Этика и ответственность предпринимателя

Реализуя себя в качестве предпринимателя, человек имеет дело не только с ресурсами, различными документами, произ­водственными и снабженческо-сбытовыми процессами, но и с постоянным общением с людьми.

Руководя подчиненными, советуясь со специалистами, ведя переговоры с партнерами, предприниматель постоянно контак­тирует с самым сложным механизмом — с человеком. От имиджа, умения общаться во многом зависят репутация, авторитет и, соответственно, успех дела.

Предпринимательство — это профессия, призвание, врож­денная склонность. Предпринимательство — это и культура.

Культурный человек не обязан быть предпринимателем, но предприниматель всегда должен быть культурным человеком, хотя бы потому, что заинтересован в постоянном успехе.

Этика — это, прежде всего отрасль знания, особая наука, позволяющая рассматривать и оценивать человеческие отноше­ния, а также поведение людей с точки зрения их соответствия общепринятым нормам и нравственным ценностям.

Под этикой мы понимаем и практическую реализацию этих норм, определяя поведение людей либо как этичное, либо как неэтичное. Поэтому следует различать этику как идеал и этику как действие.

Предпринимателя интересует в первую очередь професси­ональная этика. Следовательно, речь идет о нормах этического поведения предпринимателя, о требованиях, предъявляемых обществом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику.

Этические нормы предпринимательства. Экономическая свобода предусматривает нравственные, этические нормы поведения предпринимателя. Поэтому в процессе любой де­ятельности требуется обоюдное соблюдение этических норм, как со стороны руководителя-предпринимателя, так и со стороны коллектива работников.

Совершенствование нравственных качеств работников является не менее важным, чем освоение новой техники и тех­нологии. В бизнесе развитие нравственных ценностей не должно отставать от развития науки. Кроме того, необходимо, чтобы это было устойчивой тенденцией в развитии общества в целом и в предпринимательской сфере.

Мировой и отечественный опыт предпринимательства свидетельствует об эффективности управленческих действий, когда они основываются на принципе справедливой оценки труда, как люди убеждаются, что персональный и совместный вклад в развитие производства определяет их экономическую и профессиональную репутацию.    

Возрастание нравственного, этического фактора в бизнесе и управлении — закономерность цивилизационной экономики, о чем убедительно свидетельствует опыт развитых стран мирового сообщества. Один из архитекторов цивилизационной рыночной экономики Генри Форд I утверждал, что американская идея промышленности основана на экономической науке и социальной морали.               

Главное в соблюдении служебной и административной этики — придерживаться принципов и норм нравственного поведения всех лиц, участвующих в организации и управлении производством (предприятием), создать атмосферу отношения к служебным правам и обязанностям как к профессиональному долгу.               

Недопустимо наличие у предпринимателей и менеджеров таких качеств, как: несправедливость, взяточничество, необъективность в подборе кадров, злоупотребление властью и т. д.      

Чтобы сделать выбор в пользу правильного поведения, важно иметь начальное представление об этике, неписаных законах и нормах морали.            

Этика предпринимательства затрагивает не только проблему социально ответственного поведения, она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения управляющих и управляемых. Более того, в фокусе ее внимания — цели и средства, используемые обеими сторонами. Действия руководителей или рядовых работников, нарушающие закон, также следует расце­нивать как неэтичные. Рассмотрим следующие ситуации.

Вы — менеджер по закупкам, и один из поставщиков, с которыми вы ведете дела, предлагает вам ящик хорошего вина. Принять ли вам его? Вы видите, что некоторые ваши коллеги ведут из конторы междугородные телефонные разговоры по личным вопросам. Следует ли вам делать то же самое? Вы имеете возможность использовать для себя лично то, что предназна­чено для конторы, и присвоить это лично себе. Следует ли вам использовать эту возможность?

Вот всего несколько этических дилемм, с которыми каждый человек может столкнуться на работе. Следует подчеркнуть, что в этих примерах нет речи о нарушении закона, однако соответствующие действия могут быть расценены многими как неправильные.

К неэтичным действиям людей с явным нарушением зако­на относятся фальсификация документов, присвоение средств, национальная нетерпимость в рабочей среде. Действия с нарушением закона, которые относятся к загрязнению окружающей среды, безопасности продукции и труда, также следует считать неэтичными.

К наиболее распространенным вариантам неэтичной дело­вой практики относятся взятки, подделки документов, недос­товерные финансовые отчеты, искусственное завышение цен и т. п.

К причинам расширения неэтичной практики ведения дел руководители предприятий относят:

• снижение общего уровня этических ценностей в обществе, что якобы оправдывает неэтичное поведение бизнесменов;

• отсутствие у рядовых работников компромисса между личными ценностями и интересами предприятия;

• отсутствие должного эффекта от вознаграждения подчи­ненных за этичное поведение;

• конкурентную борьбу, которая оттесняет на обочину этические соображения.

Основное влияние на принятие неэтичных решений служа­щими имеет поведение руководителей. В широком смысле то, что делает и как ведет себя хозяин, — основной фактор влияния на поведение подчиненного. Ведя себя этично, руководитель может определять поведение своих подчиненных.

Этические нормы включают систему общих ценностей и правила этики, которых должны придерживаться работники. Этические нормативы разрабатываются с учетом целей организации, необходимости создания нормальной трудовой и мо­рально-психологической атмосферы.

К действующим, нарушающим этические нормативы отно­сятся: взятки, вымогательство, дорогие подарки, конфликт на почве столкновения интересов, нарушение законов, мошенничес­тво, раскрытие секретов компании, использование информации, полученной в доверительной беседе, противоправные действия в интересах предприятия и т. д.

Многие крупные предприятия создают общественные сове­ты по этике для оценки повседневной практики. Почти все члены таких комитетов — руководители высшего уровня. Предприятия среднего звена и даже мелкие компании часто нанимают специ­алиста по этике предпринимательства, называемого адвокатом по этике.

Многие предприятия специально практикуют обучение этичному поведению руководителей и рядовых сотрудников. При этом работников знакомят с этикой предпринимательства и повышают их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть.

Для того чтобы руководители высокого уровня служили мо­делями надлежащего этичного поведения, предприятия должны повысить свои этические стандарты.

Управленческая этика — это система этических знаний и практических рекомендаций, ориентированных на качественное исполнение административно-хозяйственных функций. Она включает в себя образцы лучшего опыта нравственного реше­ния конкретных проблем предпринимательства и менеджмента. Основополагающими ее принципами являются гуманизм и демократизм, социальная справедливость, суверенность личности, бережное отношение к природе. К пониманию необходимости нравственных ценностей приходит все большее число предпри­нимателей и менеджеров.

Значительное место в управленческой этике занимает разработка нормативных документов нравственного характера. Одними из таких являются профессиональные моральные ко­дексы. В них обоснована обязательность изучения нравственных качеств личности, сформулированы требования к управленчес­кой деятельности, представлены правила делового общения.

Этический кодекс предпринимательства. Говоря о пробле­мах этики, мы предлагаем ознакомиться с этической нормой, т.е. постулатами профессиональной этики предпринимателя. Такие постулаты лежат в основе того, что можно определить как этический кодекс предпринимателя.

Цивилизованный предприниматель убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для предприятий, кол­лективов, всего общества, государства. Он исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся ре­ализовать себя вместе с предпринимателем. Он всегда верит в бизнес, расценивает его как искусство. Предприниматель всегда признает необходимость конкуренции и стремится к разумному и взаимовыгодному сотрудничеству.

Он уважает себя как личность, а любую личность — как себя самого. Предприниматель должен уважать любую собственность, государственную власть, общественные движения, социальный порядок, законы. Настоящий бизнесмен должен доверять себе и другим, уважать и уметь оценивать профессионализм и ком­петентность. Он всегда ценит образование, науку и технику, информатику, культуру, уважает экологию, всегда стремится к нововведениям. Во всех случаях дальновидный предпринима­тель должен быть гуманистом.

В мировой практике в условиях цивилизационного развития общества определены заповеди делового человека — предпри­нимателя, бизнесмена, менеджера. В них сконцентрированы все этические нормы и нормативы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: