Колёса. Назначение, типы колёс. Устройство дисковых и бездисковых колёс

 

Колёса обеспечивают возможность движения автомобиля, а также воспринимают и смягчают толчки, возникающие при движении. Автомобильное колесо состоит из диска и обода, на который надета пневматическая шина.

Классификация колёс:

1. По эксплутационному назначению (т. е. какую выдерживают нагрузку):

· до 2 т.

· до 20 т.

· свыше 20 т.

2. По виду соединения колеса со ступицей:

· дисковые

· бездисковые

· спицевые

  3. По видам применяемых шин:

· для камерных

· без камерных

· с регулируемым давлением

· арочных

· пневмо – катки

  4. По числу установленных на ступицу колёс:

· одинарные

· сдвоенные

  5. По типу обода:

· разъёмные

· не разъёмные

  6. По месту разъёма:

· посредине

· сегментового типа

  7. По числу съёмных элементов:

· двух –

· трёх –

· четырёх –

· пяти компонентные

 

На легковых автомобилях обычно приме­няют дисковые колеса с глубокими нераз­борными ободьями 1 (рис. 19.1, а), имеющими уступы для бортов покрышки шины. Обод приваривают или приклепы­вают к штампованному диску 2, который, в свою очередь крепят к фланцу ступицы 5 шпильками 4 и гайками 3. Плотная установка диска на ступице и правиль­ное его центрирование обеспечены кони­ческой формой внутренней стороны гаек. Стальное штампованное дисковое коле­со грузового автомобиля имеет разрезное замочное 7 (рис. 19.1, б) и неразрезное бортовое 8 кольца. Профиль обода 1 выполнен с конической посадочной полкой. Одна закраина обода сделана с ним как одно целое, а другая представляет собой съемное бортовое кольцо 8, удерживаемое на ободе замочным кольцом 7. Шину сво­бодно надевают на плоский обод, затем устанавливают бортовое 8 и замочное 7 кольца, причем последнее закладывают в канавку обода. От выпадения это кольцо удерживает давление сжатого воздуха в шине. Конические посадочные полки обода 1 и бортового кольца 8 обеспечивают плотную посадку шины на обод и исключают возможность их относительного про­ворачивания.

В конструкции колеса другого типа с разрезным бортовым кольцом 9 (рис. 19.1, е) последнее одновременно выполняет и функции замочного кольца. Колеса с плос­ким ободом из двух соединенных болта­ми частей (рис. 19.1, г) применяют на автомобилях высокой проходимости. Наружный обод 11 колеса делают съем­ным, а в средней части ставят распор­ное кольцо 12, прижимающее борта шины к закраинам обода. У автомобилей с регу­лируемым давлением воздуха в шинах (например, ГАЗ-6611) распорное кольцо допускает снижение давления до 50 кПа, удерживая шину от проворачивания от­носительно обода колеса.

Дисковые колеса с разрезным замочным и неразрезным бортовым кольцами уста­навливают на автомобилях ЗИЛ-431410, с разрезным бортовым  кольцом — на автомобилях ГАЗ-5312, с разъемным обо­дом — на автомобилях ГАЗ-6611 и ЗИЛ-131Н.

 

На автомобилях МАЗ, КамАЗ и автобусах ЛиАЗ, Икарус применяют без- дисковые колеса. Их принципиальное различие от описанных ранее конструкций дисковых колес состоит в том, что они неимеют промежуточной детали (диска) между ободом и ступицей. Передние колеса устанавливают на конические поверхности ступиц колес, а задние — на кольца, прикрепленные к ступице гайками и шпильками. Специальные прижимы служат для центрирования и крепления бездисковых колес.

 



 

 

Рис. 19.1. Ободья колес автомобилей:

а —легкового; б —грузового (обод имеет разрезное замочное кольцо); в —грузового (обод имеет разрез­ное бортовое кольцо); г —высокой проходимости; д —с бездисковым колесом со съемным плоским ободом, состоящим из трех частей; 1 —обод; 2 —диск; 3 — гайка; 4 —шпилька; 5 —ступица; 6 — колпак; 7 —разрезное замочное кольцо; 8 —нераз­резное бортовое кольцо; 9 —разрезное бортовое кольцо; 10 —болт; 11 —наружный обод; 12 —распор­ное кольцо

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: