Функциональные особенности системы обоняния в онтогенезе

   У новорожденных имеется более быстрая адаптация обонятельных рецепторов, чем у взрослых, а острота обоняния в 20-100 раз ниже. Острота обоняния достигает своего максимума в период полового созревания. Ребенок начинает отличать приятные запахи от неприятных на 4-м месяце жизни. Полностью обонятельный анализатор формируется к 6 годам жизни.          Обонятельная чувствительность снижается после 45 лет и резко – после 70 лет в результате атрофических процессов в слизистой обонятельной области полости носа.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ.

1. Рецепторы полости рта, их классификация. Функциональная взаимосвязь рецепторов слизистой оболочки полости рта.

2. Система вкуса. Понятие «орган вкуса», структурно-функциональная организация и его элементы (вкусовой сосочек, вкусовая почка).

3. Рецепторный, проводниковый и корковый отделы сенсорной системы вкуса – топография, функциональная характеристика, свойства.

4. Современное представление о механизме вкусового восприятия. Вкусовые ощущения, их классификация. Зависимость вкусовых ощущений от деятельности обонятельной, тактильной, температурной и других сенсорных систем. Нарушение вкусового восприятия, его виды.

5. Функциональная взаимосвязь вкусового и висцерального анализаторов (гастролингвальный рефлекс).

6. Сенсорная система обоняния: рецепторы, их топография, функциональная характеристика и свойства. Проводниковый и корковый отделы, их особенности, свойства.

7. Классификация запахов, теория их восприятия.

8. Физиологическая роль системы обоняния. Особенности обонятельной рецепции у человека. Виды нарушений обоняния.

9.  Особенности вкусовой и обонятельной сенсорных систем в онтогенезе.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Работа 1. Определение порогов вкусовой чувствительности (густометрия).

Густометрия – это метод определения порога вкусовой чувствительности

к определенному вкусовому веществу. Порог вкусовой чувствительности – это наименьшая концентрация раствора вкусового вещества, которая вызывает соответствующее вкусовое ощущение при нанесении на язык.

Оснащение: 4 серии флаконов, в каждом из которых находятся растворы сахара, хлорида натрия, лимонной кислоты и солянокислого хинина определенной концентрации (0,001%, 0,01%, 0,1%, 1%); глазные пипетки; стакан с водой; лоток.

Цель работы: определить пороги вкусовой чувствительности для сладкого, соленого, кислого и горького веществ у испытуемого.

Ход работы: На язык испытуемого пипеткой наноситься 1-2 капли исследуемого вкусового вещества согласно топографии вкусовых полей (сладкое – кончик языка, соленое и кислое – боковые поверхности, горькое – корень языка) (рис.31).

 

Рис.31. Вкусовые поля языка

 

Исследования начинают с минимальной концентрации раствора и увеличивают ее до тех пор, пока испытуемый точно не определит вкус вещества. После каждой вкусовой пробы испытуемый ополаскивает рот водой. Между пробами с разными вкусовыми веществами необходимо соблюдать интервал в 1-2 минуты.

Оформление работы: Полученные результаты исследования внесите в таблицу 6. Сделайте вывод, сравнив результаты с нормой и отметив, на какие вкусовые вещества получены наименьшая и наибольшая пороговая чувствительность.

Таблица 6

Показатели порогов вкусовой чувствительности

 

Вкусовое вещество Пороговая концентрация раствора, %
Сладкое (сахар)  
Соленое (поваренная соль)  
Кислое (лимонная кислота)  
Горькое (хинин)  

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: