double arrow

Социально-экономическая среда предпринимательской деятельности

Вопросы, связанные с развитием малого и среднего предпринимательства, представляют исключительную важность с точки зрения роста национальной экономики, протекания базовых социальных процессов, формирования среднего класса, занятости, и, кроме того, осуществления государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов.

В настоящее время поддержка малого бизнеса осуществляется государственными и негосударственными институтами. Рассмотрим поддержку малого бизнеса, осуществляемую государственными институтами.

Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» ввел ряд новых норм в организацию системы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Необходимость государственной поддержки сектора малого предпринимательства имеет объективные причины уже в силу того, что задачи, которые малый бизнес призван решать в обществе, носят общественно-социальный характер. Кроме того, в России в целом и в Ростовской области в частности внешняя среда (в основном ее рыночные составляющие) порой агрессивна по отношению к малому предпринимательству, и такая агрессивность со временем только возрастает, следовательно, господдержка просто необходима.

Государственная поддержка должна стать амортизационной подушкой, компенсирующей вызовы внешней среды. С ростом давления вызовов должна расти эффективность поддержки. Помощь малому бизнесу со стороны государства – широко распространенная международная практика. Это еще один аргумент в пользу проведения политики на национальном уровне по развитию малого бизнеса с использованием методов прямой и косвенной поддержки.

Хотя на протяжении последних лет регулярно принимались целые пакеты нормативно-правовых актов, нацеленных на поддержку малого бизнеса, механизм государственной помощи предпринимателей как в России в целом, так и в отдельных ее субъектах работает еще слабо. С принятием нового Бюджетного кодекса, а также вступлением в действие Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства», где концептуально пересматривается само понятие государственной поддержки и упорядочиваются ее формы, с началом реализации национального проекта «Развитие АПК», где целевой аудиторией (основными получателями помощи) выступают, прежде всего, малые предприниматели (фермеры), следует ожидать увеличения эффективности системы государственной поддержки. Тем более что со стороны предпринимателей востребованность ее с годами только растет.

В области созданы и действуют устойчивая нормативная база поддержки предпринимательства, развитая инфраструктура поддержки предпринимательства, включающая кредитные организации, консалтинговые компании, систему центров поддержки предпринимательства, образовательные учреждения.

Ежегодно в областном бюджете предусматриваются средства на развитие институтов поддержки предпринимательства, механизмов финансовой поддержки, реализацию других мероприятий.

В Ростовской области создана расширенная система поддержки малого бизнеса. К основным видам поддержки малого бизнеса относятся:

– реализация прямой финансовой поддержки;

– развитие системы кредитной кооперации в сельских районах,

– информационно-образовательная поддержка,

– формирование и развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса,

– нормативно-правовое обеспечение развития малого бизнеса,

– работа Совета по малому предпринимательству при Администрации Ростовской области и Межведомственной комиссии при Администрации Ростовской области по устранению нормативно-правовых, административных и организационных барьеров на пути развития предпринимательства.

Вместе с тем, темп прироста численности субъектов малого предпринимательства недостаточен, хотя и превышает аналогичный общероссийский показатель. Для обеспечения рождения «второй волны предпринимателей», а также для более динамичного развития существующих малых предприятий требуется дальнейшее развитие институтов поддержки предпринимательства, апробация и внедрение в практику новых форм и механизмов финансовой и организационной поддержки.

Действует Областной закон Ростовской области от 13 мая 2008 г. N 20-ЗС "О развитии малого и среднего предпринимательства в Ростовской области", который регулирует отношения, возникающие между субъектами малого и среднего предпринимательства, органами государственной власти Ростовской области, органами местного самоуправления в Ростовской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства, а также определяет иные формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в Ростовской области.

Субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющим свою деятельность в помещениях Ростовского бизнес-инкубатора, предоставляется льгота по пользованию государственным имуществом Ростовской области в виде установления минимального размера арендной платы за аренду помещений Ростовского бизнес-инкубатора.

На уровне муниципалитетов региона также осуществляется поддержка местных властей малому бизнесу. Так, например, начинающим предпринимателям Ростова-на-Дону выделят 32,7 млн. рублей. Данные средства будут выделены в ходе реализации "Долгосрочной городской целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Ростове-на-Дону на 2009-2011 годы". Кроме того, на основании заявки на софинансирование данной программы, поданной Администрацией города в Минэкономики Ростовской области, принято решение о выдачи в 2009 году субсидии в сумме 18,5 млн. рублей на поддержку малого и среднего бизнеса.

В последние годы был принят ряд федеральных законов, направленных на совершенствование специальных налоговых режимов, что позволило устранить недостатки в практической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, несколько сократить объем отчетности и ввести дополнительные меры по либерализации налогового законодательства.

Вместе с тем, по результатам исследования 2008 года «О проблемах и перспективах развития предпринимательства в Ростовской области» основными проблемами названы нестабильность налогового законодательства и отсутствие своевременных разъяснений новых положений и норм, данные проблемы рассматриваются Областной межведомственной комиссией по устранению административных барьеров.

В 2009 г. администрация Ростовской области наращивает свои усилия по поддержке малого бизнеса. Создается Гарантийный фонд, увеличивается финансирование Областной программы развития и поддержки малого и среднего бизнеса, расширяется спектр форм поддержки предпринимателей.

Основными задачами Областной целевая программа развития малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2008-2011 годы являются:

– Повышение роли малого и среднего предпринимательства в улучшении условий жизни населения в Ростовской области.

– Обеспечение взаимодействия бизнеса и областных органов государственной власти посредством развития частно-государственного партнерства, привлечение малых и средних предприятий (МСП) к решению вопросов социально-экономичес­кого развития Ростовской области.

– Наполнение регионального рынка товарами и услугами малых и средних предприятий, в том числе инновационного характера.

– Увеличение числа субъектов МСП.

– Увеличение налоговых поступлений от субъектов МСП в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

– Повышение инвестиционной активности субъектов МСП

В настоящее время в малом и среднем бизнесе в регионе задействовано 200 тыс. человек, в целом, это более 25% занятых, около 160 тыс. индивидуальных предпринимателей.

Программа поддержки и развития малого и среднего бизнеса это практически единственная программа, если говорить об экономических программах, которая в соответствии с позицией губернатора области является приоритетной и объем ее финансирования на этот год увеличен в 2 раза по сравнению с прошлым годом. В первую очередь программа сосредоточена на прямых формах поддержки действующего бизнеса и на том, чтобы максимально расширить поддержку бизнеса стартующего.

Эта программа полностью увязана с программой, которую координирует служба занятости, в разы увеличена поддержка начинающих предпринимателей — тех, кто действует на рынке со сроком регистрации до 12 месяцев. К прямым формам поддержки, используемым программой, можно отнести объемы субсидирования процентной ставки, компенсации целого ряда затрат. В этой связи также привлечены дополнительно средства федерального бюджета (более 260 млн руб.).

Одним из институтов поддержки малого бизнеса является Гарантийный фонд области. Это существенный механизм, который будет способствовать увеличению объемов кредитования малого бизнеса.

В современных условиях одним из важных аспектов является расширение информационной поддержки как на уровне региона, так и на уровне муниципалитетов (проведение обучающих семинаров, распространение методической литературы в помощь предпринимателю, популяризация малого бизнеса, информирование предпринимателей о всех новациях в законодательстве и др.). Дополнительно эффективны субсидии начинающим предпринимателям, субсидирование процентной ставки, компенсация части арендных платежей, компенсация части затрат на приобретение оборудования. Это те формы поддержки, которые заложены в муниципальных программах и руководство области добилось того, чтобы эти вопросы стали важными и стояли на повестке дня глав администраций территорий. В настоящее время почти все муниципалитеты региона включились в данную работу и имеют программы такого рода.

Важным институтом гражданского общества и поддержки предпринимательства являются Союз работодателей Ростовской области, Торгово-промышленная палата Ростовской области, «Опора России» и «Деловая Россия, а также другие объединения предпринимателей.

Качественный анализ структуры государственной поддержки в регионах показывает, что в Ростовской области развиты те виды поддержки, которые бизнесом наиболее востребованы, то есть структура спроса совпадает со структурой предложения. Наиболее часто требуются и предлагаются информационно-консультационное сопровождение, поддержка в обучении и подготовке кадров, помощь в организации бизнеса, субсидирование арендных платежей.

В территориальном разрезе в Ростовской области властями наиболее активно оказывалась поддержка предпринимателям малого бизнеса г. Каменск-Шахтинский, Новошахтинского, Кашарского, Сальского районов. Напротив, в Азове и Азовском районе предприниматели редко получали помощь. Возможно, именно в силу слабой государственной поддержки предприниматели этих двух территорий так негативно воспринимают бизнес-среду, в которой им приходится работать. Недостаточное внимание бизнесу уделяется со стороны государства в г. Донецке. В столице региона доля получивших государственную поддержку также относительно низка по сравнению с другими территориальными образованиями, но это скорее эффект большей независимости бизнеса, в силу чего предприниматели столицы реже обращаются за господдержкой.

Несмотря на это имеется определенный дефицит на следующие виды государственной поддержки:

· субсидии на оборудование;

· компенсация затрат на участие в выставках-ярмарках;

· субсидии на землеустроительные работы;

· имущественная поддержка.

Охарактеризовав государственную поддержку малого предпринимательства, рассмотрим негосударственные структуры. В регионе существует хорошо развития инфраструктура поддержки малого бизнеса: служба занятости, действуют банки, предоставляющие специальные кредитные услуги предпринимателям, Управление развития малого предпринимательства Министерства экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области, Торгово-промышленная палата, а также действует Региональное агентство поддержки малого предпринимательства.

Службой занятости Ростовской области в качестве одной из мер по снижению безработицы предлагается при сотрудничестве с администрацией области часть безработных сделать предпринимателями.

В соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от 23.03.2006 №104 «О порядке использования средств областного бюджета на предоставление субсидий начинающим предпринимателям в целях возмещения части затрат по организации собственного дела» (в редакции от 09.06.2009 №272» минэкономики РО предоставляет субсидии начинающим предпринимателям в целях возмещения части затрат по организации собственного дела.

Также на территории региона создаются бизнес-инкубаторы и бизнес-парки, первые из которых, созданные в рамках государственной программы поддержки малого бизнеса, имеют на территории Ростовской области уже более чем десятилетнюю историю.

Практически во всех территориальных единицах созданы Советы по малому предпринимательству Ростовской области.

Несмотря на существование в регионе высокоразвитой инфраструктуры поддержки малого бизнеса, нельзя сказать, что бизнес Ростовской области активно обращается в организации инфраструктуры. Исключения составляют лишь банки и информационно-консультационные центры, куда обратился каждый второй предприниматель. Основная причина такой низкой инфраструктурной активности бизнеса – привычка рассчитывать на собственные силы. Действительно, объяснить это высоким процентом отказов и низкой эффективностью оказываемой поддержки нельзя.

Самый низкий процент обращений в представительства Фонда содействия развитию предприятий малых форм в научно-технической сфере в Ростовской области. Отчасти это результат узкой специализации этой структуры. Малый бизнес активно прибегает лишь к услугам информационно-консультационных центров. В столице региона большой популярностью пользовалось Региональное агентство поддержки предпринимательства.

Меньше всего отказов от организаций поддержки получил бизнес, работающий в Новошахтинске, Ростове-на-Дону, Таганроге, Волгодонске, Донецке, Новочеркасске, Кашарском районе, г. Азове. Аутсайдером является Каменский район, здесь предприниматели чаще получали отказы, а не помощь. Особенно высок процент отказов был со стороны Совета по малому предпринимательству, бизнес-инкубаторов, банков.


Сейчас читают про: