Реализуя себя в качестве предпринимателя, человек имеет дело не только с ресурсами, различными документами, производственными и снабженческо-сбытовыми процессами, но и с постоянным общением с людьми.
Руководя подчиненными, советуясь со специалистами, ведя переговоры с партнерами, предприниматель постоянно контактирует с самым сложным механизмом — с человеком. От имиджа, умения общаться во многом зависят репутация, авторитет и, соответственно, успех дела.
Предпринимательство — это профессия, призвание, врожденная склонность. Предпринимательство — это и культура.
Культурный человек не обязан быть предпринимателем, но предприниматель всегда должен быть культурным человеком, хотя бы потому, что заинтересован в постоянном успехе.
Этика — это, прежде всего отрасль знания, особая наука, позволяющая рассматривать и оценивать человеческие отношения, а также поведение людей с точки зрения их соответствия общепринятым нормам и нравственным ценностям.
Под этикой мы понимаем и практическую реализацию этих норм, определяя поведение людей либо как этичное, либо как неэтичное. Поэтому следует различать этику как идеал и этику как действие.
|
|
Предпринимателя интересует в первую очередь профессиональная этика. Следовательно, речь идет о нормах этического поведения предпринимателя, о требованиях, предъявляемых обществом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику.
Этические нормы предпринимательства. Экономическая свобода предусматривает нравственные, этические нормы поведения предпринимателя. Поэтому в процессе любой деятельности требуется обоюдное соблюдение этических норм, как со стороны руководителя-предпринимателя, так и со стороны коллектива работников.
Совершенствование нравственных качеств работников является не менее важным, чем освоение новой техники и технологии. В бизнесе развитие нравственных ценностей не должно отставать от развития науки. Кроме того, необходимо, чтобы это было устойчивой тенденцией в развитии общества в целом и в предпринимательской сфере.
Мировой и отечественный опыт предпринимательства свидетельствует об эффективности управленческих действий, когда они основываются на принципе справедливой оценки труда, как люди убеждаются, что персональный и совместный вклад в развитие производства определяет их экономическую и профессиональную репутацию.
Возрастание нравственного, этического фактора в бизнесе и управлении — закономерность цивилизационной экономики, о чем убедительно свидетельствует опыт развитых стран мирового сообщества. Один из архитекторов цивилизационной рыночной экономики Генри Форд I утверждал, что американская идея промышленности основана на экономической науке и социальной морали.
|
|
Главное в соблюдении служебной и административной этики — придерживаться принципов и норм нравственного поведения всех лиц, участвующих в организации и управлении производством (предприятием), создать атмосферу отношения к служебным правам и обязанностям как к профессиональному долгу.
Недопустимо наличие у предпринимателей и менеджеров таких качеств, как: несправедливость, взяточничество, необъективность в подборе кадров, злоупотребление властью и т. д.
Чтобы сделать выбор в пользу правильного поведения, важно иметь начальное представление об этике, неписаных законах и нормах морали.
Этика предпринимательства затрагивает не только проблему социально ответственного поведения, она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения управляющих и управляемых. Более того, в фокусе ее внимания — цели и средства, используемые обеими сторонами. Действия руководителей или рядовых работников, нарушающие закон, также следует расценивать как неэтичные. Рассмотрим следующие ситуации.
Вы — менеджер по закупкам, и один из поставщиков, с которыми вы ведете дела, предлагает вам ящик хорошего вина. Принять ли вам его? Вы видите, что некоторые ваши коллеги ведут из конторы междугородные телефонные разговоры по личным вопросам. Следует ли вам делать то же самое? Вы имеете возможность использовать для себя лично то, что предназначено для конторы, и присвоить это лично себе. Следует ли вам использовать эту возможность?
Вот всего несколько этических дилемм, с которыми каждый человек может столкнуться на работе. Следует подчеркнуть, что в этих примерах нет речи о нарушении закона, однако соответствующие действия могут быть расценены многими как неправильные.
К неэтичным действиям людей с явным нарушением закона относятся фальсификация документов, присвоение средств, национальная нетерпимость в рабочей среде. Действия с нарушением закона, которые относятся к загрязнению окружающей среды, безопасности продукции и труда, также следует считать неэтичными.
К наиболее распространенным вариантам неэтичной деловой практики относятся взятки, подделки документов, недостоверные финансовые отчеты, искусственное завышение цен и т. п.
К причинам расширения неэтичной практики ведения дел руководители предприятий относят:
• снижение общего уровня этических ценностей в обществе, что якобы оправдывает неэтичное поведение бизнесменов;
• отсутствие у рядовых работников компромисса между личными ценностями и интересами предприятия;
• отсутствие должного эффекта от вознаграждения подчиненных за этичное поведение;
• конкурентную борьбу, которая оттесняет на обочину этические соображения.
Основное влияние на принятие неэтичных решений служащими имеет поведение руководителей. В широком смысле то, что делает и как ведет себя хозяин, — основной фактор влияния на поведение подчиненного. Ведя себя этично, руководитель может определять поведение своих подчиненных.
Этические нормы включают систему общих ценностей и правила этики, которых должны придерживаться работники. Этические нормативы разрабатываются с учетом целей организации, необходимости создания нормальной трудовой и морально-психологической атмосферы.
К действующим, нарушающим этические нормативы относятся: взятки, вымогательство, дорогие подарки, конфликт на почве столкновения интересов, нарушение законов, мошенничество, раскрытие секретов компании, использование информации, полученной в доверительной беседе, противоправные действия в интересах предприятия и т. д.
|
|
Многие крупные предприятия создают общественные советы по этике для оценки повседневной практики. Почти все члены таких комитетов — руководители высшего уровня. Предприятия среднего звена и даже мелкие компании часто нанимают специалиста по этике предпринимательства, называемого адвокатом по этике.
Многие предприятия специально практикуют обучение этичному поведению руководителей и рядовых сотрудников. При этом работников знакомят с этикой предпринимательства и повышают их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть.
Для того чтобы руководители высокого уровня служили моделями надлежащего этичного поведения, предприятия должны повысить свои этические стандарты.
Управленческая этика — это система этических знаний и практических рекомендаций, ориентированных на качественное исполнение административно-хозяйственных функций. Она включает в себя образцы лучшего опыта нравственного решения конкретных проблем предпринимательства и менеджмента. Основополагающими ее принципами являются гуманизм и демократизм, социальная справедливость, суверенность личности, бережное отношение к природе. К пониманию необходимости нравственных ценностей приходит все большее число предпринимателей и менеджеров.
Значительное место в управленческой этике занимает разработка нормативных документов нравственного характера. Одними из таких являются профессиональные моральные кодексы. В них обоснована обязательность изучения нравственных качеств личности, сформулированы требования к управленческой деятельности, представлены правила делового общения.
Этический кодекс предпринимательства. Говоря о проблемах этики, мы предлагаем ознакомиться с этической нормой, т.е. постулатами профессиональной этики предпринимателя. Такие постулаты лежат в основе того, что можно определить как этический кодекс предпринимателя.
Цивилизованный предприниматель убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для предприятий, коллективов, всего общества, государства. Он исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с предпринимателем. Он всегда верит в бизнес, расценивает его как искусство. Предприниматель всегда признает необходимость конкуренции и стремится к разумному и взаимовыгодному сотрудничеству.
|
|
Он уважает себя как личность, а любую личность — как себя самого. Предприниматель должен уважать любую собственность, государственную власть, общественные движения, социальный порядок, законы. Настоящий бизнесмен должен доверять себе и другим, уважать и уметь оценивать профессионализм и компетентность. Он всегда ценит образование, науку и технику, информатику, культуру, уважает экологию, всегда стремится к нововведениям. Во всех случаях дальновидный предприниматель должен быть гуманистом.
В мировой практике в условиях цивилизационного развития общества определены заповеди делового человека — предпринимателя, бизнесмена, менеджера. В них сконцентрированы все этические нормы и нормативы.