Устройство и работа шарниров и валов

1. Карданный вал – труба из легированной стали (Ст 15Х).

2. Карданные шарниры бывают равных и неравных угловых скоростей. Для передачи крутящего момента от коробки на задние ведущие мосты применяют шарниры неравных угловых скоростей, а для передачи крутящего момента на ведущие управляемые колёса – шарниры равных угловых скоростей.

3. Крестовина стальная штампованная с 4-мя шлифованными шипами. Крестовины бывают смазывающимися и нет. У смазывающейся имеется тавотница для смазки, а у не смазывающихся смазка закладывается на заводе. Их ещё можно назвать одноразовыми. В каждом шипу есть канал для смазки. На шип устанавливается подшипник, который состоит из стакана и иголок. Внутри стакана завальцован самоподжимной радиальный сальник.

4. Подвесная опора служит для поддержания карданного вала и гашения колебаний. Имеет металлический корпус, в нутрии которого есть мощная резиновая подушка и подшипник.

5. В карданной передаче, которая состоит из промежуточного вала и вала заднего моста, имеется резиновая муфта. Она передаёт крутящий момент на промежуточный карданный вал.

 

 

Карданная пере­дача автомобиля ГАЗ-3307 с жесткими карданными шарнирами неравных угло­вых скоростей (рис. 14.1, а). Карданные передачи этого типа получили наиболь­шее распространение. Такие карданные шарниры состоят из закрепленных на валах двух стальных вилок 6 и 10 и шарнирно соединяющей их крестовины 8, установленной в ушках вилок на игольча­тых подшипниках. Подшипники, состоя­щие из стаканов 3 и иголок 4, надеты на шлифованные шипы крестовины 8, изготовленной из хромистой стали, и за­креплены в проушинах вилок 6 и 10 стопорными пластинами 2 с подложенны­ми под них крышками 1. Манжеты 5 препятствуют вытеканию из подшипни­ков смазочного материала, который по­ступает через масленку 9 и каналы в крестовине. Для удаления избыточного количества смазочного материала служит предохранительный клапан 7.

Другой карданный шарнир с игольча­тым подшипником, в котором использованы резиновые самоподжимные манже­ты 13, а стаканы подшипников закреп­лены в вилках стопорными кольцами 14, показан на рис. 14.1, б. Для более надеж­ной защиты игольчатых подшипников от вытекания масла иногда ставят две манже­ты — радиальную и торцовую, как, напри­мер, на автомобилях КамАЗ-5320 (рис. 14.1, в). Конструкция одного из вхо­дящих в карданную передачу шарни­ров должна допускать осевое перемеще­ние карданного вала. Обычно для этой цели используют шлицевое соединение од­ной из вилок карданного шарнира с валом.

 

 Устройство и работа карданных шарниров равных угловых скоростей.

 

Обеспечивающие равномерное враще­ние ведомого вала карданные шарниры равных угловых скоростей чаще всего бывают шариковые и кулачковые. В передних ведущих мостах автомобилей семей­ства ЗИЛ, ГАЗ и УАЗ применяют шари­ковые карданные шарниры равных угло­вых скоростей с делительными канавками (рис. 14.1, г). Наружный кулак 19, на шли­цах которого установлен ведущий фланец ступицы колеса, изготовлен как одно целое с ведомой вилкой, а внутренний кулак 17 со шлицами, входящими в отверстие полуосевого зубчатого колеса дифферен­циала, откован как одно целое с ведущей вилкой. Вилки соединены между собой при помощи четырех ведущих шариков 20, расположенных в канавках вилок. Для центрирования вилок служат сферические углубления на их торцах, в которые помещают центральный шарик 18. Веду­щие шарики 20 передают крутящий  момент от ведущей вилки к ведомой. Центральный шарик имеет лыску, которую при сборке карданного шарнира повора­чивают к вставленному ведущему шари­ку. Шпилька 22, расположенная в осевом канале ведомой вилки, одним концом вхо­дит в отверстие центрального шарика 18, запирая собранный карданный шарнир.

 

 

Делительные канавки имеют такую фор­му, при которой ведущие шарики незави­симо от угловых перемещений вилок всегда располагаются в плоскости, делящей пополам угол между осями веду-  щей и ведомой вилок. Благодаря этому обе вилки имеют одинаковые частоты вра­щения.

Кулачковый карданный шарнир (рис. 14.1, д) состоит из вилок 24 и 28, полу­цилиндрических кулаков 25 и 27 и цент­рального диска 26, вставленного во внут­ренние пазы этих кулаков, цилиндричес­кие поверхности которых охватывают вил­ки 24 и 28. Такой шарнир работает подобно двум сочлененным шарнирам неравных угловых скоростей. В одной плоскости вилки поворачиваются от­носительно кулака, а в другой плос­кости — вместе с ними относительно цент­рального диска. Такие шарниры устанав­ливают на автомобиле «Урал-4320».

 


 

 

Рис. 14.1. Карданные шарниры:

а, б и в —неравных угловых скоростей; г и д —равных угловых скоростей; 1 — крышка; 2 —стопорная пла­стина; 3 —стакан подшипника; 4 —иголки; 5—вой­лочные манжеты; 6, 10, 24 и 28 —вилки; 7 — предохранительный клапан; 8 —крестовина; 9 —ма­сленка; 11 — карданный вал; 12 —отражатель; 13 — самоподжимная манжета; 14 —стопорное кольцо; 15 и 16 —манжеты радиального и торцового уплот­нений; 17 —внутренний кулак; 18 —центральный ша­рик; 19 —наружный кулак; 20 —ведущие шарики; 21 —штифт; 22 —шпилька; 23 —полуось; 25 и 27 —по­луцилиндрические кулаки; 26 —центральный диск

 


Тема № 15

Главная передача

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: