Центральная и разнесённая двойная передача

Устройство и работа.

Центральная двойная главная передача автомобиля ЗИЛ-431410 показана на рис. 15.6. Она состоит из пары конических зубчатых колес со спиральными зубьями и пары цилиндрических зубчатых колес с косыми зубьями. Коническая шестерня 11, изготовленная как одно целое с ва­лом, приводится во вращение от кар­данной передачи через фланец 1.

Коническое колесо 12 прикреплено заклепками к фланцу промежуточного вала. Цилиндрическая шестерня 16 изго­товлена вместе с промежуточным валом, а находящееся с ней в зацеплении ци­линдрическое колесо 21 прикреплено бол­тами к коробке дифференциала, состоя­щей из левой 23 и правой 20 чашек. В коробке размещены сателлиты 28, крестовина 30, полуосевые зубчатые ко­леса 22 и опорные шайбы 19 и 29 полу­осевых зубчатых колес и сателлитов.

Опорами вала конической шестерни 11 служат роликоподшипники 6 и 9, распо­ложенные в стакане 7, прикрепленном болтами к картеру 17 главной передачи. К стакану болтами крепится крышка 3 с манжетой 2. Между крышкой и стака­ном помещена уплотнительная прокладка 5, а между втулкой фланца 1 и ролико­подшипником 6 — шайба 4. Между внут­ренними кольцами роликоподшипников на­ходится распорная втулка 33, а между этой втулкой и роликоподшипником 6 помещены шайбы 8 для регулирования за­тяжки роликоподшипников 6 и 9. Положе­ние конической шестерни регулируют про­кладками 10, устанавливаемыми между картером 17 главной передачи и стаканом 7. В боковых крышках 15 и 32 разме­щены конические роликоподшипники 14 и 31, на которые опирается вал цилинд­рической шестерни 16. Под фланцы кры­шек 15 и 32 подложены прокладки для регулировки положения роликоподшипни­ков 14 и 31, а также конического колеса 12. Для повышения жесткости на стакане 7 имеются внешние ребра.

Коробка дифференциала вращается на двух конических роликоподшипниках 24, скрытых крышками 18. Эти роликопод­шипники регулируют гайками 25. Внутри картера 27 проходят полуоси 26. Отвер­стие для заливки масла находится на задней крышке балки моста, а для его слива — в нижней части балки. Масло к подшипникам конической шестерни посту­пает по каналам в картере.

 


 

Рис. 15.6. Ведущий мост автомобиля ЗИЛ - 431410:

1- фланец; 2- манжета; 3, 15, 18 и 32- крышки; 4- шайба; 5- уплотнительная прокладка; 6, 9, 14, 24 и 31 роликоподшипники; 7 - стакан; 8- регулировочные шайбы; 10 и 13- регулировочные про­кладки; 11 — коническая шестерня; 12 — коническое колесо; 16 —цилиндрическая шестерня; 17 —картер главной передачи; 19 и 29 —опорные шайбы; 20 —правая чашка дифференциала; 21 —цилиндриче­ское колесо; 22 —полуосевое зубчатое колесо; 23 — левая чашка дифференциала; 25 —регулировочная гайка; 26 —полуось; 27 —картер моста; 28 —сателлит; 30 —кре­стовина; 33 —распорная втулка

 

 

Разнесенная двойная главная передача заднего моста автомобиля МАЗ-5335 (рис. 15.7) состоит из конической главной пере­дачи (рис. 15.7, д) и двух колесных редукторов (рис. 15.7, в). Центральный редуктор в сборе, состоя­щий из конической главной передачи и дифференциала, установлен в картере заднего моста и прикреплен шпильками и гайками к его обработанной плоскости, а с задней стороны отверстие закрыто штампованной крышкой, приваренной к картеру моста. В расточки перегородок картера запрессованы кожухи 10 полу­осей (рис. 15.7, б), которые от прово­рачивания удерживаются стопорными штифтами 9.

На наружные концы кожухов полуосей с помощью эвольвентных шлицев закреп­лены внутренние чашки 26 (рис. 15.7, в), которые жестко соединены с наружными чашками 3, образуя неподвижное водило, на трех осях 17 которого вращаются сателлиты 2. От полуосей момент пере­дается к центральной солнечной шестерне 1, от нее через три сателлита 2 и корон­ное колесо 4 к ступице колеса.

Передаточное число колесного редукто­ра определяется отношением числа зубьев коронного колеса и солнечной шестерни, поэтому изменением указанных чисел зубьев может быть получен ряд переда­точных чисел при сохранении межосевого расстояния. Сателлиты не влияют на пере­даточное число.

Как и любая двойная главная пере­дача, разнесенная главная передача позволяет разделить крутящий момент и тем самым разгрузить дифференциал и полу­оси от передачи повышенного момента. Недостатком разнесенной передачи явля­ется то, что такая конструкция вызывает повышение относительных скоростей вра­щения зубчатых колес при повороте или буксовании автомобиля, что требует допол­нительных мер для защиты трущихся по­верхностей деталей дифференциала (вве­дение шайб, втулок, улучшенной смазоч­ной системы).

 

Рис. 15.7. Задний мост автомобиля МАЗ-5335 и его элементы:

а —схема; б —конструкция; в —колесный редуктор; г —детали колесного редуктора; д— главная переда­ча и дифференциал; 1 —солнечная (ведущая) ше­стерня; 2 —сателлит; 3 —наружная чашка водила; 4 —коронное (ведомое) колесо; 5 —ступица заднего колеса; 6 —полуось; 7 —колесный редуктор;8—-тормозной механизм задних колес; 9— стопорный штифт кожуха полуоси; 10— кожух полуоси; 11 —центральный редуктор; 12 —тормозной разжимной кулак; 13 и 16— крышки; 14 и 22—стопорные кольца; 15 —упорный сухарь; 17 —ось сателлита; 18— подшипник сателлита; 19 —стопорный болт оси са­теллита; 20— пробка заливного отверстия; 21— контргайка подшипника ступицы; 23 —гайка под­шипника ступицы; 24 — кожух полуоси; 25— упор ше­стерни; 26 — внутренняя чашка водила; 27 —полуосе­вое зубчатое колесо; 28— сателлит дифференциала; 29 -      крестовина дифференциала; 30 —цилиндриче­ский роликоподшипник; 31 — конический подшипник шестерни; 32— фланец; 33 —манжета; 34— регули­ровочные прокладки; 35 —шестерня; 36 —картер редуктора; 37— колесо; 38 —ограничитель колеса; 39— правая чашка дифференциала; 40— демонтажный болт картера

 

 


 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: