Предпринимательство и прибыль

Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность людей, физических и юридических лиц, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещённые законом.

Одним из первых исследователей предпринимательства является ирландец Ричард Кантильон (1680-1734 гг.) – банкир, удачливый денежный игрок эпохи первых финансовых пирамид. В его единственной работе «Эссе о природе торговли вообще», изданной в 1755 году, содержится небольшой фрагмент о предпринимательстве. Кантильон впервые ввёл в экономическую теорию термин «предприниматель». В ХIII главе его книги он определяет предпринимателя как человека, который покупает по известной цене, а продаёт по неизвестной и, следовательно, рискует. Исходя из данного критерия Кантильон относит к предпринимателям не тлько купцов и ремесленников, но и фермеров (так как цена на их продукт заранее не известна и зависит от урожая), а также разбойников, нищих и прочих лиц с неопределёнными заработками.

Важный вклад в развитие теории предпринимательства внёс французский экономист начала ХIХ века Ж.-Б. Сэй.. Он также занимался предпринимательством – владел ткацкой фабрикой в г. Кале. Главную функцию предпринимателя Сэй видел в координации факторов производства: земли, капитала и человеческого фактора.

Иной способ определения предпринимательской функции предложил австрийский экономист Й.-А. Шумпетер, которого считают самым оригинальным мыслителем первой половины ХХ века. Экономическая функция предпринимателя выполняется до тех пор, пока новая комбинация не превращается в рутину и не закрепляется навечно за определённым носителем. Поэтому предпринимательство не составляет профессию или устойчивый общественный класс. Новаторскую функцию предпринимателя Шумпетер отличает от функции капиталиста: предприниматель не обязательно обладает правом собственности на какое – либо имущество и, следовательно, не несёт какого-либо риска (риск выпадает на долю капиталиста, ссужающего предпринимателя деньгами). В то же время предпринимательская деятельность своим новаторским характером отличается от рутинной функции менеджера. Шумпетер попытался систематизировать личные свойства предпринимателя:

1. Специфическая мотивация, требующая не удовлетворения потребностей, а активной деятельности ради создания «империи».

2. Своеобразный интеллект: избирательный, но не слишком глубокий.

3. Сильная воля.

4. Развитая интуиция.

Из приведённого обзора видно, что в разные эпохи учёные по-разному оценивали предпринимательство. Сегодня принято считать, что предприниматель выполняет в своей деятельности три важнейших функции:

1. Факторную, которая состоит в мобилизации денежных накоплений, средств производства, работников, других факторов, необходимых для выпуска продукции.

2. Организаторскую, которая состоит в соединении и комбинировании факторов производства.

3. ворческую, которая связана с новаторством, инициативой, предприимчивостью и риском.

Предпринимательство можно классифицировать по двум признакам:

По масштабам деятельности:

· Индивидуальное предпринимательство, которое предполагает любую созидательную деятельность одного человека и его семьи;

· Коллективное предпринимательство, которое предполагает инициативную деятельность коллектива людей: акционеры, товарищи.

По характеру деятельности:

· Торговый бизнес;

· Бизнес в сере услуг;

· Производственный бизнес – доходная деятельность на предприятиях промышленности, сельского хозяйства, строительства и т.д.

Важнейшим условием предпринимательской деятельности выступает

1. Свобода хозяйствования, которая предполагает свободное, в рамках закона, использование принадлежащего или арендуемого предпринимателями имущества.

2. Свобода выбора что и как производить.

3. Свобода выбора поставщиков и потребителей выпускаемой продукции.

4. Свобода распоряжения прибылью, оставшейся после уплаты налогов.

Прибыль – важнейшая категория рыночной экономики. Максимизация прибыли выступает главной целью предпринимательской деятельности. Прибыль определяется как разность между выручкой (валовым доходом TR) от реализации продукта хозяйственной деятельности и суммой затрат факторов производства на эту деятельность в денежном выражении (валовых издержек ТС).

П=TR – TC.

История развития экономической мысли даёт нам самые разнообразные подходы к трактовке природы возникновения прибыли. Остановимся на наиболее известных.

1. Меркантилисты считали, что прибыль создаётся в сфере обращения в результате разницы цен при купле – продаже товаров.

2. Физиократы видели источник возникновения так называемого чистого продукта (прибыли) в сельском хозяйстве. По их мнению только класс землевладельцев является единственно производительным (в отличии от бесплодного класса ремесленников).

3. К. Маркс, развивая взгляды Д. Риккардо на прибыль как доход от всего авансированного капитала, возникновение прибыли связывает с наёмным трудом рабочих. Наёмный работник, по его мнению, в процессе труда воспроизводит эквивалент своей рабочей силы и создаёт прибавочную стоимость для капиталиста:

w=(c+v)+m, (14.1.)

где w – стоимость продукта труда,

c – средства производства,

v – заработная плата рабочих, или необходимый продукт,

m - прибавочная стоимость, или прибавочный продукт

4. Представители неоклассической школы, включив в состав факторов производства предпринимательскую способность, стали рассматривать прибыль (предпринимательский доход) как вознаграждение за производственную деятельность.

Различают абсолютную и относительную величину прибыли. Относительная величина прибыли, или норма прибыли (П’) напрямую зависит от массы прибыли (П) и обратно пропорциональна сумме авансированного на получение данной прибыли капитала (А):

П׳ = (П / А)х100 (14.2.)

Предприниматель заинтересован в повышении нормы прибыли. С этой целью важно учитывать совокупность ряда внешних и внутренних факторов:

1. Внутренние факторы:

· Масса прибыли

· Скорость оборота капитала

· Структура затрат факторов производства

· Размеры предприятия и т.д.

2. Внешние факторы

· Колебания рыночных цен

· Величина процентной ставки

· Условия налогообложения

· Арендная плата и т.д.

Следующие данные свидетельствуют о прибыльности отечественных предприятий в 2005 году:

Таблица 14.1.

Общая рентабельность в отраслях российской экономики (%)

Экономика в целом 13,9
Электроэнергетика 11,3
Топливная промышленность 32,1
Чёрная металлургия 36,0
Цветная металлургия 37,1
Химическая и нефтехимическая промышленность 12,8
Лёгкая промышленность 2,8
Пищевая промышленность 8,6
Связь 32,4
Торговля и общепит 11,5
Банковский сектор 6,4

(//Вопросы экономики.–– 2005.–№12.– С.15).

Стремление максимизировать прибыль является побудительным мотивом предпринимательской деятельности, который способствует развитию экономики. В связи с этим прибыль побуждает предпринимателя к наиболее эффективному использованию ресурсов, а также способствует эффективному распределению ресурсов между альтернативными производствами.

В экономической литературе выделяют следующие методы адаптации российских предпринимателей к проводимым экономическим реформам:

1. Экономические методы. В целях достижения главной цели максимизации прибыли предприниматель может использовать два основных средства: снижать издержки производства и повышать выпуск пользующейся спросом продукции. Учёные Российской академии наук провели опрос российских предпринимателей о том, как они приспосабливаются к сложным экономическим условиям России на рубеже веков. Результаты опроса представлены в таблице и таблице.

Таблица 14.2.

Ответы респондентов на вопрос

о способах снижения издержек (в процентах к числу опрошенных)

Законсервировали часть производственных мощностей  
Экономили сырьё и энергию  
Сокращали численность работников  
Внедряли более экономичные технологии  

Таблица14.3.

Ответы респондентов на вопрос

об освоении новых рынков сбыта (в процентах к числу опрошенных)

Улучшали качество своей продукции  
Приступили к выпуску новых перспективных видов продукции  
Начали поставлять продукцию в новые регионы  

Помимо снижения издержек и увеличения выручки – в общем–то традиционных способов, ведущих к увеличению прибыли – следует говорить о специфических методах, направленных на выживание предприятий в условиях реформирования экономики. К ним относятся расширение бартерных операций, выдача заработной платы в натуральной форме, продажа и сдача в аренду имущества, неплатежи и т.п.

2. Внеэкономические методы, связанные с прямым нарушением закона, как то хищения, фальсификация отчётных данных, коррупция: подкуп чиновников и должностных лиц для обеспечения благоприятных условий деятельности предприятия.

Умение пользоваться различными методами для выживания в сложнейших экономических условиях нестабильности развития экономики свидетельствует о высокой квалификации российских предпринимателей. Однако не все методы являются приемлемыми и несут положительный только заряд. Упомянутые выше и некоторые другие способы выживания предпринимателей имеют определённые отрицательные последствия для российской экономики:

· Решая свою главную задачу – выживания в краткосрочной перспективе – предприятия отказываются от своевременного финансовых обязательств, затягивают возврат кредитов и платежи в бюджет;

· Уменьшая издержки, предприятия вынуждены резко снижать инвестиционную активность;

· Уходя от чрезмерного налогового пресса предприятия научились выводить значительную часть своей деятельности из-под любого государственного контроля.

Таким образом, действия российских предпринимателей по адаптации к экономическим реформам играют положительную роль с точки зрения выживания народного хозяйства в кризисный период и отрицательную с точки зрения задач построения эффективной экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: