Коробка передач предназначена для изменения крутящего момента, скорости, направления движения и обеспечить длительное рассоединение двигателя от трансмиссии.
Классификация коробок передач:
1. По количеству валов
· двух - вальные
· трёх – вальные
· много вальные
2. По количеству передач для движения вперёд:
· четырёх – ступенчатые
· пяти – ступенчатые
· много ступенчатые
3. По способу переключения:
· механические
· автоматические
4. По типу зубчатого зацепления:
· прямозубые шестерни
· косозубые шестерни
5. По способу включения:
· с помощью кареток
· с помощью муфт
· с помощью синхронизаторов
6. По количеству ходов
· одно – ходовые
· двух - ходовые
· трёх - ходовые
· много ходовые
Синхронизатор – служит для выравнивания угловых скоростей включаемых зубчатых колёс, т. е. для бесшумного переключения передач.
Четырехступенчатые коробки передач
Коробка передач автомобиля ГАЗ-31029 «Волга» (рис. 13.1) имеет ведущий вал 3, зубчатым колесом постоянного зацепления связанный с блоком 30 зубчатых колес промежуточного вала. Остальные зубчатые колеса этого блока находятся в постоянном зацеплении с косозубыми зубчатыми колесами 11, 12 и 16 соответственно третьей, второй и первой передач ведомого вала 22. Включение всех четырех передач переднего хода выполняют соединением муфт 9 и 13 синхронизаторов со шлицевыми венцами соответствующих зубчатых колес.
|
|
При включении первой передачи крутящий момент от коленчатого вала двигателя передается через ведущий вал 3 блоку 30 зубчатых колес промежуточного, а затем через зубчатое колесо 16, муфту 13 и ступицу 15 синхронизатора первой и второй передачи к ведомому валу 22. При включенной второй передаче крутящий момент передается через ведущий вал 3, блок 30 зубчатых колес промежуточного вала, зубчатое колесо 12, муфту 13 и ступицу 15 синхронизатора первой и второй передач к ведомому валу.
Если включена третья передача, то крутящий момент передается через зубчатое колесо 11, муфту 9 и ступицу 10 синхронизатора третьей и четвертой передач. При включении четвертой передачи (прямой) синхронизатор третьей и четвертой передач непосредственно соединяет ведущий и ведомый валы.
Для включения передачи заднего хода прямозубое зубчатое колесо 29 вводят в зацепление с зубчатым колесом 32 блока 30 зубчатых колес промежуточного вала и с зубчатым венцом муфты 13 синхронизатора первой и второй передач. Ось 28 от провертывания и осевых перемещений удерживается запрессованным в неё штифтом, входящим в паз на корпусе удлинителя.
В коробке передач есть некоторые оригинальные конструктивные решения. Так, муфта 27 уменьшает интенсивность изгибных колебаний трансмиссии, рычаг управления состоит из верхней 24 и нижней 25 частей, между которыми имеется демпфирующее устройство, предотвращающее дребезжание рычага.
|
|
Все детали коробки передач смазываются разбрызгивающимся маслом, залитым в нижнюю часть картера. Масло заливают и контролируют его уровень через отверстие, расположенное с правой стороны картера.
Рис. 13.1. Четырехступенчатая коробка передач автомобили ГАЗ-31029 «Волга»:
1 - пробка отверстия для слива масла; 2 —картер коробки передач; 3— ведущий вал; 4 — крышка подшипника ведущего вала; 5, 8 и 18 —стопорные кольца; 6 - задний подшипник ведущего вала; 7 —роликоподшипник; 9 —муфта синхронизатора третьей и четвертой передач; 10 —ступица синхронизатора третьей и четвертой передач; 11 —зубчатое колесо третьей передачи; 12 —зубчатое колесо второй передний; 13- муфта синхронизатора первой и второй передач; 14 - прокладка; 15 —ступица синхронизатора первой и второй передач; 16 —зубчатое колесо парной передачи; 17 —регулировочная шайба; 19 — шарикоподшипник; 20 —верхняя крышка коробки передач; 21 -удлинитель коробки передач; 22 —ведомый вал; 23 —сталебаббитовый подшипник; 24 и 25 - верхняя и нижняя части рычага переключения передач; 26 - фланец удлинителя; 27 —резиновая муфта; 28 - ось промежуточного зубчатого колеса пере дичи заднего хода; 29 —промежуточное зубчатое колесо передачи заднего хода; 30 —блок зубчатых колес промежуточного вала; 31 — игольчатый подшипник;. 32 - зубчатое колесо передачи заднего хода; 33 - ось промежуточного вала
Коробка передач автомобиля ГАЗ-5312, ведущий вал 1 которой (рис. 13.2, а) изготовлен как одно целое с зубчатым колесом 3 со спиральными зубьями. Оно находится в постоянном зацеплении с колесом 17 промежуточного вала. На заднем конце ведущего вала имеется зубчатый венец с прямыми зубьями, который может входить в зацепление с муфтой включения 4. От осевого перемещения назад ведущий вал удерживается упорным шарикоподшипником, а от перемещения вперед — крышкой 19. Зубчатое колесо 7 первой передачи установлено на шлицах ведомого вала 10. Зубчатое колесо 6 второй передачи свободно сидит на бронзовой втулке, надетой на ведомый вал, так же как и зубчатое колесо 5 третьей передачи, имеющее кроме зубьев конус для включения муфты 4.
Блок 18 зубчатых колес промежуточного вала вращается на двух подшипниках, состоит из следующих зубчатых колес: 12 —первой передачи, 14 — второй передачи, 15 — третьей передачи и 17 — постоянного зацепления с ведущим валом. От осевых перемещений промежуточный вал фиксируется крышкой и гайкой крепления заднего подшипника. Блок 13 зубчатых колес передачи заднего хода вращается на оси в бронзовой втулке.
При включении трех высших передач используются зубчатые колеса 3, 17, 5, 15, 6 и 14 со спиральными зубьями, что обеспечивает плавную и бесшумную работу коробки передач и снижает износ зубчатых колес. Зубчатые колеса первой передачи и передачи заднего хода (они используются сравнительно редко) — прямозубые. Первая передача включается при введении в зацепление зубчатых колес 7 и 12. Крутящий момент передается от ведущего вала 1 через зубчатые колеса 3 и 17 на блок 18 зубчатых колес промежуточного вала, а затем через колеса 12 и 7 на ведомый вал 10.
При включении второй передачи зубчатое колесо 7 перемещается вперед и внутренние шлицы его входят в зацепление с зубчатым колесом 6. Крутящий момент от ведущего вала 1 через зубчатые колеса 3, 17, 14 и 6, внутреннее шлицевое соединение колес 6 и 7 передается ведомому валу 10.
Третья передача включается при передвижении муфты включения 4 назад. При этом крутящий момент промежуточного вала на ведомый диск передается через зубчатые колеса 15 и 5 и муфту включения 4.
|
|
Для включения четвертой передачи (прямой) перемещают вперед муфту включения 4, которая соединяет ведущий и ведомый валы в одно целое.
Передача заднего хода включается при смещении вперед блока 13 зубчатых колес, из которых большое колесо входит в зацепление с колесом 12, а меньшее — с колесом 7. При этом крутящий момент передается через колеса 3, 17, 12, блок 13 зубчатых колес и колесо 7.
Механизм коробки передач смонтирован в литом чугунном картере 16, который болтами прикреплен к картеру сцепления. Справа (по ходу автомобиля) в картере есть люк, закрытый крышкой с паронитовой прокладкой. Этот люк может быть, использован для присоединения коробки отбора мощности. С левой стороны внутри и нижней части картера установлен грязеуловитель.
Заливают масло и контролируют его уровень через отверстие с пробкой на левой стороне стенки картера. Отверстие для слива масла находится внизу на задней стенке. На внутренних поверхностях передней и задней крышек картера нарезаны маслосгонные канавки, а в задней крышке, кроме того, установлена манжета. На внутренней стороне передней крышки имеется канал для отвода масла в картер коробки передач.
Рис. 13.2. Четырехступенчатая коробка передач автомобиля ГАЗ-5312:
а - конструкция; б —муфта включения коробки передач автомобиля; 1 — ведущий вал; 2 и 8 — подшипники; 3 и 17 —зубчатые колеса постоянного зацепления ведущего и промежуточного валов; 4 —муфта включения третьей и четвертой передач; 5 и 15 —зубчатые колеса третьей передачи; 6 и 14 —зубчатые колеса второй передачи; 7 и 12 —зубчатые колеса первой передачи; 9 и 11 —червячная пара привода спидометра; 10 —ведомый вал; 13 —блок зубчатых колес передачи заднего хода; 16 —картер коробки передач; 18 —блок зубчатых колес промежуточного мала; 19- крышка подшипника ведущего вала