Лирическое направление пейзажной живописи конца 19 века. Исаак Левитан

 Долгое время природа России каза­лась живописцам слишком невзрач­ной и невыразительной. Среди тех, кто открыл особую, щемящую пре­лесть русского пейзажа, первое ме­сто по праву принадлежит Исааку Ильичу Левитану (1860-1900).

Левитан родился в еврейском местечке Кибарты (Литва). В 1873 г. Он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были передвижники, вы­дающиеся мастера пейзажа — снача­ла Алексей Кондратьевич Саврасов, затем Василий Дмитриевич Поле­нов. Картины художника, начиная с ранних работ («Осенний день. Сокольники», 1879 г.; «Мостик. Сав­винская слободка», 1884 г.), словно говорят зрителю: в России нет брос­ких, ослепительных видов, но очаро­вание её пейзажей в другом. Здесь всё требует неторопливого, вдумчи­вого, любовного взгляда. Зато внима­тельному зрителю откроется иная красота, может быть более глубокая и одухотворённая.

Русской природе несвойственны яркие цвета, резкие линии, чёткие грани: воздух влажен, очертания расплывчаты, всё зыбко, мягко, поч­ти неуловимо. Однако русский пей­заж открывает взору простор, за ко­торым угадывается ещё простор — и так без конца («После дождя. Плёс», 1889 г.). Художник говорил: «Только в России может быть на­стоящий пейзажист».

В картине «У омута» (1892 г.) Ле­витан обыгрывает образы народ­ной поэзии: омут — место недоброе, обиталище нечистой силы. Это мес­то отчаяния — здесь сводят счёты с жизнью. Художник изобразил омут загадочным; весь пейзаж наполнен тайной, но также обещанием покоя, конца трудного пути. Живописец Константин Алексеевич Коровин вспоминал, как Левитан говорил: «Эта тоска во мне, она внутри меня, но... она разлита в природе... Я бы хо­тел выразить грусть».

Подобные чувства навевает и зна­менитое полотно «Владимирка» (1892 г.). Пустынная, бескрайняя до­рога — путь осуждённых на катор­гу — рождает ощущение безысход­ности.

Картину «Над вечным покоем» (1894 г.) можно назвать философ­ским пейзажем. Неба здесь больше, чем земли; оно неподвижно, как и земля. Тайна смерти («вечный по­кой» — слова из заупокойной молит­вы) и тайна жизни (небо — символ бессмертия) скрыты в этом произ­ведении.

Одна из самых лирических кар­тин Левитана — «Вечерний звон» (1892 г.). Это небольшое полотно возникло благодаря впечатлениям от посещений Саввино-Сторожевского монастыря под Москвой и монастыря близ города Юрьевца на Волге. Мастеру хотелось передать чувство умиротворённости, которое рождалось в его душе при виде бе­лых стен и сверкающих на солнце куполов этих скромных обителей. На картине изображён летний ве­чер. По нежно-голубому небу плывут розовые облака. Они отражаются в зеркальной глади реки. Отражаются в ней и собор с колокольней неболь­шого монастыря на другом берегу. Вокруг монастыря лесок, освещен­ный последними лучами заката. Ху­дожник не использует здесь ни ярких красок, ни резких контрастов; все то­на на полотне приглушённые, спокойные. Кажется, только колокола на­рушают тишину уходящего дня.

В 1894— 1895 гг. в душе художни­ка произошёл перелом. После пе­чальных неярких полотен он стал писать жизнерадостные, полные торжествующей красоты картины. Одна из таких работ — «Золотая осень» (1895 г.). Это произведение на редкость гармонично и по ком­позиции, и по колориту.

Все русские художники рубежа XIX—XX вв., изображавшие приро­ду, так или иначе, испытали влияние творчества Исаака Левитана — при­знавая или отвергая его живопис­ную манеру.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: