Общее описание предмета исследования

Для анализа были отобраны десять видеоблогов, размещенных на платформе YouTube. Данный видеохостинг был выбран по нескольким причинам. Во-первых, со времени основания в 2005 и до сегодняшнего дня он завоевал наибольшую популярность у аудитории среди всех социальных сетей и является рекордсменом по увеличению количества пользователей. Так, количество входов в аккаунт за месяц в период с мая 2018 по декабрь 2019 выросло на 200 миллионов и составило 2 миллиарда.

Во-вторых, YouTube в отличие от других видеохостингов вроде Vimeo, Dailymotion, Rutube и т.п. не ограничивает авторов в объеме постов, что позволяет найти как очень короткие, так и длинные видео на различную тематику. Кроме того, развитая сеть коммуникации и её количественное и качественное отражение на платформе позволяет анализировать не только все аспекты каждого отдельного поста и видеоблога в общем, но и их восприятие.

Подбор видеоблогов для анализа производился в основном случайным образом, однако, были учтены некоторые параметры. Так, во-первых, в целях сравнения языковых особенностей и для упрощения опроса по методу семантического дифференциала были отобраны в равном количестве как видеоблоги на русском, так и на английском языках. Еще одним критерием являлось наличие элементов письменного вербального компонента в минимум 5 видео в блоге. Наряду с этим для определения степени креолизованности трехмерного медиатекста в качестве важного параметра рассматривалось наличие устной и/или квази-устной речи как таковой (т.е. видео, состоящие только из иконического материала, не рассматривались).

 Кроме того для выявления характерных для всей платформы особенностей оформления вербального и невербального компонентов было важно выделить блоги разной жанрово-тематической направленности или блоги с негомогенным контентом. В связи с этим среди отобранных образцов можно найти как life-style vlog и образовательно-информативные, так и развлекательные видео. Важным параметром являлась актуальность и обновляемость медиатекста, поэтому материалом для анализа послужили только «живые» видеоблоги, в которых последняя публикация была произведена в 2019-2020-м году с перерывом не более месяца от предыдущей. Список всех видеоблогов и видео, проанализированных в работе, приводится со ссылками в Приложении III.

Поскольку видеоблог в данной работе рассматривается как креолизованный текст, в структуре как целого блога, так отдельного видео можно вычленить основные и факультативные элементы.

Под основными элементами видеоблога на хостинге YouTube понимается смысловое наполнение: вербальный компонент (как устная или квази-устная речь, так и письменная, в том числе в названии и описании публикации) и невербальный компонент (фоновая музыка и звуковые эффекты, фото-вставки, изобразительная иллюстративность через видео- и кино-референс, цветовое оформление публикаций, графика и мультипликация, в том числе на обложке видео (см. рис. 9)).

Рис. 9

К факультативным элементам видеоблога были отнесены особенности оформления публикации, обусловленные видеохостингом. Они представлены в двух вариантах: глобальном, т.е. относящиеся ко всему видеоблогу, и локальном – относящиеся к отдельной публикации. Глобальные факультативные параметры видеоблога включают в себя название канала, количество подписчиков и гиперссылки на другие и/или схожие каналы и авторские СМИ (см. рис. 10), а также описание и статистические данные из раздела «о канале» (см. рис. 11). 

Рис. 10

Рис. 11

К локальным факультативным характеристикам публикации относятся индивидуальная статистическая информация по каждому видео (количество просмотров и отметок like/dislike), текст и гиперссылки в описании под публикацией (см. рис. 12), а также весь текст комментариев.

 

Рис. 12

 Кроме того одной из особенностей YouTube является высокий уровень интеракциональности, который поддерживается так называемыми «подсказками» - гиперссылками на другие видео автора, возникающими при просмотре видео и добавленными в конце. Несмотря на то, что их наличие или отсутствие и организация регулируется автором и может пониматься как один из способов выражения авторской интенции, они, как правило, не несут смысловой нагрузки и не способствуют связности видеоблога, поэтому в работе они оцениваются как факультативные и не подвергаются анализу.

Таким образом, предметом данного исследования является видео-публикация как единица видеоблога, состоящая из выше перечисленных элементов, а также реализация идеи автора посредством их создания, использования и комбинирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: