Характеристики психотипа предпринимателя. Типы предпринимателей

Раздел 10. Психология предпринимателя. Личностные качества успешного предпринимателя.

Современный этап экономического развития характеризуется необходимостью понимания закономерностей создания будущей реальности – постоянного поиска и реализации новых возможностей. В этом и состоит активная сторона предпринимательского творчества. Важной составляющей предпринимательской деятельности является не только решение проблем, а прежде всего, разумное управление рисками в процессе их решения. Важно уметь принимать на себя риск будущего в настоящем. Подобная жизнестойкость, как главная характеристика предпринимателя, позволяет ему обращать внимание в большей степени на возможности достижения, а не на препятствия и таким образом, соответствовать современным вызовам времени.

Первым шагом на пути к предпринимательству у молодого человека должен стать ответ на волнующие его вопросы современного времени: «Хочу ли я стать предпринимателем своей жизни?», «Смогу ли я стать успешным предпринимателем?» и «Есть ли в этом жизненный смысл?», «Как быть готовым к жизни в этом постоянно обновляющемся мире?». Для получения ответов на эти вопросы, прежде всего, необходимо вспомнить, в чем же состоят значение и главный смысл предпринимательства, как особого рода человеческой деятельности. Важно понять специфику психологической природы предпринимателя, ценности предпринимательского сознания, с тем, чтобы осознанно включиться в успешную предпринимательскую деятельность на благо общества.

Рассмотренная еще в первом разделе курса эволюция взглядов на феномен предпринимательства (Р.Кантильон, А. Смит, Ж.Б.Сей и др.)_позволяет выделить три основные составляющие деятельности предпринимателя: прибыль – как цель деятельности, коммерческая идея – как способ ее достижения, риск – как неизбежное условие всего процесса. При этом главным становится творческий элемент сознания, позволяющий открывать наиболее выгодные способы получения результатов. Это позволило Й. Шумпетеру увидеть, что предпринимательство является не просто профессией, а скорее отражает некоторое состояние «предпринимательского духа» - создание совершенно нового, а также преодоление сопротивления среды, препятствующей этим нововведениям. Отсюда вытекают такие особенные психологические качества предпринимателей, как креативность (способность проявлять творческий подход, находить нестандартные решения в сложных ситуациях), целеустремленность и сильная воля. Это означает, что предпринимателям должны быть присущи атрибуции «инициативности», «дара предвидения» и «авторитета». По мнению П. Друкера – основателя современного менеджмента, принципиальное отличие предпринимательства состоит в том, что предприниматель создает новый рынок и находит новых покупателей, формируя, таким образом, новые сегменты рынка. Предпринять что-либо, значит сделать инициативное, упреждающее действие, проявить активность даже до того, как будут созданы достаточные условия и последствия. Способность к регулярному и успешному осуществлению такого рода активности, предполагающей умение быстро принимать и реализовывать решения в условиях неопределенности, определяется как предприимчивость. Предприимчивость это склонность к постоянному творческому, новаторскому подходу к делу, умение вовлечь людей в совместные действия, организовать их эффективную связь.

Однако, психологическая сущность предпринимательства, по мнению Б.Карлофа, не сводится к управлению бизнесом и владению капиталами и компаниями. Предпринимательство – прежде всего, способность выявлять возможности для ведения бизнеса и умение воспользоваться ими. Суть предпринимательства состоит в адекватной оценке потенциальной прибыльности дела в сочетании с наиболее выгодным распределением ресурсов и принятием оптимальных решений в двух основных областях: отыскание новых способов удовлетворения потребностей и использование возможностей рыночного механизма.

Таким образом, специфическое содержание предпринимательской деятельности – это преимущественно инновационные и комбинационные процессы. Основной целевой функцией предпринимательской деятельности является достижение высокого экономического результата. Мотивационный регулятор предпринимательства – поддержка баланса между выигрышем и риском связан:

а) с доминированием целевой установки на прибыль;

б) с непредсказуемостью итогов инновационных процессов;

в) с участием в бизнесе личного капитала предпринимателя;

г) с полной свободой действий и ответственностью только перед собой.

Ведущий принцип функционирования в предпринимательской деятельности – автономность. Его признаки:

а) самостоятельное принятие решений, как имманентная черта предпринимательства;

б) неразрывность решения и действия;

в) традиционный имидж предпринимателя как «бойца-одиночки»;

г) преобладание интуитивной основы в принятии решений;

д) стремление к личному контролю над ситуацией, за информацией и исполнением;

е) преобладание «внутреннего локуса контроля» (убежденности в способности самому определять свою судьбу);

з) высокая потребность в личных достижениях.

Иными словами, предприниматель – это не профессия, а особый психотип личности, отличающийся от всех других представителей бизнеса, поисковым стилем активности, исследованием неизвестного. Существует разнообразная типология предпринимателей, например, различают следующие типы предпринимателей (В.Зомбарт):

1. Завоеватель – умение составлять планы и реализовывать их, воля к действию.

2. Организатор – умение соединять людей в успешной, совместной деятельности.

3. Торговец – умение вести деловые переговоры с поставщиками и клиентами.

Можно представить также следующие психологические типы предпринимателей (Е.П.Ермолаева):

1 .Технологические предприниматели – это преимущественно экстраверты, ориентированные на полную самореализацию своих аналитических и интуитивных способностей, умеренно склонных к властвованию, избегающие подчинения, мало озабоченные финансовым вознаграждением, а лишь успехами дела.

2. Мелкий предприниматель – оптимист, отличающийся способностью выдерживать очень высокую трудовую нагрузку по сравнению с лицами наемного труда, всегда ориентирован экономически.

3. Массовый предприниматель - ориентированный на самореализацию, имеющий потребность в успехе, желающий проверить свои способности в конкурентной борьбе; деньги – свидетельство успеха, а не самоцель или средство завоевания власти.

4. Стратегический предприниматель – предпочитающий решения крупномасштабного характера, касающиеся реорганизации, купли-продажи компаний, их переориентации и т.д. Для них характерно действовать своевременно, обдуманно и быстро.

5. Предприниматель – чемпион, рассматривающий конкурентную борьбу и бизнес как подобие увлекательного вида спорта.

6. Предприниматель-новатор - изобретатель, способный преодолевать сопротивление своим идеям и идти до конца, не конформист, склонный к доверию исполнителям и компаньонам, с преобладанием неэкономической мотивации: статусной, общественного признания и т д.

7. Предприниматель – посредник – действующий на внешней границе организации. Для него характерно: стремление к ощущению успеха, приверженность к обязательствам, чувство собственной значимости, экономическая мотивация, ориентация на коммерческий результат.

Психологическая специфика предпринимательства в данной типологии дана по линии разграничения предпринимательских функций от аналогичных функций в других видах деятельности по четырем параметрам: владение капиталом и финансовый риск; личное трудовое участие; свобода распоряжения ресурсами; свобода выбора факторов производства и предпринимательской активности. Согласно такому подходу из категории предпринимателей исключают тех, кто не рискует собственными деньгами и не участвует в капитале компании. Четкая грань прослеживается между предпринимателем и капиталистом: хотя оба они «делают деньги», но предприниматель сам управляет своим бизнесом, а капиталист лишь финансирует дело.

Очень важная особенность, предприниматель в своей деятельности исходит не из наличных ресурсов, а из предполагаемых возможностей их развития для получения прибыли. Его поведение носит творческий характер. В отличие от этого наемный администратор имеет дело с управлением только имеющимися ресурсами.

По признаку свободы выбора факторов и условий хозяйственной деятельности прослеживается различие между двумя типами «работающих собственников»: предпринимателем и индивидуально работающим ремесленником. Свобода выбора ремесленника ограничивается масштабом своих способностей и наличием орудий их реализации. У предпринимателя выбор сферы приложения своих усилий ничем не ограничен.

Существует другая типология (В.Н.Дружинин):

1. «интеллектуально-независимый» тип: предприниматели склонны к обособленности, сдержанности и сухости. Они быстро воспринимают и усваивают материал, интеллектуально развиты, независимо мыслят, неторопливы, предусмотрительны, настойчивы, самоконтролируемы. В конфликтной ситуации стремятся к компромиссу;

2. «эмоционально неустойчивый» тип: менее социально успешные, с трудом контролируют свои эмоции и влечения. Чувствуют себя беспомощными, не способными справиться с жизненными трудностями. Однако эти предприниматели стремятся к доминированию, самоутверждению, проявляя напористость и агрессивность, не признают авторитетов. Они практичны. Избегают конфликтных ситуаций;

3. «авантюристически зависимый» тип: отличаются высоким интеллектом, склонностью к авантюре и доминированию, смелостью, самоуверенностью, подозрительностью, упрямством. Нуждаются в одобрении со стороны других, в их поддержке. В конфликтной ситуации стремятся либо к соперничеству, либо к сотрудничеству;

4. «уверенный в себе» тип: легки в общении, жизнерадостны, отзывчивы, легко приспосабливаются к другим. Они интеллектуально развиты, настойчивы, обязательны, вместе с тем – беспечны, эмоционально неустойчивы, в групповой деятельности обычно неэффективны;

5. «творчески неконформный» тип: обладают абстрактным мышлением, легко обучаются, трезво оценивают ситуацию. Они самоуверенны, склонны доминировать, активны и неуравновешенны, общительны, однако при этом недоверчивы, всегда имеют и отстаивают собственное мнение. При конфликтах идут на компромисс, но не приспосабливаются.

Выделяют также поведенческие типы предпринимателей (Ж.М.Грищенко и др.):

1 .«пораженцы»: эмоционально-неустойчивые, вследствие чего свернули дело, перешли в другую сферу;

2. «стойкие»: эмоционально-устойчивые, будут заниматься делом, пока хватит сил;

3. «рвачи»: стремящиеся заработать как можно быстрее и как можно больше денег;

4. «теневеки»: самые эмоционально-устойчивые, уходят в «черный бизнес»;

5. «перебежчики»: заработают деньги и уедут за границу.

Исходя из приведенной типологии предпринимателей, можно дать психологическое определение предпринимательства: это вид трудовой деятельности предприимчивой личности, содержанием которого является автономное принятие и осуществление решений по поиску и использованию новых возможностей рынка в условиях финансового риска с целью получения высокого коммерческого результата.

Исторически сложился некий традиционный, обобщенный образ, а по сути «идеальный тип предпринимателя», максимально приближенный к реальности и обладающий следующими качествами:

1. Поиск возможностей и инициативность.

2. Упорство и настойчивость.

3. Готовность к риску.

4. Ориентация на эффективность и качество.

5. Вовлеченность в рабочие контакты.

6. Целеустремленность.

7. Стремление быть информированным.

8. Систематическое планирование наблюдение.

9. Способность убеждать и устанавливать связи.

10. Независимость и самоуверенность.

Из перечисленных качеств видно, что одни из них – результат обучения и опыта, другие представляют врожденные свойства и остальные – продукт развития природной предрасположенности. Так или иначе, они характеризуют суть предпринимателя - его «пассионарную» личность, которая отличается постоянным внутренним стремлением к преобразующей, обновляющей деятельности. «Пассионарность» (эвристичность) сознания предпринимателя может стать сегодня мощным фактором преобразования экономического сознания и самоосознания людей. Поэтому ценности и мотивы предпринимательской деятельности должны быть достоянием общества.

Предпринимательство в современной России выполняет три важнейшие социально-экономические функции, которые оказывают все большее влияние на различные области общественной жизни.

1. Экономическая функция – формирование рыночной экономики, переход рычагов управления экономикой от государства к частным лицам, инициативное развитие отдельных направлений в промышленности и сельском хозяйстве.

2. Социальная функция – формирование новой социальной группы – предпринимателей и бизнесменов; формирование среднего класса – социального слоя обеспеченных людей.

3. Психологическая функция – формирование классового самосознания новой русской буржуазии, осознание себя как особой активной экономической (и политической) силы, способной оказывать влияние на различные стороны жизни страны; самореализация себя через собственный бизнес, политику, инновационные технологии и благотворительность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: