1. Карданный вал – труба из легированной стали (Ст 15Х).
2. Карданные шарниры бывают равных и неравных угловых скоростей. Для передачи крутящего момента от коробки на задние ведущие мосты применяют шарниры неравных угловых скоростей, а для передачи крутящего момента на ведущие управляемые колёса – шарниры равных угловых скоростей.
3. Крестовина – стальная штампованная с 4-мя шлифованными шипами. Крестовины бывают смазывающимися и нет. У смазывающейся имеется тавотница для смазки, а у не смазывающихся смазка закладывается на заводе. Их ещё можно назвать одноразовыми. В каждом шипу есть канал для смазки. На шип устанавливается подшипник, который состоит из стакана и иголок. Внутри стакана завальцован самоподжимной радиальный сальник.
4. Подвесная опора служит для поддержания карданного вала и гашения колебаний. Имеет металлический корпус, в нутрии которого есть мощная резиновая подушка и подшипник.
5. В карданной передаче, которая состоит из промежуточного вала и вала заднего моста, имеется резиновая муфта. Она передаёт крутящий момент на промежуточный карданный вал.
Карданная передача автомобиля ГАЗ-3307 с жесткими карданными шарнирами неравных угловых скоростей (рис. 14.1, а). Карданные передачи этого типа получили наибольшее распространение. Такие карданные шарниры состоят из закрепленных на валах двух стальных вилок 6 и 10 и шарнирно соединяющей их крестовины 8, установленной в ушках вилок на игольчатых подшипниках. Подшипники, состоящие из стаканов 3 и иголок 4, надеты на шлифованные шипы крестовины 8, изготовленной из хромистой стали, и закреплены в проушинах вилок 6 и 10 стопорными пластинами 2 с подложенными под них крышками 1. Манжеты 5 препятствуют вытеканию из подшипников смазочного материала, который поступает через масленку 9 и каналы в крестовине. Для удаления избыточного количества смазочного материала служит предохранительный клапан 7.
Другой карданный шарнир с игольчатым подшипником, в котором использованы резиновые самоподжимные манжеты 13, а стаканы подшипников закреплены в вилках стопорными кольцами 14, показан на рис. 14.1, б. Для более надежной защиты игольчатых подшипников от вытекания масла иногда ставят две манжеты — радиальную и торцовую, как, например, на автомобилях КамАЗ-5320 (рис. 14.1, в). Конструкция одного из входящих в карданную передачу шарниров должна допускать осевое перемещение карданного вала. Обычно для этой цели используют шлицевое соединение одной из вилок карданного шарнира с валом.
Устройство и работа карданных шарниров равных угловых скоростей.
Обеспечивающие равномерное вращение ведомого вала карданные шарниры равных угловых скоростей чаще всего бывают шариковые и кулачковые. В передних ведущих мостах автомобилей семейства ЗИЛ, ГАЗ и УАЗ применяют шариковые карданные шарниры равных угловых скоростей с делительными канавками (рис. 14.1, г). Наружный кулак 19, на шлицах которого установлен ведущий фланец ступицы колеса, изготовлен как одно целое с ведомой вилкой, а внутренний кулак 17 со шлицами, входящими в отверстие полуосевого зубчатого колеса дифференциала, откован как одно целое с ведущей вилкой. Вилки соединены между собой при помощи четырех ведущих шариков 20, расположенных в канавках вилок. Для центрирования вилок служат сферические углубления на их торцах, в которые помещают центральный шарик 18. Ведущие шарики 20 передают крутящий момент от ведущей вилки к ведомой. Центральный шарик имеет лыску, которую при сборке карданного шарнира поворачивают к вставленному ведущему шарику. Шпилька 22, расположенная в осевом канале ведомой вилки, одним концом входит в отверстие центрального шарика 18, запирая собранный карданный шарнир.
Делительные канавки имеют такую форму, при которой ведущие шарики независимо от угловых перемещений вилок всегда располагаются в плоскости, делящей пополам угол между осями веду- щей и ведомой вилок. Благодаря этому обе вилки имеют одинаковые частоты вращения.
Кулачковый карданный шарнир (рис. 14.1, д) состоит из вилок 24 и 28, полуцилиндрических кулаков 25 и 27 и центрального диска 26, вставленного во внутренние пазы этих кулаков, цилиндрические поверхности которых охватывают вилки 24 и 28. Такой шарнир работает подобно двум сочлененным шарнирам неравных угловых скоростей. В одной плоскости вилки поворачиваются относительно кулака, а в другой плоскости — вместе с ними относительно центрального диска. Такие шарниры устанавливают на автомобиле «Урал-4320».
Рис. 14.1. Карданные шарниры:
а, б и в —неравных угловых скоростей; г и д —равных угловых скоростей; 1 — крышка; 2 —стопорная пластина; 3 —стакан подшипника; 4 —иголки; 5—войлочные манжеты; 6, 10, 24 и 28 —вилки; 7 — предохранительный клапан; 8 —крестовина; 9 —масленка; 11 — карданный вал; 12 —отражатель; 13 — самоподжимная манжета; 14 —стопорное кольцо; 15 и 16 —манжеты радиального и торцового уплотнений; 17 —внутренний кулак; 18 —центральный шарик; 19 —наружный кулак; 20 —ведущие шарики; 21 —штифт; 22 —шпилька; 23 —полуось; 25 и 27 —полуцилиндрические кулаки; 26 —центральный диск
Тема № 15
Главная передача