Устройство и работа 5-и ступенчатой коробки передач автомобиля ЗИЛ – 431410. Механизм управления

Краткая характеристика. 3-х вальная, 5-и ступенчатая, 3-х ходовая. Имеется два синхронизатора для переключения 2 и 3, 4 и 5; и одну каретку для включения 1-ой передачи и заднего хода.

Коробка передач автомобиля ЗИЛ-431410 имеет переднюю опору ведущего вала 1 (рис. 13.3) на шарикоподшипнике, уста­новленном в выточке фланца коленчатого нала, заднюю — шарикоподшипник 2, раз­мещенный в стенке картера коробки пе­редач. Шарикоподшипник 2 закрыт крыш­кой и фиксируется стопорным кольцом 3 и гайкой.

Ведомый вал опирается на шарикопод­шипник 17 и роликоподшипник 37. На зад­ний конец этого вала надеты червяк привода спидометра и шлицевая втулка с фланцем 19 карданного шарнира, за­крепленная гайкой с шайбой. Крышка ша­рикоподшипника 17 одновременно служит кронштейном стояночного тормозного ме­ханизма.

Промежуточный вал 33 опирается на шарикоподшипник 22 и роликоподшипник 35. Зубчатое колесо 25 изготовлено как одно целое с промежуточным валом, а зубчатые колеса 26, 28, 29, 31 и 34 уста­новлены на валу на шпонках. Наружные кольца шарикоподшипников 17, 22 и роли­коподшипника 35 фиксируются стопорны­ми кольцами.

Зубчатые колеса 4 и 34, соединяющие ведущий и промежуточный валы, зубчатые колеса 7 и 31 четвёртой, 8 и 29 третьей и 26 второй передач имеют косые зубья и находится и постоянном зацеплении. Зубчатые колеса 7, 8 и 14 свободно вращаются на ведомом валу, на котором имеются также синхронизаторы 5 и 13, и ни шлицах установлено зубчатое колесо 16 первой передачи и передачи заднего хода

Первая передача включается при перемещении зубчатого колеса 26 вперед до зацепления его с колесом 25 на промежуточном валу; при этом вращение через зубчатые колеса 26 и 16 передается ведомому валу. Вторая и третья передачи включаются при перемещении синхронизатора 13 соответственно назад и вперед. Для включения четвертой и пятой передач перемещают назад или вперед синхронизатор 5. При включении пятой передачи (прямой) между собой соединяются ведущий и ведомый валы.

В передачу заднего хода входит зубчатое колесо 28, установленное на проме­жуточном валу. При движении зубчатого колеса 16 назад и его зацеплении с малым зубчатым колесом блока 41 включается задний ход. В этом случае крутящий момент от коленчатого вала двигателя через зубчатые колеса 4, 34 и 28, блок 41, зубчатое колесо 16 передается ведомому валу, который будет вращаться в обратную сторону по сравнению с направлением его вращения при включении других передач. В картере коробки передач с обеих сторон есть люки с фланцами для крепления коробки отбора мощности. Пробка 43 закрывает контрольно заливное отверстие для заливки и конт­роля уровня масла.

Механизм переключения передач.

Механизм переключения передач обычно расположен в крышке коробки передач и приводится в действие качающимся ры­чагом. Например, в механизме переключе­ния передач автомобиля ЗИЛ-431410 ры­чаг 51 (см. рис. 13.3), установленный непосредственно на коробке передач, сво­бодно качается в сферическом гнезде крышки коробки передач, опираясь на него шаровым утолщением. Рычаг удерживают пружина и фиксатор 50. Нижний конец рычага 51 входит в паз одной из пилок, установленных на ползунах 54 и 55. Движение рычага вперед и назад вызывает перемещение в противоположную сторону ползуна, вследствие чего его вилка передвигает зубчатое колесо или муфту, включая одну из передач. Для уменьше­ния хода рычага переключения передач при включении первой передачи или пере­дачи заднего хода служит промежуточ­ный рычаг 52, установленный на оси 49. Таким образом, ход рычага одинаков для включения всех передач: и при переме­щении ползунов, связанных вилками с син­хронизаторами, и при движении ползуна, передвигающего при помощи вилки зубчатое колесо первой передачи 16 и передачи заднего хода.

Точнуюустановку зубчатых колес во включенном и выключенном положениях, а также предотвращение самовыключе­ния передач обеспечивают фиксаторы, со­стоящие из шариков 9 и пружин 10, раз­мещенных вертикально в приливах крыш­ки картера коробки передач. Шарики входят в углубления ползунов. На каж­дом ползуне есть три углубления: одно (среднее) для нейтрального положения и два для соответствующих передач. Расстояние между углублениями обеспе­чивает зацепление зубчатых колес по всей длине зубьев.

Случайное включение одновременно двух передач предотвращает замок, со­стоящий из штифта 11 и двух пар шари­ков 12. В случае перемещения одного из ползунов два других оказываются запертыми шариками.

Для включения первой передачи или передачи заднего хода необходимо при­ложить дополнительное усилие, чтобы рычагом 51 сжать до упора пружину предохранителя 48. Только после этого можно перевести рычаг переключения передач в положение, соответствующее первой передачи или передачи заднего хода.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: