Колёса обеспечивают возможность движения автомобиля, а также воспринимают и смягчают толчки, возникающие при движении. Автомобильное колесо состоит из диска и обода, на который надета пневматическая шина.
Классификация колёс:
1. По эксплутационному назначению (т. е. какую выдерживают нагрузку):
· до 2 т.
· до 20 т.
· свыше 20 т.
2. По виду соединения колеса со ступицей:
· дисковые
· бездисковые
· спицевые
3. По видам применяемых шин:
· для камерных
· без камерных
· с регулируемым давлением
· арочных
· пневмо – катки
4. По числу установленных на ступицу колёс:
· одинарные
· сдвоенные
5. По типу обода:
· разъёмные
· не разъёмные
6. По месту разъёма:
· посредине
· сегментового типа
7. По числу съёмных элементов:
· двух –
· трёх –
· четырёх –
· пяти компонентные
На легковых автомобилях обычно применяют дисковые колеса с глубокими неразборными ободьями 1 (рис. 19.1, а), имеющими уступы для бортов покрышки шины. Обод приваривают или приклепывают к штампованному диску 2, который, в свою очередь крепят к фланцу ступицы 5 шпильками 4 и гайками 3. Плотная установка диска на ступице и правильное его центрирование обеспечены конической формой внутренней стороны гаек. Стальное штампованное дисковое колесо грузового автомобиля имеет разрезное замочное 7 (рис. 19.1, б) и неразрезное бортовое 8 кольца. Профиль обода 1 выполнен с конической посадочной полкой. Одна закраина обода сделана с ним как одно целое, а другая представляет собой съемное бортовое кольцо 8, удерживаемое на ободе замочным кольцом 7. Шину свободно надевают на плоский обод, затем устанавливают бортовое 8 и замочное 7 кольца, причем последнее закладывают в канавку обода. От выпадения это кольцо удерживает давление сжатого воздуха в шине. Конические посадочные полки обода 1 и бортового кольца 8 обеспечивают плотную посадку шины на обод и исключают возможность их относительного проворачивания.
|
|
В конструкции колеса другого типа с разрезным бортовым кольцом 9 (рис. 19.1, е) последнее одновременно выполняет и функции замочного кольца. Колеса с плоским ободом из двух соединенных болтами частей (рис. 19.1, г) применяют на автомобилях высокой проходимости. Наружный обод 11 колеса делают съемным, а в средней части ставят распорное кольцо 12, прижимающее борта шины к закраинам обода. У автомобилей с регулируемым давлением воздуха в шинах (например, ГАЗ-6611) распорное кольцо допускает снижение давления до 50 кПа, удерживая шину от проворачивания относительно обода колеса.
Дисковые колеса с разрезным замочным и неразрезным бортовым кольцами устанавливают на автомобилях ЗИЛ-431410, с разрезным бортовым кольцом — на автомобилях ГАЗ-5312, с разъемным ободом — на автомобилях ГАЗ-6611 и ЗИЛ-131Н.
|
|
На автомобилях МАЗ, КамАЗ и автобусах ЛиАЗ, Икарус применяют без- дисковые колеса. Их принципиальное различие от описанных ранее конструкций дисковых колес состоит в том, что они неимеют промежуточной детали (диска) между ободом и ступицей. Передние колеса устанавливают на конические поверхности ступиц колес, а задние — на кольца, прикрепленные к ступице гайками и шпильками. Специальные прижимы служат для центрирования и крепления бездисковых колес.
Рис. 19.1. Ободья колес автомобилей:
а —легкового; б —грузового (обод имеет разрезное замочное кольцо); в —грузового (обод имеет разрезное бортовое кольцо); г —высокой проходимости; д —с бездисковым колесом со съемным плоским ободом, состоящим из трех частей; 1 —обод; 2 —диск; 3 — гайка; 4 —шпилька; 5 —ступица; 6 — колпак; 7 —разрезное замочное кольцо; 8 —неразрезное бортовое кольцо; 9 —разрезное бортовое кольцо; 10 —болт; 11 —наружный обод; 12 —распорное кольцо