испытуемый ополаскивает рот водой. Между пробами с разными вкусовыми веществами необходимо соблюдать интервал в 1-2 минуты.
Оформление работы: Полученные результаты исследования внесите в таблицу 6. Сделайте вывод, сравнив результаты с нормой и отметив, на какие вкусовые вещества получены наименьшая и наибольшая пороговая чувствительность.
Таблица 6
Показатели порогов вкусовой чувствительности
Вкусовое вещество | Пороговая концентрация раствора, % |
Сладкое (сахар) | |
Соленое (поваренная соль) | |
Кислое (лимонная кислота) | |
Горькое (хинин) |