Устройство и работа.
Центральная двойная главная передача автомобиля ЗИЛ-431410 показана на рис. 15.6. Она состоит из пары конических зубчатых колес со спиральными зубьями и пары цилиндрических зубчатых колес с косыми зубьями. Коническая шестерня 11, изготовленная как одно целое с валом, приводится во вращение от карданной передачи через фланец 1.
Коническое колесо 12 прикреплено заклепками к фланцу промежуточного вала. Цилиндрическая шестерня 16 изготовлена вместе с промежуточным валом, а находящееся с ней в зацеплении цилиндрическое колесо 21 прикреплено болтами к коробке дифференциала, состоящей из левой 23 и правой 20 чашек. В коробке размещены сателлиты 28, крестовина 30, полуосевые зубчатые колеса 22 и опорные шайбы 19 и 29 полуосевых зубчатых колес и сателлитов.
Опорами вала конической шестерни 11 служат роликоподшипники 6 и 9, расположенные в стакане 7, прикрепленном болтами к картеру 17 главной передачи. К стакану болтами крепится крышка 3 с манжетой 2. Между крышкой и стаканом помещена уплотнительная прокладка 5, а между втулкой фланца 1 и роликоподшипником 6 — шайба 4. Между внутренними кольцами роликоподшипников находится распорная втулка 33, а между этой втулкой и роликоподшипником 6 помещены шайбы 8 для регулирования затяжки роликоподшипников 6 и 9. Положение конической шестерни регулируют прокладками 10, устанавливаемыми между картером 17 главной передачи и стаканом 7. В боковых крышках 15 и 32 размещены конические роликоподшипники 14 и 31, на которые опирается вал цилиндрической шестерни 16. Под фланцы крышек 15 и 32 подложены прокладки для регулировки положения роликоподшипников 14 и 31, а также конического колеса 12. Для повышения жесткости на стакане 7 имеются внешние ребра.
|
|
Коробка дифференциала вращается на двух конических роликоподшипниках 24, скрытых крышками 18. Эти роликоподшипники регулируют гайками 25. Внутри картера 27 проходят полуоси 26. Отверстие для заливки масла находится на задней крышке балки моста, а для его слива — в нижней части балки. Масло к подшипникам конической шестерни поступает по каналам в картере.
Рис. 15.6. Ведущий мост автомобиля ЗИЛ - 431410:
1- фланец; 2- манжета; 3, 15, 18 и 32- крышки; 4- шайба; 5- уплотнительная прокладка; 6, 9, 14, 24 и 31 роликоподшипники; 7 - стакан; 8- регулировочные шайбы; 10 и 13- регулировочные прокладки; 11 — коническая шестерня; 12 — коническое колесо; 16 —цилиндрическая шестерня; 17 —картер главной передачи; 19 и 29 —опорные шайбы; 20 —правая чашка дифференциала; 21 —цилиндрическое колесо; 22 —полуосевое зубчатое колесо; 23 — левая чашка дифференциала; 25 —регулировочная гайка; 26 —полуось; 27 —картер моста; 28 —сателлит; 30 —крестовина; 33 —распорная втулка
|
|
Разнесенная двойная главная передача заднего моста автомобиля МАЗ-5335 (рис. 15.7) состоит из конической главной передачи (рис. 15.7, д) и двух колесных редукторов (рис. 15.7, в). Центральный редуктор в сборе, состоящий из конической главной передачи и дифференциала, установлен в картере заднего моста и прикреплен шпильками и гайками к его обработанной плоскости, а с задней стороны отверстие закрыто штампованной крышкой, приваренной к картеру моста. В расточки перегородок картера запрессованы кожухи 10 полуосей (рис. 15.7, б), которые от проворачивания удерживаются стопорными штифтами 9.
На наружные концы кожухов полуосей с помощью эвольвентных шлицев закреплены внутренние чашки 26 (рис. 15.7, в), которые жестко соединены с наружными чашками 3, образуя неподвижное водило, на трех осях 17 которого вращаются сателлиты 2. От полуосей момент передается к центральной солнечной шестерне 1, от нее через три сателлита 2 и коронное колесо 4 к ступице колеса.
Передаточное число колесного редуктора определяется отношением числа зубьев коронного колеса и солнечной шестерни, поэтому изменением указанных чисел зубьев может быть получен ряд передаточных чисел при сохранении межосевого расстояния. Сателлиты не влияют на передаточное число.
Как и любая двойная главная передача, разнесенная главная передача позволяет разделить крутящий момент и тем самым разгрузить дифференциал и полуоси от передачи повышенного момента. Недостатком разнесенной передачи является то, что такая конструкция вызывает повышение относительных скоростей вращения зубчатых колес при повороте или буксовании автомобиля, что требует дополнительных мер для защиты трущихся поверхностей деталей дифференциала (введение шайб, втулок, улучшенной смазочной системы).
Рис. 15.7. Задний мост автомобиля МАЗ-5335 и его элементы:
а —схема; б —конструкция; в —колесный редуктор; г —детали колесного редуктора; д— главная передача и дифференциал; 1 —солнечная (ведущая) шестерня; 2 —сателлит; 3 —наружная чашка водила; 4 —коронное (ведомое) колесо; 5 —ступица заднего колеса; 6 —полуось; 7 —колесный редуктор;8—-тормозной механизм задних колес; 9— стопорный штифт кожуха полуоси; 10— кожух полуоси; 11 —центральный редуктор; 12 —тормозной разжимной кулак; 13 и 16— крышки; 14 и 22—стопорные кольца; 15 —упорный сухарь; 17 —ось сателлита; 18— подшипник сателлита; 19 —стопорный болт оси сателлита; 20— пробка заливного отверстия; 21— контргайка подшипника ступицы; 23 —гайка подшипника ступицы; 24 — кожух полуоси; 25— упор шестерни; 26 — внутренняя чашка водила; 27 —полуосевое зубчатое колесо; 28— сателлит дифференциала; 29 - крестовина дифференциала; 30 —цилиндрический роликоподшипник; 31 — конический подшипник шестерни; 32— фланец; 33 —манжета; 34— регулировочные прокладки; 35 —шестерня; 36 —картер редуктора; 37— колесо; 38 —ограничитель колеса; 39— правая чашка дифференциала; 40— демонтажный болт картера