Устройство и работа 5-и ступенчатой коробки передач автомобиля МАЗ – 5335 и коробки автомобиля КамАЗ - 5320

Коробка передач автомобиля МАЗ-5335 пятиступенчатая, пятая передача повышающая (передаточное число меньше единицы). Наличие такой передачи улучшаем топливную экономичность автомобиля и уменьшает износ деталей двигателя, тик как появляется возможность снизить частоту вращения коленчатого вала при той же скорости движения автомобиля.

В пятиступенчатой коробке передач сповышающей передачей автомобиля МАЗ - 5335 (рис. 13.4) для улучшения смазыва­ния ее деталей установлен специальный масляный насос 25. В рассмотренных ранее конструкциях коробок передач все трущиеся детали смазывались маслом, захватываемым вращающимися зубчаты­ми колесами из масляной ванны. В ко­робке передач автомобиля МАЗ-5335 вращение от переднего торца промежуточ­ного вала 17 передается зубчатым коле­сом масляного насоса 25, забирающего масло из поддона и нагнетающего его по каналам передней стенки картера, перед­ней крышки, ведущего и ведомого валов к переднему подшипнику ведомого вала и к подшипникам косозубых зубчатых колес постоянного зацепления, установленных на этом валу.

Ведущий вал через зубчатые колеса 3 и 24 передает вращение колесам проме­жуточного вала 17. На ведомом валу име­ются два синхронизатора 10 и 4 для вклю­чения второй, третьей, четвертой и пятой передач. При перемещении синхронизатора 4 вперед обеспечивается четвертая передача соединением ведущего и ведо­мого валов между собой, а пятая пере­дача включается при перемещении синхро­низатора 4 назад. При этом вращение на ведомый вал передается синхрониза­тором через зубчатые колеса 22 и 8. Смещением синхронизатора 10 вперед че­рез зубчатые колеса 21 и 9 осуществляет­ся третья передача, перемещением синхро­низатора 10 назад, через зубчатые колеса 19 и 11 — вторая передача.

Для включения первой передачи зуб­чатое колесо 12 перемещают вперед, оно соединяется с зубчатым венцом промежуточного вала 17. При смещении колеса 12 назад оно входит в зацепление с блоком зубчатых колес передачи задне­го хода. При этом второе колесо блока зубчатых колес передачи заднего хода на­ходится в постоянном зацеплении с зуб­чатым венцом промежуточного вала.

 

 

 

Рис. 13.4. Пятиступенчатая коробка передач автомобиля МАЗ-5335:

1 - ведущий вал; 2 —крышка подшипника ведущего вала;. 3 -зубчатое колесо ведущего вала; 4 —синхронизатор четвертой и пятой передач; 5 —рычаг переключения передач; 6 —вал рычага переклю­чения; 7 —шарик фиксатора с пружиной; 8 —зубчатое колесо пятой передачи ведомого вала; 9 —зубчатое колесо третьей передачи ведомого вала; 10 —синхронизатоp второй и третьей передач; 11 —зубчатое колеco второй передачи ведомого вала; 12 —зубчатое колесо первой передачи и передачи заднего хода ведомого вала; 13 —верхняя крышка коробки пережач со штоком и вилками; 14 —ведомый вал; 15 — черничное колесо привода спидометра; 16 —фланец крепления карданного вала к коробке передач; 17 -   промежуточный вал с зубчатым венцом первой передачи и передачи заднего хода; 18 —картер короб­ки передач; 19 —зубчатое колесо второй передачи промежуточного вала; 20— заборник масляного насоса с магнитом; 21 — зубчатое колесо третьей передачи; 22 —зубчатое колесо пятой передачи промежуточного вала; 23 —зубчатое колесо для от-бора мощности; 24 — зубчатое колесо привода про­межуточного вала; 25 —масляный насос; 26 —ось блока зубчатых колес передачи заднего хода; 27 — блок зубчатых колес передачи заднего хода

Краткая характеристика. 3-х вальная, 5-и ступенчатая, 3-х ходовая. Имеется два синхронизатора для переключения 2 и 3, 4 и 5; и одну муфту для включения 1-ой передачи и заднего хода. Делитель увеличивает скорость в 1,22 раза, а крутящий момент уменьшается в 1,22 раза. Он включается с помощью ещё одного синхронизатора. Все шестерни вращаются свободно на игольчатых подшипниках.

Коробка передач автомобилей семейства КамАЗ, предназначенных для работы без прицепа,— пятиступенчатая. Для автомо­билей-тягачей, работающих с прицепами, к основной пятиступенчатой коробке до­бавляют передний редуктор — делитель (рис. 13.5), удваивающий число передач.

Зубчатое колесо ведущего вала коробки передач, выполненное вместе с валом, на­ходится в постоянном зацеплении с зуб­чатым колесом 22 привода промежуточ­ного вала. Зубчатое колесо ведущего вала имеет конусную часть для соединения с фрикционным кольцом синхронизатора, а также внутренний зубчатый венец, пред­назначенный для соединения с зубчатым венцом синхронизатора. Передней опорой ведомого вала служит роликоподшипник, установленный в гнезде ведущего вала, а задней — шарикоподшипник, размещен­ный в гнезде стенки картера.

На переднем конце ведомого вала наре­зано три зубчатых венца, предназначенных для установки синхронизатора 5 четвер­той и пятой передач. На цилиндрической шайбе вала при помощи втулок и роли­коподшипников устанавливают зубчатые колеса 6, 7 я 9 соответственно четвертой, третьей и второй передач. Зубчатые колеса 7 и 9 имеют конусы и зубчатые венцы для работы с синхронизатором 8, размещенным между ними на шлицевой части вала, состоящей из трех зубчатых венцов. Крайние венцы имеют меньшую толщину зуба по сравнению со средним венцом, что предотвращает самопроиз­вольное выключение передач.

Втулка зубчатого колеса 13 первой пере­дачи, соединяющаяся шлицами с валом, имеет наружную часть, выполненную по двум диаметрам. По шлицам цилиндри­ческой части большого диаметра пере­мещается муфта 12 включения передачи заднего хода и первой передачи, на ци­линдрической шейке меньшего диаметра установлен подшипник зубчатого колеса первой передачи. Все зубчатые колеса М находятся в постоянном зацеплении с соот-   ветствующими зубчатыми колесами и зуб­чатыми венцами промежуточного вала, а колесо 10 передачи заднего хода — с ма­лым венцом блока // зубчатых колес передачи заднего хода. Зубчатые колеса первой передачи и передачи заднего хода прямозубые, а остальные — косозубые.

Промежуточный вал 21 передним концом опирается на цилиндрический роликопод­шипник, установленный в гнезде переднего торца картера, а задним — на сферичес­кий роликоподшипник, размещенный в ста­кане гнезда заднего торца картера. Для соединения с промежуточным валом дели­теля передний конец промежуточного вала коробки передач имеет шлицы.

 

 

Зубчатые колеса третьей и четвертой передач, а также зубчатое колесо 22 при­вода промежуточного вала напрессованы на вал и зафиксированы сегментными шпон­ками. Зубчатые колеса передачи заднего хода, первой и второй передач изготов­лены вместе с валом. Блок 11 зубчатых колес передачи заднего хода, имеющий два прямозубых зубчатых венца, установлен на двух роликоподшипниках на оси, зафиксированной стопорной планкой. Ве­нец большого диаметра находится в по­стоянном зацеплении с венцом 17 проме­жуточного вала 21.

  Делитель механического типа, удваивает число передач, состоит из веду­щего 1 и промежуточного 25 валов, одной пары зубчатых колес 2 и 23, синхрони­затора 4 и механизма переключения передач. Передний шарикоподшипник ве­дущего вала 1 делителя расположен в расточке коленчатого вала, а задний — в гнезде перегородки картера 24 делите­ля, выполненного как одно целое с карте­ром муфты сцепления.

Косозубое колесо 2, находящееся в по­стоянном зацеплении с колесом 23 привода промежуточного вала 25 делителя, свобод­но вращается на ведущем валу на ролико­подшипниках. Зубчатое колесо 2 имеет конус и зубчатый венец для взаимодейст­вия с синхронизатором делителя.

Делитель обеспечивает две передачи: прямую, при которой синхронизатор дели­теля перемещен вправо и соединяет меж­ду собой ведущие валы делителя и ко­робки передач, и повышающую, при кото­рой синхронизатор перемещен влево и сое­диняет ведущий вал делителя с зубчатым колесом 2 (далее вращение через зуб­чатое колесо 23 передается на промежу­точные валы делителя и коробки передач).

При прямой передаче делителя коробка передач работает как обычная пятисту­пенчатая. При перемещении муфты 12 вперед или назад происходит включение соответственно передачи заднего хода или первой передачи. При первой передаче вращение с ведущего вала через зубчатое колесо 23 передается на промежуточный вал, а затем через зубчатый венец 15, зубчатое колесо 13 и муфту 12 на ведомый вал. При заднем ходе (муфта включения смещена вперёд) вращение с промежуточного вала передается на ведомый вал через зубчатый венец 17, большой венец блока 11 зубчатых колес передачи зад­него хода, малый венец, зубчатое колесо 10 и муфту 12.

Вторую передачу включают перемеще­нием синхронизатора 8 второй и третьей передач назад, соединяя с ведомым валом зубчатое колесо 9 второй передачи, нахо­дящееся в постоянном зацеплении с зубча­тым венцом 18. Смещением синхронизато­ра вперед соединяют ведомый вал с зуб­чатым колесом 7 третьей передачи, нахо­дящимся в постоянном зацеплении с зуб­чатым колесом 19 промежуточного вала.

Четвертую и пятую передачи включают перемещением синхронизатора 5 соот­ветственно назад или вперед. При четвер­той передаче вращение на ведомый вал передают зубчатые колеса, а при пятой передаче при помощи синхронизатора сое­диняются ведущий и ведомый валы (пря­мая передача). При повышенных переда­чах промежуточный вал коробки передач получает вращение через зубчатые коле­са 2 и 23 делителя в результате смеще­ния синхронизатора 4 делителя вперед. Дальнейшее включение четырех повышаю­щих передач происходит аналогично вклю­чению четырех понижающих передач.

При пятой повышающей передаче вра­щение с промежуточного вала коробки передач передается через зубчатое колесо 22 постоянного зацепления на ведущий вал коробки передач и далее на ведомый вал через смещенный вперед синхрониза­тор 5.

Для включения передач делителя ис­пользован пневмопривод. Воздух из пневмосистемы поступает в редукционный кла­пан 28 (рис. 13.5, б), где разделяется на две части и направляется в кран 27 управления и в клапан 31 включения делителя. В зависимости от положения рукоятки переключателя 26 делителя воз­дух из крана 27 управления поступает в левую или правую часть воздухораспреде­лителя 30 и, перемещая его золотник, направляется из клапана 31 включения делителя в полости А или Б пневмоцилиндра 29, перемещая поршень, а вместе с ним ползун, связанный с синхронизатором. Воздух пройдёт через клапан 31 в механизм переключения передач только при полностью включенном сцеплении, т. к. его толкатель связан с упором 32, закреплённым на толкателе поршня пневмогидроусилителя выключения сцепления.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: