Раздаточные и дополнительные коробки передач автомобилей

ЗИЛ – 131, ГАЗ – 6611, КамАЗ – 4310. Спидометр, устройство, работа, привод.

Раздаточную коробку применяют для распределения крутящего момента между ведущими мостами автомобиля, а также для отключения одного из ведущих мос­тов, обычно переднего.

Обычно понижающую передачу раз­даточной коробки включают при исполь­зовании автомобиля в качестве тягача, буксирующего тяжелые прицепы, при дви­жении на крутых подъемах и в трудных дорожных условиях. Например, раздаточ­ная коробка грузового автомобиля ГАЗ-6611  повышенной проходимости с двумя ве­дущими мостами представляет собой один агрегат с дополнительной двухступенчатой коробкой передач (рис. 13.6, а).

Ведущий вал 4 раздаточной коробки соединен карданной передачей с ведо­мым валом коробки передач. Передний шарикоподшипник вала 4 расположен в стенке картера раздаточной коробки, а задний роликоподшипник — в выточке зубчатого колеса 6, изготовленного как одно целое с ведомым валом привода заднего моста. Опоры вала 11 привода переднего моста, вала привода заднего моста и промежуточного вала 9 — ша­рикоподшипники.

Перемещаясь по шлицам, зубчатое ко­лесо 10 промежуточного вала может входить в зацепление с зубчатыми ко­лесами 6 и 12, а зубчатое колесо 5 веду­щего вала с колесом 13. У зубчатого колеса б кроме наружного зубчатого венца есть внутренний венец для зацеп­ления с шестерней 5. Зубчатые колеса 13 и 12 неподвижно закреплены на шлицах валов.

Крутящий момент от ведущего вала 4 раздаточной коробки передается к перед­нему мосту зубчатыми колесами 5, 6, 10 и 12. При введении зубчатого колеса 5 в за­цепление с внутренним зубчатым венцом колеса 6 ведомого вала включается высшая (прямая) передача заднего моста. Если также ввести зубчатое колесо 10 в зацепление с зубчатыми колесами 6 и 12, то будет включена прямая передача переднего моста. При перемещении ше-стерни 5 влево до зацепления с колесом 13 (зубчатое колесо 10 остается включенным) включается понижающий передача. В этом случае крутящий момент к заднему мосту передается через зубчатые колеса 5, 13, 10 и 6, а к переднему мосту через зубчатые колеса 5, 13, 10 и 12. Передаточное число понижающей передачи равно 1,96. Для удобства включения переднего моста зубчатые колёса 10 и 6 входят в зацепление постоянно на неполную длину зуба.

 


 

Рис. 13.6. Раздаточная коробка:

а- конструкция; б —блокировочное устройство; 1, 2 и 14- пробки; 3 —сапун; 4 —ведущий вал; 5 —шестер­ня ведущего вала; 6 —колесо ведомого вала; 7 — червячное колесо привода спидометра; 8 —червяк привода спидометра; 9 —промежуточный вал; 10 и 13 зубчатые колеса промежуточного вала; 11 — вал привода переднего моста; 12 —зубчатое колесо привода переднего моста; 15 —колпак; 16 —сухарь; 17 пружина; 18 и 25 —вилки; 19 и 20 —ползуны; 21- гайка; 22 —кольцо; 23 —шайба; 24 —манжета

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: