А.С. Четверухин, 2004

Случилось же как-то, (что) когда поднялся Иоанн - брат Якова (которые суть сыновья Зеведея), когда подошел он к Храму, (то) внезапно возник перед ним некий фарисей по имени Ариманий, и спросил его: "Где он - учитель твой, за которым ты всегда следовал?". Ответил он (= Иоанн) ему: "<(В) место,> откуда Он пришел, туда Он и удалился". Ответил ему фарисе[й]: "Обманом он обольстил вас, этот Назарей, и на[полни]л вам уши ло[жью], и он запер в[аши сердца и] отвратил вас от преданий ваших от[цо]в".

Как я услышал это, я!, я повернул прочь от Храма к горе, к месту пустынному, и был терзаем ужасно в сердце, говоря (= задаваясь вопросом) так: "Как же был избран Спаситель? И ради чего он был послан в мир своим отцом, который послал (же) его?! И каков его отец? И что такое та самая вечность, (в) которую нам надлежит отойти? Он сказал нам, что эта вечность уподобилась той самой вечности, что непреходяща, но не открыл глаза нам относительно того, что же она такое".

Тотчас, как я подумал об этом, небеса разверзлись, и мироздание все озарилось светом, который (нисходил с) нижнего края не]ба. И мир весь содрогнулся.] Я испугался и пал н]иц. И вот, явился м]не младенец. Но [как только взглянул] я на видение, а (уже) старец это, и был св]ет в нем. Я всмотрел]ся в него, и не постиг этого] чуда: разве бывает женщина, формы которой многочисленны, (и) светящ]аяся?! Ее облики появлялись один за другим, так] что если едина она, то каким образом] она в трех ликах?

Сказал мне (глас свыше)]: "Иоанн! Почему ты] сомневаешься?". Затем сказал он]: "Ты разве чужд этой карти]не? Не будь малодушен! Это] я, пребывающий с вами во вре]мя всякое. Я - и отец, я - и мать, я - и с]ын. Это я, сущий вовеки, неосквернен[ный и не]сравнимый ни с кем. Н[ыне я пришел,] дабы открыть тебе глаза на [то] что есть, и (на то,) что [бы]ло, и (на то,) что долж[но] быть, дабы ты [узрел/познал] незримое и [зри]мое, и дабы [открыть тебе глаза] на [Человека совер]шенного! Теперь же подыми свое [лицо вверх (или "ко мне"),] слушай и вни[кай в то, что я] скажу тебе сегод[ня, дабы] сам ты смог передать [это твоим сподвижникам духовным, тем, которые [из] Рода Неколеби[мого <суть>(, Рода) Совер]шенного Человека, и [с тем, чтобы они] уразумели!".

Продолжил он[: "Единство -] а это единовластие - [(то, где) не существует того, кто] правит над ним (кроме как (?)) Бо[г истинный,] Отец вселенной, Ду[х Свя]той, Непостижимый, [Все]вышний, Не[пре]ходящий, ибо пребы[вает он в] свете чистом, внутрь которого не может заглянуть никакой иной свет глаза.

Он - дух. Нельзя думать о нем как о Боге или что он существует в конкретном виде. Он же превосходит Бога. Это Власть, и нет иной, властной над ней. Нет таких, ведь, которые существовали бы до него, да он и не нуждается в них. Ни к чему ему жизнь, ибо Он - вечность <это>.

Ему не нужно ничего. Ибо несовершенен Он (лишь) постольку, поскольку не нуждался в том, чтобы совершенствовали Его, но в момент любой это полное совершенство. Свет это. Беспредельность это. Ибо нет никого, чтобы заранее (= перед ним/до него) ограничить Его. Не определяем, ибо нет никого, чтобы заранее определить его. Неизмерим, ибо некому было измерить Его до Него. Незримый, ибо никто не видел Его. Вечный, Сущий всегда. Неописуемый словами, ибо никто не достиг (= постиг) Его, дабы рассказать про Него. Неназываемый по своему имени, ибо не могло быть такого, кто существовал бы до [него], дабы дать Ему имя.

Это свет безмерный, чистота святая прозрачная. Несказанный, совершенный, непреходящий. Ни совершенство это, ни блаженство это, (ни) божественность это, но это нечто, намного превосходящее все это. Ни беспредельный это, ни ограниченный, но это нечто, превосходящее это. Ибо ни телесно это, ни бестелесно это. Ни велико это, ни мало это. Несоразмерно это. Не творение это. И никто не может постичь Его - это вообще никто из сущего, но Тот, что пре[восходит] все. Не то, что бы Он был превосходен, но ведь самодостаточен (= свой собственный) [О]н. Он не сопричастен вечности (Эону) (ибо) не время (есть) то, что существует для него. Сопричастный же вечности (Эону) находится в ведении других. И время - это не то, чем он наделен, ибо он не берет ни от кого, кто наделяет. Ведь он не нуждается. Нет никого, сущего когда-либо до него. Он - тот, кто постулирует себя самого сам в совершенстве Света, имея возможность познавать непорочный Свет.

Громада неизмеримая. Вечный(, но и) Увековечивающий. Свет(, но и) Освещающий. Жизнь(, но и) Животворящий. Блаженный(, но и) Дарующий блаженство. Познание(, но и) Наставник. Благой в любой миг(, но и) Благодатель (и) Благодетель не только потому, что имеет, но потому, что дает! Сострадание сострадающее. Милость милостивая. Свет необъятный (= непомерный).

Что я могу сказать тебе о нем, Н[епостижимом? Это образ Света, как я попробовал бы мысленно представить себе Его. Но кто же представит себе Его когда-нибудь? Каким образом я смог бы говорить с тобой (об этом)? Его Эон - непреходящее это, причем он в тишине (и) покоится в безмолвии. Существующий до всего. Ибо глава всех эонов это. Если и есть еще что[-то] у Него, (так) ведь никто из нас не познал то, что относится к Непомерному, кроме ("если не") Того, кто пребывал внутри Него. Вот именно Он-то и сказал это нам. Именно Он, познавший о Себе Самом в своем собственном Свете, окружающем Его, в том, что является потоком воды живой, Светом, который наполнен чистотой. Поток Духа истек из воды живой(, воды) Света, и наделил Эон каждый и миры все в облике каждом, [он по]знал свой собственный образ, узрев его в воде светлой чистой, окружающей Его.

И его Энноя (= мысль) заработала (и) явилась. Она возникла перед ним из сияния Света, который (есть) сила предначальная явленная, т.е. Провидение (= промысл) совершенное вселенной. Свет, облик Света, образ Незримого, и она же - сила совершенная, Барбело, Эон совершенный величия. Она (= Энноя = Барбело) воздает хвалу Ему (= Святому Духу), ибо появилась она от него, и она постигает его. Это она - начальная (= первая) Энноя (= мысль), его (= Духа Святого) образ. Она стала Первым (= начальным) Человеком, который (есть) Дух Девственный, трехмужеский (?), которому принадлежат три силы, три им[ени и три рождения, (это) Эон, который никогда не стареет, двуполый, возникший по своему умыслу.

И испросила у Него Барбело даровать ей первого познания (= предвидение), (и) Он (= Святой Дух) согласился. После того, как Он согласился даровать, Первое Познание появилось. И оно утвердилось вместе с Энноей (= мыслью), которая (есть) Проноя (= провидение). Оно воздало хвалу Незримому вместе с совершенной силой, - Барбело, иб[о они возникли из нее (= Барбело (?)).

Опять испросила эта сила даровать ей бе[ссмертие, и Он (= Святой Дух) посулил. После того, как он даровал бессмертие, оно появилось (и) утвердилось вместе с Энноей (= мыслью) и предвидением (и) воздало хвалу Незримому и Барбело, ибо оно возникло благодаря Ей (= Барбело (?)).

(И) испросила Она (= Барбело (?)) дать Ей (= Барбело (?)) жизнь вечную, и он согласился. После того, как Он (= Святой Дух) даровал, появилась жизнь вечная и утвердились они, воздавая хвалу Ему и Барбело ибо возникли они благодаря Ей (= Барбело) (и) в проявлении Незримого Духа.

Это пятерица эонов Отца, который (одновременно и) Первый человек <это>, Образ Незримого, т.е. она это, Барбело, вместе с Энноей (= мыслью), вместе с Первым Знанием, вместе с Нетленностью (и) вместе с Жизнью Вечной. Такова вот пятерица двуполая, что (одновременно) является десятым (= десятерицей (?)) из эонов, что (в свою очередь) является Отцом несотворенного (= извечного) Отца.

<Она> вгляделась в него внимательно (т.е.) Барбело, Чистота Света (букв. "светлая"), она повернулась к нему (и) произвела светоч (= искру) Света блаженного, не равный, однако, ей по величине. Он единосущен (= единороден). Явился он к Отцу, Единосущный Богу, Сын Первородный вселенной от Духа Света чи[стого.

Возликовал тогда Незримый Дух по поводу Света, что возник, того, кто только что появился посредством первой силы, которая и есть Его промысл (= провидение), Барбело. И Он (= Незримый Дух) помазал его своей благостью (/благом), так что тот (= Светоч) стал совершенным (настолько, что) нет недостатка у него в благости, ведь Он (= Незримый Дух) помазал [его своим благом, (- благом) от Незримого [Духа (= себя самого), излив (его = благо) ему (= Светочу). И он (= Светоч) принял помазание от Девственного Духа.

Он утвердился перед ним, воздавая хвалу Незримому] Духу и Провидению совершенному, тому (= Духу), [в ко]тором он находился. И попросил он даровать ему одну единственную вещь: ум. Согласился Незримый Дух. Ум явился ему и утвердился со Христом, воздавая хвалу ему и Барбело. Эти же все - они пребывали(/возникли) в безмолвии и (в) Энное (= мысли).

И пожелал Незримый Дух исполнить дело. И его желание осуществилось (= воплотилось <в дело>). Оно явилось (воочию). Оно утвердилось (букв. "стало") вместе с умом и со Светом, воздавая хвалу ему (= Незримому Духу). Слово последовало за желанием (= волей). Потому, что через Слово Христос сотворил вещи все (= всё). Единосущный Бог, Жизнь Вечная и Воля (Желание), Ум, а также Предвидение - они утвердились, воздавая хв[алу Незримому Духу и [Барбело, ибо благодаря ей они возникли(, а) стали сов[ершенными они благодаря Духу Б[ога (?) Единосущного вечного, сына Барбело, ибо приблизился [он к нему, Вечному, Девственному, Духу Незримому. Бог Единосущный, Благой - (вот) кого удостоил Он (Святой = Незримый) великой чести, поскольку возник он из его первой Эннои (= мысли), тот, которого поставил в качестве Бога Незримый Дух надо всем (= вселенной). Бог Истинный дал ему власть всякую и заставил истину, что внутри него, подчиниться ему, дабы познал он всё (= вселенную), тот, имя которого назовут (лишь) достойные его.

Из Света же Христова (который есть Христос (?)) и Бессмертия благодаря Богу Света] четыре великих Светила (= Света?) вы]шли(, вышли) из Единосущного Бога, дабы они предстали] перед ним (и) представ[или] троицу: Желание, Мысль и Жизнь (вечную). Четверо же - (это) Благодать, Острота, Чувствование (и) Рассудительность. Благодать пребывает в Первом Свете - Хармозэле, который (есть) Ангел Света в первом Эоне, причем имеет он (= Хармозэль) три Эона при себе: Благодать, Истину, Форму. Второй Свет - Орояэль, тот, что расположился над вторым Эоном, имеет три Эона при себе, которые суть Умысел, Чувствование, Память. Третий Свет - Давитэ, тот, что расположился над третьим Эоном - имеет три Эона при себе, которые суть: Рассудительность, Любо[вь, Идея. Четвертый же Св[ет - Элелет, тот, что расположил[ся над четвертым Эо[ном - имеет три Эона при себе, которые суть Совершенство, Покой, Мудрость. Таковы суть Четыре Света (= Светила (?)), предстоящие Единосущному Божественному: Двенадцать Эонов, предстоящие Сыну, Великому Единосущному Христу по благоволению Бога, Незримого Духа. Эти Двенадцать Эонов принадлежат Сыну Единосущному. Была определена вещь всякая по воле Духа Святого через Единосущного.

И вот, от Первого Познания (= предвидения) и Ума Совершенного через Бо[га и] Благоволение, и Великого Нез]римого Духа, и Благоволения Единосущного (появился) Человек Совершенный (и) истинный, Первоявлен]ный. Он дал (ему) имя <его>, реченное Адам. О]н поставил его над (?) Первым Эоном при Великом Боге, Единосущном Христе, при (?) Первом Эоне у Хармозеля, и силы его (= Адама) при нем. И дал ему Незримый Дух силу непобедимую разумную. И сказал он (= Адам): "Я воздаю хвалу и воздаю славу Незримому Духу, ибо благодаря тебе любая вещь возникла и любая вещь (вернется) к тебе. Я же, я славлю тебя и Единосущного вместе с Эонами тремя (-) Отцом, Матерью и Сыном (-) Силой Совершенной".

И он расположил своего (= Адама) сына Сифа над Вторым Свето[м (= светилом?) - Орояэлем. А в Трет[ий Эон было помещено по[томство Сифа (и) души свя[тых, - те, которые пребывают веч[но в Третьем Свете (= Светиле?) - Давите. А в Четвертый Эон поместили души, которые познали свое исполнение (предначертанного), и не покаялись немедленно, но упорствовали какое-то время, (и) наконец-то раскаялись, - они-то и будут пребывать при Четвертом Свете (= Светиле?) - Элелет, с которым они связаны (неразлучно), воздавая славу Незримому Духу.

Наша же подруга - сестра София, будучи Эоном, вымыслила одну мысль из<нутри> себя, и посредством мысли Духа и Первого Познания возжелала она, чтобы появился подобный] из нее. Не согласился с] ней Дух, он даже не ответил кивком, и даже не о]добрил (это намерение) ее Суп]руг - Дух мужской девственный. Не нашла она уже своего Соответствующего, собираяся исполнить без благоволения Духа и ведома ее Соответствующего собственного. Причем она выкинула из-за недоношенного, что внутри нее. Ее мысль не могла быть нереализованной, и плод ее вышел несовершенным, безобразным по своему облику, ибо сделала она это без своего Супруга, и не был он похож на облик Матери, имея другой вид.

Посмотрела тут она на него, оценивая его, а он оказался по внешности (совсем) иным: не то змей, не то лев лицом. Его (глаза) горели огнем. [Она отшвырнула его прочь от себя, п[рочь от этих мест, да[бы никто из бессмертных не увидел его, ибо родила она его в неведении. Она свя[зала с ним облако светлое. Она установила в центре облака трон, дабы никто не смог увидеть его кроме Духа Святого, которого обычно именуют как Жизнь - Мать каждого. И дала она ему имя: Ялдабаот.

Таков вот первый Архонт (= владыка, царь). Этот утаил (вытянул?) силу великую от (из?) Матери. Он удалился от нее (и) повернул прочь от того места, в котором был рожден. Он захватил другое место. Он создал себе Эон, полыхающий пламенем светящимся, - тот, внутри которого он (= Ялдабаот) и сейчас, - и сочетался с Безумием, которое при нем (и сейчас), и породил Власти, которые под ним, - Двенадцать Ангелов, каждый из которых при своем Эоне по образу Эонов Бессмертных. И он создал для каждого из них по Семь Ангелов и Ангелов с (?) Тремя Силами, так что все те, что под ним (= Ялдабаотом), - это Триста Шестьдесят Ангелий с его (= Ялдабаота) Третьей Силой (?) согласно подобию Первого Образа, что был до него (= Ялдабаота).

Власти же, когда (поскольку?) они появились (возникли) из (= от) Прародителя, первого Архонта (= царя, владыки) Мрака, из (= от) Незнания (= Безумия (?)) того, кто породил их, то имена их (= Властей) таковы: первое - это Яот, второ[е - это Хермас, который есть Око Огня, третье - это Галила, четвертое - это Иовель, Пятое - это Адонай, шестое - это Сабаот, седьмое - это Кайнан или Каэ, которого зовут Каин, т.е. Солнце. Восьмое - это Авирессинэ, девятое - это Иовель, десятое - это Хармупияэль, одиннадцатое - это Адонин, двенадцатое - это Белиас. Все они имеют и другие имена от "Страсти" и "Гнева". Эти же все имеют другие имена, двойные, данные им. Первые - те которые даны им (= Властям) Славой Небесной. Вторые же соответствуют Истине, которая являет их природу. И Саклас назвал их этими именами по блеску и их силе. И хотя посредством времен (= время от времени) они имеют обыкновение удаляться и слабеть, благодаря же этим (= вторым именам) они имеют обыкновение обретать силу (и) возрастать. И он (Ялдабаот) приказал, чтобы Семь Царей царствовали над небесами, а Пять - над Хаосом Преисподней.

Имена же славы тех, которые над Семью Небесами, суть таковы: первый - это Яот, Львинолицый, второй - это Элоай, Ослинолицый, третий - это Астафай, Гиенолицый, четвертый - это Яо, Змеинолицый (и) Семиглавый, пятый - это Адонай, Драконолицый, шестой - это Адони, Обезьянолицый, седьмой - это Саббатай (= Савватий = Субботний), Пламенно<огненно>лицый, Яркий. Такова есть Седмица Недели. Таковы суть захватившие мир (тварный).

Ялдабаот же, (т.е.) Саклас - это тот, кому принадлежит это множество форм, так что он являет себя во всех лицах (= ликах, обликах) по своему желанию. Он уделил им (= вышеназванным) из своего огня, присущего ему, и (из) своей силы. Но из Света чистого Силы, того (= Света), который он вытянул из Матери, не дал он им из него (ничего). Из-за этого он возглавил их, - из-за Славы, которая в] нем от Силы Све]та Матери, - из-за этого он заста]вил их именовать себя богом, впадая в неповиновение сущности, из которой он возник <из нее (= сущности)>.

И он сочетал с Властями Семь Сил. По его слову они возникли. И он дал имя им(, и) установил Власти. Начал он сверху (= с высшей). Первая же (Власть) - это "Проноя" (= "Провидение") при первой (Силе) "Яот"; вторая (Власть) - "Божественность" при второй (Силе) "Элоай"; третья (Власть) - это "Благость" при третьей (Силе) "Астафай"; четвертая (Власть) - это "Огонь" при четвертой (Силе) "Яо"; пятая (Власть) - это "Царство" при пятой (Силе) "Сабаот"; шестая (Власть) - это "По[нимание" при шестой (Силе) "Ад[они"; седьмая (Власть) - это "Мудрость" [п]ри седьмой (Силе) "Саббатии". Они имеют - (каждая пара) из них - твердь (небесную): по небу и одному эону по подобию Эона, Сущего Изначально по типу Непреходящих.

(И) посмотрел он тут на мироздание, что под ним, и (на) воинство ангельское, что под ним, (на) этих (= них), возникших из него (= благодаря ему), (и) сказал им: "Я - бог ревностный! Кроме меня нет никакого!". И тотчас же намекнул ангелам, которые под ним, что есть-таки и другой бог: если бы не было другого все же, ревновал бы он к кому!?

И начала Мать носиться - она поняла свое упущение - ведь не согласился ее супруг с ней! - в умалении ее посредством ее (= в отношении ее) совершенства".

Я же спросил: "Христос, что такое "носиться"?".

Он же улыбнулся (и) ответил: "Ты думаешь, что это то, о чем сказал Моисей "над водами"?". Нет. Просто она увидела порок и измену, которые должны произойти в ее сыне, (и) раскаялась. Заметавшись туда-сюда во мраке безумия (= безумного отчаяния), она начала стыдиться (= застыдилась) и не отважилась вернуться, но понеслась туда-сюда. Так вот, метание взад-вперед - это и есть "носиться". После же того, как приобрел силу Заносчи[вый о]т Матери, долго он был в неведении о сонме, который превосходит его Мать. Ведь думал он тогда о своей Матери, что Она одна только и есть. Любовался он воинством несметным ангельским, которое сам (же и) создал <их>, (и) возносился сердцем (?) над ними (= ним).

Мать же, как только она узнала о Недоноске Мрака, что не в совершенстве он, ибо не согласился с ней ее Супруг, она раскаялась (и) разрыдалась плачем обильным. И внял он (= Дух Святой Незримый?) мольбе ее покаяния. И помолились за нее ее братья. (И) пообещал Дух Святой Незримый. Как только согласился (простить ее) Незримый Дух, (так и) излил на нее Дух из Совершенства (Своего). Снизошел к ней ее супруг, дабы устранить ее упущения. Он вознамерился посредством пронои (= заботы) устранить ее упущения, и она не была доставлена в свой Эон, который ее собственный, но из-за безумства (= неведения (?)) чрезмерного, явленного ею, она оказывается в Девятке (= Девятерице) до тех пор, пока не приведет свой изъян в должный порядок.

Некий глас явился к ней: "Есть Человек и Сын Человеческий". А (это) услышал Первый Архонт Ялдабаот. Он подумал, что <этот> глас не некое явление свы[ше. (Тем не менее, это) дал зн]ать им о себе Отец Святой Совершенный, Первый Человек в образе человека. Блаженный явил свое подобие им, и склонилось (понуро) Архонтство все(, что) Семи Властей(, и вот тут) они увидели в воде образ лика. Сказали они друг другу: "Давайте создадим человека по лику Бога и с подобием (Бога)!". (И) они создали посредством (/из) друг друга и их Силами ((/из) их Сил) всеми (всех). Они вылепили изображение из (самих) себя. И каж[дая и]з Си[л] [привнесла чер]ту (свою собственную) и (?) силу в] д[уш]у. Они (= силы и архонты) создали ее (душу человека) по лику, который они видели <его>, в подражание Того (= Тому), который был извечно, Совершенного Человека. Они (= силы и архонты) сказали: "Давайте наречем его Адамом, дабы имя сего и сила его стали для нас Светом!".

И они начали снизу, т.е. силы. Первая (черта/сила, или "черта силы") - это Божественность: душа костей это. Вторая - это Господство (= "Христовость"): жила души это. Третья - это Огонь: душа плоти это. Четвертая - это Предвидение: душа мозга это, а также квинтэссенция всего тела. Пятая - это Царство: ду[ш]а [крови это. Ш]естая - это Рассуди[тель]н[ость]: душа кожи это. Седьмая - это Мудрость: душа волос это. И они (= цари с присущими им силами) собрали тело целиком - а их ангелы витали над ними - из тех (= элементов), которые были уже подготовлены посредством властных сущностей душевных для упорядочения в виде членов (и) суставов.

И они создали тело целиком, причем оно отлаживалось сонмом ангельским, о которых я говорил выше. И оно (= тело) пребывало в состоянии бездеятельности долгое время, и не было сил (ни) у Семи Властей, чтобы пробудить его, ни также (у) трехсот шестидесяти Ангелов, которые собрали члены (и) су]ста[вы].

И М[ать пожелала за]брать силу, которую она дала Архонту Сладострастия. Она вернулась в непорочность (и) взмолилась Отцу Миров (?) Всемилостивому и Богу Света. Он послал по Предопределению Святому Единосущного с четырьмя Светилами в облике ангелов Первого Архонта. Они дали совет ему (= Ялдабаоту), дабы изъять из него (= Ялдабаота) силу Матери. Они сказали ему так: "Дунь ему (= человеку) в лицо духом, что в тебе! И изделие (= человек) встанет". И он (= Ялдабаот) дунул на него духом, который есть сила от Матери, (вдохнул) внутрь, в тело, и тот (= человек) задвигался в [тот же миг. Взревн]овали тотчас [остальные] Власти: ведь он возник из них всех, и дали они человеку силы, исходящие (тоже) из них. И он обладал (= носил в себе) душами Семи Властей и их силами. Его мудрость была сильнее, чем (у н)их всех, и сильнее, чем у Протоархонта. Они поняли к тому же, что он абсолютно лишен греха, ибо мудрее их и вошел внутрь Света. (Тогда) они взяли его и перенесли вниз в районы целиком материальные.

Блаженный же Отец - Благодетель <это> милосердный: Он смилостивился над Силой Матери, принесен]ную о[т] П[ротоарх]онта, дабы она смогла обрести силу [н]ад телом опять (/заново) Он (нис)послал Духа Благого, и его милость великую как заступника для Первого (= человека), который сошел на землю (и) которому дали имя <его> "Адам", - Эпиною (= замысел) Света, ту, которую он нарек сам как "Жизнь". Она-то и трудится над созданным всем, занимаясь с ним (= Адамом), помещая его в его храме совершенном, его собственном, и открывая ему глаза на это (нис)хождение на землю как (на) его ущербность, (и) наставляя его о его вознесении. И Эпиноя (= замысел) Света пребывала сокрытой внутри него, дабы Архонты не (про)знали, но (чтобы) наша [с]естр[а София, подобная нам, полож[ила] своим недостаткам конец посредством Эпинои Света.

И человек засветился благодаря отблеску Света, что внутри него, и его мысль возвысилась над создавшими его. И насупились они (= последние). И увидели, (что) человек возвысился над ними. И приняли они решение вместе с Ангельством всем Архонтов и с остальными Силами их. Тогда огонь и земля смешались с водой и пламенем. Они унеслись четырьмя ветрами огнедышащими, переплетающимися между собой и производящими вели]кое возмущение. И] они [прине]сли его [во]внутрь полумрака смерти. Они создали иное - поддельное - лепное изображение, повторно, и притом из земли, воды, огня и ветра (?), т.е. из материи, мрака, страсти и духа противоречия (?). Это и есть бремена, это и есть могила образа тела, - это именно то, что они навязали (= надели на) человеку (/а) в виде пут из материи. Таков первый (человек), нисшедший на землю, и первый раскол его. Энноя же Первого (?) Света, находится в нем, пробуждая его мысль.

(Взял да) унес его (= человека) Первый Архонт(, и) поместил его в Рай, туда, о котором он (= Ялдабаот) полагал, что блаженство для него (= человека) это, то есть, что он обманется (/он обманет его): их блаженство ведь горько, а их краса - непотребство это; их блаженство - обман это, а их древо - их беззакония эти (= это); их плод - яд это, причем нет исцеления от него, а их посул(ы) - смерть для него (= человека) это. (Таково) вот их древо, которое они посадили, говоря: "Древо Жизни это". Я, я приобщу вас к сокровенному смыслу их жизни. Таков вот (= уж) их обманчивый дух, исходящий из них, чтобы заставить его (= человека) развратиться, с тем, чтобы он не смог познать совершенства своего.

Древо (Жизни) то - такого рода оно(, что) его корень горек, его ветви - пологи смерти это; его листья - ненависть это и обман; его сок - масло лукавства это, а его плод - алчность смерти это. Его семя обычно выпивает из [тех, кто берет пробу с него. Ад - их место пребывания.

Древо же, которое они обычно именуют <его> сами (= именуется ими самими) "Познанием Добра и Зла", - это ведь Эпиноя (замысел) Света, та, из-за которой они (= Ялдабаот и иже с ним) отдали приказ, чтобы не брать пробу (с него), т.е. не слушаться ее (= Эпинои Света), ибо <этот> приказ был направлен против него (= человека), дабы не взирал он ввысь, на свое совершенство, и не смог бы познать своей полной лишенности (= наготы в/от) собственного совершенства. Я же, я подвел их к тому, что заставлю их съесть!".

Я сказал ему: "Христос, но разве не Змий это, научивший ее (= Еву)?".

Он улыбнулся и ответил: "Змий открыл ей глаза на зарождение влечения к скверне и гибели, ибо они потребны ему (= Змию). И он (= Змий) понял, что не будет она слушаться его, что умна она более него. И вознамерился он (= Змий) вызвать силу, которая была дана ему (= Змию) от него (же = Ялдабаота). И тот наслал сон на Адама".

Я сказал ему: "Христос, что такое "сон"?".

Он же ответил: "Это не так, как по Моисею, (когда он) говорит: "Он усыпил его"". Просто он (= Ялдабаот) накрыл его способности (к ощущению и осознанию) пеленой (и) отяготил (= одурманил) его посредством тупоумия. Ведь он же изрек через пророка, говоря так: "Я отягощу уши их сердец, дабы не узнали они, и дабы не увидели они!".

Тогда Эпиноя Света сокрылась внутри него (= Адама). Но в своем желании вознамерился он (= Ялдабаот) извлечь ее наружу из ребра (Адама). Что же до нее, Эпинои Света, то (внутри ребра Адама) недостижима она, и хотя Мрак гонялся за нею, так и не смог он настичь ее. (Тогда) вознамерился он вызвать Силу из себя, дабы сделать снова изображение с внешностью женской. И сделал он так, что появилось оно (= изображение) перед ним, но не по тому способу, описанному Моисеем, сказавшим: "Он взял ребро (и) сотворил женщину (и поставил ее) пред ним". Тотчас же он (= Адам) протрезвел от опьянения Мраком. (И) сбросила она (= Эпиноя Света) пелену, которая была на его сознании, Эпиноя Света. Тут же, как только он осознал свою сущность, он сказал: "Вот, теперь кость это от моих костей и плоть от моей плоти". Потому человек оставит своего отца и свою мать и прилепится к своей жене и станут вдвоем плотью единой. Оттого, что будет послана (людям/в мир) посредством супруга мать, отведено ей будет должное место. Поэтому Адам назвал ее "Матерью всех живущих".

Благодаря Повелению Свыше (= Выси (?)) и Откровения Эпиноя научила его (= Адама) Знанию посредством древа в виде орла. Она открыла глаза ему на поглощение знания, дабы заботился он о своем совершенстве, ибо был изъян у обоих от незнания.

Узнал Ялдабаот, что отдалились они от него, и проклял их, да к тому же и навязал жене (бремя), заставив мужа господствовать над ней, не зная таинства, что возникло по Воле Выси Святой. Они же убоялись проклясть его и выявить его незнание. (И тогда) его ангелы все вытолкнули и]х вон из рая.

Он (= Ялдабаот) напустил на него (= Адама) мглу Мрака. И тут разглядел девицу, стоявшую подле Адама, Ялдабаот, и исполнился бессердечности, возжелав произвести потомство от нее. Он осквернил ее и породил первого сына, а равно и второго: Я(х)ве, с лицом медведя, и Эло(х)има, с лицом кота. Тогда как один - справедливый <это>, другой, наоборот, - несправедливый <это>. Элоим - это Справедливый, Яве - это Несправедливый. Тогда как Справедливого он поставил <его> над Огнем и Ветром, Несправедливого, наоборот, он поставил <его> над Водой и Землей. Таковы те, которых обычно именуют <их> (так) в поколениях людей всех как "Каин" и "Авель" вплоть до сего дня.

И произошло соитие брачное благодаря Первому Архонту. Он зародил в Адаме страсть к размножению, ибо из той сущности есть та, что порождает подобие из их подражания. Архонтов же двух он (= Ялдабаот) поставил <их> над началами, дабы властвовали они над гробом.

Познал свою сущность, подобную ему, Адам, и породил Сифа (Сета). И в подобие роду, что в небе, в Эонах - точно так же Мать послала того, который принадлежит ей (= духа). Дух низошел к ней (= Еве), дабы разбудить (= реализовать) сущность, которая подобна ему(, и) которая по образу совершенства, дабы пробудить их ото сна и плена могилы. И так он пребывал какое-то время (и) трудился во благо потомству, дабы, когда низойдет Дух от Эонов Святых, то (чтобы) поставил бы он их (= потомство) вне скверны (= недостатка = плена могилы), в (один) ряд с Эоном, дабы свершилось Преисполнение (= совершенство) Святое, дабы свершилось, наконец, очищение от скверны в нем (= потомстве)".

Я же спросил: "Христос, души какие-нибудь переживут Чистоту Света?".

Сказал он мне: "Ты углубился в рассмотрение кардинальных проблем, так как они трудны для разъяснения их остальным (людям), кроме только тех, что из того рода, который неколебим. Те, на которых Дух Жизни нисходит, а они уже оказываются связаны с Силой, те (и) будут спасены, и станут совершенными. И они удостоятся вознестись к Великим Светилам, достойны будут ибо очиститься ими (= Светилами) от скверны всякой, и от искушений лукавства, и пусть не думают ни о чем, кроме Собора Непреходящего, устремляясь в него без гнева, ревности, страха, страсти и пресыщения. Посредством этих (= последних) всех не удерживаются они ни в чем ином <из них>, кроме только плоти, которой они пользуются, ожидая, что будут они забраны однажды и встречены <они> принимающими, удостаиваясь жизни вечной непреходящей и приглашаясь. Причем они претерпевают все и переносят все, дабы выдержали они испытание и унаследовали жизнь вечную".

Я сказал: "Христос, если они не сделали этого, души (- то) что будут делать? - Те, в которые вошли Сила и Дух Жизни, дабы они спаслись тоже?".

Он сказал мне: "Те, к которым этот самый Дух является <к ним>, в любом случае они будут жить и они (= эти) определенно выйдут из порока. Сила, ведь, входит в человека любого: без нее, ведь, не смогут они (= люди) устоять на ногах. Как только родилась она (= душа), тотчас доставляется Дух Жизни к ней. А если уж пришел Дух Сильный Божественный к жизни, он дает укрепиться силе, т.е. душе, и она (= душа) не обратится ко злу. Те же, которые входят внутрь их Ложного (Подражательного) Духа, обманет он (= ложный дух) ее (= душу) сам собою и она (= душа) собьется с пути".

Я же спросил: "Христос, души эти]х, когда выходят они из плоти, они отправятся куда?".

Он же улыбнулся (и) ответил: "В место (предназначенное для) Души, которая есть Сила, превзошедшая намного Подражательный Дух. Она - сила! Она (= душа такого человека) непременно избежит соблазнов зла и посредством заботы вечной она (= душа) спасется и вознесется в место отдохновения Вечных Сущностей (Эонов)".

Я же спросил: "Христос, (а) те, которые не познали Полноты (Учения (?)), что с их душами? Точнее: Куда они направятся?".

Ответил он мне: "Что до них, то Дух Ложный (уже) набрал силу над ними, когда оступились они, и таким образом он (= Дух Подражания) обременяет их душу и побуждает ее (= душу) к деяниям зла, и приводит ее (= душу) к затмению в результате.

После того, как она (= душа) обнажится догола, он (= Дух Подражания) п(е)редаст ее Властям, которые возникли при Архонте. Снова они (= Власти) поместят их (= души) в оковы (плоти), и они (= души) будут ходить туда-сюда с ними (= оковами), пока не спасутся они (= души) от затмения и не получат знания, (и) таким образом пока не дойдут до совершенства и не спасутся".

Я же сказал: "Христос, (а) как душа постепенно уменьшается и опять входит в естество матери (= женщины?) или человека (= мужчины?)?".

Он же обрадовался, когда я спросил его, и сказал: "Ты блажен в понимании/следовании. Вот потому-то они (= люди) объединяются с тем, другим, который (содержит) Дух Жизни в себе, ради повиновения ему. И слушая(сь его), посредством него она (= душа таких людей) спасается. Только при этом (условии) она (= душа) не входит внутрь другой плоти".

Я спросил его: "Христос, те, кто познали, но отступились, их души - что с ними?".

Он ответил мне: "Они отойдут туда (= в место), куда удалятся Ангелы Милосердия. Те, к которым не пришло раскаяние, будут они удержаны до того дня, в который их вразумят. Все, кто произнес хулу на Духа Святого, будут они ввергнуты в мучение вечное".

Я же спросил: "Христос, откуда пришел Ложный Дух?".

Ответил он мне: "После того, как Мать, обильная своей милостью, вместе с Духом Святым, милосердным, который был заботлив с нами, - он же - Эпиноя Света, - и вместе с Потомством, которое он (= Святой Дух) пробудил в мысли, привели (= "породили") людей/Рода этого Совершенного Человека Света Вечного, (то) понял тут Протоархонт, что они превосходят его в высоте их (= своей) мудрости. (И) вознамерился он завладеть их умом. Будучи невежественным, он не знал, ч]то они умнее его.

Он принял решение вместе со своими Силами (и) они породили Судьбу и опутали (= ограничили) посредством меры (массы и пространства) и (мер) временных, а также случайностей Богов Небес(ных), Ангелов, Демонов и людей, дабы заставить их всех существовать в ее (= Судьбы) путах, а она (= Судьба) при этом была бы господином по отношению к каждому из них - замысел злой и коварный.

И он сокрушился сердцем над теми, возникшими всеми при его посредстве. Он задумал сделать (= наслать) истребление (= потоп) (в ответ) на высокомерие все человека. И Величие Пронои (= Провидения), то есть Эпиноя (= Замысел) Света, открыло глаза Ною. Он (= Ной) возвестил людям, но они не (по)верили ему. (Это было) не так, как Моисей сказал, что он (= Ной) укрылся в ковчеге, но (он) укрылся в некоем месте. Не Ной только, но (и) люди из рода, который неколебим. Они пришли в некое место, укрылись облаком световым, и он (= Ной) осознал свое превосходство вместе с теми, кто был с ним в Свете, который освещал их, ибо Мрак разливался над всем, что на Земле.

Он (= Ялдабаот) держал совет со своими ангелами (и) они послали своих ангелов к дочерям людей, дабы произвели они потомство из чрева их на потребу для них (= Ялдабаота и иже с ним). Но не добились они (= Ялдабаот и иже с ним)/позволили они (= женщины) сперва (и) пришли они (= Ангелы Сонма Ялдабаота), к решению совместно сотворить Подражательный/Ложный Дух, имея в виду Дух, нисшедший на Землю.

И Ангелы изменили свой вид по образу их (= женщин) мужей (и) насытили их (= женщин) Духом, который наполнил их Мраком. Из лукавства они (= Ангелы) принесли золото им и серебро, и дары, а также металлы - медь и железо, и всякую всячину, и они побудили их к искушению, дабы не смогли они думать о своей Проное (= Провидение, Промысл), которая не колеблется. И они (= Ангелы Ялдабаота) взяли их (= женщин). Те породили сыновей от Мрака (т.е.) от Подражательного/Ложного Духа. Он (= Дух подражания) закрыл их сердца (= умы). Они закоснели косностью Подражательного/Ложного Духа до сего дня. Та же, которая блаженна, то есть Мать Отцов, она же Обильная своим милосердием, принимает (все равно) участие (букв. "образ") в ее (= своем) потомстве (людском).

Прежде, (чем) я вознесся в Эон Совершенный, Я вот, я говорю это тебе<, что>: ты должен записать и передать их (= писания) твоим единомышленникам в тайне. Это тайное учение ведь принадлежит тому роду, что не колеблется. Мать же явилась еще раз передо мной. Таково вот то, что она сделала в миру: она поставила свое потомство на ноги. Я собираюсь известить вас о том, чему надлежит произойти, потому и (пере)дал это тебе для записи, дабы хранили это надежно".

Затем сказал Он мне: "Будь проклят всякий, кто захочет (пере)дать это в обмен на дары, или в обмен на еду, или в обмен на питье, или в обмен на одежду, или в обмен на другое, подобное этому".

Он (пере)дал ему (= Иоанну) тайное учение. Тотчас (же) сделался Он невидим ему. И он (= Иоанн) пришел к своим соученикам, и начал (пере)сказывать то, что сказал (/было сказано) ему сам (/самим (= со стороны)) Спаситель (/Спасителем (= Спасителя)).

Апокриф Иоанна.

 

А.И. Еланская, 2004

Случилось же в один из дней, что когда поднялся Иоанн, брат Иакова, - которые (Иоанн и Иаков) суть сыновья Зеведея, - когда он поднялся к храму, подошел к нему некий фарисей, имя которого Ариманий, и сказал ему: "Где твой Учитель, этот, за которым ты следовал?". Сказал он (Иоанн) ему: "Место, из которого Он пришел, - Он снова пошел к нему". Сказал ему фарисей: "Обманом обманывал вас этот Назареянин и [наполнил ваши уши л[ожью], и замкнул [ваши сердца]. Он отвратил вас о[т] преданий ваших о[тцо]в".

Когда я услышал эти (слова), я повернул от храма к г[о]ре, к месту пустынному, и я [п]ечалился весьма в моем сердце, говоря (себе): "Как же был из[б]ран Спаситель и почему Он был послан в мир Своим Отцом, Который послал Его, и кто Его Отец, и какого рода этот Эон, к которому мы пойдем? Он говорил нам, что этот Эон принял образ того Нетленного Эона, и Он не объяснил нам относительно того (Эона), какого он рода".

Тотчас, как я подумал об этих (вещах), небеса разверзлись и весь мир осветился светом, который (был) [под не]бом, и [весь] мир [содрогнулся]. Я испугался и [посмотрел, и вот [явилось м]не дитя. [Оно] же [превратилось] в образ старца, в котором [был св]ет. [Смотря] на него, я не [понимал это]го чуда: [форма] ли [эт]о, образы которой многочисленны [в св]ете - (и) ее образы [являли]сь один за дру[гим - или] же это одна [форма,] являющаяся триликой.

Ска[зал Он мне]: "Иоанн, по[чему] ты сомневаешься и [страшишься]? Ведь ты [не] чужд [этой форм]е. Не будь мало[душен]. Я с [вами во] всякое [время]. Я [Отец], Я Мать, Я [Сы]н. Я - существующий вечно, незапятнанный, чис]тый. Т[еперь Я пришел,] чтобы объяснить тебе, [что] существует, и что [существовало, и что долж[но] произойти, чтобы ты [знал] невидимых и видимых, и [объяснить тебе] о Совершенном Человеке]. Теперь же подними твое [лицо] и внемли и [прими те (вещи), которые Я] скажу тебе сего [дня, чтобы] ты со своей стороны сообщил [их твоим со]братьям по духу, этим, которые [из] рода неколеби[мого Совер]шенного Человека".

[И я попросил] знания. Сказал Он мне: "[Единичноc]ть - это единовластие ("монархия"), [над которым никто не] властвует, [это] Бог [и] Отец Всего, [Дух Свя]той, Невидимый, [пребыва]ющий над Всем, [существующий в] Своей нетленности, [пребывая в] свете чистом, этом, на который не может смотреть никакой свет глаза.

Он Дух, невозможно помыслить о нем как о Боге или что Он существует в (определенном) образе, ибо Он выше, чем Бог. Это власть, над которой никто не властвует, ибо никто не существует перед Ним, ни Он не нуждается в них. Он не нуждается в жизни, ибо Он вечен.

Он не нуждается ни в чем, ибо Он не завершен, так как Он не нуждался (в том), чтобы быть завершенным, но во всякое время Он - все завершение. Это Свет. Это Беспредельный, потому что нет никого перед Ним, чтобы ограничить Его. Не подлежащий суждению, потому что нет никого перед Ним, чтобы судить о Нем. Неизмеримый, потому что никто другой не измерил Его как существующий перед Ним. Невидимый, потому что никто не видел Его. Вечный, существующий всегда. Несказанный, потому что никто не достиг Его, чтобы сказать о Нем. Непроизносимый по Своему имени, потому что не существует тот, кто существует перед [ним], чтобы дать Ему имя.

Этот есть свет неизмеримый, чистота святая, чистая, Несказанный совершенный, нетленный. Это ни совершенство, это ни блаженство, это ни божественность, но это нечто намного избран[нее] них. Это ни безграничный, ни Он не был ограничен, но это нечто избраннее них, потому [что] это не телесный, это не бестелесный, это не великий, это не малый, это не мера, это не творение, ни никто не может познать Его. Это вообще ничто существующее, но нечто, избран[нее] них, не как (просто) избранное, но как принадлежащее только Ему. Он не причастен какому-либо Эону. Он не имеет времени. Ибо причастный какому-либо Эону - другие приготовили (его) для него. И время не назначено Ему, потому что Он не принимает от другого, который назначает. И Он не нуждается (ни в чем). Ничто не существует вообще перед Ним. Ему требуется только Он Сам в полноте света, чтобы познавать чистый свет.

Величина неизмеримая, Вечный, Дарующий вечность, Свет, Дарующий свет, Жизнь, Дарующий жизнь, Блаженный, Дарующий блаженство, Знание, Дарующий знание, Благой всегда, Дарующий благо. Творящий благо не поскольку Он имеет, но поскольку Он дает. Милосердие милосердное, Милость, дарующая милость, Свет безмерный.

Что Мне сказать тебе о Нем, непостижимом? Этот - образ света, насколько Я смогу постичь Его, ибо кто постигнет Его когда-нибудь? Согласно тому, как Я смогу говорить с тобой (о Нем), Его Эон нетленен, (пребывая) в покое, покоясь в молчании, тот, который существует прежде Всего. Это же глава всех Эонов. Есть ли еще ч[то-либо] у Него? Ведь мы - никто из нас не постиг принадлежащих Неизмеримому, кроме того, кто находился в Нем. Он сказал это нам, Он, познающий Себя Самого в Своем собственном свете, окружающем Его, который есть источник воды живой, свет, полный чистоты. Источник духа истек из живой воды света и снабдил все Эоны и миры. Всяческим образом Он познает Свой собственный облик, видя его в чистой светлой воде, окружающей Его.

И Его Енноя (Мысль/Познание) совершила работу, она явилась, она предстала перед Ним в сиянии света, а именно Сила, которая прежде Всего, которая явилась, то есть совершенная Проноя (Предвидение) Всего. Свет, облик Света, образ Невидимого, которая есть Сила совершенная, Барбело, совершенный Эон славы, воздавая Ему славу, ибо явлена Им, и зная Его. Она есть первая Енноя, Его образ. Она стала Первым Человеком, который есть Дух девственный, Троемуж, обладатель трех сил, трех и[мен], трех рождений, Эон, который не стареет, двуполый, который вышел из Его Пронои.

И попросила у Него Барбело дать ей Первое Знание. Он согласился. Когда Он согласился, Первое Знание явилось. Оно стало вместе с Енноей, которая есть Проноя, воздавая славу Невидимому и совершенной Силе Барбело, потому [что] они возникли благодаря ей.

Снова попросила эта Сила даровать ей Нетленность, и Он согласился. Когда Он согласился, Нетленность явилась. Она стала с Енноей и Первым Знанием, воздавая славу Невидимому и Барбело, потому что она возникла благодаря ей.

Она (Барбело) попросила даровать[ей] Вечную Жизнь. Он согласился. Когда Он согласился, явилась Вечная Жизнь. И они (все появившиеся) стали, воздавая славу Ему и Барбело, потому что они возникли благодаря ей через явление Невидимого Духа.

Это Пятерица Эонов Отца, а именно Первый Человек, образ Невидимого, то есть Барбело, и Енноя, и Первое Знание, и Нетленность, и Вечная Жизнь. Это Пятерица двуполая, то есть Десятерица Эонов, то есть Отец нерожденного Отца.

Посмотрела пристально Барбело на Него, чистый Свет, она повернулась к Нему, она родила Искру блаженного Света, Он же не был равен ей по величине. Этот есть Единородный, который явился от Отца, единосущный Бог, перворожденный Сын Всего, принадлежащего Духу Света чистого.

Возрадовался же Невидимый Дух о Свете, который возник, Этом, который впервые явился из Первой Силы, которая есть Его Проноя, Барбело. И Он помазал Его Своей благостью, так что Он стал совершенным и не имеющим недостатка в благости, потому что Он был пома[зан] благостью Невидимого Духа, Который явился Ему, и Он принял помазание Девствен[ным Ду]хом.

Он стал [перед Ним], воздавая славу [Невидимом]у Духу и Проно[е со]вершенной, Этому (Духу), благодаря Которому Он явился, и Он просил даровать ему одну вещь - Ум. Согласился Невидимый Дух. Ум явился. Он стал с Христом, воздавая славу Ему и Барбело. Эти же все возникли в молчании и Енное.

Пожелал Невидимый Дух совершить работу. Его Желание совершило работу. Оно явилось. Оно стало с Умом и Светом, воздавая славу Ему (т.е. Невидимому Духу). Слово (Логос) последовало за Желанием, ибо через Слово Христос сотворил все вещи, единосущный Бог. Вечная Жизнь, и Желание, Ум же и Первое Знание стали, воздавая [славу Неви]димому Духу и [Барбело, потому что] благодаря ей они возникли.

Духом был [сделан совершенным Бог] единосущный вечный, Сын Барбело, чтобы Он предстал Ему, вечному девственному Невидимому Духу, (а именно) божественный единосущный Христос, Тот, Которого Он почтил великим почетом, потому что Он возник из Его первой Еннои, Этот, Которого Невидимый Дух поставил над Всем, Бог истинный. Он дал Ему всю власть и заставил истину, которая в нем (т.е. в Невидимом Духе), подчиниться Ему, чтобы Он познал Все, Этот, имя Которого произнесут достойные Его.

Из Света же, Который есть Христос, и Нетленности благодаря божественному [Духу] четыре великих С[вета] явились из еди[носущно]го Бога, чтобы предстать Ему. Трое (суть) Желание, [и] Енноя, и Жизнь. Четверо же (суть) Милость, Рассудок, Восприятие, Мудрость. Милость же (находится) с первым Светом, Армозилом, который есть Ангел Света в первом Эоне, причем с ним три Эона: Милость, Истина, Форма. Второй Свет, Орояил, - этот, которого Он поместил над вторым Эоном, причем с ним три Эона, которые суть Проноя, Восприятие, Память. Третий Свет, Давифе - этот, которого Он поместил над третьим Эоном, причем с ним три Эона, которые суть Рассудок, Люб[овь, Идея]. Четвертый же Св[ет, Или]лиф, - этот, которого Он поместил над четвертым Эо[ном], причем с [ним] три Эона, которые суть Совершенство, Мир, Премудрость. Эти суть четыре Света, которые предстоят единосущному Богу, (то есть) двенадцать Эонов, которые предстоят Дитяти, великому единосущному Христу, благоволением божественного Невидимого Духа. Эти двенадцать Эонов принадлежат единосущному Сыну. Были утверждены все вещи по желанию Духа Святого Единосущным.

Из Первого же Знания и Ума совершенного Бо[гом], благоволением великого [Невиди]мого Духа и бла[говолени]ем Единосущного Человек [совер]шенный истинный, Первое явление, (появился). Он дал ему имя "Адам", Он поставил его над первым Эоном под великим божественным единосущным Христом, при первом Эоне Армозила, и с ним его Силы. И дал ему Невидимый Дух силу неодолимую мудрую. Сказал он (т.е. Адам): "Я славлю и благословляю Невидимого Духа, ибо благодаря Тебе возникли все вещи, и все вещи (возвратятся) к Тебе. Я же благословляю Тебя и Единосущного, и Эоны, три, Отца, и Мать, и Сына, силу совершенную".

И он поставил своего сына Сифа над вторым Све[том, Оро]яилом. В третий же Эон было помещено п[отомст]во Сифа (и) души [свя]тых, эти, которые пребывают веч[но] в третьем Свете, Давифе. В четвертый же Эон были помещены души, которые познали свою Плерому, и не покаялись быстро, но тянули время. В конце концов же они покаялись, причем они будут пребывать под четвертым Светом, Илилифом, тем, который прикрепил их к себе, воздавая славу Невидимому Духу.

Наша же сестра София - а это Эон - замыслила посредством помысла из себя и посредством помысла Духа и Первого Знания - она захотела явить образ из себя, причем не объединился с ней Дух, ни также [Он не] согласился, ни также не вступил в согласие ее супруг, Дух мужской девственный. Она же не нашла себе пары, чтобы согласиться, без благоволения Духа и знания ее собственного супруга выкинув из-за Пруника (т.е. Распутства), который в ней. Ее помысел не мог стать бесплодным. И ее творение вышло несовершенным, безобразным в своем облике, потому что она сделала это без своей пары, и он не был подобен облику матери, будучи другой формой.

Увидела же она его в своем суждении (т.е. оценивая его), причем он был по виду иного облика, (чем она,) будучи змееликим и львиноликим; его глаза горели огнем. [Она] отбросила его от себя, н[аружу] от тех мест, [что]бы никто из Бессмертных не увидел его, потому что она родила его в незнании. Она со[еди]нила с ним облако светлое. Она поставила в середине облака престол, чтобы никто не видел его, кроме Духа Святого, который называется "Зоя" ("Жизнь"), Всематерь. И она дала ему имя "Ялдаваоф".

Этот есть Первый Архонт. Этот извлек большую силу из Матери. Он удалился от нее. Он переселился из места, в котором родился. Он овладел другим местом. Он сотворил себе Эон, пылающий светящимся пламенем, этот, в котором он теперь. И он соединился с Безумием, которое с ним. Он породил Власти, которые под ним, двенадцать Ангелов, каждый из них при своем Эоне, по образцу Эонов бессмертных. И он сотворил для каждого из них по семь Ангелов и Ангелов Трисильных, которые все под ним, триста шестьдесят Ангелий и его Троица Сил как подобие первого образа, который перед ним.

Власти же, когда они явились из Первородителя, Первого Архонта Тьмы, из незнания того, кто их породил, (то) их имена суть эти: первое - Яоф, второе - Ерма, то есть Око Огня, третье - Галила, четвертое - Иовил, пятое - Адонаи, шестое - Саваоф, седьмое - Кайнан, или Каи, тот, который называется Каин, то есть Солнце, восьмое - Авирессине, девятое - Иовил, десятое - Армупиаил, одиннадцатое - Адонин, двенадцатое - Велиас. Есть же у них у всех и другие имена от страсти и гнева. Эти же все имеют и другие имена, двойные, данные им: эти, которые даны им славой неба, и эти, (данные) согласно истине, раскрывающей их природу. И Сакла назвал их этими именами по блеску и их силе, ибо время от времени они удаляются и слабеют, а от этих имен они усиливаются и увеличиваются. И он приказал, чтобы семь царей царствовали над небесами и пять над Хаосом Преисподней.

Имена же славы тех, которые над семью небесами, суть эти: первое - Яоф, львиноликий, второе - Елоай, ослиноликий, третье - Астафай, гиеноликий, четвертое - Яо, змееликий, семиглавый, пятое - Адонай, драконоликий, шестое - Адони, обезьяноликий, седьмое - Саббатай, пламенноликий яркий. Эта есть седмица недели. Эти суть правящие миром.

Ялдаваоф же Сакла обладает множеством форм, так что является в любом обличье согласно тому, что ему угодно. Он уделил им от своего огня, принадлежащего ему, и от своей силы. От света же чистого силы, того, который он вытянул из Матери, - он не дал им из него. Поэтому он восгосподствовал над ними благодаря сла[ве, которая в] нем, принадлежащей силе [све]та Матери. По[этому он] заставил их называть его Богом, будучи непокорным сущности, из которой он возник.

И он соединил с Властями семь Сил. Посредством произнесения им слов они возникли. И он дал им имена. Он учредил Власти. Он начал сверху. Первая же (Сила) - Проноя, при первой (Власти), Яофе; вторая, Божественность, при второй (Власти), Елоай; третья - Благость, при третьей (Власти), Астафай; четвертая - Огонь, при четвертой (Власти), Яо; пятая - Царство, при пятой (Власти), Саваофе; шестая - Р[ассудок, п]ри шестой (Власти), Ад[они; седь]мая - Премудрость (София), при седьмой (Власти), Саббатай. Эти имеют твердь для каждого неба, и один Эон как подобие Эона, существующего изначально, по образу Нетленных.

Он же увидел творение (т.е. все сотворенное им), которое под ним, и множество Ангелов, которые под ним, которые возникли из него. Сказал он им: "Я Бог ревнивый, кроме меня нет никакого!", уже (этим) дав знак Ангелам, которые под ним, что существует другой Бог: ведь если бы не было другого, к кому он бы ревновал?

Начала же Мать носи[ться]. Она поняла свой порок, потому что ее пара не вступил с ней в согласие, в то время как она была порицаема своей Плеромой".

Я же сказал: "(О) Христос, что такое "носиться"?".

Он же улыбнулся. Сказал Он: "Ты думаешь, что (это), как сказал Моисей, "над водами"? Нет, но она увидела зло и отпадение, которое произошло у ее сына. Она покаялась и мечась во тьме незнания начала стыдиться и не осмеливалась возвратиться, но металась. Ее же метание - это (и) есть "носиться". Когда же взял силу Надмен[ный о]т Матери, он был в неведении относительно множества, которое превосходит его Мать, ибо он думал о своей Матери, что она одна существует. Он видел множество великое Ангелов, которых он сотворил, и возносился над ними.

Мать же, когда она узнала о выкидыше тьмы, что он несовершенен, потому что не был в согласии с ней ее пара, она покаялась, она заплакала великим плачем. И услышали моление ее покаяния и помолились за нее братья. Согласился (на просьбу) Святой Дух Невидимый. Когда же согласился Невидимый Дух, Он излил на нее дух из Плеромы. Снизошел к ней ее пара, чтобы исправить ее пороки. Он хотел исправить ее пороки посредством Пронои. И она не была вознесена в ее Эон, который является ее собственным, но из-за великого незнания, которое она проявила, она пребывает в Девятерице, пока не исправит свой порок.

Глас снизошел к ней: "Существует Человек и Сын Человека". Услышал же (это) Первый Архонт Ялдаваоф. Он думал, что глас не сошел (букв. "не сошествие") [с выси. (Но таким образом) дав]ал им [знать] о Себе Отец святой совершенный, Первый Человек в образе человека. Блаженный явил свой образ им. И все Архонтство семи Властей изумленно смотрело. Они увидели в воде вид (этого) образа и сказали друг другу: "Да сотворим мы человека по образу Бога и подобию". Они творили друг из друга и из всех их Сил, они вылепили фигуру из себя. И [каж]дая из С[ил] [сотворила (?) и]з Силы [душ]у. Они сотворили ее по образу, который они увидели, в подражание Существующему изначала, Совершенному Человеку. Сказали они: "Да дадим мы ему имя "Адам", чтобы имя этого и его сила стали нам светом".

И начали снизу Силы. Первая - Божественность, (сотворенное ею -) это костная душа; вторая - Благость, это сухожилие душевное; третья - Огонь, это плотская душа; четвертая - Проноя, это душа мозговая и все построение тела; пятая - Царство, [это] душа [кровавая]; шестая - Расс[удок], это душа кожная; седьмая - Премудрость, это душа волосяная. И они выстроили все тело. И их Ангелы стали над ними (т.е. над изготовленными "душами"). (Они создали) из тех, которые были изготовлены сначала Властями как сущность душевная, упорядоченность соединенных членов.

И они сотворили все тело, собранное воедино множеством Ангелов, о которых Я уже сказал. И оно (все же) оставалось бездеятельным долгое время, причем не было сил (ни) у семи Властей оживить его, ни у трехсот шестидесяти Ангелов, которые выстроили [соедине]нн[ые члены].

И [Мать пожелала взя]ть силу, которую она дала Архонту разврата. Она вошла в непорочность, она помолилась Отцу всех (вещей), милосердие Которого велико, и Богу светлому. Он послал (Своей) волей святой Единосущного с четырьмя Светами в образе Ангелов Первого Архонта. Они посоветовали ему, - чтобы изъять из него силу Матери, - сказали они ему: "Подуй в его лицо от духа, который в тебе, и изделие встанет". И он подул на него от своего духа, который есть сила от Матери, в тело, и оно задвигалось [тотчас. Позавидовали] сразу [остальные] Власти, потому что он возник из них всех и они дали человеку силы, происходящие из них, и он носил души семи Властей и их силы. Его мудрость была сильнее, чем (мудрость) их всех и Первого Архонта. Они же поняли, что он свободен от зла, потому что он мудрее их и вошел в свет. Они взяли его (и) снесли его в пределы низа всей материи.

Блаженный же Отец - благодетель милосердный. Он сжалился над силой [Матери, изъятой из Первого Арх]онта, (поскольку они (т.е. Архонты) будут) иметь власть над телом. Он послал от Духа благого Своего и Своего великого милосердия помощника первому (человеку), который сошел вниз, который был назван "Адам", Епиною Света, эту, которая была названа им "Жизнь" (Зоя). Эта же работает над всем творением, трудясь над ним, помещая его в его собственный храм совершенный и просвещая его относительно нисхождения его порока, поучая его относительно его восхождения. И Епиноя Света была скрытой в нем, чтобы не знали Архонты, но чтобы наша сестр[а София, подоб]ная нам, испра[вила] свои пороки посредством Епинои Света.

И человек засветился благодаря сени света, который в нем. И его мысль возвысилась более, чем (у) тех, которые сотворили его. И они посмотрели (и) увидели человека возвысившимся более них. Они держали совет со всем Ангельством Архонтов и остальными их Силами. Тогда огонь и землю они смешали с водой и пламенем. Они унесли их вместе с четырьмя ветрами, раздувающими огонь (букв. "дующими в огонь"), соединив их друг с другом, [производя велико]е смятение. Они [принесли] его в тень смерти. Они сделали другой слепок еще раз, однако (на этот раз) из земли, и воды, и огня, и воздуха, то есть из материи, и тьмы, и страсти, и подражающего духа. Это есть узы, это есть гробница слепка тела, эта, которой они облекли человека в качестве оков материи. Это первый человек, который сошел вниз, и его первое разделение. Енноя же Первого Света, пребывая в нем, пробуждает его мысль.

Унес его Первый Архонт (и) поместил его в Рай, этот, [о котором он (т.е. Архонт) гово]рил, [что] это для него блаженство, то есть чтобы обмануть его, ибо их блаженство горько, и их красота - нечестие, их блаженство - обман, и их древо - их беззакония, их плод - яд, от которого нет исцеления, и их обещание - смерть для него. Их же древо, которое они посадили, будто это Древо Жизни, - Я сообщу вам о тайне их "жизни". Это подражающий дух, происходящий от них, чтобы отвратить его (т.е. человека), чтобы он не познал своей Плеромы.

Древо то такого рода: его корень горек, его ветви - тени смерти, его листья - ненависть и обман, его масло - помазание зла, и его плод - желание смерти. Его семя (возрастает) из (тьмы). Те, которые пробуют его - Преисподняя их местопребывание.

Древо же, которое называется ими "Познание добра и зла", которое есть Епиноя Света, эта, относительно которой они дали приказ, чтобы не вкушать (от нее), то есть не слушать ее, поскольку (этот) приказ был отдан против него (т.е. человека), чтобы он не смотрел в высь на свою Плерому и не осознал своей оторванности от своей Плеромы, - Я же поставил их (в такое положение), чтобы они вкусили (от древа)".

Сказал я Ему: "(О) Христос, разве же это не Змий, который научил ее (т.е. Еву)?".

Он улыбнулся. Сказал Он: "Змий научил ее зарождению вожделения скверны и гибели, ибо они полезны ему. И он знал, что она не послушает его, ибо она мудрее его. Он захотел отнять силу, которая была дана ему (т.е. Адаму) им. И он наслал забытье на Адама".

Я сказал Ему: "(О) Христос, что есть забытье?".

Он же сказал: "Не так, как сказал Моисей, "он заставил его уснуть", но он облек его чувства покровом, он отяготил его бесчувствием, ибо Он (Господь) сказал через пророка (Исаию), говоря: "Я отягощу уши их сердец, чтобы они не уразумели и чтобы они не увидели".

Тогда Епиноя Света укрылась в нем (в Адаме), и в своем желании он захотел извлечь ее из ребра. Она же, Епиноя Света, поскольку она была недостижимой, когда тьма преследовала ее, она не могла ее достичь. Он (т.е. Ялдаваоф) пожелал извлечь силу из себя, чтобы сделать снова слепок в форме женщины. И он оживил (ее) перед собой - не так, как сказал Моисей, "он вынул ребро (и) сотворил жену ему". Тотчас он (т.е. Адам) очнулся от опьянения тьмы: сбросила покров, который на его сердце, Епиноя Света. Тотчас, когда он узнал свою сущность, сказал он: "Это ныне кость от моих костей и плоть от моей плоти". Поэтому человек оставит своего отца и свою мать и прилепится к своей жене, и они будут оба одной плотью, потому что будет послана от (своего) супруга Мать, чтобы быть исправленной (от своего порока). Поэтому Адам дал ей имя "Мать всех живущих".

Вышней властью и откровением Епиноя научила его знанию через Древо, (будучи) в образе орла. Она научила его вкусить знания, чтобы он вспомнил о своей Плероме, ибо у обоих был порок незнания.

Узнал Ялдаваоф, что они отдалились от него. Он проклял их, сверх того же прибавив (приказ) жене, чтобы муж господствовал над ней, не зная таинства, которое произошло по воле святой Выси. Они же боялись проклясть его и обнаружить его незнание. Все его Ангелы изгнали их из Рая.

Он (т.е. Ялдаваоф) облек его (т.е. Адама) мраком темным. Тогда увидел деву, стоящую около Адама, Ялдаваоф (и) исполнился безрассудства, желая произвести потомство от нее. Он осквернил ее. Он породил первого сына (и) также второго - Яве, медвежьеликого, и Элоима, кошачьеликого, один праведный, другой же неправедный, Элоим - праведный, Яве - неправедный. Праведного он (т.е. Ялдаваоф) поставил над огнем и воздухом, неправедного же он поставил над водой и землей. Эти суть, которые называются во всех родах людей "Каин" и "Авель" вплоть до сего дня.

Произошло соитие брака благодаря Первому Архонту. Он посеял в Адаме страсть к размножению, так что из этой сущности происходит та, которая порождает подобие из их подражающего (духа). Двух же Архонтов он поставил над началами, чтобы они начальствовали над гробницей (тела).

Познал свою сущность, подобную ему, Адам. Он породил Сифа. И подобно рождению, которое в небе, в Эонах, таким же образом Мать послала принадлежащего ей (духа). Дух сошел к ней, чтобы пробудить сущность, подобную ему по образу Плеромы, чтобы пробудить их от забытья и зла гробницы (тела). И таким образом он пребывал некоторое время (и) трудился над потомством, чтобы, когда выйдет Дух из святых Эонов, он исправил их от порока, чтобы выправить Эон, чтобы он стал Плеромой святой, чтобы он был непорочным".

Я же сказал: "(О) Христос, души всякие спасутся ли в Чистом Свете?".

Сказал Он мне: "Ты вник в понимание великих вещей, трудных (для того), чтобы открыть их другим, кроме тех, которые из того рода неколебимого. Те, на которых сходит Дух Жизни, причем они были связаны с Силой, они спасутся и будут совершенными и будут достойными вознестись к этим Великим Светам, ибо они будут достойными очиститься с ними от всего дурного, и от искушений зла, не обращая внимания ни на что, кроме Собрания Бессмертного, стремясь к нему без гнева, и зависти, и страха, и похоти, и чревоугодия. Во всех этих они не пленены, (и) ни в чем ином из них, кроме только п[лоти], пользуясь ею в ожидании, что они будут взяты некогда и приняты Восприемниками в достоинство жизни вечной, нерушимой, и в призвание, претерпевая все, вынося все, чтобы совершить подвиг и унаследовать жизнь вечную".

Сказал я: "(О) Христос, не совершив эти (вещи), что будут делать души, эти, в которые вошли Сила и Дух Жизни, чтобы они тоже спаслись?".

Сказал Он мне: "Те, к которым приходит эт[от] Дух, непременно будут жить, и эти (люди) избегают зла. Ведь Сила входит во всех людей, ибо без нее они не смогут стоять. После же того, как она (т.е. душа) родилась, тогда доставляется к ней Дух Жизни. Если же уже пришел Дух сильный Жизни, он укрепляет силу, которая есть душа, и она не склоняется ко злу. Те же, в которых входит подражающий дух, она (т.е. душа) увлекаема им и заблуждается".

Я же сказал: "(О) Христос, души [этих] людей, когда они выйдут из плоти, куда они пойдут?".

Он же улыбнулся. Сказал Он: "В место души, которая есть сила, намного превзошедшая подражающий дух. Эта (душа) есть мощь. Она избегает деяний зла и благодаря заботе о вечном спасается и возносится к упокоению Эонов".

Я же сказал: "(О) Христос, те, которые не познали всего, каковы их души и куда они пойдут?".

Сказал Он мне: "Эти - подражающий дух возобладал над ними, когда они оступились, и таким образом он отягощает их душу, и влечет ее к делам зла, и приводит ее таким образом к забытью.

После того, как она сбросит одеяние (тела), о


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: