Расцвет русской реалистической живописи. Творчество И. Репина

Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве Харьковской губернии. Он поступил в топографическую школу (где учился чертить и рисовать), затем обучался у местного художника, который делал росписи в церквах, сам выполнял несколько заказов. На вырученные деньги он поехал учиться в Петербург. Сразу попасть в Академию художеств ему не удалось, поэтому он поступил в рисовальную школу Общества поощрения художников, где познакомился с Иваном Николаевичем Крамским. Это знакомство надолго определило творчество живописца.

В 1864 г., когда Репин наконец поступил в Академию художеств, он был сторонником идей передвижничества. Первая картина, которая принесла ему шумную известность, - “Бурлаки на Волге” (1870-1873 гг.) – как раз воплощает все, что искали передвижники. Здесь был и бытовой жанр, причем тот, которое требовало время, - на ней была показана нечеловеческая по своей тяжести жизнь простого народа. Здесь и портреты: одиннадцать бурлаков – одиннадцать разных характеров, душевных состояний, жизненных историй, которые можно прочесть, если вглядеться в их лица.

Однако работа выходит за рамки этих жанров: здесь есть и бесконечный простор противоположного берега Волги, высокое небо, могучая сила, воплотившаяся в бурлацкой упряжке. Даже размеры картины усиливают впечатление размаха. Репин придал современному сюжету те качества, которые до него встречались лишь в полотнах на исторические и мифологические темы.

В 1873 г. Репин закончил академию и как лучший ученик получил возможность съездить за казенный счет во Францию и в Италию. Вернувшись в Россию, Репин снова обратился к реалистическим сюжетам. Центральная работа этого периода – “Крестный ход в Курской губернии” (1880-1883 гг.). Многое в этом полотне напоминает о картине “Бурлаки на Волге”. Но если в первой картине едва ли не главной для художника была тема огромных сил, таящихся в русском народе, то в “Крестном ходе….” Преобладает социальная сатира, порой на грани карикатуры.

В 80-х Репин написал несколько картин, героями которых стали революционеры: “Отказ от исповеди” (1879-1885 гг.), “Арест пропагандиста” (1880-1892 гг.) и самую известную среди них - “Не ждали” (1884-1888 гг.). В этих работах сказались все достоинства живописной манеры мастера: точность портретных характеристик, тщательно выверенная композиция, отношение к современности, как к событиям исторического масштаба.

Ко времени расцвета таланта Репина относятся его знаменитые картины на исторические темы “Иван Грозный и его сын 16 ноября 1581 года” (1885 г.), “Запорожцы пишут письмо турецкому султану” (1878-1891 гг.). Художника привлекали не переломные моменты в истории, а ситуации, в которых наиболее полно раскрываются те или иные человеческие чувства и состояния. Так в полотне “Иван Грозный и его сын Иван” важны не только приметы времени, сколько сильные, поистине шекспировские чувства. Главное в этой работе – глаза царя, в которых боль, ужас, отчаянье и раскаяние, которое почти перешли в безумие. Исторические декорации лишь подчеркивают важность чувств, а так же позволяют персонажам Репина открыто выражать их. “Запорожцы…” – картина о политических событиях на Украине 17 века, однако для художника важнее всего было показать смех (что бы понять сюжет этого полотна, нужно знать: письмо султану было предельно оскорбительным и чудовищно непристойным). Кажется, здесь изображены все разновидности смеха: от громогласного хохота до сдержанного хихиканья, - вся мимика и позы смеющихся людей.

Наступил 20 век, на смену пришло новое поколение с другими вкусами и интересами. После Октября 1917 г. репинская дача “Пенаты” в Куоккале оказалась на территории отделившейся Финляндии, а сам Репин оказался в эмиграции. Он прожил еще долго и писал картины до конца своей жизни, но его эпоха осталась в прошлом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: