Краткая характеристика. 3-х вальная, 5-и ступенчатая, 3-х ходовая. Имеется два синхронизатора для переключения 2 и 3, 4 и 5; и одну каретку для включения 1-ой передачи и заднего хода.
Коробка передач автомобиля ЗИЛ-431410 имеет переднюю опору ведущего вала 1 (рис. 13.3) на шарикоподшипнике, установленном в выточке фланца коленчатого нала, заднюю — шарикоподшипник 2, размещенный в стенке картера коробки передач. Шарикоподшипник 2 закрыт крышкой и фиксируется стопорным кольцом 3 и гайкой.
Ведомый вал опирается на шарикоподшипник 17 и роликоподшипник 37. На задний конец этого вала надеты червяк привода спидометра и шлицевая втулка с фланцем 19 карданного шарнира, закрепленная гайкой с шайбой. Крышка шарикоподшипника 17 одновременно служит кронштейном стояночного тормозного механизма.
Промежуточный вал 33 опирается на шарикоподшипник 22 и роликоподшипник 35. Зубчатое колесо 25 изготовлено как одно целое с промежуточным валом, а зубчатые колеса 26, 28, 29, 31 и 34 установлены на валу на шпонках. Наружные кольца шарикоподшипников 17, 22 и роликоподшипника 35 фиксируются стопорными кольцами.
|
|
Зубчатые колеса 4 и 34, соединяющие ведущий и промежуточный валы, зубчатые колеса 7 и 31 четвёртой, 8 и 29 третьей и 26 второй передач имеют косые зубья и находится и постоянном зацеплении. Зубчатые колеса 7, 8 и 14 свободно вращаются на ведомом валу, на котором имеются также синхронизаторы 5 и 13, и ни шлицах установлено зубчатое колесо 16 первой передачи и передачи заднего хода
Первая передача включается при перемещении зубчатого колеса 26 вперед до зацепления его с колесом 25 на промежуточном валу; при этом вращение через зубчатые колеса 26 и 16 передается ведомому валу. Вторая и третья передачи включаются при перемещении синхронизатора 13 соответственно назад и вперед. Для включения четвертой и пятой передач перемещают назад или вперед синхронизатор 5. При включении пятой передачи (прямой) между собой соединяются ведущий и ведомый валы.
В передачу заднего хода входит зубчатое колесо 28, установленное на промежуточном валу. При движении зубчатого колеса 16 назад и его зацеплении с малым зубчатым колесом блока 41 включается задний ход. В этом случае крутящий момент от коленчатого вала двигателя через зубчатые колеса 4, 34 и 28, блок 41, зубчатое колесо 16 передается ведомому валу, который будет вращаться в обратную сторону по сравнению с направлением его вращения при включении других передач. В картере коробки передач с обеих сторон есть люки с фланцами для крепления коробки отбора мощности. Пробка 43 закрывает контрольно заливное отверстие для заливки и контроля уровня масла.
|
|
Механизм переключения передач.
Механизм переключения передач обычно расположен в крышке коробки передач и приводится в действие качающимся рычагом. Например, в механизме переключения передач автомобиля ЗИЛ-431410 рычаг 51 (см. рис. 13.3), установленный непосредственно на коробке передач, свободно качается в сферическом гнезде крышки коробки передач, опираясь на него шаровым утолщением. Рычаг удерживают пружина и фиксатор 50. Нижний конец рычага 51 входит в паз одной из пилок, установленных на ползунах 54 и 55. Движение рычага вперед и назад вызывает перемещение в противоположную сторону ползуна, вследствие чего его вилка передвигает зубчатое колесо или муфту, включая одну из передач. Для уменьшения хода рычага переключения передач при включении первой передачи или передачи заднего хода служит промежуточный рычаг 52, установленный на оси 49. Таким образом, ход рычага одинаков для включения всех передач: и при перемещении ползунов, связанных вилками с синхронизаторами, и при движении ползуна, передвигающего при помощи вилки зубчатое колесо первой передачи 16 и передачи заднего хода.
Точнуюустановку зубчатых колес во включенном и выключенном положениях, а также предотвращение самовыключения передач обеспечивают фиксаторы, состоящие из шариков 9 и пружин 10, размещенных вертикально в приливах крышки картера коробки передач. Шарики входят в углубления ползунов. На каждом ползуне есть три углубления: одно (среднее) для нейтрального положения и два для соответствующих передач. Расстояние между углублениями обеспечивает зацепление зубчатых колес по всей длине зубьев.
Случайное включение одновременно двух передач предотвращает замок, состоящий из штифта 11 и двух пар шариков 12. В случае перемещения одного из ползунов два других оказываются запертыми шариками.
Для включения первой передачи или передачи заднего хода необходимо приложить дополнительное усилие, чтобы рычагом 51 сжать до упора пружину предохранителя 48. Только после этого можно перевести рычаг переключения передач в положение, соответствующее первой передачи или передачи заднего хода.